Концепции современного естествознания
p align="left">Биоэтика возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х годов XX века в США и Западной Европе. Большую роль в становлении биоэтики сыграла медицина, а также развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможных негативных последствий генной инженерии. Парадоксально, но факт: именно новый уровень практических возможностей медицины и экспериментальной науки поставил перед учеными новые этические проблемы. Биоэтика возникла как ответ на технологические вызовы в медицине. Новые технологии трансплантации органов, зарождения и поддержания жизни вступили в противоречие с традиционными культурными ценностями. Например, для христианства сердце - это не только важнейший биологический, но и духовный орган человека.

Можно сказать, что биоэтика - это форма защиты прав человека, в том числе его права на жизнь, на здоровье, на ответственное и свободное самоопределение своей жизни.

Если мы будем рассматривать биоэтику не просто как анализ норм взаимоотношений врача и пациента, а в более широком контексте, который определяет отношение к жизни и смерти, к детству и старости, то в этом случае биоэтика окажется системой ценностей. Она не только включает в себя этические нормы отношения к животным, но и экологическую этику, этику отношений человека с биогеоценозами и со всей биосферой. Не только человек, но и вся природа окажутся субъектами этических размышлений и моральной регуляции.

Мы находимся в самом начале пути по развитию биоэтики, хотя в США уже издана пятитомная энциклопедия по данным проблемам.

Выдвигаются и отстаиваются следующие постулаты:

· Единство науки и гуманистических ценностей.

· Необходимость ставить гуманистические цели выше исследовательских.

· Регулирование научных исследований, включая и запреты на некото-рые виды экспериментов, связанных с участием человека.

· Разработка правил биомедицинских работ с учетом прав личности, включая юридические нормы.

Очень важны вопросы неразрывной связи биоэтики с медицинской этикой и правом. Общественный смысл биоэтики заключается в том, что она является конкретным проявлением гуманизма в медицине. Этот критерий является основным в научных исследованиях по биологии и медицине. И какие бы цели ни ставились исследователями, гуманизм и безвредность для человека всегда должны стоять на первом месте - такой подход служит мерилом любой человеческой деятельности, в том числе и по ускорению научно-технического прогресса. В этой связи необходимо развивать экологическую этику и разрабатывать специальный экологический кодекс.

Что нового в биоэтике сравнительно с традиционной врачебной этикой? Современный врач сталкивается с конфликтом «духа и буквы» клятвы Гиппократа, которая была незыблемой этической основой врачевания в течение двадцати четырех веков.

Возьмем наиболее известную этическую заповедь Гиппократа - прежде всего не навредить пациенту («в какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости»). Когда современные хирурги-трансплантологи пересаживают почку или долю легкого живого донора (даже имея на это добровольное согласие донора) обреченному больному, приведенное этическое предписание по отношению к донору с очевидностью нарушается. Современный прогресс клинической медицины потребовал уточнения самого принципа гуманизма. Соответствует ли гуманности искусственное оплодотворение или прекращение жизнеподдерживающего лечения умирающего пациента? Подлинным началом духовных исканий в биоэтике является тре-вога и забота о будущем человеческого рода. Когда американский биолог В. Р. Поттер предложил термин «биоэтика», назвав ее «мостом в будущее», он был, несомненно, прав, так как биоэтика все более явно становится поиском реальных путей к созданию глобальной этики человечества будущего.

В современном обществе уже стали привычными такие понятия, как «право на аборт», «право на смерть» и т. д. Но, может быть, это есть квазиправо - оно не может быть записано во Всеобщей декларации прав человека. В самом деле, сторонники права на аборт делают акцент на следующих аргументах: криминальные аборты есть еще большее зло, общество должно уважать право женщины на свободное и ответственное материнство; в особенности на ранних сроках беременности понятие «эмбрион» не тождественно понятию «человек» и так далее. В то же время они не придают должного значения другим аргументам: отмена запрета на аборт просто игнорирует моральный статус эмбриона, ценность жизни плода; аборт как моральный выбор самой женщины, врача-оператора, юристов, легализовавших такую социальную практику, не свободен от противоречий.

Сторонники разрешения проблем умирающего больного с помощью активной эвтаназии говорят, что в этом заключается его «право на смерть». Есть потребность в допустимости «убийства из милосердия» неизлечимо больного близкого человека. Следует признать, что такая ситуация является особенно психологически убедительной, ведь здесь требование милосердного отношения к страданию, «смертной муке» другого человека может обрести силу категорического императива. Но это еще не значит, что такой выбор можно безоговорочно оправдать этически. Врач, осуществивший «убийство из милосердия», совершает отчаянный и рискованный шаг «по ту сторону добра и зла». При этом он обрекает себя на вечную (до конца своей сознательной жизни) работу самооправдания: достаточно ли весомыми были в тот момент его аргументы, когда он в привычных определениях добра и зла единственно по своей воле поменял местами знаки «плюс» и «минус».

Проблемы биоэтики обладают одним ярко выраженным качеством: в поисках их решения люди, вместо того чтобы приходить к какому-то общему решению, скорее расходятся во мнениях. Это происходит потому, что стороны делают акцент на разных аспектах одной проблемы и приходят в результате к разным выводам. Например, в вопро-се об абортах одна сторона делает акцент на правах матери, а другая - на правах внутриутробного ребенка. И каждая сторона по-своему права.

Биоэтика должна основываться на признании жизни высшей ценностью, и лишь в таком виде она может быть приемлема.

Основные понятия темы:

Эмоции - это своеобразные психологические состояния, выражающие особое отношение человека к действительности в форме непосредственных переживаний.

Стресс - состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напря-жения, возникающее у человека при сильной эмоциональной перегрузке нервной систем, и нарушающее нормальный ход поведения человека.

Фрустрация - чувство крушения, возникающее всякий раз, когда физическое, социальное и даже воображаемое препятствие мешает или препятствует достижению цели.

Творчество - деятельность по созданию чего-то нового.

Воображение - процесс создания новых образов путем переработки представлений, полученных из предшествующего опыта.

Эвристика - наука о творческой деятельности и методах обучения ей.

Интуиция - это непосредственное неосознанно полученное знание.

Биоэтика - это раздел современной профессиональной этики, применяющий понятия и нормы общечеловеческой морали к сфере экспериментальной и теоретической деятельности в биологии и медицине.

Тема 17. Человек и биосфера

1. Эволюция представлений о биосфере

Концепция Вернадского о биосфере

Термин «биосфера» (буквально: «сфера жизни») впервые в таком значении был введен в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Эд. Зюссом. До этого многими исследователями понятие использовалось под другими названиями «производство жизни», «живая оболочка Земли» и т.п. В своей книге «Лик Земли» в 1909 г. Зюсс определил биосферу как «совокупность организмов, ограниченную в пространстве и времени и обитающую на поверхности Земли». Но он еще не замечал обратного воздействия биосферы на географические, геологические и космические процессы. Однако уже Ламарк ясно указал на огромную роль живых организмов в образовании земной коры: все вещества, находящиеся на поверхности земного шара и образующие его кору, сформировались благодаря деятельности живых организмов.

Идея о тесной взаимосвязи живой и неживой природы все настойчивее проникала в сознание ученых. На рубеже 19-20 вв. начинают господствовать идеи целостного подхода - холистического - к изучению природы. В современной науке они оформились в системной методологии. Результаты такого подхода сказались на исследовании воздействия биотических (или живых) факторов на абиотические (или физические) условия. Например: состав морской воды определяется активностью морских организмов; растения, живущие на песчаной почве, значительно изменяют ее структуру; живые организмы контролируют состав нашей атмосферы и др. Все это свидетельствует о наличии обратной связи между живой и неживой природой, в результате которой живое вещество в значительной мере изменяет облик нашей Земли. Была поставлена задача - исследовать, каким образом и в какой мере живое вещество влияет на физико-химические и геологические процессы, происходящие на поверхности Земли и в земной коре. Эта задача была поставлена и решена выдающимся русским ученым Владимиром Ивановичем Вернадским (1863-1945), который в своей концепции биосферы центральным делает понятие «живое вещество» и определяет его как совокупность всех живых организмов. Кроме растений и животных, сюда входит и человечество, влияние которого на геологические процессы отличается от воздействия остальных живых существ. Во-первых, оно является более интенсивным. Во-вторых, воздействие человека носит активный, деятельный характер и представляет собой окультуривание растений и животных, что обусловливает неразрывную связь животного, растительного царств и культуры человечества в геохимической работе живого вещества как единого целого.

В «Мыслях и набросках» в 1920 г. он пишет: «Сознание человечества становится той «силой», тем фактором, который мы должны принимать во внимание, когда изучаем всякий природный процесс». Так, В.И. Вернадский приходит к понятию ноосферы, которое играет решающую роль в его концепции совместной эволюции (коэволюции) биосферы и человека.

Одновременно с Вернадским концепцию биосферы разрабатывали французские ученые. Сам термин «ноосфера» появился в 1927 г., его использовал Эжен Леруа в лекциях 1927-28 учебного года в Сорбонне. Пьер Тейяр де Шарден выступил соавтором его ноосферной концепции. При этом они опирались на идеи и понятия учения о биосфере и живом веществе, изложенные Вернадским в его лекциях в Сорбонне 1922-23 учебного года.

В своей знаменитой книге «Феномен человека» П. Тейяр де Шарден изложил свое понимание человека как вершины и сути эволюции космоса. Человек - это сложный, развернутый микрокосмос, содержащий в себе все потенции космоса. Жизнь и человек появляются на Земле в результате спонтанного зарождения и неразрывно связаны с космическими процессами усложнения материи.

Американский биолог К. Саган постулировал общий космологический закон - «музыка жизни»: появление жизни есть непреложный факт космической эволюции в течение определенного времени порядка нескольких миллионов лет. Земная жизнь - частный случай проявления этой «музыки».

Таким образом, условия развития жизни на Земле определили ее развитие в качестве целого, т.е. в виде биосферы - единого монолита живого вещества, организованность которого определяется преобладанием космической энергии и связанными с этим космопланетарными биогеохимическими функциями. Другими словами эволюция биосферы зависит от совокупности земных и космических явлений.

Человеческая мысль и человеческий труд обеспечивают уникальность феномена человека: в его жизнедеятельности законы природы и общества функционируют в единстве. Поэтому социально-историческое бытие человека встроено в космопланетарную организацию жизни в целом. Эволюция космоса предполагает переход биосферы в ноосферу. Однако Тейяр де Шарден и Вернадский по-разному это объясняют. Шарден - религиозный философ, для него «ноосфера» - планетарный слой сознания и духовности. У Вернадского ноосфера - это гармония отношений человека и природы, в которых человек самореализуется и выполняет свое космическое предназначение. Ученый пришел к выводу о том, что эволюция человека и общества сделала цивилизацию мощным фактором всей дальнейшей эволюции на Земле.

Вещество биосферы разнородно по своему физико-химическому составу и включает: 1) живое вещество (совокупность всех живых организмов); 2) биогенное вещество; 3) косное вещество (атмосфера, газы, горные породы и т.п.); 4) биокосное вещество (почвы, илы, поверхностные воды и др.); 5) радиоактивное вещество; 6) рассеянные атомы; 7) вещество космического происхождения.

Учение о биосфере связано с учением о почве, созданным Докучаевым, где почва рассматривается как самостоятельная часть природы, как единство приповерхностных природных процессов, связывающих в одно целое горные породы, рыхлые отложения, циркулирующие в них воды, произрастающие на них растения и слой гумуса.

По мнению Вернадского, количество живого вещества в земной коре - величина постоянная. Биосфера - не просто одна из оболочек Земли, а это организованная оболочка. Быть живым - значит быть организованным. Организованность бытия создается и сохраняется деятельностью живого вещества, которая имеет биогеохимическую форму. Другими словами, функционирование биосферы есть осуществление необратимых и незамкнутых круговоротов вещества и потоков энергии между ее основными компонентами.

Усиливающееся вторжение человека в биогеохимические циклы должно привести к разумному целенаправленному контролю, т.е. формированию созидательного коллективного разума - ноосферы, а это возможно только с преобразованием самого человека.

2. Ноосфера. Единство человека и природы. Русский космизм

Человечество своей производственной деятельностью оказывает исключительно сильное влияние на биосферу, что ведет к ее перестройке и появлению ноосферы. Это понятие было введено в науку в 1927 году Э. Леруа. Под «ноосферой» он понимал «мыслящую оболочку Земли, которая формировалась вне биосферы, как бы сверху растительного и животного мира».

В.И. Вернадский в соответствии со своим учением о биосфере дал новое толкование понятия «ноосфера». Ноосфера - это биосфера, преобразованная трудом человека и измененная научной мыслью, то есть под влиянием мысли биосфера закономерно переходит в ноосферу.

В настоящее время под ноосферой понимается особая область взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится основным определяющим фактором развития.

Ноосфера как высокоорганизованное состояние биосферы может возникнуть и существовать только тогда, когда, во-первых, преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и разумном понимании всех происходящих явлений и процессов и обязательно сочетаться с «интересами» природы и, во-вторых, решится задача овладения в ближайшем будущем методами управления развитием биосферы и создания необходимых для этого средств. Структура ноосферы включает: человечество, социальные системы, науку, технику и технологии в единстве с биосферой. Реально ноосфера предстает как техносфера, искусственное образование с ее собственными законами функционирования. Поэтому, если В.И. Вернадский связывал концепцию ноосферы с идеями рационального развития биосферы, направляемого общим разумом людей, то в настоящее время образуется среда, которая начинает отрицать условия бытия человека как естественного существа. Ноосфера в своей ипостаси техносферы, порождает экологический кризис, ставя человека на грань выживания.

Человек, производство и природа - главные компоненты ноосферы. Это единая система, ибо человек для своего существования не может остановить ни промышленное, ни сельскохозяйственное производство, он не может отказаться от достижений научно-технического прогресса и вернуться в первобытное состояние. И вся планетная деятельность человека происходит в рамках природы, частью которой он является и без которой не может обойтись.

Природа оказывает существенное влияние на самые разные стороны жизни человека и, прежде всего, на развитие материального производства. Многообразие свойств природы явилось естественной основой разделения труда (охота, рыболовство, земледелие, скотоводство и другое). От особенностей природной среды зависят конкретные направления человеческой деятельности, в частности развитие тех или отраслей производства в различных странах и на континентах. Не только наличие тех или иных природных условий для производства, но и, наоборот, их недостаток также оказывал ускоряющее влияние на развитие общества.

Воздействие человека на природу проявляется в изменении структуры земной поверхности (распашка степей, вырубка лесов, мелиорация, создание искусственных озер и морей и т.д.); изменении энергетического, в частности теплового, баланса отдельных регионов земного шара и всей планеты, изменение состава биосферы, круговорота и баланса слагающих ее веществ (выброс различных веществ в атмосферу и водные объекты; изъятие полезных ископаемых, изменение влагооборота и т.д.); изменения, вносимые в биоту (совокупность живых организмов) в результате истребления некоторых их видов, создание новых пород животных и сортов растений, перемещение их на новые места обитания.

Таким образом, человек - социально активная часть природы, создающая в результате своей преобразовательной деятельности ноосферу как синтез живого и разумного, единство природного и социального.

Ноосфера - феномен не столько природы, сколько космоса. Включенная в систему бытия человека она предстает как часть космоса. С другой стороны, космос как реальность, а не просто объект созерцания, открывается человеку посредством науки и техники. Космизм в некотором роде - это идеология техногенной среды. В обосновании и разработке этой идеологии активно участвовали наши соотечественники Н. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский.

Космос для Н. Федорова - активное поприще человеческой деятельности. Он предлагал свой вариант перемещения людей в космическом пространстве. Для этого необходимо овладеть электромагнитной энергией Земного шара, что позволит регулировать его движение в мировом пространстве и превратить Землю в космический корабль («земноход») для полетов человека в Космосе. Объединив все миры, человек станет «планетоводом».

По мнению К.Э. Циолковского, нравственная задача Земли состоит в том, чтобы внести свой вклад в совершенствование космоса. Для этого земляне должны выйти в космос. Ученый предполагал, что жизнь и разум есть на других старших планетах. Со временем будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Сначала в виде союза населяющих ближайшие солнца, затем - союза союзов и т.д. до бесконечности, поскольку бесконечна сама Вселенная.

А.Л. Чижевский исследовал влияние космоса, и, прежде всего, Солнца, на биологические и социальные процессы на Земле. Он является основоположником гелиобиологии. Кроме того, он объяснял поведением и активностью Солнца войны, бунты, революции.

В.И. Вернадский говорил о влиянии Космоса на развитие биосферы. Живые организмы трансформируют космическое излучение в земную энергию (тепловую, электрическую, химическую, механическую) в масштабах, определяющих существование биосферы.

Многие идеи русских космистов находят свое применение в области космических и биологических наук. Они подтверждают неразрывное единство человека и космоса, указывают на их тесное взаимовлияние.

3. Космические циклы и человек

Вернадский высказал предположение, что революционные изменения в морфологии живых существ связаны с такими критическими периодами геологической истории, движущие причины которых находятся за пределами Земли, т.е. являются определенными космическими воздействиями.

Человек как биосоциальное существо соединяет в себе многообразие ритмов, порожденное биологической и социокультурной эволюцией. Например, рассматривая вопрос об антропогенезе, Вернадский говорит о прямой связи его с ритмическими изменениями климата на планете, гравитационные космические воздействия связаны с изменением орбит Земли и Солнца под воздействием других планет и галактик, гравитация обусловливает колебания скорости движения Земли, ее углового момента, - все это вызывает изменения атмосферно-океанической циркуляции. Загадочна роль магнитного поля Земли в изменении климата, а через него во влиянии на биосферу. Орбитальные климатические ритмы (циклы): 400 тыс.; 1,2 млн.; 2,5 млн.; 3,7 млн. лет. Первый цикл (400 тыс. лет.) - основная причина периодического изменения климата и эволюции организмов мира. Этот ритм был выявлен геологами из последовательности ледниковых событий и только потом был обнаружен астрономами. Этот ритм делится на 6-8 фаз. Становление и развитие живого вещества подчиняется этому климатическому ритму. Ритм управляет Вселенной.

С понятием ритма связано представление о гармонии, организованности явлений и процессов. Из всех ритмических воздействий, поступающих из Космоса на Землю, наиболее сильным является воздействие ритмически изменяющегося излучения Солнца. На поверхности и в недрах нашего светила непрерывно идут процессы, проявляющиеся в виде вспышек. Мощные потоки энергии, выбрасываемые при вспышке, достигая Земли, резко меняют состояние магнитного поля и ионосферы, влияют на распространение радиоволн, сказываются на погоде. В результате возникающих на Солнце вспышек изменяется общая солнечная активность, имеющая периоды максимума и минимума. Солнце - мощный источник, который настраивает все земные процессы, в том числе и в обществе. Циклы Солнца - часы, регистрирующие смену его активности. Многочисленные исследования активности Солнца показали, что во время его наибольшей активности происходит резкое ухудшение состояния больных, страдающих гипертонической болезнью, атеросклерозом и инфарктом миокарда. В этот период возникают спазмы кровеносных сосудов, нарушения функционального состояния ЦНС.

Советский ученый В.П. Девятов подсчитал, что в первые же дни после появления пятен на Солнце количество автомобильных катастроф возросло примерно в 4 раза по сравнению с периодами, когда пятен было немного. Это объясняют тем, что в период усиления активности Солнца реакция человека на любой внешний раздражитель значительно замедляется. Излучение Солнца также оказывает влияние на умственную деятельность людей, на творческую активность человека и т.п.

Жизнь на нашей планете связана с вращением Земли вокруг своей оси, определяющим суточный ритм, и с вращением вокруг Солнца, от которого зависит смена времен года. Большинство живых организмов подчиняется действию этих сезонных ритмов, которые определяют рост, развитие и гибель растений. Вращение Земли обусловливает ритмичное изменение факторов внешней среды: температуры, освещенности, относительной влажности воздуха, атмосферного давления, электрического потенциала атмосферы, космической радиации и гравитации.

Проблема суточных периодических изменений физиологических функций в организме человека с давних пор привлекает внимание ученых различных специальностей, прежде всего, биологов, физиологов, врачей. Знания, полученные в результате этих исследований, позволяют применять в определенные моменты более целесообразный и эффективный метод лечения. Суточным ритмом охвачен весь организм человека. Ритмичность физиологических процессов, отражающая единство организма и среды, проявляется в том, что их максимумы и минимумы приурочены к определенным часам суток. Физиологическая подготовка к активной деятельности происходит даже тогда, когда организм находится в состоянии сна. И, наоборот, организм человека готовится ко сну задолго до засыпания.

Основные понятия темы:

Биосфера - единый монолит живого вещества, организованность которого определяется преобладанием космической энергии и связанными с этим космопланетарными биогеохимическими функциями.

Ноосфера - это биосфера, преобразованная трудом человека и измененная научной мыслью.

Ноосфера (Вернадский В.И.) - созидательный коллективный разум.

Живое вещество - совокупность всех живых организмов.

Гелиобиология - наука о влиянии активности Солнца на биологические и социальные процессы на Земле.

Тема 18. Принцип глобального эволюционизма и его роль в современной науке

1. Глобальный эволюционизм

Современная естественнонаучная картина мира и сложна и проста одновременно. Сложна потому, что не согласуется с классическими научными представлениями о природе. Идеи начала времени, корпускулярно-волнового дуализма, квантовых объектов, внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, - эти и другие подобные новации вызывают определенные сомнения в научности естественнонаучной картины мира.

Но в то же время она проста и стройна. Она динамична и ориентирована на процесс. В ней утвердились убеждения в том, что материя, Вселенная в целом и во всех ее элементах не могут существовать вне развития. Практически все отрасли естествознания пронизаны принципом эволюционизма.

В XX веке идея эволюции прорвалась в физику и космологию. Уже сформулированы первые теории химической эволюции как саморазвития каталитических систем. Современный эволюционизм в научных дисциплинах биологического профиля предстает как многоплановое учение, ведущее поиски закономерностей и механизмов эволюции сразу на многих уровнях организации живой материи: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном и даже биогенетическом. Наиболее выдающиеся успехи достигнуты на молекулярно-генетическом уровне: расшифрован механизм передачи наследственной информации, выяснены роли ДНК и РНК. В геологии окончательно утвердилась концепция дрейфа континентов, а такие науки, как экология, биогеохимия, антропология были изначально эволюционны.

Только в конце XX века естествознание приступило к созданию теоретических и методологических средств для построения единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной, возникновение Солнечной системы и Земли, возникновение жизни и, наконец, возникновение человека и общества. Именно такой концепцией и является концепция глобального эволюционизма.

Исходя из того, что суть эволюции состоит в интеграции более простых элементов в целостные образования более высокого уровня, в более сложные системы, характеризуемые новыми качествами, можно выделить важные фазы эволюции окружающего нас мира:

· космическая эволюция (Большой взрыв, образование элементарных частиц, формирование атомов и молекул, возникновение галактик, звезд и планет и т.д.);

· химическая эволюция (образование системы химических элементов и соединений, возникновение органических соединений, полимеризация в цепи органических молекул);

· геологическая эволюция (образование структур земной коры, гор, вод и т.д.);

· эволюция протоклетки (самоорганизация полимеров и хранение информации на молекулярном уровне, пространственная индивидуализация, возникновение молекулярного языка);

· макро- и микроэволюция (развитие видов животных и растений и их взаимодействие, возникновение экосистемы на Земле);

· эволюция человека (развитие труда, языка и мышления);

· эволюция общества (разделение труда, общественная организация, техника, общественно-экономические формации и т.д.);

· эволюция информации и обмена информацией, развитие связи, науки и др. форм сознания.

Корни такого понимания эволюции тесно связаны с новыми методами исследования, разрабатываемыми в рамках синергетического подхода.

2. Самоорганизация как основа эволюции

Синергетический подход - это пример проявления интегративных тенденций в современной науке. Он продолжает идеи и методы концептуального осмысления понятий саморазвития и самоорганизации, развитых в кибернетике, теории систем, нелинейной математике, компьютерном моделировании, современной физики на фоне эволюционных идей в биологии и социальных науках.

Главным противоречием естественнонаучной картины мира, включающей принцип эволюции, было основное отличие живых структур от неживых. Оно выражается в естественном отборе, который реализуется посредством одного и того же генетического механизма. Очевидным было и то, что движущая сила процесса саморазвития материи в самом широком смысле заключается в специфических свойствах среды.

Для современной картины мира идея эволюционного подхода может показаться достаточно тривиальной. Однако проследить генетическую цепочку становления, функционирования и гибели отдельных форм и образований неживой природы на фоне «глобального эволюционизма» - не просто. Например, для химиков эволюция не исчерпывается возникновение и распадом межатомных, молекулярных структур. По своей сущности они являются определенным этапом развития материи в целом. Это развитие охватывает и вещество, и энергию в их неразрывном взаимодействии, оно протекает как эволюция систем, охватывающих гигантские объекты: звезды, туманности, планеты. Отдельные молекулярные образования являются лишь моментами этого процесса, который может быть полностью понят лишь в своей целостности, в своем единстве.

Химический процесс приводит к постепенному усложнению вещественной структуры космоса, к обогащению энергетических связей. В то же время он, как верно подметил Гегель, отягощен разрывами, подчас длительными (на миллионы лет) остановками развития. Лишь формирование и становление придает ему непрерывность и подчиняет более высокой форме движения материи: биологической, а затем - социальной.

В контексте синергетического подхода биологическая реальность рассматривается уже как суперструктура, надстроенная над «безжизненной» физической реальностью, она опосредована диссипативными структурами, существующими за счет обмена энергией и веществом с окружающей средой. Перед биологами возникает проблема «вписанности» живого в фундаментальные законы неорганического мира. Значительный вклад в разработку проблемы включенности жизни в магистральную линию развития материи внесли исследователи автоволновых процессов в биологии, химии и физике. Автоволны выглядят как раскручивающаяся спираль (точнее, такие спирали являются центрами автоволн). Каждая из них посылает волны, которые, встречаясь друг с другом, претерпевают разрывы. Места этих разрывов сами становятся центрами новых спиралей, тем самым обеспечивается автоволновой режим. Наличие в среде многих центров самоподдерживающихся волн позволяет трактовать автоволновые процессы как синергетические (кооперативные) структуры. Автоволны - это широкий класс процессов, который существенен для изучения механизма самоорганизации, присущей самым различным объектам.

Таким образом, во многих системах различного характера (физических, химических, геологических, биологических, географических и т.д.), активно происходят процессы самоорганизации и возникновения более сложных структур. Такие системы и обеспечивают всеобщую эволюцию природы на всех уровнях ее организации - от низших и простейших к высшим и сложнейшим.

Андрейченко Галина Владимировна,

Павлова Ирина Николаевна

Концепции современного естествознания

справочник для студентов

В авторской редакции

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать