Старение и одиночество
p align="left">Из приведённых данных о большом проценте совместного проживания родителей со взрослыми детьми может сложиться впечатление, что в Польше такой тип семьи является основным. Однако это не так. Во-первых, старики (особенно это характерно для городских семей) чаще всего живут вместе со взрослыми детьми, не состоящими в браке. Это своего рода продолжение существования нуклеарной семьи до пожилого возраста, особенно если нет внуков. Во-вторых, около 30% пожилых супружеских пар из среды рабочих и 17% из крестьянской среды, проживающих под общей крышей с детьми, ведут раздельное с ними хозяйство.

В-третьих, домашнее хозяйство нуклеарного типа решительно преобладает в общем числе семейных хозяйств. Только около 15-- 20% семейных хозяйств в городе являются совместными с родителями, и то чаще всего с одним из них. Из этого следует, что родительские пары не стремятся создавать совместные хозяйства с семействами своего сына или дочери.

3.4 Роль местной общественности в борьбе с одиночеством

Француженка написала книгу "Скандальный возраст", в которой сравниваются ответы пожилых людей с ответами 9-- 14-летних учеников парижских школ на три вопроса: "Что ты думаешь о пожилых людях? Полагаешь ли ты, что им надо помогать? Где они должны жить?". В целом учащиеся считают, что люди пожилого возраста должны жить вместе с родными, а не в доме для престарелых; они отмечали, что одинокие пожилые люди живут по соседству, встречаются на улице, в магазине, в лифте, в парке и т. д. У детей не возникало сомнений, что пожилым людям надо помогать перейти улицу, открыть тяжёлую дверь, принести покупки из магазина, угля или дров из подвала и т. д. Многие ответы учащихся, однако, заканчивались словом "но". Эти "но" можно сгруппировать следующим образом: пожилые люди чрезмерно занимают время детей, проявляющих желание прийти к ним с помощью, своими бесконечными рассказами о делах и людях, которые совершенно не интересуют молодых;

пожилые люди проявляют непонятную для детей привязанность к мелочам, старой утвари, старым газетам, разным безделушкам и т. п. предметам, которые затрудняют содержание в порядке и чистоте квартиры и особенно кухни. Смешанные чувства вызывает у школьников также привязанность пожилых людей к неинтересным, некрасивым, назойливым и избалованным котам, собакам и злым попугаям. Детей удерживает на определённом расстоянии в контактах с пожилыми людьми не старомодный или немодный стиль их одежды, а, скорее, недостаточная опрятность в одежде, причёске, личной гигиене.

Другой причиной держаться на расстоянии дети считают критическое настроение пожилых людей к окружающему миру, их жалобы и сетования в адрес родственников и друзей, не всегда справедливый и часто непонятный детям и молодёжи подход пожилых людей к возникающим человеческим конфликтам, склочное и недоброжелательное отношение многих к своим соседям, ко всему, что их окружает.

Несмотря на все эти разные оговорки, дети твердо придерживаются мнения, что человеку в пожилом возрасте необходимо оказывать помощь не только в делах обыденной жизни, но также помогать ему преодолевать его чувство одиночества и тоски. О тоске и одиночестве, об изоляции от общества, частично также о материальных трудностях и проблемах удовлетворения основных житейских потребностей прежде всего говорили сами пожилые люди, опрошенные А. Лоран.

Здесь уместно остановиться на теме субъективного ощущения одиночества и социальной изоляции, которое вызывает состояние глубокой неудовлетворённости жизнью и иногда даже доводит до самоубийства.

Чаще всего причинами самоубийства пожилых людей кроме ослабления родственных связей в случае смерти супруга (или супруги) или ухода детей являются нарушение связей с соседями, привычными ранее кругами общения, нарастание чувства изоляции и одиночества.

Увиденный глазами ребёнка образ пожилого человека и анализ причин самоубийств в пожилом возрасте понадобились нам не для того, чтобы вызвать панику, а для того, чтобы показать, что чувство одиночества, чувство отчуждения от общества часто объясняются не объективным, а субъективным состоянием пожилого человека. Не вызывает сомнения, что в конкретных индивидуальных судьбах объективные обстоятельства переплетаются с субъективными. Так, например, невозможность из-за нехватки сил принести дрова или уголь из подвала и вследствие этого отсутствие горячей воды ведут к неопрятности, запущенности одежды, квартиры, что в свою очередь приводит к неприязни даже доброжелательных соседей или других потенциальных помощников.

Эти проблемы были исследованы французским учёным, которая провела опрос почти 8000 пожилых людей из различных местностей, проживающих в одиночестве, вместе с родными, в домах престарелых. Она выработала шкалу одиночества пожилых людей на основе следующих факторов: наличие детей, удалённость места их проживания и частота контактов с ними;

наличие семьи, удалённость места её проживания и частота контактов; наличие друзей, контакты с ними, прежде всего в клубах или обществах. Шкала имеет четыре оценки -- от 0 до 3. Применение шкалы обнаружило ряд интересных явлений, с которыми мы и познакомимся.

Чуть более 78% опрошенных имеют детей, почти столько же живут от них поблизости, но только 2/3 видятся с ними по крайней мере один раз в неделю. Общение с родными носит ещё более редкий характер, хотя.у почти 80% опрошенных есть родные и половина из них живёт поблизости, но общается с ними по крайней мере один раз в неделю только 1/3 обследованных. Что касается клубов или обществ пожилых людей, то к ним не принадлежат 2/3 опрошенных. Частота общения с друзьями по клубу очень низкая. Следует отметить, что мужчины в этом проявили большую активность, чем женщины и супружеские пары.

Показатель изолированности сильно разнится в зависимости от места проживания. Полную изолированность отмечают жители Парижа (14,4% от общего числа опрошенных) и больших городов (13,6%). Самый низкий уровень изолированности характерен для пожилых людей, живущих в сельской местности и в небольших городах. Тем не менее в итоге оказалось, что больше всего пожилых людей с наиболее низким показателем одиночества живёт в городах (исключая Париж).

Спасения от чувства одиночества пожилые люди ищут в установлении дружеских контактов, в частности в домах для престарелых закрытого типа. Более 80% опрошенных жителей этих домов назвали именно этот фактор главным мотивом своего пребывания там.

Другой исследователь, изучала, в частности, мотивацию, связанную с поездками на отдых. Оказалось, что, хотя эти мотивы у пожилых людей не отличались от мотивов людей прочих возрастных категорий, тем не менее их аргументы были достаточно своеобразными: эта поездка является возможностью вырваться из повседневности, скуки, монотонности, хоть на время избавиться от бытовых трудностей -- домашнего хозяйства, неустроенного быта и т. п. Поездка позволяет отдохнуть в связи со сменой мыслей, возможностью преодолеть культурную и социальную инертность, проявить по мере сил свою активность в социальной и культурной сферах. Такие поездки способствуют избавлению от чувства одиночества, создают возможности возобновить контакты со старыми знакомыми и друзьями, коллегами, завязать новые знакомства с перспективой поддерживать их и в будущем. Жизнь в коллективе отгоняет мысли о смерти, которые в одиночестве становятся подчас очень тягостными. Здесь стоит привести одно из наблюдений К. Колло: чем люди старше, тем охотнее они проводят время среди лиц своего возраста.

Выборочные данные из французских исследований и статистические материалы убедили нас в том, что чувство одиночества у пожилого человека перерастает иногда в настоящую драму. Существует ли способ уменьшить ощущение изолированности от общества, поскольку полностью этого избежать, скорее всего, невозможно? Изложенное выше, без сомнения, позволяет ответить на этот вопрос положительно. Пожилой человек не должен прекращать работу над собой. Своим видом и вниманием к внешним атрибутам жизни он должен вызывать благосклонность и одобрительные чувства со стороны своих близких, как детей, так и взрослых. Находя друзей среди детей, молодёжи, взрослых, пожилой человек должен помнить, что дружеские отношения строятся на взаимности, внимании к его времени и нуждам, приспособлении к его возможностям, например к возможностям ребёнка, стремящегося помочь старому человеку.

Пожилой человек в конкретном обществе может выступать в качестве субъекта средовой активности, то есть действовать на благо этого общества или просто участвовать в его жизни. Он может быть также объектом средовой активности, что означает, что местные организации или социальные учреждения занимаются помощью пожилым людям. Но независимо от того, в какой роли (объекта или субъекта) выступает пожилой человек в конкретном обществе, каждая из этих ролей способствует уменьшению чувства его одиночества и изолированности от общества. И чем глубже и живее будет связь с местной общественностью, тем больше и сильнее будет чувство общности с ней.

Существует большое разнообразие контактов и сфер деятельности для пожилого человека, который желает заняться полезной для окружающих деятельностью. Контакты устанавливаются в первую очередь через формальные учреждения, общественные организации и группы, имеющиеся в данном районе. Кроме того, поддерживают связи с коллегами по работе, если они проживают поблизости соседей и знакомых, встречи с которыми обычно не требуют чрезмерных усилий, превышающих возможности пожилого человека. Следует подчеркнуть, что пожилой человек, как правило, заводит и поддерживает знакомства с людьми и группами разных возрастных категорий. Наиболее простая и распространённая форма общения существует в группах отдыхающих, составленных из бабушек и внуков, за которыми они присматривают. Бабушки заняты беседами, внуки -- совместными играми. Это убеждает нас в том, что согласие между пожилыми людьми и молодёжью не только существует, но и имеет возможности для своего развития.

Пожилой человек контактирует с названными социальными группами в относительно узкой сфере: в магазине, библиотеке, в доме культуры, клубе и других культурных учреждениях, в конторах, в парке, на территориях, предназначенных для отдыха, и т. д. Ограничение пространства, в котором происходят эти контакты, наступает одновременно с убыванием физических сил стареющего человека, вплоть до полного "замыкания" в собственном жилище. Эту фазу контактов с обществом, которую можно назвать квартирными контактами, характеризует изменение отношения к местной среде: старый человек перестаёт быть участником общественной и культурной жизни по месту жительства и часто становится объектом активности местной общественности. Разумеется, это относится не ко всем старым людям, социальные контакты которых ограничены квартирным пространством. Многие из них (к сожалению, отсутствие данных не позволяет назвать эту цифру) не только сохраняют культурную активность, читают, слушают радио, смотрят телепередачи, имеют хобби, но и организуют дружеские встречи, принимают визиты людей всех возрастных категорий, чаще ровесников и детей. Иногда они осуществляют опеку над детьми, присматривают за ними, помогают готовить уроки и т. п.

К. Колло, исследуя постояльцев домов престарелых закрытого типа, выделила две категории пожилых людей: проявляющих тенденции к экстраверсии (27% обследованных) и к интроверсии (73% исследуемых). Экстраверты, проявляющие интерес к людям, событиям, внешним проблемам, имеют друзей как внутри, так и вне закрытых домов призрения, проявляют высокую активность вне стен домов для пенсионеров, поэтому показатель общественной изоляции у них низок.

Интроверты, интересы которых направлены на собственное Я, а не на внешний мир, как у экстравертов, подразделяются на две группы. Первая из них, более многочисленная (42,6% от всех исследуемых), -- это интроверты по собственной инициативе, сознательно сокращающие свои эмоциональные связи, ограничивающие межчеловеческие контакты, часто до элементарных форм вежливости, живущие хорошо со всеми, но близко -- ни с кем. Это добровольный отказ от контактов с окружающими, в основном семейных и дружеских, ведёт, в конце концов, к появлению чувства одиночества и изоляции. Вторую группу интровертов К. Колло назвала "пассивными" интровертами; это стойкая черта личности, развивающаяся с годами. По мере уменьшения физических и психических сил такой интроверт всё герметичнее замыкается от внешних влияний, становится менее впечатлительным на события, людей и проблемы окружения. Если обобщить результаты исследования французского учёного, то можно сказать, что почти 70% пожилых людей ощущают потребность в общении с людьми.

Какие направления деятельности доступны пожилому человеку в наших условиях? К сожалению, мы не располагаем достаточно доказательным и позволяющим сделать широкое обобщение эмпирическим материалом, тем не менее можно сказать, что это прежде всего работы по социальной опеке и попечительству (например, судебный куратор, районный общественный опекун), работы, выражающиеся в участии в соответствующих комиссиях местного самоуправления, и, наконец, консультативная помощь культурно-просветительного характера, участие в библиотечных советах, в работе клубов, домов культуры и т. п. К попечительской деятельности следует отнести также работу в Обществе друзей детей, в родительских комитетах школ, учреждениях закрытой опеки над детьми, а также деятельность в организациях самопомощи в рамках местных объединений пенсионеров, в местных органах Польского комитета социальной опеки и т. п. Активность может быть направлена на культурно-просветительную работу, опекунство (в том числе в виде самопомощи)и к

Таким образом, можно выделить следующие основные направления деятельности пожилого человека в его микросоциальном окружении, наиболее характерные для нашего общества: опекунско-воспитательная, административно-организационная и культурно-просветительская.

Наиболее ценной является деятельность типа взаимопомощи, примеры которой приводим ниже: в основном больным, одиноким и беспомощным -- организация доставки питания, оказание медицинской помощи и помощи по уходу, раздача лекарств, беседы, чтение газет, книг, совместное прослушивание радиопередач, пластинок, просмотр телепрограмм и т. д.

1) Пример из Пуатье (Франция): "Для людей в возрасте старше 65 лет уже построены 4 жилых блока с удобствами, каких ожидают люди „золотого возраста". Шесть специальных ресторанов доставляют блюда на дом. Пятьдесят женщин помогают по хозяйству и в покупках. Тринадцать дневных клубов с телевизорами, книгами, газетами и музыкой ждут посетителей. Главным является, однако, телефон: круглосуточное телефонное дежурство, впервые и пока единственное во Франции. Аппараты установлены у постелей старых людей -- одиноких и беспомощных. Достаточно нажать кнопку и помощь приходит через несколько минут. Однажды уже была спасена жизнь 85-летнего мужчины, которого подвёл стимулятор сердца. Прежде чем потерять сознание, он успел соединиться с Обществом. Он даже не должен был объяснять, в чём дело. На столе дежурного лежит полная документация на каждого из подопечных. Тысяче членов Общества помощи пенсионерам в Пуатье министр здравоохранения госпожа С. Вейль заявила: "Вы опередили намерения правительства. Вы показали, как можно заботиться о пожилых людях в их жилище, к которому они уже давно привыкли. А это наиболее идеально".

2) Пример из Су-Фолса (США): "В американском городке Су-Фоле в штате Дакота 1700 человек, одиноко проживающих в многоквартирных домах, и 250 одиночек из индивидуальных домов каждое утро вывешивают на дверях записки: „Я чувствую себя хорошо" или „0'кэй". Тем, кто идёт на работу или в магазин, достаточно взглянуть, что у соседа всё в порядке. А если он не повесил записку, значит нуждается в помощи... Вроде бы простая процедура, но польза от неё очень большая".

3) Пример из Лодзи: "Студенты лицея № 2 под руководством преподавателей заботятся о пенсионерах и хронически больных. Это, в частности, бывшие работники здравоохранения, нуждающиеся в помощи. Студенты помогают им делать покупки, убирают, записывают на приёмы к врачу, приносят лекарства из аптеки, читают им вслух книги и газеты, а иногда попросту сердечно беседуют. Если кто-нибудь из подопечных попадает в больницу, студенты часто бывают единственными, кто их навещает. Опека над больными приносит студентам большое удовлетворение и подготавливает их к будущей профессиональной работе".

Пожилых людей, которые нуждаются в опеке, по Е. Пиотровскому (1976), в Польше 10%. Обычно это люди, которые не покидают жилища без посторонней помощи, причём половина из них вынуждена постоянно пребывать в постели (4%). Материальным обеспечением, опекой и поддержанием социальных связей, а тем самым -- борьбой с чувством одиночества старых, одиноких и больных людей занимаются организации общественной помощи, Польский Красный Крест, местное самоуправление, студенческая молодёжь, члены Союза польских харцеров, дети и школьная молодёжь. Отсутствие достаточного количества квартир в домах, специально спроектированных для пожилых людей в их "собственном" жилом микрорайоне, отсутствие телефонов, дешёвых диетических столовых и ресторанов в микрорайонах затрудняет введение тех или иных форм сотрудничества и способов общения.

Когда мы говорим о старых людях и их микросоциальной среде, мы не должны забывать о том, что могут возникать ситуации, которые не соответствуют этическим нормам общества. Это может происходить как в деревне, так и в городе. В городе это издевательство над стариками со стороны соседей (чаще всего) и семьи (реже), нередко связанные с желанием занять квартиру или комнату; в деревне же чаще всего возникают ситуации, когда родители не передают своё хозяйство детям или передают его с обязательством содержать их. Одна и другая ситуации создают возможности конфликтов, приводящих либо к упадку хозяйства (первая ситуация), либо к физическому и психическому "оживанию" со света стариков (вторая ситуация).

Противодействовать этому можно прежде всего путём воспитания отношения к старост и, то есть путём формирования у молодёжи благожелательности и понимания потребностей и возможностей пенсионеров, а также путём достойной реализации стариками их социальной роли. Существует несколько вариантов этих ролей; вполне возможно также их сочетание.

Мудрец -- это роль пожилого человека, весьма характерная для античности, но она представляется актуальной и в наши дни. Участие старых людей в различных учреждениях в качестве членов научных, общественных советов, советов по программированию, в которых ценится опыт, знания, специфический тип знания жизни, а точнее -- механизмов жизни и людей, которые эти механизмы "приводят в движение", -- это характерные черты роли современного "мудреца".

Роль связующего звена между поколениями. Если бы не стало людей, которые могли бы играть эту роль, то исчезли бы мощные стимуляторы патриотического, общественного, политического, исторического воспитания. Члены Союза борцов за свободу и демократию, революционные деятели, прежние деятели молодёжных организаций являются "живой историей", привносят в жизнь молодого поколения знания, атмосферу ценности трудовых традиций своей молодости. Особенно показательны примеры обращения к старым людям как к связующему звену между поколениями в работе харцерских отрядов, а также на промышленных предприятиях с долголетними традициями общественной и профсоюзной деятельности.

Роль опекуна и воспитателя является наиболее популярной. Данные выборочных исследований деятельности членов попечительских советов, групп самоуправления Общества друзей детей, членов региональных секций этого общества, судебных кураторов и т. п. подтверждают, что в этой роли пожилые люди чувствуют себя наиболее компетентными и в то же время ответственными, а результаты их деятельности высоко ценятся всеми окружающими. В печати появляется множество материалов о матерях, дети которых уже "встали на ноги" и которые принимают на себя обязанности общественного попечителя, судебного куратора или детского попечителя при местном самоуправлении.

Пожилой человек часто выступает также в роли организатора общественной жизни, культурной и просветительной деятельности. Обычно этих людей охотно принимают во всех организациях и учреждениях, прежде всего в тех, членами которых являются люди этого же возраста, например в местных отделениях Союза борцов за свободу и демократию, в клубах пожилых людей "Золотой возраст" или "Тихая осень", в домах и союзах пенсионеров, в Союзе инвалидов войны и т. п. Для роли организатора необходима, однако, хорошая физическая форма, которая позволяет устанавливать связи в ближайшем окружении и за его пределами.

Остальные роли, которые исполняют пожилые люди, не требуют такой физической формы. Их они могут выполнять и "на дому". "Мудрецом", человеком, связующим поколения, попечителем и воспитателем может быть человек, который редко переступает порог своего дома или даже вовсе не выходит из него. Жизнь известного ботаника, и создателя польской теории социальной педагогики, показывает, что вынужденное пребывание дома из-за болезни не мешает трудиться на благо людей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать