Российские торговые системы, организаторы биржевой и внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг и государственное регулирование их деятельности

ценными бумагами, основывающиеся на современных средствах коммуникации и

компьютерных технологиях. Эти системы представляют собой подобие

территориально распределенной электронной биржи. Они имеют свои правила

организации торговли, допуска ценных бумаг на рынок (листинг), отбора

участников и т. д.

В качестве примера организованных компьютерных рынков внебиржевой

торговли служат:

. Система автоматической котировки национальной ассоциации инвестиционных

дилеров НАСДАК (NASDAQ — National Associatiin of Securities Dealers

Automated Security);

. Канадская система внебиржевой автоматической торговли (СОАТС — Canadian

Over-the-counter Automated);

. Система автоматической котировки и дилинга при Сингапурской фондовой

бирже (SESDAQ — Singapore Stock Exchang Dealing And Automated Quotation

System).[15]

Фондовые биржи, возникшие в России за 1991—1992 гг., не заняли

лидирующие позиции на отечественном рынке ценных бумаг. Большинство из этих

бирж «тихо скончалось» уже в 1994—1995 гг. Фондовая биржа образца 90-х

годов не превратилась в торговое, профессиональное и технологическое ядро

российского рынка ценных бумаг. Суждено ли занять этому институту

финансового рынка в России подобающее ему место, покажет время.

Изначальное преобладание в России внебиржевого рынка ценных бумаг над

биржевым связано с тем, что первичное размещение ценных бумаг

осуществляется преимущественно на внебиржевом рынке, что соответствует и

мировой практике.

В 1995 г. российский внебиржевой рынок ценных бумаг был представлен в

виде следующих организационных форм и образований:

. Электронная внебиржевая Российская торговая система (РТС, «Портал»),

организованная Профессиональной ассоциацией участников фондового рынка

(ПАУФОР):

. торговая сеть Сберегательного банка (основу составляет разветвленная

филиальная сеть Сбербанка России);

. аукционная сеть (центры приватизации Государственного комитета по

имуществу РФ, центры кассового союза) осуществляет первичное размещение

выпусков акций приватизированных предприятий (ваучерная приватизация):

. телефонные дилерские рынки, которые получили развитие в процессе

приватизации и выхода на рынок значительных объемов акций

приватизированных предприятий, а также в процессе первичного размещения

акций вновь создаваемых торгово-промышленных АО и акционерных

коммерческих банков;

. стихийные внебиржевые рынки ценных бумаг (примером может служить уличная

торговля «ценными бумагами» АО МММ).

Сейчас в результате длительного процесса превращения российского рынка

ценных бумаг в более-менее цивилизованное образование внебиржевый фондовы

рынок страны приблизился к моделям подобных рынков в странах с развитой

рыночной экономикой. От явлений, подобных торговле суррогатными акциями

мифических корпораций, на данном этапе, благодаря усилиям органов

государственной власти и профессиональных участников фондового рынка,

удалось избавиться. Однако и по сей день остается нерешенной проблема

уличной, практически нерегулируемой так называемой скупки акций. Актуальным

для сегодняшнего российского рынка ценных бумаг является также проблема в

целом организованного, однако никоим образом не упорядоченного и

нерегулируемого «телефонного» рынка ценных бумаг, представленного в России

дюжиной брокерских площадок. Сущности и проблемам неорганизованного рынка

ценных бумаг будет посвящена отдельная глава в третьем разделе данной

работы.

Каждый из вышеназванных видов внебиржевых рынков (каждый сегмент,

сектор внебиржевого рынка) характеризуется определенной системой

параметров:

. обращающиеся на данном рынке финансовые инструменты (условия их выпуска —

эмиссии и обращения);

. состав участников (их функции);

. наличие (отсутствие) определенной обслуживающей инфраструктуры;

. механизм регулирования данного вида внебиржевого рынка;

. правила работы с данным финансовым инструментом;

. правила осуществления торгов.

Российская торговая система — система внебиржевой торговли ценными

бумагами. В качестве ее первоначального варианта — «Портал» — была принята

одна из подсистем американской внебиржевой системы торговли NASDAQ.

Технические средства «Портал» были усовершенствованы российскими

специалистами, и система получила свое нынешнее наименование. РТС была

создана при финансовом содействии правительства США.

Основным объектом торговых сделок в РТС являются акции крупнейших

российских предприятий, таких, как: РАО ЕЭС, Ростелеком, РАО «Норильский

никель», АО «Юганскнефтегаз», НК «Лукойл». Всего в основном листинге РТС

более 75 крупных компаний.

По оценкам брокеров к концу 1995 г. через РТС совершалось не более

10—15% всех сделок с акциями приватизированных предприятий (у крупных

московских брокеров — основателей ПАУФОР через РТС проходило около 50%

оборота).

Однако ряд объективных причин привел к тому, что сейчас РТС является

основной торговой площадкой для корпоративных ценных бумаг, через которую

проходит около 80-90 % всего общероссийского объема торгуемых акций.[16]

Подробно деятельность Российской Торговой Системы будет рассмотрена в

последней главе данной работы.

1.2. Развитие рынка ценных бумаг в 1991-1997 гг. в

России и его современное состояние.

В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла

значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа и создании

основных элементов 3-уровневой системы ее финансирования: бюджетное

финансирование, банковские кредиты и прямые инвестиции через механизмы

рынка капиталов.

Результатом экономических реформ стало быстрое перераспределение

доходов, ранее поступавших в государственный бюджет, в пользу предприятий,

а от предприятий - к населению. Такое перераспределение доходов явилось

неизбежным следствием демократизации хозяйственной жизни, но происходило

оно в условиях неразвитости адекватной системы стимулов для инвестиций и

системы рыночного формирования и распределения инвестиционных ресурсов

(финансового сектора), хотя доля сбережений в доходах как физических, так и

юридических лиц осталась высокой

Однако эти сбережения трансформировались главным образом в такие типы

финансовых активов, которые не связаны с финансированием производства: в

наличную валюту (население), рост скрытых иностранных активов юридических

лиц (бегство капиталов), а начиная с 1994 года - рост вложений в

государственные ценные бумаги, доходы от выпуска которых также в основном

не связаны с финансированием производства, что отражает прежде всего

объективные трудности перехода к новой экономической системе.[17]

С точки зрения формирования отраслевой структуры экономики действие

рынка ценных бумаг в 1991-1995 годах заключалось главным образом в

мобилизации средств на развитие банковской системы. Эмитенты,

представляющие другие сферы экономики (приватизированные предприятия),

находились на этапе институциональной реформы и только еще подступали к

масштабному привлечению инвестиционных ресурсов через механизмы рынка

ценных бумаг.

С точки зрения территориального перераспределения финансовых ресурсов

развитие рынка государственных ценных бумаг и выпуск ценных бумаг банками

способствовали усилению процессов концентрации финансовых ресурсов в г.

Москве и нескольких других крупных финансовых центрах.

К основным факторам, определявшим развитие рынка ценных бумаг в 1991-

1995 годах, относятся:

а) масштабная приватизация и связанные с ней:

. выпуск приватизационных чеков как свободно обращающихся предъявительских

ценных бумаг;

. выпуск в обращение акций приватизированных предприятий;

б) развитие практики финансирования дефицитов федерального бюджета и

бюджетов субъектов Российской Федерации за счет выпуска ценных бумаг, а

также реструктуризация внутреннего валютного долга на основе выпуска ценных

бумаг;

в) кризис неплатежей и появление в связи с дефицитом в обращении

финансовых ресурсов специфических финансовых инструментов - казначейских

обязательств, налоговых освобождений и векселей;

г) выпуск ценных бумаг и их суррогатов новыми коммерческими

структурами, включая нелицензированные финансовые компании;

д) постепенное открытие доступа эмитируемым в Российской Федерации

ценным бумагам на международные рынки капиталов.[18]

К основным сегментам рынка ценных бумаг, сформировавшихся в течение

1991-1996 годов, следует отнести, прежде всего, рынок государственных и

муниципальных долговых обязательств и рынок ценных бумаг приватизированных

предприятий (корпоративных ценных бумаг).

В 1993-1996 годах происходило быстрое развитие рынка государственных

долговых обязательств. Помимо позитивного влияния на бюджетный процесс

развитие этого рынка также частично способствовало отвлечению средств

вкладчиков, ранее направлявшихся на вложения в ценные бумаги и суррогаты

ценных бумаг, выпускавшиеся новыми коммерческими структурами.

Масштабная приватизация государственных предприятий привела к

появлению на рынке ценных бумаг огромного количества новых финансовых

инструментов - акций приватизированных предприятий. Быстрое развитие рынка

акций приватизированных предприятий и обеспечивающей его инфраструктуры в

сочетании с динамичным развитием рынка государственных и муниципальных

ценных бумаг стало фактором вытеснения с рынка высокорискованных ценных

бумаг и суррогатов ценных бумаг.

Существует огромный потенциал роста этого сегмента рынка ценных бумаг

как на основе повышения курсов акций крупных приватизированных предприятий,

уже обращающихся на рынке, так и за счет притока на рынок акций средних и

мелких предприятий.

Выпуск акций и других ценных бумаг новыми коммерческими структурами

показал высокую степень готовности населения к вложению средств в

финансовые инструменты рынка ценных бумаг. Вместе с тем значительное

количество новых коммерческих структур, активно размещавших свои ценные

бумаги на начальном этапе развития рынка, не оправдали ожиданий своих

акционеров и вкладчиков. Первые выпуски ценных бумаг в 1991-1992 годах

осуществлялись в условиях абсолютно недостаточного развития нормативной

правовой базы и неразвитости системы государственного регулирования рынка.

Ситуация в этом сегменте рынка предельно обострилась с появлением

нелицензированных финансовых компаний, активно привлекавших в 1992-1994

годах средства населения на приобретение не обеспеченных реальными активами

ценных бумаг или суррогатов ценных бумаг. Процесс привлечения новых средств

вкладчиков в такие рисковые структуры удалось остановить в начале 1995

года, и в настоящее время эта проблема существует главным образом в сфере

защиты интересов вкладчиков, передавших свои средства новым коммерческим

структурам (в том числе нелицензированным финансовым компаниям) до 1995

года.

Характерной особенностью этого сегмента рынка ценных бумаг стало

широкое использование векселей и других квазиденежных инструментов, выпуск

которых отражает стремление эмитентов обойти правовые ограничения и

уклониться от государственного регулирования, связанного с выпуском

классических финансовых инструментов рынка ценных бумаг.[19]

Негативные события 1992-1995 годов, являющиеся в значительной мере

типичными для всех возникающих рынков ценных бумаг, имели и положительный

эффект: изменилось отношение населения к рискованным инвестициям. Сегодня

только 4 процента населения готовы вкладывать сбережения в такие финансовые

инструменты рынка.

За период с 1992 по 1996 год произошло и первичное становление

инфраструктуры фондового рынка. Высокими темпами развивались все типы

посредников на рынке ценных бумаг. К настоящему времени с точки зрения

количества и уровня специализации структур фондового рынка Россия уже

вполне сопоставима со странами с развитыми рынками капиталов. Основные

группы таких структур - профессиональных участников рынка ценных бумаг

представляют собой:

. коммерческие банки;

. брокерские фирмы;

. инвестиционные фонды различных типов;

. инфраструктурные организации (фондовые биржи, торговые системы,

регистраторы, депозитарные и расчетно- клиринговые организации и

другие).[20]

Одними из важнейших инфраструктурных единиц рынка ценных бумаг

являются структуры, занимающиеся непосредственно организацией торговли

различными инструментами фондового рынка. Данные структуры призваны

обеспечивать межинституциальное взаимодействие различных участников

фондового рынка, минимизировать риски, высочайшие на данной стадии развития

российского фондового рынка, всех участвующих сторон, защищать интересы

как инвесторов, так и эмитентов ценных бумаг, и, по возможности,

обеспечивать максимальную прозрачность и открытость фондового рынка.

1.3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение деятельности на

нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций,

уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает всех его участников:

эмитентов, инвесторов, профессиональных фондовых посредников, организаций

инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внутреннее регулирование — это подчиненность деятельности данной

организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и

другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой

организации в целом, ее подразделений и ее работников. Внешнее

регулирование — это подчиненность деятельности данной организации

нормативным актам государства, других организаций, международным

соглашениям.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и

все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные,

спекулятивные, залоговые, трастовые и т.п..

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или

организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих

позиций различают:

. государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными

органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций

регулирования;

. регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг,

или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается

двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций

по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям

профессиональных участников рынка ценных бумаг. С другой стороны,

последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация

получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной

организации;

. общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение;

в конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-

то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой

начинаются те или иные регулятивные действия государства или

профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

. поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех

участников рынка;

. защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных

лиц или организаций, от преступных организаций;

. обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные

бумаги на основе спроса и предложения;

. создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для

предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно

вознаграждается;

. в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых

обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений

и т.п.;

. воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей

(например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня

безработицы и т.д.).[21]

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

. создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка

законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и

других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на

общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

. отбор профессиональных участников рынка; современный рынок ценных бумаг,

как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных

посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять

место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять

определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые

устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или

органами;

. контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил

функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими

контрольными органами;

систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать