Жестокое обращение с детьми - (диплом)

Жестокое обращение с детьми - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

    Содержание:
    Введение 3

Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 4 1. 1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 4 1. 2 Причины и последствия роста агрессивности населения 7

    Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 11

2. 1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 11 2. 2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 13 2. 3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 13

    Глава 3. Виктимность в поведении ребенка 13

Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 13 4. 1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 13

    4. 2 Анализ позиций насилия 13
    Заключение 13
    Список литературы 13
    Введение

Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории)–психологии девиантного поведения. В нашей работе мы будем рассматривать жестокое обращение с детьми с точки зрения теорий девиантности, поскольку именно в жестоком обращении с детьми многие отечественные и зарубежные психологи видят причину отклоняющегося поведения детей и подростков. В последние годы в связи с общим кризисом российского общества интерес к проблеме жестокого обращения с детьми значительно возрос, что обусловило необходимость более тщательного исследования причин, форм, динамики видов и поиска, более эффективных мер социального контроля–превентивных, профилактических, коррекционных, реабилитационных и др. Все это стимулирует вовлечение более широкого круга специалистов–психологов, педагогов, юристов, работников культуры, менеджеров, социальных работников, медиков.

Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми.

Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми –одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми.

Цель работы: аналитический обзор литературы по теме “Жестокое обращение с детьми”. Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 1. 1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка В настоящее время в результате экономической нестабильности, утраты духовно-нравственных ориентиров появился ряд опасных тенденций, прежде всего, –возрастание асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде (бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания и проституция, нарушение норм морали, рост самоубийств). Растет число детей и подростков, находящихся в состояние школьной и социальной дезадаптации, все острее встает вопрос о росте криминализации в среде детей и подростков.

Сохранение тенденций устойчивого роста количества детей с различными проблемами в развитии приведет в ближайшее время к увеличению доли социально дезадаптированных лиц среди граждан трудоспособного возраста и дальнейшему обострению социально-экономических проблем.

В то же время современная педагогическая практика при всех ее проблемах, трудностях, недостатках сохраняет статус одного из основных институтов социализации личности, ее становления и развития, антиподом которых становится девиантное развитие. Комплексное решение проблемы профилактики девиантного поведения школьников с участием социологов, юристов, педагогов, психологов в условиях организованного детского коллектива.

Процесс социализации сложен для детей, воспитывающихся в полноценных семьях, а тем более–в условиях социальной депривации (в учреждениях интернатного типа, неблагополучных семьях). Ребенок является центром пересечения целого комплекса проблем: социальных, экономических, психологических, правовых. Следовательно, необходим комплексный подход к вопросу социализации подростка, что позволит на качественно новом уровне решать вопросы:

своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития ребенка; социализации и адаптации подростка в социум;

    формирование культурной среды;

снятие эмоционального напряжения и агрессии посредством социо-культурной терапии;

привитие интереса к самообслуживающему труду на базе современной бытовой техники;

обучения здоровому образу жизни при интенсивных занятиях общефизической подготовкой.

Вследствие этого основные вопросы, которые рассматривает современная педагогика анализируя большинство случаев жестокого обращения с детьми несовершеннолетних, определяются следующим образом:

виктимность ребенка как следствие психофизиологических особенностей подросткового периода как определенный криз, связанный с переходом от отрочества к зрелому, осознанному определению себя в обществе; осознанная или малоосознанная, но, как правило, не совпадающая с общественными требованиями и нормами установка на маргинальную, отличную от общественного мнения, позицию, провоцирующее неприятие со стороны большей части общества; неприятие подростково-юношеской средой ценностей общества, в котором она внутренне существует, но основы жизни, которой не хочет принимать; приспособление несовершеннолетних к “правилам жестких игр, в которые играют взрослые”Ярославцева Н. Д. Посттравматические стрессовые нарушения у детей-жертв сексуального насилия и оказание им психологической помощи// Мир психологии, 1998. [44с. 14], когда наркотизация, проституция, криминализация несовершеннолетних–это удобные формы инструментального использования детей и подростков циничной и расчетливой взрослой, как правило, асоциальной средой.

Во всех этих позициях несовершеннолетний, его возрастное психическое, личностное развитие всегда рассматривается через призму его социальной ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность. В связи с этим необходимо рассмотреть базовые понятия, связанные с социальной ситуацией развития, особенностями социального функционирования ребенка в основных сферах его жизнедеятельности: семье, школе, ближайшем окружении сверстников, его малом и большом социуме. Социальные факторы в детстве играют ведущую роль в особенностях становления ребенка как личности, т. е. , в характере его социализации в широком смысле этого понятия. Однако, анализ современных тенденций показывает, что все большее число детей школьного возраста оказываются вне школы.

Основные причины этого явления, безусловно, имеют как общие, так и региональные особенности, так в Курганской области эти данные выглядят следующим образом [36, с. 79]: Cборник тезисов международной конференции: -М. : Новый отсчет, 2001. материальное положение – 45 %;

    социально-педагогическая запущенность – 33 %;
    болезнь – 17%;
    другие причины – 5%.

Проведенное Беляничевым В. В. Сборник тезисов международной конференции. [36, с. 83-84] изучение средовой адаптации у детей с делинквентным поведением в г.  Щексна, Вологодской области. Позволили определить, что большинство детей с деликвентным поведением–это дети из неблагополучных семей с безнадзорностью и гипоопекой (94%), со стойким периодом не только школьной, но и социальной дезадаптации с асоциальным поведением с 10-12 лет.

Структура нарушений поведения характеризовалась следующими особенностями: бродяжничество – 196 чел. (95%);

    воровство – 194 чел. (94%);
    хулиганские действия – 127 чел. (60%);
    ранняя алкоголизация и наркотизация – 65 чел. (41%);
    сексуальные девиации – 10 чел. (4, 5%).

Результативность деятельности по определению причин жесткого обращения с детьми, во многом зависит от достоверности информации о количестве таких детей.

    1. 2 Причины и последствия роста агрессивности населения

Причинами жесткого обращения с детьми является общий агрессивный фон общества, обычно определяемый как массовые враждебные действия, направленные на причинение страдания, физического или психологического вреда или ущерба либо даже на уничтожение данной массой (толпой) других людей или общностей. Психологически за агрессией всегда стоит внутренняя агрессивность –эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного. Именно высоким эмоциональным накалом стихийная агрессия, а именно она является основной причиной жесткого обращения с детьми отличается от агрессии организованной, например солдаты, вполне могут не испытывать сильных эмоций к своим противникам, даже убивая их. На практике стихийная агрессия всегда сопровождается еще и дополнительными сильными эмоциями негативного комплекса типа гнева, ненависти и т. п.

В психологии существует несколько десятков различного рода теорий, объясняющих те или иные аспекты агрессивности, –от врожденных биологических инстинктов до специальных форм социального научения, необходимых для успешной социальной адаптации в нашем сложном мире. Проявление агрессивности как причины жесткого обращения с детьми кроется в том, что согласно принятым воззрениям каждый человек должен иметь право на самоутверждение, а лишенный его–на самозащиту, чтобы восстановить чувство своей значимости, необходимое для нормального существования. Ольшанский Д. В. Психология масс-СПб. :Питер, 2001. [29] пишет, что блокирование права на самозащиту ведет к агрессивности, например при навязывании решения. В результате агрессии человек вторгается в сферу власти или престижа, или на территорию другого человека и частично захватывает то, что удается. Если же агрессия блокирована, спираль ее принимает еще более крутую форму, взрыв насилия происходит по психологическим причинам приобретая экстатический характер и становится для его участников самоцелью. Как показывают исследования современных массовых беспорядков, волнений и восстаний, “важнейший лежащий в их основе фактор – чувство полного блокирования всех надежд” [1Ольшанский Д. В. [29, с. 66] ссылается на работу Rowan J. Psychological aspects of society. L. : Academic Press, 1978. Book 4. The structured crowd]. Факторы, предшествующие агрессии – известны: постоянная и массовая безработица;

    неинтересная и низкооплачиваемая работа;
    напряженные отношения между населением и властью.

К условиям возникновения агрессии исследователи обычно относят: физиологические условия – алкоголь, наркотики.

психологические условия – уже упоминавшееся ощущение фрустрации, “невозможности исполнения никаких надежд”, ситуационные условия в виде наличия лидеров, подходящих средств проявления агрессии (пресловутый“булыжник – орудие пролетариата”) и т. п. провокационные действия властей или их отдельных представителей, иногда могущие спровоцировать агрессию.

    Для развития агрессии обычно требуются:

некоторый конкретный повод, подчеркивающий психологическую безнадежность ситуации для людей;

люди, готовые поддержать это ощущение безнадежности, но, одновременно, “качнуть” толпу против тех, кто в этом может быть обвинен; конкретный объект агрессии –представитель власти, угнетающего большинства или просто символ властного института.

Среди наиболее важных для нашего понимания вариантов агрессивного поведения различаются экспрессивная, импульсивная, аффективная, враждебная и инструментальная агрессия:

Экспрессивная агрессия –это устрашающе-агрессивное поведение, главной целью которого является выразить и обозначить свои потенциально агрессивные намерения, запугать оппонентов. Это не всегда и не обязательно выражается в непосредственно разрушительных действиях.

Импульсивная агрессия –обычно спровоцированное в результате действия какого-то фактора, мгновенно возникающее и достаточно быстро проходящее агрессивное поведение. Такая агрессия может носить прерывистый (“импульсный”) характер, возникая как бы “волнами”, в виде своеобразных “приливов” и “отливов” агрессивного поведения. Аффективная агрессия –чисто эмоциональный феномен, практически полностью лишенный действенного компонента. Этим она отличается от экспрессивной формы агрессии. Аффективная агрессия, как правило, представляет собой наиболее впечатляющий, но и самый бессмысленный вид агрессии. Это то, что иногда называется“агрессивным ажиотажем” – особое состояние, требующее немедленных, любой ценой, жертв и разрушений. Соответственно, общим законам подчиняются и механизмы формирования агрессивного ребенка в основе, которого лежит стиль воспитания, называемого исследователями“строгим стилем” воспитания. Колосова С. Агрессия и агрессивность. ” Школьный психолог, 2000г. ,” [18, №26]. “Строгий стиль”воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает наказание. Проблеме наказания посвящено немало отечественных исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Многие данные говорят о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания.

Влияние наказания на человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и зависит от ряда факторов. Например, было обнаружено, что наказание приводит к снижению агрессии у тех мальчиков, которые почти полностью идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии такой идентификации наказание, напротив, стойко ассоциируется с агрессией.

Выявлена тесная связь между родительским воздействием и проявлениями детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных побуждений за пределами той ситуации, где оно имело место, а сдерживающий эффект наказания проявляется в границах узкого круга обстоятельств.

В настоящее время, подавляющее большинство исследователей признает, что применяемое по отношению к детям наказание (особенно физическое) выступает как модель агрессивного поведения. Во многих случаях агрессия в виде наказания не осуждается окружающими. В результате оно способствует не столько преодолению агрессии, сколько вызывает ее трансформацию и побуждает ребенка к поиску приемлемых оправданий совершенных агрессивных действий.

Агрессивность и жестокость в воспитании детей формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, гражданами своей страны, ведет к воспроизводству насилия и жестокости в обществе. Эскалация физического наказания в воспитании имеет абсолютно противоположный результат относительно преследуемой цели. Так А. И. Григорьева и Л. Г. Егорова, ссылаясь на П.  Лич // Педагог в гуманистической воспитательной системе школы. ,// пишут [30, c. 108]: “Ни одного доброго слова нельзя сказать про физические наказания. Исследования показали, что дети, которых отшлепали, совсем не помнят, за что их наказали. Они убегают от взрослых, кипя злостью, а вовсе не раскаиваясь. Часто взрослый, наказывая, только унижает ребенка. Вы даете ему почувствовать себя беспомощным и никчемным, неспособным быть“хорошим”. Надо дать ребенку понять, каковы результаты его собственных опрометчивых действий, о которых ему приходится жалеть. Любое другое наказание воспринимается ребенком как месть, как желание утвердиться за его счет”. Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе

2. 1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность Социальный портрет современной семьи в развитом обществе характеризуется достаточно устойчивыми тенденциями: [2Данные приведены по России, однако многие зарубежных авторы отмечают подобные тенденции и развитых капиталистических странах [36, с. 109]] рост числа семей с 1-2 детьми, когда практически не воспроизводится репродуктивная функция семьи;

уменьшением числа ежегодно заключаемых браков (1990 год – 8, 9 в перерасчете на 1000 населения; в 1995 г. – 7, 3; 1997 – 6, 3); увеличение числа разводов (1990 год – 3, 8 на 1000 населения; в 1995 – 4, 6; 1997 г. – 3, 79). снижение суммарного коэффициента рождаемости сократился с 2, 0 до 1, 28 и рост доли однодетных семей с 29, 7% до 31%.

В соответствии с динамикой разводов с 1989 по 1995 год в 1, 14 раза возросла доля неполных семей с одним родителем с детьми до 18 лет.

Социальная динамика современной семьи характеризуется негативными тенденциями, особенно если смотреть на нее глазами детей, находящихся в особо трудных жизненных обстоятельствах. Это подтверждается следующими статистическими данными. Стабильно растет внебрачная рождаемость, которая достигла 25, 3% детей от всех родившихся. Тревожной является социальная статистика, констатирующая эмоциональную депривацию детей и жестокое обращение с ними. В рамках этих кризисных явлений укорачивается период полноценной и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой социализирующий потенциал по выхаживанию и воспитанию детей. По мнению ведущих как отечественных, так и зарубежных специалистов, занимающихся ключевыми проблемами сохранения семьи, описанные социологические характеристики отражают новые формы вербального семейного поведения, которые включают в себя: сексуальную, контрацептивную и бракоразводную революции.

В основе динамики семьи, как основного фактора жестокого обращения с детьми, необходимо выделить два взаимосвязанных типа воздействия на ребенка: семейные отношения (вербальные отношения) и семейное воспитание (невербальные отношения).

    Для здоровой семьи характерна:

сильная родительская позиция с четкими семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с определенными“образцами” отношений и поведения;

сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу“семейной памяти”.

Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей.

Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны “запутанные отношения” – это семья: с отцом (отчимом), который находится на периферии семейного поля; семья с разъединенными, конфликтно существующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, родственниками по материнской и отцовской линиям.

В таких семьях часто наблюдаются проблемы с алкоголем. Постоянно, особенно у женщин, встречаются психосоматические, т. е. связанные с психогенными причинами нарушения со стороны здоровья, поэтому могут наблюдаться“хронические, трудно излечимые заболевания”. Характерные черты поведения и вербальных отношений взрослых и детей в такой семье. Сборник тезисоф международной конференции: Подростки и молодеж в меняющимся обществе (проблемы девиантного поведения)– М. : Новый отсчет, 2001[36, с. 78]: общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения;

в межличностных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать