Жестокое обращение с детьми - (диплом)
p>активное нежелание членов семьи обсуждать внутрисемейные проблемы с кем-либо из окружающих, поэтому семья активно избегает поддержки со стороны школы, служб социальной защиты, просто соседей;

по отношению к семейным проблемам легко возникают состояния тревоги и паники; часто наблюдается тенденция разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне;

постоянно проявляется несоответствие между словами и действиями; между одними посланиями со стороны родителей типа: “Я тебя люблю” и другими – отталкивающими: “Уйди, надоел, не мешайся”, что вызывает противоречивость чувств и реакций со стороны ребенка. Во многом это определяет и невербальную сторону семейных отношений. В таких семьях дети переживают тревогу перед неопределенностью будущего, они могут тяготиться домом, стремятся больше проводить время на улице. У детей отмечается заниженная самооценка, так как они часто проецируют причину ссор на себя. С началом наркотизации при углублении семейного кризиса наркотизирующийся ребенок может начинать выступать с одним из родителей против другого. Для распавшейся семьи характерно соединение неприязненных отношений с застывшими, уходящими в прошлое конфликтами. Такая ситуация утяжеляется в тех случаях, если поведение ребенка, связанное с употреблением алкоголя или наркотиков, помогает сохранить замкнутый, конфликтный круг отношений, т. к. за этим может стоять неосознаваемое ребенком желание восстановить распавшиеся отношения. В подобных случаях дети и подростки могут прибегать к использованию наркотиков для своеобразного“шантажа” и демонстрации своих ожиданий от взрослых. Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:

сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с криминологической и наркологической отягощенностью;

нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в доме, микрорайоне. Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы психологического давления:

разъединенность и эмоциональное отвержение со стороны родителей; заброшенность и насилие;

    чувство вины и стыда за поведение членов семьи.

Они вынуждены соизмерять свое поведение с “двойным стандартом правил” –аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральными требованиями, правилами поведения вне семьи –в школе, в общении с другими. В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных“образцов поведения” на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают отпора. Большой интерес для исследования агрессивности ребенка как фактора определяющего жестокость в обращении с ребенком представляют ответы детей младшего дошкольного возраста на вопрос: “Что тебе запрещают делать дома? ”. Эти ответы определенным образом характеризуют стиль семейного воспитания. При их анализе было выделено четыре группы запретов (по значимости и частоте) Колосова С. Агрессия и агрессивность// Школьный психолог, 2000г. ,[18, №27]: первое место заняли запреты (предъявляемые преимущественно матерями), оберегающие вещи и порядок в доме;

    второе место – запреты, связанные с безопасностью ребенка;
    третье место – охрана покоя взрослых и особенно отцов;

четвертое место –запреты нравственного характера, касающиеся как внутрисемейных отношений, так и правил поведения (например, не рвать книги, не ломать деревья, не разговаривать грубо).

Формирующаяся под воздействием тоталитарного сознания взрослых двойная идентификация ребенка (когда есть разделение“я для себя” и “я для семьи”) оказывается мощной основой для внутреннего отчуждения ребенка от семьи. И даже при сохранении высокой эмоциональной привязанности ребенка к родителям, им крайне трудно транслировать свои ценности (особенно нравственные и духовные) следующим поколениям. По существу, речь идет о трансляции внутриличностного конфликта и агрессивных побуждений из поколения в поколение в условиях тоталитарного воспитания, о деформациях психики ребенка.

Отсюда нередки случаи психологического насилия в современной семье, а сексуальное, физическое насилие, жестокость по отношению к ребенку представляют собой крайнее выражение психологического насилия.

Можно добавить, что “строгий стиль”воспитания, ориентированный на воспитание детского послушания, приводит к возникновению у ребенка повышенной эмоциональности, делая для него маловероятными размышления о своих действиях или восприятие новой информации о моральных принципах.

Все вышесказанное заставляет серьезно задуматься над следующими проблемами: способны ли современные родители адекватно проявлять свою любовь к ребенку, быть искренними в отношениях с ним.

2. 2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях Главным вопросом о психологических последствиях плохого обращения, который встает перед специалистом, обращающимся к анализу вербальных и невербальных семейных отношений, является вопрос о характере семейного воспитания. Речь идет о том, сколько сил, времени и внимания уделяется родителями ребенку и в какой мере их отношение нацелено на удовлетворение значимых для него потребностей. Последствиями такого воспитания как раз и является отклонение девиантное поведение ребенка и его терпимость к жестокому обращению.

Настоящее время российское общество характеризуется таким положением, когда каждая отдельная семья остается одни на один с проблемами своих детей (уходы из дома и бродяжничество, алкоголизация и наркотизация, нарушения сексуальной ориентации и другие, грозящие риском проблемного развития нарушения поведения) и вынуждена действовать вслепую. При этом неблагополучные семьи демонстрируют образцы злоупотребления алкоголем и наркотиками; в дисфункциональных, конфликтных семьях, вследствие запутанности семейных отношений, доминирует стремление ограничиться эпизодическим вмешательством в проблемное поведение детей. В благополучных семьях, как правило, преобладает тревога за складывающуюся ситуацию. Однако обычно сочетается с конфронтацией по отношению к влиянию сверстников, друзей ребенка по классу и по двору, т. е. доминирует установка на изоляцию от детско-подростковой среды, что фактически невозможно и не предупреждает различных форм проблемного, рискованного поведения и саморазрушающих“экспериментов” с наркотиками или злоупотребления ими. Необходим учет следующих форм неадекватного семейного воспитания (в качестве примера рассмотрим явление наркотизации как наиболее негативного вида девиантного поведения) Моделирование воспитательных систем: теория практике//под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой– М. : Изд. РОУ. 1995 год. [26, с. 67-68]: Гиперпротекция (доминирующая или потворствующая) –этот стиль воспитания характеризуется или постоянным контролем над любыми проявлениями поведения ребенка с недоверием к "правильности" его самостоятельных поступков, или некритичным удовлетворением любых запросов ребенка. При употреблении подростком наркотиков в условиях такого воспитательного подхода с его стороны быстро формируются выраженные формы протестно-вызывающего поведения, облегченно закрепляется патологическая лживость. В родительской реакции при начале употребления наркотиков чаще со стороны матери могут возникать реакции со страхом потери ребенка, которые, как правило, усиливают готовность идти у него на поводу. Со стороны отца обычными являются полярные реакции, когда недоумение“почему это случилось с моим ребенком”, сменяется попытками отвержения материнского стиля отношений, установления тотального контроля с угрозами наказания, что встречает протестное отношение и со стороны матери, и со стороны ребенка. В итоге фиксируются спутанные и непоследовательные отношения. При таком воспитательном отношении родители не могут установить рамок в поведении ребенка и в своих требованиях. Ребенок продолжает вести себя своевольно, сам определяет круг друзей, время возвращения домой, характер своего время провождения.

Воспитание с возложением на ребенка повышенной моральной ответственности. При этом воспитательном подходе требования к ребенку (чаще девочке), как правило, велики и оправдываются необходимостью“строгого контроля”. Высокие запросы к ребенку могут сочетаться с пониженным вниманием к его актуальным интересам и потребностям или не соотноситься с его возможностями, что обычно сопровождается риском психогенной травматизации. В складе личности стимулируются черты педантичности, строгого следования установленному порядку в сочетании с неуверенностью в себе и конформностью. Риск наркотизации обычно входит в структуру подростковой реакции эмансипации от родителей в сочетании с пассивным отношением к более активной позиции сверстников, которые раньше начали экспериментировать с наркотиками.

Гипопротекция со стороны одного из родителей. При этом стиле вербальных отношений как в дисфукциональной (конфликтной), так и в распавшейся семье, один из родителей (чаще отец) не уделяет внимания ребенку, что сопровождается невниманием или пренебрежением его потребностями. В этих случаях ребенок также ведет себя своевольно, воспринимает семью как обузу. С началом наркотизации ребенка семейный кризис, как правило, усиливается, и одному из супругов, например, отцу, может приписываться вина и ответственность за наркотизацию ребенка. При этом наркотизирующийся подросток и активно вовлеченная в его проблемы мать легко образуют своеобразную "пару" против отца, который начинает считаться главной причиной наркотизации (уклонялся от воспитания, от обсуждения проблем, отвергал материнский стиль отношения и пр. ). За этой позицией стоит неспособность родителей установить новые отношения с наркотизирующимся ребенком, неосознанное желание не нести ответственности за его вовлечение в употребление наркотиков.

Неустойчивый стиль воспитания. Этот стиль характеризуется неожиданной для ребенка сменой отношений с переходами от строгости к потворству или от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Родители могут признавать неустойчивость в своих воспитательных требованиях, но, как правило, недооценивают тяжесть и негативный характер последствий такого отношения. Неустойчивый стиль воспитания формирует у ребенка черты упрямства, постоянного намерения поступать наоборот.

Эмоциональное отвержение, гипоопека и жестокое обращение. В основе такого отношения может лежать неосознаваемое отождествление ребенка с отрицательными моментами в жизни родителей. При эмоциональном отвержении на первый план выходит невнимание к ребенку, который воспринимается как помеха в жизни. При жестоком обращении эмоциональное отвержение сочетается с мало мотивированными и неоправданно суровыми наказаниями в виде лишения удовольствий, избиений и наказаний. Такой стиль воспитания ведет к задержанному психическому развитию, к формированию невротических расстройств и к усилению черт эмоционально-волевой неустойчивости или импульсивности. Неустойчивый характер воспитания и эмоциональное отвержение часто становятся причинами саморазрушающего поведения ребенка с употреблением наркотиков. Еще одной причиной начала наркотизации или срыва ремиссии может быть наличие скрытой или явной психотравмирующей ситуации, отсутствие у ребенка способов психологической защиты, позволяющих ему справляться с эмоциональным напряжением.

На основе выше сказанного можно заключить, что понимание и учет семейных отношений позволяют избежать прямолинейных попыток разъяснительной работы, что оказывается, как правило, неэффективным. Ответы на вопросы о типе семьи, о характере семейного воспитания, о личных проблемах родителей, определяющих особенности воспитательного подхода, приводят к пониманию семьи как живой системы, которая имеет свою историю, традиции, динамику, и позволяют использовать семейный потенциал в предупреждении девиантного поведения подростка, в частности, экспериментирования с наркотиками и "срывов" при воздержании от их употребления.

    2. 3 Школа и насилие в школе – критическое отношение

Недостатки в подготовке детей к самостоятельной жизнедеятельности семья приписывает“плохой наследственности”, детскому саду, школе, обществу в целом, улице. Это, возможно, представляется несколько утрированным, но адекватно отражающим характерную для современного общества тенденцию отношения к детям, представляется мнение В. Е. Кагана: “Ребенок для нашей культуры в целом, для нашей традиционной педагогики –это какое-то изначальное воплощение зла.... которое мы должны искоренить, чтобы ребенок вырос человеком”Каган В. Е. Семейные и половые установки у подростков//Вопросы психологии 1987. [16].

Школа является вторым по значимости после семьи социальным институтом участвующий в формировании личности ребенка. В школе, кроме того, что приобретаются знания, так же формируется самостоятельность и адекватность самооценки. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и, не редко противоречивые, требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний конфликт и попытки его компромиссного разрешения вызывают определенное жестокое обращение с каждой стороны.

Конфликтность, а так же жестокое обращение с биологической точки зрения является последствием органических психопатий, среди которых наиболее часто встречается возбудимый тип, более распространенный среди мальчиков. Его клинической основой является аффективная и двигательная возбудимость. Лубовский Д. В. Психологический тренинг для детей из трудных семей//Детский практический психолог. 1995. [22], ссылается на ранее проведенные В. В. Лебединским исследования, в которых тот приводит сравнительную характеристику проявлений эпилептоидной психопатии в детском и взрослом периодах жизни: при эпилептоидной психопатии у взрослых наряду с взрывчатостью, жестокостью наблюдается и склонность к угодничеству и слащавости. В то время как дети обращают на себя внимание легкостью возникновения аффективных вспышек со злобностью, агрессией, упрямством, негативизмом, без проявления лести. В ответ на малейшие замечания у этих детей возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы, нередко связанные между собой. Тяжелые аффективные разряды часто заканчиваются астеническим состоянием с расслабленностью, вялостью, слезами. В детском коллективе трудно сосуществовать с такими детьми не только из-за силы и длительности их аффективных вспышек, эмоциональной вязкости, но из-за конфликтности, связанной с постоянным стремлением к самостоятельности, из-за властности и жестокости. В подростковом возрасте у детей с органической психопатией возбудимого круга складывается стойкая конфликтная ситуация в школе, которая способствует“выталкиванию” такого ребенка в асоциальное внешкольное окружение. Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей по отношению к ребенку. Учитель сообщает родителям о том, что их чадо прогуливает и получает двойки. Цель такого обращения понятна: родители должны принять меры. Можно заранее прогнозировать характер этих мер: минимум– моральное воздействие, максимум – физическое. Практика показывает, что чаще всего принятые меры отражают не столько степень реального проступка ребенка, сколько степень пережитого родителями стыда при общении с учителем. В этом случае наказание изначально не может быть объективным и справедливым. Поэтому нет никаких оснований ожидать изменений к лучшему в поведении ребенка в результате такого воспитания. При этом взрослый остается во власти иллюзий, что он сделал все что мог.

    Глава 3. Виктимность поведения ребенка

Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что в силу особенностей возраста, личностной несформированности и незащищенности несовершеннолетние обладают повышенной виктимностью–субъективной "предрасположенностью" стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений.

Виктимология как одно из важных направлений в криминологии изучает личность потерпевшего, его связи, взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в исследуемой ситуации Франк Л. В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии–СПб. : Медицина, 1997. [38, с. 97-101; 39, с. 165-167], уделяя особое внимание роли жертвы в генезисе самого преступления. В исследованиях по половым преступлениям подчеркивается, что чем старше жертва полового преступления, тем больше удельный вес при определении ее беспомощного состояния приобретают свойственные ей индивидуально-психологические особенности и их связь с конкретной ситуацией Франк Л. В. -СПб. , Медицина, 1995. [38]. Теоретические и практические вопросы криминалистического учения о потерпевших, тактика допросов несовершеннолетних пострадавших разрабатываются главным образом в работах юристов. К сожалению, проведение этих исследований только в рамках юридической науки не способствует раскрытию психологических механизмов поведения жертвы. Центральная проблема виктимологии –это оценка "вклада" жертвы в юридически значимую ситуацию, ее роли в преступлении и во взаимоотношениях с преступником. Некоторые авторы проводят параллели между формами взаимодействия и поведением. Так, Ю. М. Антонян (1991) указывает, что под процессом взаимодействия живых существ с окружающей средой, который“опосредован их двигательной и внутренней психической активностью, подразумевается процесс поведения” [3 ссылка приведена по более поздней монографии см. 5, с. 149]. О поведении стоит говорить, когда субъект приобрел способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию для самосохранения, приспособления к окружающим условиям и их преобразования. Поведение человека носит социальный характер и социально значимо. В поведении человека и в его отдельных действиях сложно переплетаются осознанное и бессознательное, рациональное и эмоциональное. Поэтому, при рассмотрении поведения потерпевшего на всех этапах юридически значимой ситуации принимаются во внимание не только вышеперечисленные аспекты, относящиеся к поведению, но и последующее его изменение в процессе взаимодействия.

Таким образом, каких бы аспектов исследования насилия над детьми мы ни касались, будь то проблемы виктимологии, проблемы оказания помощи детям, перенесшим насилие, либо проблема предупреждения насилия над детьми и т. д. , мы сталкиваемся с необходимостью изучения и раскрытия особенностей психосексуального развития детей и подростков для оказания им более квалифицированной помощи и объективной экспертной оценки.

Различные формы физического и сексуального насилия, такие как инцест, физические наказания в детстве являются важным этиологическим фактором для формирования целого ряда личностных расстройств. Пограничные пациенты значительно чаще других становились свидетелями сцен семейного насилия, прослеживается положительная корреляция между физическим насилием и сексуальными атаками в дальнейшем.

Анализ поведения жертвы требует соотнесения выявленных личностных характеристик со структурой объективной ситуации случившегося. Изучение ситуации по материалам уголовного дела, опросов жертвы и свидетелей дает важную информацию о поведении жертвы, способах ее защиты.

И. С. Кон Введение в сексологию –М. : Речь, 1997. [19, с. 267] указывает, что природа виктимности находится в прямой зависимости от связи между ребенком и взрослым. Дети зачастую не осознают, что с ними делают, их "добровольность" может быть фиктивной. Он также обращает внимание, что в области сексуальных злоупотреблений детьми бытует много ложных представлений. Среди них мнение о том, что:

сексуальные покушения на детей редки и являются признаком морального распада и деградации общества;

    большинство сексуальных покушений совершают посторонние;

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать