Исследование профессиональной направленности личности студентов химического факультета на педагогическую и исследовательскую специальности - (диплом)

Исследование профессиональной направленности личности студентов химического факультета на педагогическую и исследовательскую специальности - (диплом)

Дата добавления: март 2006г.

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
    КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

Исследование профессиональной направленности личности студентов химического факультета на педагогическую и исследовательскую специальности.

    Дипломная работа
    студентки 5 курса химического факультета
    Якуниной Виталины Ивановны
    Направляется на
    рецензирование_____________
    Зав. Кафедрой
    ___________________________
    к. биол. н. , доц. А. А. Коробецкий
    “___” ___________ 1998 г
    “Допускается к защите”
    Зав. Кафедрой
    ____________________________
    к. биол. н. , доц. А. А. Коробецкий
    “___” ______________ 1998 г.
    Научный руководитель:
    __________________________
    к. псих. н. , доцент А. В. Серый
    Работа защищена
    “___” _______________ 1998 г
    с оценкой__________________
    Председатель ГАК: __________
    Члены ГАК: ________________
    _________________
    _________________
    Кемерово, 1998
    Аннотация.

Дипломная работа посвящена исследованию профессиональной направленности личности студентов химического факультета на педагогическую и исследовательскую специальности.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Объем работы 66 страниц, из них основная часть - 63 , которая включает 1 таблицу, 2 схемы и 2 рисунка.

В ведении представлены цель и задачи работы, указаны объект и предмет исследования и выдвигается гипотеза экспериментальной работы. Первая глава написана на основе проведения теоретического анализа научных трудов отечественных и зарубежных психологов. Первая глава посвящена проблеме теоретического исследования профессиональной направленности личности. Во второй главе исследовалось место профессионально важных качеств в структуре профессиональной направленности личности.

В третьей главе речь идет об экспериментальной работе, представляются методики, ход экспериментального исследования и его результаты. В конце главы сделаны выводы, полученные из результатов исследования и представлены рекомендации. Завершает работу заключение, список литературы и приложения, которые включают в себя графическое представление результатов и сводные таблицы. Содержание.

    Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности.

1. 1 Процесса профессионального самоопределения личности в психолого – педагогической литературе. 1. 2. Психологические механизмы формирования профессиональной направленности личности.

1. 3. Особенности формирования профессиональной направленности личности в период юности (ранней зрелости).

    1. 4 Выводы.

Глава 2. Место профессионально важных качеств в структуре профессиональной направленности личности.

2. 1. Взаимосвязь ценностно–смысловых и индивидуально–психологических компонентов в процессе формирования профессиональной направленности.

2. 2. Механизмы формирования и структура профессионально важных качеств. 2. 3 Педагогическая направленность и профессионально значимые качества учителя. 2. 4. Исследовательская направленность и профессионально важные качества ученого.

    2. 5 Выводы.

Глава 3. Исследование профессиональной направленности личности студентов химического факультета на педагогическую и исследовательскую специальности. 3. 1. Методы и ход исследования.

    3. 2. Результаты исследования и их обсуждение.
    Выводы
    Заключение
    Литература
    Приложение
    4
    6
    6
    14
    19
    22
    24
    25
    28
    32
    39
    45
    47
    47
    50
    60
    61
    63
    67
    Введение.

В связи с падением в последнее время педагогической и научно-исследовательской деятельности возрастает необходимость исследования этого явления. Обучение данным профессиям не прекращается, но все же меньше молодых специалистов можно увидеть в наших школах и исследовательских лабораториях. Образование страны претерпевает кризис. В некоторой степени это обусловлено низкой оплатой за этот труд. Но у этой проблемы есть обратная сторона: если поднять заработную плату, то в школы и в исследовательские лаборатории может попасть много случайных людей. В то же время материальные стимулы не являются ведущими в выборе профессии учителя и научного работника.

Актуальностьвыбранной нами темы заключается в том, что при поступлении в ВУЗ не учитывается тот комплекс психологических феноменов, который определяет успешность обучения, формирование устойчивой профессиональной направленности каждого студента. Необходим индивидуальный подход, а так же максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-педагогического процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний студентов, но и на развитие профессионального самоопределения, т. е. деятельностно - смыслового единства у будущих специалистов.

Профессия педагога - одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не подготовленных морально и профессионально. По мере развития науки научная деятельность все больше превращается в массовую и приобретает руководящую роль в системе общественного производства, причем эта роль все возрастает вместе с дальнейшим развитием НТР. Но какие бы количественные и качественные изменения ни проходили в научной деятельности, этом специфическом процессе, ученый, то есть человек, является и всегда будет главной фигурой, приводящей в действия орудия и средства труда, "производителем научных знаний. В процессе этой творческой деятельности именно человек-субъект активно отражает действительность и производит новые духовные ценности. Актуальность проблемы усиливается когда речь касается вопросов психологической адаптации студентов в новых социально-экономических условиях и новых системах образования (психологической, профориентационной), а также изучение личностных процессов, связанных с проблемой формирования профессионального самоопределения. К числу таких проблем относится и психологическое изучение процесса формирования и развития профессиональной направленности личности на том этапе профессионального самоопределения, когда выбор направления профессионального развития уже совершен, на этапе обучения в ВУЗе. Поскольку одним из основных направлений деятельности Кемеровского университета является подготовка учительских кадров, цельюнастоящей работы явилось исследование профессиональной направленностью личности студентов химического факультета на профессии педагога и исследователя профессий педагога и исследователя .

Объект исследования: профессиональная направленность студентов. Предмет исследования: ценностно - смысловые компоненты профессиональной направленности. Исходя из выше изложенного нами была сформулированна гипотезаисследования: предполагаем, что профессиональная направленность на профессию педагога и исследователя имеет сложный многоуровневый характер и определяется осмысленностью выбора.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи: Выявление профессионально значимых качеств педагогов и исследователей (теоретический анализ).

Исследование индивидуальных психологических характеристик студентов, определяющие профессионально значимые качества педагогов и исследователей. Выявление взаимосвязи ценностно - смысловых аспектов деятельности и профессионально значимых качеств выбранной специализации у студентов третьего курса химического факультета.

Теоретическое значение и новизнаисследования обусловлена тем, что в современной литературе в достаточной мере описаны те качества личности, которыми должны обладать будущий или уже работающий учитель и ученый, но не исследованы те качества, которые обеспечивают предрасположенность к данной профессии.

Практическая значимостьнастоящей дипломной работы заключается в выдаче рекомендаций психологической службе КемГУ и деканату химического факультета.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

1. 1. Процесса профессионального самоопределения личности в психолого педагогической литературе.

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни.

Существуют различные варианты определения понятия "выбора профессии", однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой стороны - то, что выбирают (объект выбора). И субъект и объект обладают огромным выбором характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Выбор профессии - это не одномерный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы. Несомненно, это объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и двухсторонностью самой ситуации выбора профессии. Ряд исследователей [35, 68] придерживается распространенной точки зрения на выбор профессии как на выбор деятельности. В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой- характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развитие субъекта труда. Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности [1, 2]. Однако, этот взгляд недооценивает активного начала личности выбирающего.

В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность [17, 49]. Несомненно, этот подход более продуктивен, тат как утверждает активность самого субъекта выбора профессии.

Существует еще один взгляд на подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, и процесс профессионального самоопределения простирается в далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа "Я", определяя в конечном счете течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте - на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем. В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности в других областях, например в личной жизни [28, 14, 62, 26]. Если процесс самоопределения составляет основное содержание развития личности в годы ранней юности, то формирование профессиональной направленности образует основное содержание самоопределения. Соответственно очевидно, что первое необходимое условие формирования профессиональной направленности состоит в возникновении избирательно-положительного отношения человека к профессии или к отдельной ее стороне. Речь идет о возникновении субъективного отношения, а не о тех объективных связях, которые могут иметь место между человеком и профессией (в том числе ее отражение в искусстве, литературе, содержании учебного программного материала и т. п. ). Зарождение субъективного отношения, разумеется, определяется сложившимися объективными отношениями. Однако последние могут не приобрести личностной значимости либо вызвать избирательно-отрицательное отношение к отдельным сторонам деятельности [62]. Предыстория возникновения профессиональной направленности, в самом общем виде, как показано у Л. И. Божевич обусловлена уже сложившимися к данному времени качествами личности, ее взглядами, стремлениями, переживаниями и т. п. [10]. Указание на избирательно-положительное отношение человека к профессии не раскрывает, однако, психологического содержания его профессиональной направленности. Понятие "отношение к профессии" само по себе психологически бессодержательно, поскольку отражает лишь направление нашей активности и указывает на ее объект. В основе положительного положения нескольких человек к одной и той же профессии могут лежать различные потребности и стремления. Только путем анализа системы мотивов, лежащих в основе субъективного отношения, можно судить о его реальном психологическом содержании.

В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие ее содержательную и динамическую характеристики [62]. К первой относят полноту и уровень направленности, ко второй - ее интенсивность, длительность и устойчивость. Полнота и уровень направленности несет содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности и в значительной мере содержит ее формально-динамические особенности. Под полнотой профессиональной направленности понимается круг (разнообразие) мотивов предпочтения профессии. Избирательное отношение к профессии чаще всего начинается с возникновения частных мотивов, связанных с отдельными сторонами содержания определенной деятельности, или процессом длительности, или с какими-либо внешними атрибутами профессии. При определенных условиях значимыми для человека могут стать многие связанные с профессией факторы: ее творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, ее общественная значимость, материальные, гигиенические и другие условия труда, его соответствие привычкам, особенностям характера и т. п. Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения.

Таким образом, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: отдельного мотива до все более распространенней системы мотивов. Профессиональная направленность большой группы людей может включать одни и те же мотивы и все же быть различной. Это обусловлено тем, что система мотивов всегда предполагает их определенную организацию, структуру. Одни и те же мотивы могут быть различным образом организованы, находиться в различных отношениях соподчинения. И, что особенно важно, различными могут быть ведущие мотивы.

Обычно мотивы, лежащие в основе профессиональной направленности, неоднородны по происхождению, характеру связи с профессией. В этом плане правомерно выделение, во-первых, группы мотивов, выражающих потребность в том, что составляет основное содержание профессии [62]. Другая группа мотивов связана с отражением некоторых особенностей профессии в общественном сознании (мотивы престижа, общественной значимости профессии) [11]. Очевидно, что связь индивидуального сознания с профессией приобретает в данном случае более опосредованный характер. Третья группа мотивов выражает ранее сложившиеся потребности личности, актуализированные при взаимодействии с профессией (мотивы самораскрытия и самоутверждения, материальные потребности, особенности характера, привычек и т. п. ) [9, 51]. Четвертую группу составляют мотивы выражающие особенности самосознания личности в условиях взаимодействия с профессией (убежденность в собственной пригодности, в обладании достаточно творческим потенциалом, в том , что намечаемый путь и есть "мое призвание" и т. п. ) [59, 24]. Мотивы, относимые к пятой группе, выражают заинтересованность человека от внешних, объективно несущественных атрибутах профессии. Нередко именно эти мотивы порождают стремление к отдельным "романтическим" профессиям. Данная классификация [62], построенная по признаку происхождения мотива, вероятно, может быть продолжена. Существенное различие указанных групп мотивов состоит в их неодинаковом отношении к объективному содержанию профессиональной деятельности. Мотивы, отнесенные к первой группе, делают близкими и ненужными человеку наиболее существенное в данной деятельности, то , в чем состоит ее объективное назначение. Другие группы мотивов не связаны столь тесно с основным содержанием деятельности. Они кристаллизуют потребность не столько в своей деятельности, сколько в различных, связанных с нею обстоятельствах. Несомненно, что указанные группы мотивов неравноценны по значению для развития личности в условиях данной деятельности. Как отмечал П. А. Шавир: "Мотив, органический связанный с содержанием или процессом деятельности , обеспечивает то неустанное внимание к ней, ту увлеченность, которая приводит к развитию соответствующих способностей. Этот мотив побуждает человека оценивать себя, свои знания, свое умение и нравственные качества в свете требований данной деятельности. Тем самым этот мотив является важнейшей психологической предпосылкой самовоспитания. " [62, с. 29] Таким образом, психологически оправданным и педагогически целесообразным различать мотивы, органически связанные с содержанием выполнимой деятельности (прямые мотивы и побочные мотивы [62]). В первом случае человек трудится ради того дела, которым занят. Само возникновение прямых мотивов есть свидетельство того, что данная деятельность приобретает непосредственную личную значимость для человека. К числу прямых мотивов трудовой деятельности относят сознание своего долга, переживание общественной значимости своего труда. Руководствуясь в процессе неинтересной для него работы чувством долга, человек не приспосабливается к внешним требованиям, а усваивает их. Чувство долга не является побочным мотивом, так как оно глубоко связано с выполненной деятельностью, главным образом с ее результативной стороной. Если человек побуждается к деятельности побочными мотивами, внутренне не связанными с ее содержанием или результатом, то нельзя сказать, что он трудится ради того дела, которым занят. Он приспосабливается к внешним требованиям, но не усваивает их. Он побуждается к труду на основе потребностей и чувств, которые не обязаны своим развитием данной деятельности (например, материальная заинтересованность, честолюбие и т. п. ). Для того чтобы в процессе труда стимулировалось развитие человека, раскрытие и расширение его творческих сил, необходимо, чтобы центральными для человека были мотивы, внутренне связанные с содержанием выполнимого труда, а при отсутствии интереса к процессу труда - мотивы долга и общественной необходимости. В связи с этим, организуя практическую деятельность студентов в соответствии с возникшими к ним способностями, необходимо добиваться, чтобы притягательной и побудительной силой становилась для студентов основное содержание выполнимой деятельности, то, что составляет ее объективный смысл, а не побочные сопутствующие данной деятельности обстоятельства. Нельзя недооценивать роли и других групп мотивов. Однако их значимость в структуре профессиональной направленности зависит от того, дополняют ли они мотив, отвечающий объективному содержанию профессии, или "конкурируют" с ним. В случаях, когда ведущее положение занимает мотив, относящийся ко второй - пятой группам, уровень профессиональной направленности в большей или меньшей степени снижается. В ней оказывается ослабленной ее сердцевина - увлеченность самим содержанием труда. В мотивации профессионального выбора должна существовать основа (своего рода "психологический атлас") мотивационных факторов трудовой деятельности, охватывающая все возможные аспекты индивидуальной жизнедеятельности, способные определить содержание мотивации профессионального выбора, как универсальные, так и специфические цели разных форм профессионального труда. Схема 1. Иерархическая классификация мотивационных факторов трудовой деятельности [16].

    Тип
    Класс
    Подкласс
    Внутренние мотивацион-ные факторы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать