Исследование профессиональной направленности личности студентов химического факультета на педагогическую и исследовательскую специальности - (диплом)
p>Как видно из таблицы иерархия предпочитаемых терминальных ценностей имеет одинаковую направленность у первой и второй групп. Абстрактные жизненные ценности (творчество, счастье других людей) носят пассивный характер (красота природы и искусства). По мнению Франкла [56]: у человека, который особенно стремится к наслаждениям и развлечениям оказывается в конечном счете фрустрировано стремление к смыслу.

Следует отметить, что у студентов со специализацией исследователи ведущее место среди ценностей занимает творчество (возможность творческой деятельности). При анализе инструментальных ценностей было также обнаружено сходство иерархий, хотя направленность этих иерархий носит у педагогов более индивидуалистический характер. Они более ценят непримиримость к недостаткам в себе и других, рационализм, в то время как, исследователи отдают предпочтение эффективности в делах. Помимо этого прослеживается взаимосвязь между отвергаемыми инструментальными ценностями и рейтингом положительных личностных качеств учителя и исследователя, составленный студентами первой и второй групп. Это еще раз подтверждает отсутствие направленности на педагогическую деятельность у студентов первой группы, и на исследовательскую - второй.

Следует отметить, что иерархия ценностей двух групп слабо структурирована, что говорит о недостаточной сформированности системы ценностей. Показатели по тесту СЖО выявили, что студенты первой группы имеют низкую осмысленность жизни, чем студенты второй группы (рис. 2).

Низкие баллы по первой шкале "Цели в жизни" характеризуют у студентов второй группы отсутствие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Показатели по шкале 2 говорят о том как воспринимают испытуемые процесс жизни. Низкие баллы по этой шкале у студентов второй группы - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем, при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее. Шкала 3 отражает оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Низкие баллы характеризуют студентов первой группы как людей неудовлетворенных прожитой частью жизни. Показатели по шкале 4 "Локус контроля - Я" у студентов первой группы более низкие, по сравнению с показателями студентов второй группы. Это говорит о неверии в собственные силы и неумении контролировать события собственной жизни.

По шкале "Локус контроля - жизнь или управляемость жизнью" у студентов первой группы показатели ниже показателей студентов второй группы. Это говорит о том, что для студентов первой группы более характерен фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

    Достоверных различий по тесту СЖО обнаружено не было.

Следует отметить, что показатели осмысленности жизни у студентов третьего курса химического факультета ниже чем показатели осмысленности жизни у студентов третьих курсов КемГУ. Из этого можно сделать вывод, что студенты химического факультета не ставят перед собой конкретных целей, предпочитают “плыть по течению”, не видят перспектив реализации своих профессиональных навыков, полученных в процессе обучения.

Значимая степень достоверности различий была выявлена при анализе ответа на вопрос анкеты о профессии матери. Матери студентов, выбравших специализацию педагог в большенстве своем имеют профессию - рабочая. Мы считаем, что выбор будущей профессии у студентов, входящих в первую группу может быть обусловлен, в том числе, и желанием родителей повысить статус своих детей. Проведенный нами корреляционный анализ обнаружил тесную взаимосвязь между характерологическими особенностями личности, входящих в структуру ПВК педагогов и исследователей и ценностно– смысловыми компонентами их будущей деятельности. Так фактор I теста Кеттелла коррелирует с первой субшкалой по тесту СЖО (осмысленность целей) r = 0, 60 (рЈ0, 05).

Направленность по фактору I к положительному полюсу говорит о педагогах как о людях с художественным мышлением, чувствительных, тянущихся к другим. Следовательно педагоги в большей степени чем исследователи осмысливают цели своего обучения (выбора профессии). В отличии от педагогов, у исследователей должна быть направленность к отрицательному полюсу по фактору I, т. к. для данной специальности характерен рационализм и реализм. Однако корреляционный анализ показывает, что данная личностная характеристика не выражена и это может объяснить слабую осмысленность целей деятельности.

Была обнаружена корреляция фактора Q4(напряженный - невозмутимый) со шкалой “Локус контроля - жизнь или управляемость жизнью” по тесту СЖО r = - 0, 49 (р< 0, 05).

Направленность фактора Q4к положительному полюсу характеризует студентов первой и второй группы как людей напряженных, озабоченных планами. У студентов со специализацией исследователи эти качества выражены в большей степени, чем у студентов со специализацией педагоги, и для них в большей степени убеждены в том, что свобода выбора у них сильно ограничена. Они не склонны строить планы на будущее.

Анализ связей показателя по шкале Q3 теста Кеттелла с терминальной ценностью 4 (интересная работа) показал, что для студентов первой и второй групп характерна обратная зависимость r = - 0. 64, p < 0. 05). Студенты–педагоги в больше степени склонны контролировать себя, подчиняться правилам, чем студенты– исследователи, и, следовательно, студенты – педагоги в большей степени ценят интересную работу. Была обнаружена прямая зависимость между фактором Q4 (напряженный - невозмутимый) и терминальной ценностью 6 (любовь) r = 0. 63 (р

Прослеживается взаимосвязь между терминальной ценностью 14 (свобода) и факторомG по тесту Кеттелла r = 0, 49 (р
    ВЫВОДЫ.

Оцениваемые в настоящем исследовании характерологические и ценностно –смысловые характеристики студентов со специализацией педагоги и исследователи обнаружили тесную взаимосвязь, что позволяет сделать некоторые выводы. Анализ ценностных ориентаций студентов первой и второй групп обнаружил слабую структурированность системы ценностей. Среди предпочитаемых ценностей студенты со специализацией исследователи назвали творчество, что является смысловой предпосылкой к исследовательской деятельности.

Взаимосвязь отвергаемых ценностей и характерологических особенностей, определяющих профессионально значимые качества исследователей и педагогов позволяет сделать вывод о том, что ценностные ориентации не позволяют реализовать профессионально значимых качеств в процессе профессиональной деятельности.

Данный вывод подтверждается наличием взаимосвязи между индивидуально-психологическими и личностными характеристиками исследователей и педагогов. Характерологические особенности лежащие в основе профессионально значимых качеств педагогов (эмпатия, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение, рефлексия) не выражены у студентов со специализацией педагоги. Так же у студентов второй группы, имеющих специализацию–исследователи, профиль Кеттелла не совпадает со стандартным профилем, характерным для ученых.

Исходя из вышесказанного следует, что у студентов третьего курса еще не сформировалось профессиональное видение мира, не интернализовалась система ценностей характерная для данных специальнеостей, что в итоге и определяет невыраженность у них профессионально значимых качеств и их неэффективную реализацию в процессе профессиональной деятельности. Это влечет за собою ряд трудностей и проблем с которыми приходится сталкиваться учителям и исследователям в начале своей профессиональной деятельности, и которые, по нашему мнению, можно разрешить в процессе обучения.

Таким образом, невыраженность ПВК у студентов указанных специализаций можен быть обусловлена несформированностью ценностно - смысловых сферы личности будущих специалистов

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящей дипломной работе рассматривалась проблема соотношения предметно действенного и ценностно - смысловых аспектов будущих специалистов педагогов и исследователей.

Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил сделать нам следущие выводы:

Высокий уровень профессиональной направленности - это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения.

Значительную роль в формировании профессиональной направленности играют характерологические особенности личности и уровень развития ее способностей. Для развития профессиональной направленности необходима такая организация деятельности студентов, которая актуализировала бы противоречие между требованиями предпочитаемой деятельности и ее личностным смыслом для человека. Среди профессионально важных качеств педагогов в отечественной литературе выделяются следующие: эмпатия, эрудиция, педагогическое мышление, интуиция, умение импровизировать, наблюдательность, оптимизм, находчивость, педагогическое предвидение, рефлексия.

Для исследователей профессионально важным считают следующие качества: любознательность, способность продолжительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, творческое мышление, богатая фантазия, наблюдательность, энтузиазм по отношения к своей работе и ее задачам, прилежание, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие, умение ладить с людьми.

Проведенный теоретический анализ психолого –педагогической литературы показал, период юности является наиболее важным для формирования профессиональной направленности

В результате теоретического и эмпирического анализа было обнаружено, что осмысленности жизни у студентов третьего курса химического факультета ниже чем показатели осмысленности жизни у студентов третьих курсов КемГУ. Исходя из того, что у испытуемых обнаружена слабая осмысленность выбора специальности и ценностно–смыслового восприятия будущей профессии можно рекомендовать систему м6ероприятий, направленных на формирование профессионального видения мира в процессе обучения в ВУЗе. В качестве таких мероприятий могут выступать психологические консультации по вопросам профессиональной ориентации, личностного самоопределения, тренинги, направленные на развитие ПВК, а также тестирование и анкетирование студентов перед выбором специализации. ЛИТЕРАТУРА.

Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л. , 1974. – 243 с.

Алишев Н. В. , Широков В. Д. Общие основы построения исследования// Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н. В. Алишева. М. , 1987. – 167 с.

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. : В 2 т. М. , 1980. Т. 1. – 230с. Ананьев Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М. , 1973. 280 с. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М. , 1977. – 380с. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л. , 1968. – 339 с. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988. – 236 с.

Бажин Е. Ф. , Голынкина Е. А. , Эткинд А. М. Метод исследования локуса субъективного контроля // Психологический журнал, 1984. – Т. 5. - № 3. – с. 36 – 42. Божевич Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психолог. исследование. – М. , 1968. – 464 с.

Божевич Л. И. , Морозова Н. Г. , Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников. – Известия А. П. Н. РСФСР, 1957, вып. 36. – с. 45 – 53. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. – М. , 1986. – 206 с. Геллерштейн С. Г. К вопросу о профессиональной психологии// История советской психологии труда: Тексты (20-30е годы ХХ века). / Под ред. Зинченко В. П. и др. – М. , 1983. – 358 с. Годфруа Жо. Что такое психология. : В 2 т. Т. 2 / Под ред. Г. Г. Аракелова. – М. , 1992. – 376 с. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. / АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1986. – 142 с.

Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М. , 1970. – 272 с.

Зелинченко А. И. , Шмелев А. Г. // Вестник МГУ, серия “Психология”, 1987, № 4. – с. 14 – 17. Иванчик Т. Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1986. – с. 46 – 48.

Кайданов Д. П. , Суименко Е. И. Актуальные проблемы социологии труда. М. , 1974. – 238 с. Кан-Калик В. А. К разработке теории обшего и профессиональног развития личности специалиста в ВУЗе. // Формирование личности специалиста в ВУЗе. Сб. науч. тр. Грозный, 1980. С. 5-13.

Климов Е. А. Введение в психологию труда. М. , 1988. - 300 с. Климов Е. А. Психология профессионала. – М. , 1996. – 400 с. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд. , переработ. и доп. М. , 1970. – 391 с. Ковалев А. Г. , Мясищев В. Н. Психологические особенности человека. Т. 1. Л. , 1957-1960. – 264 с.

Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М. , 1988. – 191 с.

Компьютрный психологический опросник 17ЛФ-4, руководство для пользователя. // М. , МИП “Гуманитарные технологии”, 1991.

Кон И. С. Психология юношеского возраста: Пробл. Формирования личности. [Учеб. Пособие для пед. ин-тов]. – М. , 1976. – 175 с.

Кондрацкий А. А. Тест для диагностики отношения оператора к принятию риска// Вопросы психологии. - 1982, №3. – с. 133 – 136.

Кузнецова И. В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии// Профессиональная ориентация школьников: [Сборник статей/ Ред. коллегия: В. Б. Успенский (отв. ред. ) и др. ]. – Ярославль, 1976. – 84 с.

Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии. – 1984. - №1. – с. 20 – 27. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психол. структура деятельности учителя и формирование его личности. Л. , 1967. – 183 с.

Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л. , 1985. – 32 с. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. Л. , 1961. – 98 с. Кулагин Б. В. Основы профессиональной психодиагностики. – М. , 1984. – 215 с. Леви В. Л. Искусство быть другим. – М. , 1980. - 207 с.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. , 1977. – 304 с. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М. , 1992. – 173 с. Маркова А. К. Психология труда учителя. – М. , 1993. – 190 с. Мельников В. М. , Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учеб. пособ. для пед. ин-тов. – М. , 1985. – 319 с. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М. , 1994. – 215 с. Мясищев В. Н. Проблема способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи// Проблемы способностей. [материалы конференций, 22-24 июня 1960 г. Ленинград]. Отв. ред. чл. -кор. АПН РСФСР проф. В. Н. Мясищев. М. , 1962. – 308 с. Нолицу З. А. Установление психологического контакта педагогов с учащимися// Психология учителя: Тез. докладор к 7 съезду общества психологов СССР. – М. , 1989. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М. , 1987. - С. 124-128.

Пельц Д. , Эндрюс Ф. Ученые в организациях. М. , 1973. – 87 с. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М. , 1969. – 659 с.

Платонов К. К. Структуры и развитие личности/ Отв. ред. Глаточкин А. Д. , АН СССР, Ин-т психологии. М. , 1986. – 254 с.

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности// под ред. Г. С. Никифорова. – С. -Петербург, 1991. – 152 с.

Рамуль К. А. О психологии ученого и в частности о психологии ученого-психолога// Вопр. психол. - 1965. - № 6. - С. 126-135.

Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. - Л. , 1990. -256 с.

Рескина С. Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. дис. Л. , 1986. – 36 с.

Ростунов А. Т. Формирование профессиональной пригодности. - М. , 1984. – 176 с. Рудик П. А. Мотивы поведения деятельности. М. : 1988. – 136 с. Рудкевич Л. А. Талант: психология и становление // Социальная психология личности / Науч. ред. А. А. Бодалев. Л. , 1974. – 246 с.

Серый А. В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. – Иркутск, 1996. – 25 с. Титма М. Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных исследований в ЭССР)/ М. Х. Титма. – М. , 1975. – 198 с.

Физиологические и психологические основы труда/ ред. В. И. Дорогайченко. – М. , 1974. – 231 с. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М. , 1990. – 366 с.

Халяпина Л. Н. Социализация учителя. - Кузбассвузиздат, 1995. – 128 с. Харькин В. Н. Педагогическая импровизация// Советская педагогика. – 1989, №9. – с. 54 – 60. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. – М. , 1986. – 392 с. Цигарелли Ю. А. Изучение зависимости самооценки способности от свойств нервной системы// Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности: Межвуз. сб. Научной тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена; [ Редкол. : Е. П. Ильин (отв. ред. ) и др. ]. – Л. , 1981. – 163 с.

Человек как объект социологического исследования / Под ред. Л. И. Спиридонова, Я. И. Гилинского. – Л. , 1977. – 197 с.

Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М. , 1981. – 95 с. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М. , 1994. – 320 с. Шадриков В. Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. – М. , 1982. – 185 с. Шишкина Л. И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи/ Л. И. Шишкина; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Л. , 1976. - 62 с. Щербаков А. И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшеге педагогического образования. – Л. , 1968. – 120 с.

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк, Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. , 1994. - С. 169-175.

Юпитов А. В. Проблематика и особенности психологического консультирования в ВУЗе. // Вопр. психол. - 1995. - № 4. - С. 50-56.

    Придож. 1
    Таблица 2.

Усредненные показатели по тесту Кеттелла студентов со специализацией педагоги (группа 1) и исследователи (группа 2).

    Факторы
    P
    Группа 1
    Группа 2
    A
    B
    C
    E
    F
    G
    H
    I
    L
    M
    N
    O
    Q1
    Q2
    Q3
    Q4
    0. 847
    0. 608
    0. 369
    0. 545
    0. 403
    0. 433
    0. 961
    0. 962
    0. 629
    0. 726
    0. 842
    0. 278
    0. 343
    0. 25
    0. 631
    0. 561
    11. 10
    7. 43
    13. 90
    12. 00
    13. 10
    11. 52
    11. 71
    12. 29
    15. 19
    11. 33
    9. 95
    14. 24
    10. 67
    10. 14
    11. 00
    14. 52
    11. 30
    7. 80
    15. 40
    13. 10
    14. 80
    10. 50
    11. 60
    11. 80
    11. 30
    10. 90
    10. 20
    12. 20
    11. 90
    6. 90
    10. 20
    15. 80
    Прилож. 2
    Таблица 3.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать