Конспект лекций по "Основам психотерапии" - (лекции)

Конспект лекций по "Основам психотерапии" - (лекции)

Дата добавления: март 2006г.

    Основы психотерапии
    Лекции.

(Прочитаны на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета осенью 2002 года профессором Исуриной)

    Основные понятия.
    1. 1. Определение.

Психотерапия – около 500 определений – система лечебных воздействий на психику и через психику на организм человека. Определения медицинские – жестко привязывают психотерапию к медицине (лечение, здоровье). Определения психологические –основные понятия: межличностное взаимодействие, неадекватные эмоции, конфликты и т. д.

    Психотерапия –

персонализированная техника, которая представляет собой нечто среднее между познавательным процессом, который в отличие от любого другого ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями, и техникой планируемых изменений отношений чувств и поведения человека. Психотерапия –

целенаправленное упорядочивание нарушенной деятельности организма психологическими средствами.

    1. 2. Психотерапевтическое вмешательство (интервенция)

- вид воздействия, характеризуемое определенными целями и средствами. Может обозначать как общую стратегию поведения (психологическая интервенция), так и отдельные приемы (разъяснения).

    Виды вмешательств в медицине:
    фармакологические
    хирургические
    физикальные (физиотерапия)
    психотерапия (психологические)

Виды вмешательства в психологии (области распространения экспансии в психологии):

    педагого-психологическая
    организационная психология
    клинико-психологическая

Таким образом, психотерапевтическое вмешательство фактически клинико-психологическое вмешательство.

    1. 3. Клинико-психологическое вмешательство.
    Характеристики:

Выбор средств – методы –те психологические средства, которые использует психолог или психотерапевт, реализуются в контексте взаимоотношений:

    А) беседа
    Б) тренинг
    В) межличностное взаимодействие
    Функции:
    А) профилактика А) и Г) психол. консультирование Б) лечение
    В) реабилитация Б) и В) психотерапия Г) развитие

Целевая ориентация процесса на расширение позитивных изменений (могут быть близкие цели и отдаленные).

    Теоретическая обоснованность.
    Понятия о норме и патологии в рамках каждой теории.
    Эмпирическая проверка.

Исследование эффективности. Исследования Граве показали высокую эффективность психоанализа и поведенческой психотерапии.

    Исследования эффективности:
    репрезентативная выборка

исследования до и после терапии с участием конкретной группы (лечившиеся определенным методом и нелечившиеся совсем)

катамнестическое исследование (исследование после лечения: ближний катамнез – 6 месяцев; дальний катамнез – 3-5, 10-20 лет) независимый исследователь эффективности

    6. Профессиональные действия

Интервенции должны осуществляться в профессиональных рамках и профессионалами. Пункты 4, 5, 6 –отличают клинико-психологические интервенции от средне психологических воздействий.

    1. 4. Психологическая коррекция.

Возникла в связи с необходимостью узаконить занятия психотерапией не медиками, но по сути одно и то же. Были попытки (Куликов) определить специфику термина– психокоррекция – это профилактика: - первичная профилактика – профилактика заболевания

    вторичная профилактика – профилактика рецидива болезни
    третичная – профилактика инвалюризации
    1. 5. Психологическое консультирование.
    Вид клинико-психологического вмешательства.

В общем виде –профилактическая помощь человеку/группе людей в поиске путей решения трудной ситуации.

    3 подхода:

1). Проблемно-ориентированное консультирование – анализ сущности и внешних причин проблемы и поиски путей разрешения ситуации. 2). Личностно-ориентированное консультирование –анализ внутренних причин проблемы и поиски путей предотвращения ситуаций в будущем.

3). Ресурсно-ориентированное консультирование – выявление ресурсов решения проблемы.

    Психотерапия
    Психологическое консультирование
    1. средства воздействия и
    психологические; широкий арсенал средств
    2. цели
    расширение позитивных
    достижение более глубинных изменений
    3. функции
    лечение и реабилитация
    4. теоретическая
    теоретическая психология
    методы

психологические; преимущественное средство – предоставление информации

    изменений

лучшее использование собственных ресурсов и улучшение качества жизни

    развитие и профилактика
    обоснованность
    теоретическая психология
    Дополнительные различия
    психотерапия
    Психологическое консультирование
    5. место

изменения непосредственно в процессе психотерапии, что является сущностью психотерапевтического процесса

    6. степень самостоятельности
    сопровождение психотерапевта
    7. продолжительность
    не менее 15 сеансов
    изменений

анализируется сущность проблемы, а изменения происходят после окончания консультирования

    клиента
    самостоятельность
    воздействия
    1 –5 консультаций
    1. 6. Понятие метода психотерапии.
    4 уровня использования термина методов (Алексанрович):

–методы как конкретные методические приемы или техники (гипноз, беседа, релаксация)

–методы, определяющие условия протекания психотерапии и оптимизирующие процесс (стационарные, семейные).

–методы в значении основного инструмента психотерапевтического воздействия (психотерапевт, группа).

    – методы в значении психотерапевтических интервенций.
    1. 7. Интердисциплинарный характер психотерапии.
    - С одной стороны медицина, с другой – психология.
    - Смыкание с той областью медицины, с которой имеем дело.
    1. 8. Личностный подход.
    Важнейший принцип медицины и психотерапии.
    Реализуется в трех ипостасях:

изучение личности больного, закономерностей развития, специфики нарушений для использования в психотерапии.

Учет личностных особенностей при использовании любых психотерапевтических техник

Ориентация психотерапевтического процесса на личностные изменения.

    1. 9. Общие факторы психотерапии.

В каждой психотерапии они выступают в своей роли и имеют свое значение. Психотерапия предполагает рассмотрение трех характеристик:

    пациент
    терапевт
    процесс
    Вопросы:

что общего происходит с пациентом при применении разных техник что общего в поведении психотерапевта независимо от его теоретических представлений

    общие этапы вне зависимости от парадигмы.
    Пациент.

обращение к сфере эмоциональных отношений (работа с эмоциями пациента в любой психотерапии)

формирование самопонимания, принимаемого и пациентом, и психотерапевтом (пациент понимает себя, терапевт корригирует понимание).

предоставление и получение информации (от клиента, от терапевта). Укрепление веры больного в выздоровление

    Накопление положительного опыта
    Облегчение выхода эмоций
    Терапевт.

целевая ориентация терапевта на достижение позитивных изменений внимание к взаимоотношениям пациент/терапевт.

    Сочетание принципов: “там и тогда” и “здесь и теперь”
    Процесс.

установление оптимального контакта, вовлечение пациента в сотрудничество, создание мотивации в психотерапии

прояснение причин и механизмов в формировании симптомов и развития эмоциональных и поведенческих нарушений– понимания пациента и терапевта должны быть одинаковы определение психотерапевтических мишеней

применение определенных методов и техник, направленных на изменения закрепление достигнутых результатов

окончание курса психотерапии (зависимость пациента от психотерапевта)

    1. 10. Показания к психотерапии.

удельный вес психотерапии определяется ролью психологического фактора этиопатогенезе болезни

показания определяются последствиями определенного заболевания (смена социального статуса, физическая ограниченность, понижение самооценки…)

    Личность.
    Центральная проблема современной психотерапии.

Психология личности пытается с позиций науки объяснить поведение человека. Наука о личности – персонология.

Олпорт осуществил анализ существующих определений личности: – биосоциальные и биофизические определения личности

а –личность определяется реакцией на нее окружающих людей (скорее бытовое значение)

    б – исключительно качества и характеристики личности
    2. - через перечисления

3. – подчеркивается интегрирующая и организационная функция личности – отмечается роль личности в регуляции поведения

– отождествляют личность с уникальными или индивидуальными свойствами – личность рассматривается как сущность человека

Теории личности отвечают на вопрос: что такое люди, почему они себя так ведут. Теории личности выполняют функции:

    объяснение
    предсказание
    Что влияет на теории личности:
    клинические наблюдения

гештальтистская традиция (изучение фрагментов не может привести к пониманию целого)

    традиции научения, экспериментальная психология

психолого-метрическая традиция (измерение и изучение индивидуальных различий)

    Компоненты теорий личности.
    структура личности (например, черты личности)

проблема мотивации (фокусируется на изменяющихся аспектах человека) Объяснение мотивации:

редукционистическая модель – по Фрейду – поведение направлено на снятие напряжения модель компетенции –стремление человека получить новый опыт с целью наслаждения или самоактуализации

    Маслоу признавал обе модели мотивации на разных уровнях.
    проблемы развития личности.
    Как мотивационные аспекты меняются с возрастом.
    стадийная модель развития (Фрейд, Эриксон)
    роль взаимоотношений между ребенком и взрослым (Роджерс)
    психопатология.

Почему люди оказываются не в состоянии справиться с жизненными ситуациями. проблема психического здоровья – критерии психического здоровья Из чего складывается психическое благополучие.

Фрейд: способность работать и испытывать удовлетворение социальными межличностными отношениями.

Бандура: способность удовлетворять требованиям жизни, самоэффективность. Маслоу: важен сдвиг с примитивных потребностей на высшие. – в изменения личности при психотерапевтическом воздействии.

    Критерии оценки теорий личности:
    верифицируемость (проверяемость)

эвристическая ценность (способность продуцировать новые исследования) внутренняя согласованность

экономичность (более простые и четкие объяснения предпочтительнее) широта охвата (разнообразие феноменов, включенных в теорию) функциональная значимость (может ли теория помочь решать людям проблемы)

    Какие вопросы обязательно решают теории личности:
    свобода / детерминизм

рациональность / иррациональность (в какой степени разум оказывает влияние на человека)

хализм (целостность –поведение можно объяснить только подходя к человеку как к целому) / элементаризм (можно объяснить только изучая каждый элемент в отдельности) конституционализм (проблема биологического) / инвайронментализм (проблема социального)

Что такое личность: проблема влияния среды или социальных факторов. изменяемость / неизменяемость (человек способен меняться на протяжении жизни) субъективность / объективность

Что более влияет на поведение человека: субъективный мир человека или внешние обстоятельства.

    проактивность / реактивность

Обусловлено ли поведение внутренними факторами или только серия реакций на внешние стимулы. Люди совершают поступки или просто реагируют. гомеостаз / гетеростаз (имеют отношение к мотивации – понижение напряжения или развитие) познаваемость / непознаваемость

    Невроз.

Заболевание психогенное – обусловлено психологическими факторами. Невроз –

понимается как психогенное нервно-психическое расстройство, возникающее в результате действия факторов психической природы и проявляющееся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений. Психогения –

заболевание, где прослеживается связь между ситуацией, личностью и болезнью. возникновение заболевания связано с психически травмирующей ситуацией и её субъективаной неразрешенностью

динамика клинического состояния в определенной степени совпадает с динамикой психически травмирующей ситуации (ситуация накаляется– симптоматика нарастает) симптомы невроза по сути дела –патологическая фиксация аффективной реакции, в которой находят отражение основные потребности и стремления личности.

    Развитие невроза (схема Мясищева)
    Нарушение системы отношений
    !
    внутренний конфликт
    !
    межличностный конфликт
    !
    нервно-психические нарушения
    !
    функциональная реорганизация личности
    физиологический уровень психологический уровень
    (развитие симптоматики) (нарушение ф…онирования)
    Существует позитивная и негативная диагностика неврозов:

Позитивная – выделяем признаки, характерные именно для этого заболевания – выявление психологических причин заболевания; Негативная – исключаем органическую основу – если нет органических нарушений, а орган болит, следовательно – невроз, в основе медицинские методы исследования.

    Основные психопатологические синдромы неврозов.
    Астенический синдром (нервно-психологическая слабость):
    нарушения памяти внимания, понижение работоспособности
    головные боли
    нарушения сна
    1 стадия – гиперстеническая (повышенная возбудимость)
    2 стадия – раздражающая слабость
    3 стадия – гипостеническая (вялость, отсутствие аппетита)
    Обессивный синдром (навязчивость, одержимость):

Внезапно появляющиеся чувства, мысли, представления в данный момент противоречащие ситуации

    в интеллектуальной сфере
    в эмоциональной сфере (фобии)

в моторной сфере (импульсии) – ритуалы, носящие охранительный характер Контрастные навязчивости (хульные мысли) –навязчивые мысли, чувства, представления, которые не сообразуются с настоящими чувствами человека.

    Фобический синдром:
    пространства и передвижения в теле(? )
    нозофобии (страх заболевания чем-либо)
    социофобии (страх социально значимых ситуаций)
    4. Депрессивный синдром:

Понижение настроения, но не тоска; нет психической и моторной заторможенности; пессимизм ограничен психотравмирующей ситуацией; нет суицидальных мыслей или они скрыты.

    5. Ипохондрический синдром (состояние болезненности):

Что-то где-то постоянно болит или болезненно оценивается; нормальные физиологические отклонения (учащения пульса при беге, тяжесть при приседании). Нарушения пищевого поведения.

нервная анорексия (отказ от еды, потеря веса, гормональные сдвиги) нарвная булимия (обжорство)

    Основные формы невроза:
    неврастения
    истерия
    невроз навязчивых состояний
    Специфические формы конфликта (по Мясищеву)
    между требованиями к себе и возможностями
    конфликт двух противоречивых тенденций
    между требованиями к себе и ……
    Основные направления психотерапии.
    Психоаналитическое направление
    школа
    представитель
    классический психоанализ
    аналитическая психология
    индивидуалистическая психология
    терапия желаний
    активная аналитическая терапия
    интерперсональная психиатрия
    интенсивная психотерапия
    анализ характера
    активная техника психоанализа
    культиральная школа
    эгоанализ
    чикагская школа
    объективная психотерапия
    краткосрочная терапия
    директивный анализ
    психо-биологическая терапия
    биодинамическая терапия
    адаптивная психодинамика
    гипноанализ
    анализ характера вегетотерапия

лингвистическо-семантический психоанализ (французская школа)

    Фрейд
    Юнг
    Адлер
    Ранг
    Штекель
    Салеван
    Фром-Райхен
    Хорни
    Ференци
    Фромм
    Кляйн
    Александер
    Карпманн
    Малан
    Розен
    Майер
    Массерман
    Радо
    Вольберг
    Райх
    Лакан
    Поведенческое направление
    школа
    представитель
    1. систематическая ресенабилизация
    имплозивная терапия
    кондициональная рефлекс терапия
    теория научения
    теория социального научения
    моделирующая терапия
    директивная терапия
    конфронтационно проблемная терапия
    ассертивный структурный тренинг
    личностно-констр. Терапия
    рацио-эмотивная терапия
    интегративная терапия
    реальная терапия
    философская психотерапия
    тренинг биообратной связи
    когнитивная психотерапия
    Вольпе
    Штампл
    Солтер
    Доллерд
    Роттер
    Бандура
    Гринвальд
    Гарнер
    Филипс
    Келли
    Элис
    Дрейкфорд
    Глассер
    Сахакиан
    Грин
    Бэк
    Опытное направление
    школа
    представитель
    экзистенциональный анализ
    анализ бытия
    лого-терапия
    клиентоцентрированная терапия
    гештальт-терапия
    психоимаго терапия
    опытная терапия
    терапия первичного крика
    биоэнергетический анализ
    структурный анализ
    аутогенный тренинг
    трансцендентальная медитация
    дзенпсихотерапия
    психоделическая терапия
    Бинсвангер
    Босс
    Франкл
    Роджерс
    Перлз
    Шоррт
    Витакер
    Янув
    Лоуэн
    Рольф
    Лутхэ
    Уотс
    Осмонд
    Характеристики трех основных направлений психотерапии.
    Основные
    хар - ки
    Психодинамическое
    направление
    Поведенческое
    направление
    Опытное направление
    основные
    жалобы
    концепция патологии
    концепция здоровья
    вид изменения
    5. временной подход и фокусировка
    6. вид лечения
    7. задачи терапевта
    8. основные приемы
    9. модель лечения
    10. природа отношений при лечении
    11. роли и позиции терапевта

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать