Конспект лекций по "Основам психотерапии" - (лекции)
p>Вытеснение, первичные потребности и влечения, вытесненные в бессознательное

Конфликт между бессознательным и сознанием, между первичными потребностями и влечениями и моральными нормами, правилами, требованиями, запретами

Выявление и осознание внутренних конфликтов, победа ЭГО над ИД, усиление ЭГО

Глубокие внутренние изменения: понимание прошлого, то есть интеллектуально-эмоциональное знание

    Исторический: относящийся к прошлому
    Долгое и интенсивное

Понять содержание бессознательных процессов, их историческое и скрытое значение

Интерпретация: связанные ассоциации, символические проявления бессознательного, анализ сопротивления и перекоса

Медицинская: врач – пациент или родитель-взрослый-ребенок, то есть терапевтический союз

Трансферентные (отношения переноса) и основные для лечения: нереальные отношения

Интерпретатор–отображатель: непрямой, бесстрастный, ничего не решающий, часто фрустрирующий Беспокойство, тревога, страх

Неарантивное(? ) поведение, которое возникло в результате неправильного научения

    Отсутствие симптома, редукция тревоги и беспокойства

Прямое научение: изменение поведения в настоящем, то есть действия или представления

    Неисторический: объективное настоящее
    Короткое и неинтенсивное

Выработать специфические адаптивные поведенческие ответы на стимулы, вызывающие беспокойство

Научение: классическое и оперантное обусловливание, научение по моделям

Образовательная (воспитательная): учитель-ученик или родитель-ребенок, то есть обучающий союз

    Реальные, но второстепенные для лечения: нет отношений
    Советчик: прямой, решающий проблемы, практический
    Раздражение, отчуждение (от себя)

Невозможность самореализации, нарушение личной целостности, несовпадение Я-концепции и опыта

Актуализация потенциального: саораскрытия, самореализации, осознавание собственной личности, спонтанность

Немедленный (сиюминутный) опыт: ощущения и чувства данного момента, то есть спонтанные выражения опыта

    Антиисторический: данный момент
    Короткое, но интенсивное

Взаимодействовать в атмосфере взаимного принятия с целью вызвать самовыражение (психологическое, соматическое, духовное)

    Встреча

Экзистенциальная: человек-человек ил взрослый-взрослый, то есть союз людей

    Реальные и первостепенные для лечения: реальные отношения

Фасимитатор (инициатор взаимодействия, помощник): взаимнорешающий Основные лечебные факторы трех направлений психотерапии

    факторы
    Концепция лечения
    Дополнительные роли и функции
    Эмоциональное переживание
    Познание (овладение познанием)
    Регуляция поведения

Повышение уровня возбуждения и ответной реакции на воздействие; растормаживание эмоций, выражение чувств

Приобретение и интеграция новой информации, новых представлений, убеждений, знаний. Стимулирование к самопознанию, пониманию себя и других

Изменение и модификация поведенческих реакций; управление и контроль над действительностью и поведением

Устанавливает необходимый эмоциональный уровень для восприимчевости, воздействиям и изменениям, способствует восприимчивости пациентов, понижение сопротивления и защиты; упрощает катарситический выход подавляемого материала. Может оказывать глубокий эффект за короткий период времени

Предоставляет информацию о психотерапевтическом процессе, позволяет понять и осознать задачи психотерапии, собственную роль и участие. Предоставляет знания для оптимизации изменений и их интеграции; устанавливает / восстанавливает эмоциональный баланс и регулирующую функцию ЭГО.

Дает практическое и ощутимое применение достигнутым изменения. Позволяет практически, целенаправленно овладеть специфическими проблемами. Усиливает терапевтическое обучение посредством повторений и продолжительной практики нового поведения

    Психодинамическое направление
    ! !
    психоанализ психодинамическая или психоаналитическая
    психотерапия
    ! !
    инсайториентированная суппортивная

Психоанализ – основа психодинамического направления (глубинная психология) Общее –представление о бессознательных психических процессах и методах, с помощью которых они осознаются и анализируются.

    Психоанализ – как целостная система:
    общая психологическая теория
    теория психологического происхождения неврозов
    теория психоаналитической терапии
    Психологическая концепция Фрейда.

Психическая жизнь человека – выражение борьбы конфликтов различных составляющих психики. Бессознательный психический процесс.

Центральное –представление о бессознательности психических процессов; это основная детерминанта, определяющая развитие личности и ее поведение. Содержание бессознательного – инстинктивные первичные потребности, которые угрожают сознанию и вытесняются. Инстинкт и мотивация.

С точки зрения Фрейда, инстинкт –это не врожденный рефлекс, а побудительный мотив силы личности, это психический образ некоей потребности организма. Инстинкт– побуждение, влечение. Телесное возбуждение – потребность, а психическая репрезентация его – желание. Если есть потребность, то существует и напряжение. Инстинкт должен разрядить его. Это внутреннее возбуждение есть источник психического, поведение энергии, следовательно, инстинкты– побудительные силы личности.

    2 группы инстинктов:

инстинкты жизни (эрос) – направлены на сохранение жизненных процессов инстинкты смерти (тонатос) – на разрушение

Энергия либидо(1) - это не сексуальный инстинкт, а энергия всех инстинктов жизни.

    Концепция личности.

Монографическая – относится к определенным уровням сознания: сознание

    предсознательное (в данный момент не осознается)

бессознательное (не осознается и самостоятельно осознано быть не может) Структурная – личность включает три уровня:

    ИД (оно)
    ЭГО (я)
    СУПЕРЭГО (сверх я)

Все структурные компоненты могут действовать на всех трех уровнях сознания. ИД –источник психической энергии в основном в бессознательном (банальные инстинкты), действует согласно принципу удовольствия (немедленная разрядка напряжения).

ЭГО –разум, исправляет и контролирует инстинкты на всех уровнях сознания. Анализирует внутренние состояния, внешнее сознание, стремится удовлетворить ИД с учетом требований внешнего мира; принцип реальности. Выбирает наиболее разумные способы удовлетворения.

СУПЕРЭГО –идеальное Я, моральный аспект, формируется в процессе социализации, действует на всех уровнях сознания. Морально-этический принцип. Контроль за поведением человека.

    Тревога.

Если ЭГО слабое, то результат давления ИД и СУПЕРЭГО – тревога. Тревога – функция ЭГО, предупреждает об опасности.

    3 типа тревоги:
    объективная тревога (реалистическая)
    невротическая тревога (связана с ИД)
    моральная (связана с СУПЕРЭГО)

Тревога сопровождается напряжением, поэтому включаются защитные механизмы психики –приемы ЭГО, направленные на понижение тревоги. Являются неосознанными, пассивными, в значительной степени искажают реальность.

    coping
    Защитные механизмы
    Осознаваемые
    Активные
    Достаточно адекватно отражающие реальность
    Направленные во вне на преобразование ситуации
    Неосознаваемые
    Пассивные
    В значительной степени искажающие реальность
    Направлены вовнутрь себя на понижение тревоги
    Сoping не имеет отношения к психоанализу.
    Защитные механизмы.

вытеснение (подавление) –основной механизм защиты составная часть всех других механизмов, это попытка избежать неприятных мыслей и чувств.

Проекция – специфические чувства, желания приписываются другим. Отрицание – предшествует проекции, защита от реальности, приносящей боль. Замещение – переадресовка инстиктивного импульса на менее угрожающий объект. Рационализация – поведению дается объяснение, маскирующее истинную мотивацию. Идентификация –тревога снимается за счет отождествления себя со значимым лицом, менее уязвимым в тревожной ситуации.

Идентификация с агрессором – идентификация с тем, кого на самом деле боюсь. Интроекция (интроективная идентификация) – приписывание внутрь, отождествление с внутренним объектом. Изоляция – отгораживание части своего опыта, представляющего угрозу. Реактивная формация –человек справляется с неприемлемыми импульсами формируя противодействие (нагромождение противоположного по смыслу).

Регрессия – возвращение к более ранним периодам жизни в случае угрозы. Сублимация –единственно здоровый путь трансформации энергии; вытеснение биологического влечения, в основе которого лежат не невротические механизмы.

ЭГО становится ареной борьбы между ИД и СУПЕРЭГО. Смысл тревоги в том, что инстинкты могут прорваться, поэтому включаются защитные механизмы. Если тревога не понижается– следует невротический симптом.

    Концепция невроза.

Невротический симптом –способ энергетической разрядки, вытеснения напряжения. Вырвавшаяся энергия направляется на определенный орган, который в результате выходит из строя. Психоневроз – объясняется в рамках личности человека (конфликт между ЭГО, ИД и СУПЕРЭГО) Актуальный невроз – связан с событиями настоящего.

    Нарцистический невроз –
    Невроз характера –
    Невроз переноса –
    Невроз органа –
    Детский невроз –
    Невроз тревоги (страха) –

С точки зрения Фрейда, невроз – результат конфликта между бессознательным и сознанием.

Для всех психоаналитиков бессознательное – основное, но его содержание понимается по-разному. Фрейд: основное содержание бессознательного – сексуальные и агрессивные импульсы. Адлер: конфликт между чувством неполноценности и жаждой власти. Юнг: бессознательное бывает двух видов: личное и коллективное (общее для всех людей психическое содержание– разум древних предков); организовно в виде архетипов. Архетип –предласполагающие факторы, помогающие человеку реагировать в ситуациях, которых в опыте не было.

Комплексы, противоречащие нравственному чувству, вытесняются. Более аффективно заряженные– являются источником невротических расстройств.

Хорни: основная потребность – безопасность, потребность в удовлетворении –они находится в противоречии. Этот конфликт характерен и для больных, и для здоровых, важно количество, а не качество.

Фромм: потребность в свободе, автономии и безопасности. Механизмы бегства от свободы –авторитаризм, конформизм, деструктивизм. Так же важно количество, а не качество.

    Терапия.

Исходя из вышеизложенного, Фрейд разработал лечебный метод, ключевые понятия которого: перенос, сопротивление, связь ассоциаций, интерпретация. Основные положения.

Интерес к многообразию инстинктивных импульсов, их выражению, трансформации, вытеснению.

Уверенность в том, что подобное вытеснение главным образом сексуальное, то есть подавляются главным образом сексуальные импульсы, из чего следуют болезни в неправильном психосексуальном развитии.

Представление о том, что неверное психосексуальное развитие связано с конфликтами и травмами прошлого, детства, особенно с эдиповым комплексом. Уверенность в сопротивлении выявлению этих тенденций, то есть у человека есть конфликты, но он этого не осознает.

Представление о том, что мы в основном имеем дело с психологической борьбой биологических внутренних импульсов и инстинктов человека.

    Представление о защитной роли ЭГО в отношении СУПЕРЭГО.

Приверженность концепции психологического детерминизма или каузальности, согласно которой все мысли, чувства, поведение не являются случайными, а связаны с событиями, которые им предшествовали, и пока эти события не будут осознаны, они помимо воли будут проявляться и определять мысли, чувства, поведение человека.

Так как невроз результат конфликта между бессознательным и сознательным необходимо осознать бессознательное (задача психотерапевта). Фрейд считал, что есть психические феномены, в которых бессознательное проявляется:

    связанные ассоциации
    символические проявления бессознательного
    перенос
    сопротивление

Общий пафос – осознание бессознательного за счет его анализа.

Связанные ассоциации (фантазировние) –основная процедура психоанализа. Это определенная техника: пациент ослабляет контроль и говорит обо всем, что приходит ему в голову.

Символические проявления –согласно Фрейду, бессознательное не может прямо попасть в сознание, оно проникает в символических проявлениях (компромиссные проявления)– сновидения, фантазии, мечты, оговорки, описки, ошибочные действия. Перенос (трансфер) –это отношения, возникающие между психоаналитиком и пациентом, возникающие в процессе психоанализа; это проекция на психоаналитика тех чувств и отношений, которые были у пациента в отношении значимого лица. Перенос может быть положительным (положительные чувства) и отрицательным (отрицательные чувства). Чаще он амбивалентен (при сочетании положительного и отрицательного возникает угроза). Во избежание переноса психотерапевт должен быть нейтральным, индеферентным.

Контрперенос –проекция психоаналитика на пациента своих мыслей, чувств, отношений. В классическом психоанализе–негативное явление. В современном анализе он допустим при условии рефлексии его с супервизором, при условии его парциальности.

Сопротивление –тенденция осознанно блокировать раскрытие болезненных переживаний, конфликтов. Это индикатор значимости.

Все 4 процесса подвергаются анализу, который предполагает определенную последовательность процедур: - конфронтация

    прояснение
    интерпретация
    преодоление

Конфронтация – пациенту необходимо понимать, что он чего-то избегает. Фокусировка (прояснение) – помещение значимых деталей в фокус. Интерпретация – центральная процедура анализа (предыдущие его подготавливают). Ее задача – сделать неосознаваемое – осознанным. Психоаналитик строит гипотезы в отношении событий. Тщательная проработка (преодоление) –

    Поведенческое направление.

Основано на психологии бихевиоризма; это практически приложение теории научения.

    Психологическая концепция.
    Теоретическая основа – бихевиоризм.

Начало 20 века – рождение бихевиоризма. Основоположник – Отсон. Значительный вклад – Торндайк, Павлов, Бехтерев. Методологическая основа –философия позитивизма (наука должна заниматься феноменами, доступными наблюдению).

Ортодоксы отождествляют поведение и психику. Человек носитель форм поведения по форме стимул– реакция. Вопрос – промежуточные переменные (интервирующие или медиаторные переменные). Промежуточные переменные –психические образования, которые опосредуют реакцию организма. На сегодняшний день– это мотивационные или когнитивные процессы.

Центральная проблема – научение, приобретение индивидуального опыта. Существует три теории научения.

    Научение –

Процесс и результат приобретения индивидуального опыта, проявление определенных способов поведения в условиях действия конкретных раздражителей.

    Классическое научение.

Иначе обусловливание – выработка условного рефлекса (иначе кондиционирование). Данная теория связана с именем Павлова.

Схема условного рефлекса стимул-реакция: рефлекс возникает только в ответ на действия.

Генерализация стимулов: если сформировалась условная реакция, то ее будут вызывать и сходные стимулы.

    Различение стимулов –

Угасание –постоянное понижение реакции при устранении связи между условным и безусловным стимулом.

    2. Оперантное научение.
    Связана с именами Торндайка и Скинера.

Воздействие окружающей среды определяет поведение человека: подкрепляются последствия (научение типа Р–подкрепляется реакция)Всякое подкрепление и положительное, и отрицательное, вызывает усиление поведенческой реакции, всякое научение ослабляет поведенческую реакцию.

    подкрепление
    наказание

Хорошее(адаптивное) поведение вызывает действие позитивного стимула Неадаптивное поведение прекращает действие позитивного стимула Хорошее (адаптивное) поведение прекращает действие негативного стимула Неадаптивное поведение вызывает действие негативного стимула

При работе с детьми и подростками основная форма – поведенческий анализ.

    Классическое обусловливание.
    Стимул – реакция
    научение типа С
    классическая парадигма Павлова в основе

реакция возникает только в ответ на воздействие какого-то стимула стимул предшествует реакции

    подкрепление связано со стимулом

результат научения –респондентное поведение: поведение. Вызванное определенным стимулом, предшествующим поведению

    Оперантное обусловливание.
    Реакция - стимул
    научение типа Р
    оперантная парадигма Скинера в основе
    желательная реакция может появиться спонтанно
    стимул следует за поведенческой реакцией
    подкрепление связано с реакцией

результат научения –оперантное поведение: поведение, вызванное подкреплением, следующим за поведением

    3. Научение по моделям.

Научение по моделям или социальное научение (моделирование). Связано с именем Бандуры: человек обучается новому поведению не только, если его специально научают, но и когда наблюдает за другими людьми (моделями). Человек имитирует других людей.

Бандура называл свою теорию медиаторно-стимульная ассоциативная теория. Действие.

Наблюдатель видит новое поведение, которого нет в его репертуаре. Поведение модели может усиливать или ослаблять поведение, имеющееся в репертуаре наблюдателя.

Поведение модели имеет функцию воспроизведения, то есть может быть усвоено наблюдателем.

Человек представляет внешнее влияние, реакции на них –возникает внутренняя картина мира, когнитивное представление. Они и управляют поведением человека.

Когнитивная психотерапия рассматривает эти когнитивные процессы, в ее основе лежит психология познавательных процессов.

    Концепция невроза.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать