Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта - (диплом)
p>Человек склонен находить оправдание на основе фактов, совершать действия на основе чувств и вести дела (консультироваться) с людьми, которые ему нравятся, вызывают доверие и уверенность.

Уже Аристотелем были сформулированы 3 составляющие эффективного общения:

    Факты: логическое обоснование
    Чувства: эмоции и переживания ( личностный смысл)

Этос: любовь, доверие, признание (Ваше умение взаимодействовать).

    Таким образом, именно личность психолога

консультанта во многом определяет продуктивность как коммуникативной деятельности, так и всего консультативного процесса.

    Ряд исследований, проведенных в последние годы,

говорит о том, что профессиональные затруднения начинающих психологов-консультантов часто связаны с недостаточной психологической компетентностью, проявляющейся, например, в авторитарности, неумении быть терпимым, неуверенности, коммуникативной пассивности (Г. С. Абрамова, М. Р. Битянова, Р. Кочунас и др. ).

    1. 2. Особенности профессиональной деятельности

психолога-консультанта. Теоретический анализ модели "идеального" психолога-консультанта.

Проблеме изучения особенностей профессиональной деятельности психолога-консультанта и портрету "идеального" психолога посвящено большое количество исследований (Ю. Б. Алешина, 2000; Г. С. Абрамова, 1998; Р. Кочюнас, 1999; Р. Мэй, 2001; Р. С. Немов, 2000; К. Роджерс, 1994; Н. А. Аминов, М. В. Молоканов, 1992; Е. Э. Смирнова, 1977). Отмечается, что необходимо определить личностные особенности специалиста, которые обеспечивают успешность его профессиональной деятельности (Е. Э. Смирнова, 1977). Необходимость обсуждения этого вопроса связана, прежде всего, на наш взгляд, с тем, что работа психолога-консультанта очень специфична своим предметом–индивидуальностью человека. Р. Кочюнас говорит, что личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как "важнейшее целительное средство" в процессе консультирования. "По существу основная техника психологического консультирования– это "я – как – инструмент" (23, c. 25). Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога-консультанта, например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете, проблемы подготовки психологов-консультантов. В нашем исследовании необходимо определить коммуникативные способности, знания и умения, с их учетом построить модель "идеального" специалиста в рамках коммуникативной компетентности и выдвинуть критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Важной особенностью психологического моделирования личности является учет основных факторов, оказывающих формирующее влияние на коммуникативную компетентность личности психолога–характер деятельности, система отношений с другими людьми и прочее. Модель "перспективного" специалиста строится на основе экспертных оценок (Г. Е. Леевик, 1982).

При построении модели специалиста метод моделированияшироко использовался в социологии. Е. Э. Смирнова модель специалиста раскрывает обобщенно "в виде.... образца специалиста, которого высшая школа должна выпустить из своих стен". (48).

Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?

Хотя исследований в этой области много, однако, единого ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет. Определение критериев оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта позволяет представить желательные коммуникативные качества профессионала для эффективного осуществления стоящих перед ним практических задач.

Г. С. Абрамова считает, что "эмпирически очевидные показатели, которые служат для проверки валидности теста, обозначаются терминомкритерий. " (1, с. 34). Критерием чаще всего бывает проявление изучаемой характеристики в повседневной жизни. Другими словами, критерий–это очевидный показатель тех характеристик личности, определяемый независимо от предъявления теста.

Известны такие исследования, в которых осуществляется изучение связи и влияние определенного качества (коммуникативная компетентность)на эффективность деятельности профессионала, что дает возможность, учитывая результаты исследования, расценивать составляющие изучаемого качества как желательные или нежелательныедля психолога-консультанта, т. е. способствующие или препятствующие оптимальному уровню функционирования коммуникативной компетентности у специалиста, и таким образом входящие или не входящие в модель коммуникативной компетентности эффективного профессионала.

Дадим определение "продуктивной деятельности" –"это специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. " (30, с. 76). Это деятельность, которая приносит ощутимый желаемый результат, имеет конечной своей целью создание какого-либо продукта, например, в качестве продукта может выступать приобретенное умение активно слушать. Более подробное освещение проблемы изучения личности профессионала, его коммуникативных способностей, позволит нам подойти к выявлению критериев оценки данных способностей, которые определяются на материале научных источников.

Несомненно, что коммуникативная компетентность психолога-консультанта находится в прямой зависимости то личностных качеств специалиста, личность психолога оказывает влияние на выбор стиля и способов воздействия.

Качества, необходимые психологу-консультанту, условно можно разделить на 3 сферы:

    1. Коммуникативная сфера.
    2. Эмоционально-волевая сфера.
    3. Познавательная сфера.
    Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы.
    1. Коммуникативная сфера.
    Эта сфера, по нашему мнению, является основной,

т. к. психологу-консультанту постоянно приходится иметь коммуникативные связи с другими людьми (клиентами) и умение устанавливать раппорт и поддерживать контакт является необходимым для подобного специалиста.

Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество, как потребность в общениис другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, ориентация на совместную деятельность. Известно, что общительность обеспечивает успех в профессиях, главной особенностью которых является межличностный контакт. Однако в исследовании М. Р. Битяновой (1991), также как и исследовании Е. И. Рогова (1995), указывается на нежелательность аффектотимии (высокие показатели по фактору общительность), т. к. личность с высокими оценками по данному фактору подвержена аффективным переживаниям, характеризуется сильными колебаниями настроения в течение дня. Излишнюю общительность Е. И. Рогов относит к деформированности личности, вызванной спецификой профессиональной деятельности (1995). Вышеперечисленные факты относятся к профессии педагога, учитывая смежность с профессией психолога, и были приведены эти данные, однако важно помнить о специфике работы психолога. Следующее важное качество – способность к эмпатии. "Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н. А. Аминов, М. В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через чувствование и отождествление с ним; сочувствие –переживание субъектом тех же эмоциональных состояний по поводу чувств другого, способность понимать аффективные ориентации; когнитивную эмпатию, бизирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и анализ); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого; эмпатия как социальный инсайт, субъект как бы реконструирует внутренний мир другого человека; эмпатия может рассматриваться как эмоциональное состояние, возникающее при виде переживаний другого; эмпатия рассматривается (школа психоанализа) как свойство врача при взаимодействии с больным, как рефлексивная эмпатия, как способность понять человека при деформации его защитных механизмов и т. д. " (55).

Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми– это невербальные коммуникации.

Умение наблюдать порождает профессиональное важное качество психолога-консультанта–наблюдательность. Это элемент сложной системы и имеет многообразные многоуровневые связи с различными сторонами психической жизни человека. Специфическая особенность наблюдательности в профессиях типа "человек-человек" состоит в том, что:

1) нужно во внешнем поведении или в самой внешности человека увидеть его внутренние, психические состояния или свойства;

    2) необходимо дифференцировать признаки;

3) связывать с интересом именно к человеку как объекту наблюдения; 4) содержание деятельности в этих профессиях предполагает взаимодействие людей

Бодалев А. А. говорит, что "тонкая наблюдательность" человека является важным качеством восприятия. "Мы очень отличаемся друг от друга по умению быть наблюдательным. по способности фиксировать мельчайшие колебания в их внешнем поведении и заключать об истинном характере изменений в их настроении, отмечать мало заметные в нас особенности поведения или внешнего облика и за ними видеть существенное в личности. " (18, с. 101) Также автор в своей книге "Психология общения" выделяет следующие умения, необходимые для успешного общения:

1)Умение учитывать индивидуальное своеобразие каждого человека; 2)умение ставить себя на место другого и видеть мир, работы, нас, все происходящее его глазами;

3)умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним.

Наблюдательность предполагает не только перцептивные и понятийные качества наблюдателя, но и эмпатийные умения. Возникновение эмпатии предполагает развитую наблюдательность и ее связь с мышлением и чувствами. Умение становиться на точку зрения другого человека, имитировать его состояния, понимать то, что не высказано вслух, идентифицироваться с его эмоциональным состоянием, предвосхищать развитие поведения и психических состояний–вот то конкретное содержание эмпатии, которое проявляется в процессах взаимодействия между людьми.

Кроме вербальных средств консультант должен владеть набором невербальных средств, среди которых и контакт глаз, и характеристики голоса, и поза. Объектом наблюдения при этом могут быть следующие особенности речи: содержание, темп, ритм, интонации, паузы, скорость, экспрессия, характер голосовых реакций, характеристики голоса. Данные характеристики относятся кумению психолога консультанта устанавливать и поддерживать контакт с клиентом. По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передается словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией– на 38% и остальные 55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой, внешним видом (32, с. 6). Основными характеристиками для невербальных средств общения являются движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное значение имеют коммуникативно-дистанционные зоны. Это расстояние, на котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает дискомфорт у участников (Ю. Б. Алешина, 2000). Занятия по физиогномики помогают "читать по лицу" собеседника. Возвращаясь к консультативному процессу, необходимо отметить, что на всех этапах психологи применяют различные приемы ведения беседы. К ним относится, как уже отмечалось, эмпатическое слушание, принятие клиента, а также приемы на каждом этапе психологического консультирования: присоединение, структурирование, задавание вопросов, уточнение, молчание, отражение чувств.

    2. Эмоционально-волевая сфера.
    В эту группу входят такие качества, как:

саморегуляция – способность контролировать свои чувства, поведение. ответственность – умение отвечать за свои поступки.

В экспериментальном исследовании личностных особенностей практических психологов Е. Э. Смирновой эмпирически было показано, что специалисты, характеризующиеся более высокой ответственностью, выполняют работу на более высоком профессиональном уровне (48). Кроме того, было указано на то, что при отсутствии того или иного профессионально необходимого качества наблюдается стремление специалиста заменить его такими нравственными качествами, как ответственность за свою работу, повышенное чувство долга. Таким образом, ответственность выполняет компенсаторную функцию по отношению к недостающим качествам, однако такие черты как эмоциональная неустойчивость и высокая тревожность не могут полностью компенсироваться высоким уровнем ответственности.

Некоторыми исследователями подчеркивается необходимость развития у психолога-консультанта для обеспечения эффективности профессиональной деятельности (в частности коммуникативной) таких качеств какэмоциональная устойчивость, терпимость, стрессоустойчивость, аттракция, эмоциональная заразительность (М. В. Молоканов, 1995; И. М. Юсупов, 1992; Е. Э. Смирнова, 1977).

уверенность в себе. Это качество является важным в любых ситуациях. Сомнительно, чтобы колеблющийся, неуверенный в себе человек мог вызвать доверие со стороны других людей. Для этого у психолога-консультанта является наиболее приемлемой адекватная самооценка, быть может немного завышенная, но никак не крайность– слишком высокая, т. к. это также может помешать установлению контактов; эмоциональный контроль, стабильность;

также важно иметь критические способности к себе, которые будут способствовать дальнейшему личностному росту.

    3. Познавательная, когнитивная сфера.
    здравый смысл
    живой, ищущий ум

гибкость ума, способность заниматься несколькими проблемами одновременно внимание к деталям

креативность –способность к творческому решению задач. В деятельности психолога-консультанта это выражается также в выдвижении нескольких гипотез.

Поскольку личность во многом определяет уровень продуктивности коммуникативной деятельности, помимо желательных и необходимых личностных качеств, некоторые исследователи выделяют ряд отрицательных качеств, препятствующих психологу-консультанту эффективному выполнению профессиональной деятельности (Аминов Н. А. , Молоканов М. В. , 1992; Смирнова Е. Э. , 1977; Емельянов Ю. В. , 1980). К отрицательным качествам психолога-консультанта относят такие личностные особенности как предрасположенность к синдрому эмоционального сгорания, высокий уровень тревожности, застенчивость.

Синдром эмоционального "сгорания"характеризуется пресыщением общением, не проходящей усталостью, подавленностью, немотивированной агрессивностью, недовольством собой и окружающими. Склонность к развитию синдрома эмоционального "сгорания" некоторыми авторами рассматривается как основание для заключения о профессиональной непригодности испытуемого к психологической деятельности, т. е. об отсутствии у него специальных способностей (3). Безусловно, предрасположенность к синдрому эмоционального "сгорания" в условиях длительных и многочисленных контактов будет отрицательно сказываться на эффективности консультационной деятельности. Кроме того, вызванная данным синдромом немотивированная агрессия рассматривается как недопустимое качество психолога-консультанта (21). Высокая тревожность, повышенная чувствительность к стрессу, затрудняет интеллектуальную деятельность в психически напряженных ситуациях, снижает уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в себе, способствует доминированию направленности на избегание неуспеха, чем на успех. Исследования, посвященные выявлению зависимости интеллектуальной продуктивности от личностных качеств, показали, что высокой тревожности соответствует пониженная тестовая интеллектуальная продуктивность (Ласко М. В. , Палей И. М. , 1977; Жамкочьян М. С. , 1978). Следовательно, высокий уровень тревожности будет отрицательно сказываться на интеллекуальной деятельности психолога-консультанта. Кроме того, высокий уровень тревожности связан с направленностью не "на предмет", а "на себя" (28), что также недопустимо в практической деятельности психолога-консультанта.

Е. Э. Смирнова (1977) утверждает, что застенчивостьмешает практическому психологу, так как лиц с высокими показателями по данному фактору отличает сниженная способность контакта, неуверенность, растерянность, рассеянность. Все это препятствует установлению контакта с клиентом и сбору информации на феноменологическом этапе.

Как субъект психодиагностической деятельности, которая является составляющей частью работы психолога-консультанта (помимо профессиональных качеств), психолог по мнению А. Ф. Ануфриева (6) должен обладать такими качествами:

общительность, эмпатия, доброжелательность по отношению к обследуемому; высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов;

тактичность и деликатность в вопросах, связанных с интимными сторонами жизни; терпимость к чужому мнению и оценкам, выражающаяся в умении выслушать, понять и успокоить клиента;

    свободное владение речью;
    критичность и гибкость мышления.

Автор отмечает, "что правомерность выделения перечисленных психологических особенностей нуждается в специальной эмпирической проверке посредством проведения экспериментальных исследований и соответствующих практических мероприятий" (5, с. 87).

Р. Кочунас в своей работе "Основы психологического консультирования" говорит, что "наиболее эффективный способ развития коммуникативной компетентности заключается в специальных упражнениях до начала деятельности, на отдельных действиях предстоящей деятельности" (23, с. 22).

Квалифицированный психолог рассматривает цели психологической помощи как новые возможности клиента, которые он должен выявить во взаимодействии с ним. Это специалист, способный в своем движении к достижению профессиональной цели сотрудничать, взаимодействовать с клиентом в любом направлении. М. Р. Битянова ставит целью психолога создавать условия для продуктивной деятельности, помогать делать осознанные личные выборы, "конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других. "(8, с. 19-20).

Итак, коммуникативную компетентность определим как "такой уровень сформированности межличностного опыта, т. е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе" (15, с. 71). Ю. Н. Емельянов проследилзависимость коммуникативной компетентности от индивидуальных способностей личности, от ее социальной мобильности. На нее влияют изменения, происходящие в обществе, и, в связи с этим, коммуникативная компетентность не может быть готовой характеристикой индивида. Это"конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения и воспитания. Это сложная личностнаяхарактеристика, включающая психологические знания, коммуникативные способности, умения и навыки, а также некоторые свойства личности (темперамент, характер, эмоциональные состояния), проявляющиеся в общении с людьми. Однако коммуникативную компетентность можно рассматривать и как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать