Методы и приемы психологического консультирования на "Телефоне Доверия" и социально-психологические характеристики обращений - (диплом)
p>В краткосрочной телефонной консультации есть противоречие: здесь сказываются и поддерживаются устойчивые и конструктивные межличностные отношения, но в тоже время обоими осознается скорое завершение этих отношений. Поэтому важно начинать решать проблему расставания не позднее середины консультации. Пятишаговая модель принятия решений. Техники, используемые консультантом на каждой ступени консультирования.

Большинство методов психологии и психотерапии может быть концептуализировано с помощью пятишаговой модели принятия решений (см. табл. 1) (55). Данная модель работает и в“терапии взаимопонимания”, и в психоанализе, и в роджерианском подходе, в методиках рефрейминга, и в поведенческом тренинге (2, 24, 46). Практика показала, что она позволяет консультанту быть наиболее эффективным и в работе с клиентом на“ТД”. Пятишаговую модель принятия решений нагляднее представить в виде таблицы. Пятишаговая модель принятия решений.

    Таблица 1
    Определение ступени
    Функции и цели ступени
    Взаимопонимание,
    структурирование.
    “ Привет! ”

Построить прочный союз с клиентом, добиться, чтобы он чувствовал себя психологически комфортно. Структурирование может быть необходимо для объяснений целей интервью. Определённая структура помогает не отвлекаться от главной задачи, а также дает клиенту информацию о возможностях консультирующего. Сбор информации, вы-деление проблемы, иденти-фикация потенциальных возможностей клиента.

    “ В чём проблема? ”
    Определить, зачем клиент пришёл (позвонил на “ТД”) на

консультацию и как он видит свою проблему. Умелое определение проблемы поможет избежать бесцельного разговора, задаёт направление беседы. Необходимо чётко уяснить позитивные возможности клиента. На этом этапе осуществляется работа с символами клиента.

    Желаемый результат к
    чему хочет прийти клиент?
    “Чего Вы хотите добиться? ”

Определить идеал клиента. Каким бы он хотел стать? Что произойдёт, когда проблемы будут решены? (это информирует психолога о том, что именно хочет клиент). Желаемое направление действий клиента и психолога должно быть разумно согласовано. С некоторыми клиентами необходимо, пропустив вторую стадию, выделить вначале цели.

    Выработка альтернативных решений проблемы.
    “Что ещё мы можем сделать
    по этому поводу? ”

Поработать с разными вариантами решения данной проблемы. Это подразумевает творческий характер подхода к данной задаче, поиск альтернатив во избежание ригидности, и выбор среди этих альтернатив. Данный этап может включать длительное исследование личностной диспозиции. Эта фаза интервью может быть самой продолжительной.

    Обобщение. Переход от
    обучения к действию.
    “ Вы будете делать это? ! ”

Способствовать изменению мыслей, действий и чувств повседневной жизни клиента. Многие клиенты после интервью ничего не делают, чтобы изменить своё поведение, оставаясь на прежних позициях.

Первая ступень консультирования –установление отношений доверия. Его можно отмечать как возникновение раппорта, или взаимного чувства близости (57). Клиент не может творчески функционировать, если не почувствует атмосферу душевного тепла и поддержки со стороны консультанта. Психолог (психотерапевт), в свою очередь, без раппорта не сможет получить необходимую информацию и быть эффективным в консультировании.

Существуют специфические методы достижения переживания раппорта, лёгкие и быстрые. На этом этапе психолог в ходе вербального и невербального общения должен быть понятным для клиента, идти ему навстречу. Этого можно добиться, выражая своё одобрение и поощрение, давая ясные и содержательные ответы на вопросы клиента.

Для создания конструктивных рабочих отношений необходимо в понятной форме рассказать клиенту о концепции консультирования, её смысле и цели (55). Как показывает опыт, временные границы скорее ободряют клиента, т. к. у него перед глазами оказывается достижимая цель.

Клиенту следует также понять, что в ходе консультации он будет активным партнёром психолога. Тем самым за ним признаются такие возможности, о которых он, возможно, не думал; он вырастает в собственных глазах и испытывает воодушевление.

На первой ступени консультирования используют техники раппорта, которые можно условно разделить на вербальные и невербальные. Среди невербальных техник выделяют отзеркаливание (19).

Отзеркаливание –процесс возвращения клиенту аспектов его собственного невербального поведения; это способ имитирования реплик (высоко контекстуальных), которые произносит клиент, без проникновения в их значение (для клиента же они содержат важное бессознательное значение). Аспекты поведения клиентов, которые стоит отзеркаливать во время телефонной консультации, включают ритмы дыхания, тон голоса, паттерны темпа и интонации речи. Благодаря отзеркаливанию возможно не согласиться с содержанием того, что человек говорит, оставаясь в полном раппорте.

Когда мы говорим с позвонившими нам людьми, необходимо внимательно относиться к тому, как звучит наш голос. Мы стремимся использовать мягкий, тёплый голос, в котором звучит симпатия, поскольку то, как мы отвечаем на звонок, является первым шагом к демонстрации заинтересованности и заботы.

Начиная работать на “ТД”, консультанту следует помнить о простых правилах поведения в ситуации консультирования: не спешить; глубоко вздохнуть; говорить спокойно и ясно; избегать неуверенности в голосе; показать свою заинтересованность. Среди вербальных техник выделяют техники активного слушания. К ним относятся: отражение, зондирование, открытые вопросы, молчание.

Активное слушание можно технологически представить в виде после-довательности микротехник под общим названием“колесо слушания” (55).

    “ Колесо слушания ”
    Схема 2

Отражение –отражать позвонившему то, что было им сказано, пользуясь немного другими выражениями, но включая слова, произнесённые абонентом. Отражение помогает проверить, правильно ли вы понимаете говорящего, помогает говорящему прояснить проблему, способствует продолжению разговора и показывает, что консультант действительно слушает и выражает эмпатию говорящему.

Зондирование – спрашивать не ради того, чтобы просто спросить, а чтобы подтолкнуть разговор вперёд. Открытые вопросы – любые вопросы, не требующие ответов “да” - “нет”, например: “как? ”, “что? ”, “где? ”, “кто? ”, “почему? ”. Они способствуют тому, чтобы говорящий побольше рассказал о своих чувствах. Прояснение –в случае, когда звонящий лишь вскользь касается чего-то важного, такие фразы как: “…не могли бы Вы остановиться подробнее на…”, или: “…похоже, что это трудный для Вас вопрос…”, помогают звонящему самому разобраться в каких то вещах. Молчание- очень мощный инструмент при выслушивании. Он позволяет говорящему задуматься о том, что он сказал и что сказать дальше, а, кроме того, помогает ему лучше впитать какие-то новые идеи.

Короткие подбадривающие реплики – стимулируют необходимую ответную реакцию позвонившего. Короткие слова типа “да-да”, “продолжайте”, “понятно”, помогают звонящему при разговоре. Реагирование –в случаях, когда звонящему необходимо сочувствие и понимание, такие фразы как: “…это должно быть очень тяжело”, “…Вам действительно досталось” и т. д. , помогают позвонившему продолжить беседу. Если слушание оказывается эффективным, могут произойти две вещи: если ваша реакция адекватна, клиент скажет: “Да! ” и продолжит свой рассказ; если ваша реакция не адекватна, клиент, скорее всего, поправит вас, сказав: “Нет, я имею в виду…”; Если эффективного слушания не получилось, разговор обычно заканчивается взрывом эмоций.

Таким образом, активное, внимательное слушание – важная предпосылка устойчивых отношений доверия. Консультант может оценить успешность своих действий, используя “метафоры активного слушания” (7), в которых выражено мнение клиента: Вы слушаете меня, когда....

вы действительно стараетесь понять меня, даже когда в том, что я говорю не слишком много смысла;

вы понимаете мою точку зрения, когда она противоречит Вашим глубоким убеждениям;

вы понимаете, что после часа, которые я отнял у Вас, Вы немного устали и чувствуете себя несколько опустошенным;

вы сдержались и не рассказали мне ту смешную историю, которую Вам так хотелось мне рассказать;

вы поддержали во мне чувство собственного достоинства, дав мне возможность принять собственное решение, несмотря на то, что чувствовали, что я не прав. вы не стали решать за меня мою проблему, но оказали мне доверие, предоставив мне решить её своим способом;

вы предоставили мне достаточно пространства, чтобы я мог сам понять, почему я был так расстроен, и достаточно времени, чтобы я решил, что лучше всего сделать;

    вы сдержали свое желание дать мне мудрый совет;

вы приняли от меня дар моей благодарности, сказав, что Вам приятно слышать, что Вы смогли мне помочь.

Существуют правила активного слушания, соблюдая которые, консультант достигает хорошего контакта с позвонившим. Прежде всего, следует обращать внимание на то, о чем говорит позвонивший, не стараясь оценить ситуацию и не вынося заранее суждений о ней. Важно устанавливать с позвонившим отношения доверия так, чтобы он почувствовал, что может говорить о сложных проблемах. Не стоит избегать сложных тем, в особенности вопроса о суицидальных чувствах. Важно помнить: то, что для одного пустячная проблема, для другого - может оказаться концом света. Задавая в нужные моменты “открытые” вопросы ( такие вопросы, которые требуют больше, чем просто ответы “да” или “нет”), консультант так же способствует достижению доверительных отношений. В разговоре могут возникнуть периоды молчания, которых консультант не должен бояться, т. к. это время позвонившему нужно для обдумывания. Как показала практика, умение слушать – одно из важных условий успешного консультирования. Установлению взаимопонимания в начале разговора помогает и техника использования репрезентативной системы клиента, разработанная в рамках НЛП Д. Гриндером (14).

Привычное использование определенной категории сенсорно - специфических слов (визуальных, аудиальных, кинестетических, вкусовых), преимущественно перед другими, указывает на первичную репрезентативную систему. Первичная репрезентативная система - это внутренняя сенсорная система, которая более развита и более часто и полно используется, чем другие. Человек постигает мир в той репрезентативной системе, которая у него более всего развита. Если первичная репрезентативная система визуальная, то мир постигается в картинках; если кинестетическая - в ощущениях; если аудиальная - то в звуках. Нередко люди представляют мир в запахах и вкусах.

Установить с человеком связь эффективным образом - означает говорить с ним об одном и том же аспекте опыта, т. е. в первую очередь используя предикаты тех репрезентативных систем, которые использует клиент.

Предложенные таблицы 2 и 3помогут более детально осмыслить различия в репрезентативных системах как клиентов, так и самих консультантов (14).

    Репрезентативные системы и предикаты, соответствующие им.
    Таблица 2
    Типы репрезентативных систем
    Скорость внутренних процессов
    Предикаты
    Визуальный
    Самая быстрая

Вижу, картина, яркий, чистый, сфокусирован, темный, ясный, наблюдать, красная линия и т. п.

    Кинестетический
    Самая медленная

Прикасаться, теплое, спокойный, нежный. схватывающий, грубый, чувствовать, трогать, придерживаться мнения и т. п.

    Аудиальный
    Ритм метронома

Слышу, тон, громкий, мелодичный, пронзительный, ритм, подобные речи, высказывания, звуки и т. п.

    Способы проявления репрезентативных систем.
    Таблица 3
    Типы репрезент. систем
    проявление
    Визуальный
    Аудиальный
    Кинестетический
    В поведении

Организованный, наблюдательный, спокойный, не шумный, хороший рассказчик, запоминает картинки с трудом, запоминает словесные конструкции, менее всех отвлекается на шум, помнит то, что видел, голос высокий, живая образная фантазия.

Разговаривает сам с собой, легко отвлекается, шевелит губами, проговаривая слова при чтении, легко повторяет услышанное, говорит ритмически, обучается слушая, любит музыку, может имитировать тон, высоту голоса, помнит то, что обсуждал, самый разговорчивый, любит дискуссии, рассказывает всю последовательность событий, внимателен к интонации голоса, слышит звуки голоса. Обучается делая, помнит общее впечатление, лаконичный и тактичный, использует активные слова и движения, голос низкий, любит книги, ориентирован на сюжет, сильная интуиция, слаб в деталях.

    В представлении информации

Говорит быстро, использует визуальные указатели, любит охватывать большой объем содержания, придает важность форме.

Говорит ритмично, любит дискуссии, Склонен повторять комментарии психолога, отвлекается от темы консультации, комментирует словами “хорошо”, “гм.... ” Говорит медленно, придает большую важность содержанию.

В практике работы “ТД”успешно используются техники субъективной пристройки для установления раппорта. Обычно используются следующие технические приемы.

Самораскрытие- информация консультанта о себе, своих чувствах, интересах, предпочтениях. Может помочь выстроить связь с клиентом, Это эффективная техника т. к. искренность с одной стороны часто вызывает аналогичную реакцию с другой (55). Вчувствование ( вживание) - проникновение в личность клиента, показ ему того, что консультант способен понять его чувства и мысли, что он может поставить себя на его место. Высокий уровень проникновения достигается путем согласия с высказываниями клиента или отражения чувств.

Приём “Отражение чувств”- заключается в том, что консультант должен концентрировать усилия на том, что говорит и делает клиент, с тем, чтобы правильно понять его чувства и эмоциональное состояние, которое выражает ему в сопереживании. Теплота- доброжелательность, мягкость, проявляемая консультантом, в ответ на то, что говорит клиент. Теплоту можно проявить по-разному: заинтересованностью, голосом, демонстрацией попытки понять обратившегося, своей озабоченностью поиском решения, верой в существование приемлемого для клиента решения. Взаимодействие на равных- необходимо избегать недооценки способностей и опыта клиент, даже если он ведет себя по-детски и не контролирует свои эмоции.

Демонстрация стабильности и спокойствия - избегать критики, агрессии, проявления нетерпения. Положительный эмоциональный климат общения психолога и клиента возможен, если (37): проявлять доброжелательность, добиваться положительных ответов, снимать психологическую напряженность, относится критично к своему поведению.

Таким образом, на первом этапе консультирования самым важным является построение прочного союза с клиентом, создание доверительной атмосферы. Для этого консультант может использовать невербальные (отзеркаливание) техники и вербальные (техники активного слушания, использование репрезентативной системы клиента, техники субъективной пристройки).

Вторая ступень консультирования – сбор информации и выделение проблемы По словам К. Роджерса, “…лучшей точкой опоры для понимания поведения является компетенция самого индивида. Поэтому важно предоставить говорящему возможность выразить личную, субъективную точку зрения на проблему”(38).

На этом этапе консультации осуществляется целенаправленный анализ факторов, способствующих возникновению проблемы или мешающих ее решению. Анализ проблемы позволяет вскрыть те аспекты проблемы, которые клиент сам может затушевать, т. к. они вызывают у него страх или чувство стыда. Ситуация консультирования должна обеспечивать клиенту защиту, чтобы рассмотреть и обсудить эти ситуации. Ряд авторов (1) предлагает делать анализ проблемы в следующем порядке: условия в настоящее время;

    история жизни клиента;
    функциональное значение.

Основное искусство консультанта на этом этапе консультирования заключается в умении задавать правильные вопросы. По мнению С. Д. Хачатуряна (55), приведенный ниже каталог вопросов может быть использован при:

    осуществлении анализа условий.
    В чем заключается проблема?
    Как она проявляется здесь и теперь?

Какие внешние и внутренние ситуации способствуют возникновению проблемы? Какие чувства, эмоции возникают?

Что значит: “Меня охватывает чувство страха (используется вербальный символ клиента) применительно к данному конкретному человеку?

    Насколько сильны эти чувства?
    Как часто и как долго дает о себе знать эта проблема?

Имеются ли периоды, когда данной проблемы для Вас не существует? Когда и где появляется эта проблема? В какое время дня? На работе или на досуге?

    Какие мысли приходят в голову в критических ситуациях?

Какие последствия имеет проблема для клиента и его окружения? Избегает ли клиент определенные, порождающие проблему ситуации? Как реагирует окружение на эту проблему?

Как изменился образ его жизни и образ жизни близких ему людей? Основной вопрос здесь: “Как клиент до настоящего момента пытался решить эту проблему? ”

    описание жизни клиента.
    Откуда взялась проблема?

Предшествовали ли проблеме какие-либо переживания, которые могли способствовать её возникновению?

    Когда, где и как возникла эта проблема?
    Как она менялась с течением времени?
    осуществление функционального анализа.
    Какой смысл или какое конечное значение имеет проблема?
    Какую цель она преследует или какую задачу она решает?
    Для чего нужна клиенту эта проблема?
    Чего он пытается тем самым добиться?

Какую функцию выполняет проблема в теперешней жизненной ситуации клиента, в его отношениях?

Проработка символов клиента должна привести к формулировке проблемы в ресурсном виде.

Существуют специально выработанные приемы задавания вопросов, которые в “НЛП” получили название метамодели (13). Метамодель- это набор лингвистических средств для сбора информации, направленной на то, чтобы восстановить связь языка человека и того опыта, который он в этом языке представляет. Так как мы не взаимодействуем непосредственно с миром, в котором живем, мы создаем модели или карты мира, которые используем для управления своим поведением. Психологу важно понимать модель или карту мира, существующую у клиента. Существует множество“бедных”моделей, в которых недостает полезных возможностей выбора, что проявляется в изобилии меж - и внутриличностных конфликтов.

Люди создают модели посредством 3-х универсальных процессов: исключения (стирания); обобщения (генерализации); искажения. Эти процессы позволяют нам выжить, расти, учится, переживать субъективную реальность за реальность. Те же процессы ограничивают нас, уничтожают нашу способность к гибкости наших реакций. Так как эти три процесса выражаются в лингвистических паттернах, мы можем использовать набор лингвистических средств, называемых метамоделью, чтобы работать с ними, когда они ограничивают, а не расширяют возможность выбора для человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать