Методы и приемы психологического консультирования на "Телефоне Доверия" и социально-психологические характеристики обращений - (диплом)
p>Также выделяются характеристики психических состояний абонентов, такие как: спокойствие, взволнованность, печаль, грусть, тоска, скорбь, отчаяние, тревога, страх, стыд, обида, раздражительность, возмущение, злоба, гнев, ирония, повышенное настроение, резонерство, алкогольное или наркотическое опьянение, похмелье, интерес, скука, неуверенность, плач, безразличие.

Психологические особенности различных категорий абонентов “ТД” Как показывает анализ, среди позвонивших на “ТД”- представители самых разных социальных слоев: школьники, студенты, учащиеся ПТУ и колледжей, рабочие, бизнесмены, учителя, врачи, журналисты, музыканты, домохозяйки, военнослужащие, пенсионеры, участники военных событий в Афганистане и Чечне, “воры в законе”, наркоманы, алкоголики, проститутки, лица с нетрадиционной половой ориентацией.

60 % обратившихся –женщины, 40 % - мужчины. При этом среди подростков количество обращений девушек и молодых людей примерно одинаково, а после 24 лет процент женских звонков увеличивается.

И мужчины, и женщины предъявляют самый широкий круг проблем. Чисто женской и чисто мужской тематики немного: у женщин– обращения по поводу абортов и изнасилований, у мужчин – проблемы с потенцией. Возраст обратившихся на “ТД”- от 3 лет до пожилого возраста. Интересная информация содержится в анализе возраста клиентов:

    Таблица 4

Возраст обратившихся на “ТД” – от 3 лет до пожилого возраста. 1996 год

    1997 год
    1998 год (январь - апрель)
    1998 год (сентябрь март 1999
    Март-1999 по июнь 2000 года
    Средние показатели за 1996-2000 гг.
    До 13 лет
    10 %
    26 %
    13 %
    16 %
    9 %
    16 %
    13-17 лет
    42 %
    39 %
    35 %
    53 %
    32 %
    38 %
    17-24 гг.
    24 %
    13 %
    15 %
    13 %
    21 %
    18 %
    24-30 лет
    9, 5 %
    9 %
    15 %
    7 %
    12 %
    11 %
    30-45 лет
    9, 6 %
    9 %
    16 %
    7 %
    16 %
    12 %
    45-60 лет
    3, 8 %
    3 %
    4, 6 %
    4 %
    7 %
    3, 8 %
    Старше 60 лет
    1, 1 %
    1 %
    1, 4 %
    2 %
    3 %
    1, 2 %

Выделим более четко возрастные группы, чтобы определить основные тенденции: Таблица 5

    Возраст
    1996 г.
    1997 г.
    1998 г.
    (январь -апрель)
    1998 г. (сентябрь - декабрь)
    Март 1999 г.
    - июнь 2000 г.
    Средние показатели за 1996-2000 гг.
    До 17 лет
    52 %
    65 %
    48 %
    69 %
    41 %
    55 %
    17-30 лет
    33, 5 %
    22 %
    30 %
    20 %
    33 %
    27, 7 %
    30 и старше
    14, 5 %
    13 %
    22 %
    11 %
    26 %
    17, 3 %

Из таблицы 5 видно, что при наметившейся динамике к увеличению обращений граждан старше 30 лет, все же более 80 % обратившихся за 1996-2000 годы представляют собой молодежь. Графическая интерпретация данных наглядно представлена в виде диаграммы (приложение 1).

В 1999 - 2000 годах наметилась тенденция к сокращению обращений подростков, увеличению обращений в возрастных группах от 17 до 30 и от 30 и старше. Подобный сдвиг в обращениях различных возрастных групп может иметь несколько причин:

Увеличение времени дежурства позволило дозвониться до “Телефона Доверия”большему количеству абонентов. Таким образом, видимо среди не дозвонившихся клиентов основную массу представляют более старшие возраста, у которых нет времени или возможности по нескольку часов подряд дозваниваться до“Телефона Доверия”. Основная масса обращений подростков перешла на дневные часы дежурства, а вечернее и ночное время освободилось для представителей старших возрастов, которые только в это время и возвращаются с работы.

Возможно, рост авторитета службы, распространение хороших отзывов о работе “Телефона Доверия” привели к тому, что ему “поверили” и те, кто раньше скептически относился к подобным службам. Введение оплаты за разговоры с городских таксофонов.

    Анализ содержания обращений граждан на “ТД”

Отмечается тенденция к сокращению информационных обращений граждан, обращений в которых запрашивается информация по различным сферам (право, здоровье, социальное обеспечение, инвалидность и т. п. ). Одновременно второй тенденцией является исключение из запрашиваемой информации тем, не связанных с оказанием психологической помощи. Таким образом, деятельность“Телефона Доверия”в течение 4 лет сформировала определенный образ Службы у населения - как службы психологической помощи. По другим вопросам на“ТД” в последнее время не обращаются. Наибольшее количество обращений можно распределить по следующим тематическим разделам (таблица 6):

    Таблица 6
    Тема консультации
    1996г.
    1997г.
    1998г.
    01-04
    1998г.
    10-12
    1999г.
    2000г.
    1996 -2000 гг.
    Проблемы, связанные с любовными отношениями
    21, 8
    24, 5
    22, 1
    15, 4
    19, 3
    17, 1
    20
    Проблемы психического и соматического здоровья
    5, 8
    4, 0
    4, 1
    2, 8
    4, 4
    4. 2
    4, 2
    Проблемы, связанные с сексуальными отношениями
    5, 5
    7, 7
    6, 9
    4, 0
    4, 6
    5, 6
    5, 7
    Взаимоотношения со сверстниками
    5, 2
    5, 9
    5, 3
    5, 6
    4, 7
    5, 1
    5, 3
    Обращения по поводу проблем других людей
    5, 1
    0, 8
    2, 2
    1, 5
    2, 2
    2, 5
    2, 4
    Проблемы принятия себя
    4, 7
    5, 4
    4, 0
    3, 3
    6, 1
    5, 0
    5, 2
    Взаимоотношения с родителями
    4, 1
    5, 3
    6, 4
    3, 7
    3, 8
    4, 6
    4, 7
    Проблемы семейных отношений
    3, 4
    3. 1
    3, 8
    1, 5
    4, 7
    6, 3
    3, 8
    Религиозные и духовные проблемы
    2, 3
    2, 1
    0, 4
    0, 1
    0, 3
    0, 4
    0, 9

Обращения лиц с нарушенной психикой (патологический клиент) 1, 5

    1. 0
    0, 8
    1, 2
    1, 8
    3, 1
    1, 6
    Учебные и профессиональные
    проблемы
    1, 3
    1, 5
    1, 1
    1, 5
    1, 6
    2, 1
    1. 5
    Проблемы социальной адаптации
    1, 1
    1, 7
    0, 6
    1, 4
    2, 4
    1, 8
    1, 5
    Проблемы самоубийств
    (суицид)
    0, 9
    1, 1
    1, 1
    0, 6
    1, 02
    1, 2
    1

Возрастает количество обращений по причине суицидальных мыслей и действий (более 20 обращений в месяц), семейных проблем ( более 110 человек в месяц). Обращения по семейным проблемам возросло в последнее время почти в два раза. В два раза возросло число обращений патологических абонентов. Как видно из таблицы 6, в течение последних трех лет сохраняется тенденция представленности одних и тех же тем консультаций в примерно одинаковых количественных показателях. Преобладание этих групп заявленных проблем объяснятся возрастом обратившихся (около 80 % из них молодежь). Более старшая возрастная группа, увеличившаяся в 1998 году, привнесла увеличение обращений по вопросам семейных отношений, переживанию состояний горя и одиночества, вопросам алкогольной зависимости.

Если по вопросам формирования алкогольной зависимости в 1997 году в среднем было 0, 66 % обращений в месяц, то в 2000 году более одного процента (это более 25 человек в месяц).

С 0, 3 % обращений в 1998 году до 0, 6 % (11 обращений в месяц) выросла представленность проблемы наркомании и токсикомании.

В среднем 22 обращения в месяц по поводу нежелательной беременности (около 50 обращений в месяц). 15 обращений по поводу сексуального насилия. В среднем с 1 % до 9, 8 % в месяц в 2000 году выросло количество обращений по вопросам одиночества (около 200 обращений в месяц).

Стабильно на уровне 1 % остаются обращения по поводу переживаний конфликтных отношений в школе и на работе (около 20 обращений в месяц). Социальная отчужденность, горе, одиночество человека в “бездушном мире”, неуверенность в завтрашнем дне, экономическое бедственное положение, насилие, наркотики и алкоголь - таковы темы обращений, количество которых постоянно растет.

Логично предположить, что существует зависимость тематики обращений от возраста обратившихся.

Можно предположить, что дети с 6 до 11 лет будут обращаться за информацией, т. к. в этом возрастном периоде у них обостряется интерес к устройству вещей и их освоению. Развивающаяся способность к социально-нормированной деятельности может дать обращения по проблемам межличностных отношений и адаптации. В возрасте 12 -17 лет наиболее вероятны обращения по поводу сексуальных проблем и межличностных отношений. Можно ждать проявлений внутриличностных конфликтов, связанных с самооценкой, уровнем притязаний, борьбой мотивов, одиночеством, которые определены процессом идентификации личности подростка в этом возрасте и чреваты суицидальными тенденциями. Подростков будет также интересовать и информация, связанная с проведением досуга, с проблемами занятости. Как атрибут чувства взрослости могут возникнуть проблемы злоупотребления алкоголем, наркотиками и токсическим веществами, проблема курения.

С 18 –25 лет формируется потребность в интимной близости с другим человеком и во взаимопонимании. Альтернативой им может быть чувство одиночества. Поэтому здесь можно ожидать значительного количества обращений по поводу социальной адаптации, внутри (меж) личностных конфликтов, а также звонков по проблемам суицида. По-прежнему ожидаются звонки с сексуальными проблемами, а также– предъявление проблем зависимостей. В 25- 50 лет, как правило, остро встает проблема смысла жизни. Можно ожидать обращения по поводу профессиональных проблем, проблем адаптации, семейных проблем. Вероятно увеличение обращений по проблемам своих детей-подростков. Проблемы здоровья также могут возникнуть в телефонных обращениях. У людей старше 50 лет ожидаются обращения по проблемам конфликтов с окружающими, одиночества и, естественно, здоровья. Возможны обращения по поводу горя, утраты, суицидальные звонки.

Таким образом, можно предположить, что тематика обращений связана с возрастом обратившихся на“ТД”в соответствие с ведущей деятельностью и потребностями, характерными для различных возрастных групп.

Для наглядности можно представить данные качественного анализа в таблице и проследить степень выраженности названой тематики обращений у различных возрастных групп.

    Таблица 7
    Тема консультации
    Возрастные диапазоны, лет
    6-11
    12-17
    18-25
    26-50
    >50
    Проблемы, связанные с любовными отношениями
    +++
    +++
    ++
    Проблемы психического и соматического здоровья
    +
    +
    ++
    +++
    Проблемы, связанные с сексуальными отношениями
    +++
    +++
    +
    Взаимоотношения со сверстниками
    ++
    +++
    +
    Обращения по поводу проблем других людей
    +
    +
    ++
    +
    Проблемы принятия себя
    +
    +++
    ++
    +
    Взаимоотношения с родителями
    ++
    ++
    +
    Проблемы семейных отношений
    ++
    +++
    +
    Религиозные и духовные проблемы
    +
    ++
    +
    ++
    Обращения лиц с нарушенной психикой (патологический клиент)
    +
    ++
    Учебные и профессиональные
    проблемы
    +
    ++
    +
    +
    Проблемы социальной адаптации
    +
    ++
    ++
    Проблемы самоубийств
    (суицид)
    +
    +

Степень значимости проблем: “+” - не очень значима; “++” - значима; “+++” - очень значима. Были опрошены консультанты Владимирского “ТД”и частично проанализированы записи обращений с августа по ноябрь 2000 года. Из анализа исключены“молчащие”, примитивно-развлекательные и неклассифицированные обращения и справки о работе“ТД”.

Результаты опроса подтвердили предположение о том, что тематика заявляемых на “ТД”проблем имеет свой возраст и соответствует ведущей деятельности и потребностям в каждой возрастной группе (приложение 2).

Проведенный анализ обращений на “ТД”показал, что основной процент звонков приходится на возрастные группы до 30 лет (см. выше). Широко представлена тематика обращений, связанная с этим возрастом: любовные, сексуальные проблемы, проблемы принятия себя, проблемы взаимоотношений со сверстниками, школьные и профессиональные проблемы, проблемы социальной адаптации, проблемы“отцов и детей”. Так же широко представлена тематика, связанная с семейными отношениями. Заставляет обратить на себя внимание и тематика суицидальных обращений, увеличившихся за последнее время. Исходя из задач исследования, проанализируем методы и способы работы консультантов“ТД”, связанные с выделенной тематикой ( суицидальные обращения, подростковые и юношеские проблемы, проблемы семейных отношений), сравнивая с приемами и методами очного консультирования.

    Анализ обращений, связанных с темами суицида

Процент обращений, связанных с суицидальными идеями и действиями, невелик, но наблюдается тенденция к его увеличению. На наш взгляд, это одна из наиболее сложных тем. Сознание того, что одно твое слово может ускорить развязку или, наоборот, помочь, вызывает сильное напряжение. Поэтому консультант обязан проанализировать собственные установки и чувства по отношению к самоубийству, знать их заранее. В работе никогда не следует скрывать свои подлинные чувства. Как справедливо отмечает Р. Кочюнас (24), “…хороший контакт с консультантом может быть крепчайшей нитью, связывающей потерявшего надежду человека с жизнью”.

Руководитель клиники W. Menninger (США) предлагает советы специалистам, работающим с потенциальными самоубийцами (24). Он считает, что специалист не может нести ответственность за то, что говорит и делает пациент вне стен психологического кабинета; что самоубийство иногда происходит вопреки заботливому отношению; что нельзя предотвратить самоубийство, если пациент действительно принял решение. Такие мировоззренческие установки помогают консультантам чувствовать себя увереннее в работе с суицидальными клиентами. По мнению этого автора, психологу необходима бдительность и готовность к неудаче. Роль консультанта в данном случае состоит в предостережении клиента от самоубийства и предоставлении помощи для нахождения других способов решения проблемы. W. Menninger считает, что в рискованных случаях консультанту следует обратиться за помощью к коллегам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать