Основные этапы развития взглядов на предмет психологии - (контрольная)

Основные этапы развития взглядов на предмет психологии - (контрольная)

Дата добавления: март 2006г.

    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
    ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
    Кафедра теоретической и экспериментальной психологии
    Контрольная работа №1
    по курсу “Общая психология”

на тему: “Основные этапы развития взглядов на предмет психологии”

    Студент: xxxxxxxxxxxx
    Группа xxxxxxxxxx
    Шифр зачетной книжки Nxxxxxx
    Курс 1
    Екатеринбург
    1999
    Содержание
    Введение 3

1. Развитие психологических знаний в рамках учения о душе 4 1. 1 Взаимосвязь души и тела в представлении древних 4

1. 2 Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии 4 1. 3 Идеалистическое понимание души в античной психологии 5

    1. 4 Итоги развития античной психологической мысли. 5
    2. Материалистическое и идеалистическое понимание души 7

2. 1. Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения 7 2. 2. Психология Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе 7

2. 3 Основные этапы развития психологии до середины XIX века 8 2. 3. 1 Выделение сознания как критерия психики 8

2. 3. 2 Оформление эмпирической психологии в философских учениях XVII века 8 2. 3. 3 Становление ассоциативной психологии 9

2. 3. 4 Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII века 10

    3. Зарождение психологии как науки 11
    4. Зарубежная психология периода открытого кризиса 12

4. 1 Различные направления в психологии в период ее кризиса 12 4. 2 Гештальтпсихология 12

    4. 3 Глубинная психология 13
    5. Современный этап в развитии психологии 15
    Заключение 17
    Литература 18
    Введение

История, как известно, многолика. Гранитом, бронзой, другими долговечными материалами, глазами музейным портретов, письменами пергаментов, строчками книг и листков календарей смотрит на нас прошлое.

Древнегреческая муза истории Клио —серьезная, сосредоточенная дама; на папирусном свитке ведет она учет человеческих деяний.

Есть и другая, недавняя история семейных альбомов, писем, памятных вещей и тех событий, который происходят вокруг нас. В завихрениях текущей жизни линия большой истории теряется. Клио должна потрудиться: записать и рассортировать свидетельства, обобщить материал, дать ему свою оценку. Если событие и попадет в ее архив, то пройдут годы, поколения, прежде чем оно займет место в связи времен.

Человек не может столько ждать, он говорит: представление, беспорядок, игра, карнавал, трагедия. Это—описание переживания индивидом исторического существования. В масштабе человека происходящее вокруг невозвратимо и уникально, как жизнь.

За толкованием индивидуальных мер человека принято обращаться к психологии, обязанной именем другой гречанке— Психее.

Что же является предметом психологии? В самом общем определении — психики живых существ во всем многообразии ее проявлений. В истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представление о ней, какими они были на разных этапах поступательного развития науки. “Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение. История более полезна, она полна мудрости, — писал итальянский философ –гуманист XV века Лоренцо Валла. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины”[1].

Источниками истории психологии являются все материалы, которые отражают исторический процесс накопления психологических знаний, и прежде всего труды психологов прошлого, а также философов, в которых исследуются психологические проблемы.

Важными источниками развития психологических знаний является медицина, обучение и воспитание, юридическая практика.

Источниками психологических знаний являются также другие науки — естествознание, этнография и др. “Перечислим главные задачи истории психологии как особой отрасли знания: Изучить закономерности развития знаний о психике.

Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения.

Выяснить зависимость зарождения и восприятия знаний от социокультурного контекста, от идеологических влияний, т. е. от запросов общества. Изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки”[2].

    Развитие психологических знаний в рамках учения о душе
    1. 1 Взаимосвязь души и тела в представлении древних

Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникли в системе первобытных верований людей, в мифологии. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как “зверек в животном, человек внутри человека”. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или смерти объясняется ее отсутствием.

Самые первые научные представления о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления.

В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником—душой (или многими душами). Такой взгляд называется анимизмом (от лат. “анима”– душа). Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ. Сдвиг в понимании природы и человека, совершившийся в VI в. до н. э. , стали поворотным пунктом в истории представлений о психологической деятельности. “Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира—гилозоизм, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Те сведения о человеке, его телесном устройстве и психических свойствах, которые создатели древнегреческой философии и науки почерпнули в учениках мыслителей древнего Востока, воспринимались теперь в контексте нового, освобождающегося от мифологии миропонимания. 1. 2 Основные положения материалистического учения о душе в античной психологии Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н. э. ). “Основа этой теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц—атомов. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа”. Характерно, что отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Античному материализму свойственна материализация души: душа не только рассматривается в единстве с телом—в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом.

Эпикур, Лукреций, а также стоики продолжили разработку представлений Демокрита о душе. По Эпикуру, души имеют только те существа, которые могут ощущать. Школа стоиков (получила свое название по имени того места в Афинах – “стоя” – портик храма), где ее основатель –Зенон проповедовал свое учение. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха–"пневмы", стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. В учении стоиков о душе проявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом: разум является ведущей высшей частью разума. Лукреций различает дух и душу: дух называется еще умом, он— душа души.

    1. 3 Идеалистическое понимание души в античной психологии

По замечанию Энгельса, при всем наивно–материалистическом характере мировоззрения в целом, уже у древних греков имеется зерно позднейшего раскола. Уже у Фалеса душа есть нечто особое, отличное от тела (он и магниту приписывал душу), у пифагорейцев она уже бессмертна и переселяется, а тело является для нее чем-то чисто случайным. Сократ впервые рассматривает душу, прежде всего, как источник нравственности человека. Он говорил, что душа—психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу. Такой подход к душе не мог исходить из мысли о ее материальности, а потому возникает и новый взгляд на нее, который был разработан учеником Сократа—Платоном, ставшего основоположником объективного идеализма. Составной частью философии Платона является учение о душе. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей.

“Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа. Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и поэтому может властвовать над ним. По Платону есть три начала человеческой души. Первое и низшее общо ему вместе с животными и растениями. Это вожделеющее неразумное начало. Другое– разумное – начало противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало –яростный дух. Объединение всех начал сообщает целостность душевной жизни человека”[1].

Учение Платона о судьбе души после смерти тела облечено в форму мифа. Если душа бессмертна, она требует заботы не только на нынешнее время, которое мы называем жизнью, но на все времена. Идея бессмертия души скрывает еще один смысл: духовный опыт не умирает со смертью человека, он вечен.

Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э. ). Аристотель –автор трактата “о душе”, первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души.

Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым. В душе причина– основа –всех проявлений живого тела; рост, дыхание, чувствование, мышление обусловлены ею. Тело и все его органы и части являются инструментами на службе у души. Аристотель считал правильным понимание, согласно которому переживает, мыслит, учиться не душа, а целостный организм. “Сказать, что душа гневается, – писал он, –равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома”.

Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям). Разумная душа, по Аристотелю, идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства. Аристотель, верно чувствуя качественное отличие человека от животных и растений, идеалистически объясняет его источник. 1. 4 Итоги развития античной психологической мысли.

В трудах древнегреческих мыслителей открыты многие великие проблемы, которые и сегодня направляют развитие психологических идей.

Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира. Здесь главной была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей.

Второе направление, созданное Аристотелем, ориентировалось на живую природу. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющее пространственные параметры и способную покидать организм; а способ организации поведения живых систем.

Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не физической или органической природой, а человеческой культурой.

Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и многое иное. 2. Материалистическое и идеалистическое понимание души

2. 1. Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения Психология в Средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати. Вместе с тем накапливается некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни. Особенно следует отметить деятельность арабов и мыслителей, писавших на арабском языке. В трудах ученых (Авиценна, Альгазен) проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души. Духовные силы не существуют сами по себе, а нуждаются в органе.

Фома Аквинский (1226–1274) учил, что душа обладает бытием, отдельным от тела. Душа выступает источником движения тела. Различаются способности, свойственные душе как таковой (разум, воля), а также растительные и животные функции. Растительные и животные функции нуждаются в теле для деятельности в земной жизни. Соотношение между душой и телом рассматривается как соотношение формы и материи. Различаются чистые формы в бестелесном мире и формы, осуществляющиеся лишь в материи. “Человеческая душа–низшая из тех чистых форм (поэтому она бессмертна) и высшая из форм второго рода (поэтому она–принцип всей органической жизни). Благодаря такому расчленению понятий душа получает значение узлового пункта в мироздании, а человеку выпадает на долю почетное призвание–соединить в себе оба круга бытия. Душа замкнута в себе; ее не будет касаться разрушение физического тела. Она бессмертна”[1].

Искателем новых путей в науке был Роджер Бэкон (1214 –1292). Он провозгласил значение опытов и наблюдений в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. Для познания души нужно нечто другое, особый вид вдохновения, некое внутреннее просветление, позволяющее постигать то, чего не может открыть чувственное восприятие.

2. 2. Психология Ф. Бэкона и завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе

В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела, великими открытиями и изобретениями понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Ф. Бэкон (1561–1626) намечает новую линию исследования души. Он отказывается от изучения наиболее общих вопросов, касающихся природы души, и призывает перейти к эмпирическому описанию ее процессов (способностей). Это подготавливало отмирание науки о душе и создавало предпосылки для становления новой науки о сознании.

Бэкон развивает идеи о единой науке о человеке, составной частью которой является психология.

Учение о человеке, по Бэкону, состоит из двух частей. В соответствии с частями, из которых состоит человек (тело и душа), выделяются науки о теле и науки о душе.

Учение о душе включает науки о рациональной божественной душе или духе и о чувствующей нерациональной, общей человеку и животным, природа которой телесна. В разделении души на боговдохновенную и чувствующую проявляется непоследовательность Бэкона. Для чувствующей души это способности ощущения и выбора. (По Бэкону эту способность имеют все тела; например, железу приписывалась особая симпатия– стремиться к магниту). Способности рациональной души –это разум (интеллект), рассудок, воображение, память, желание и воля. Науки о душе должны исследовать их происхождение, способы их развития и укрепления. Наиболее подробно Бэкон рассматривает проблемы познания. Он исходит из признания объективности существующего мира.

Учение Бэкона оказало огромное влияние на все науки и сделало его родоначальником эмпирической науки.

2. 3 Основные этапы развития психологии до середины XIX века 2. 3. 1 Выделение сознания как критерия психики

С именем Декарта (1596 –1650) связан важнейший этап в развитии психологических знаний. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, имеющий особое– духовное –бытие. Декарт ввел понятие рефлекса и этим положил начало естественнонаучному анализу поведения животных и части человеческих действий.

Учение Декарта о душе и теле и об их различии породили философскую психофизическую проблему. Единственным средством познания души, по Декарту, является внутреннее сознание.

Итак, по Декарту: не только тело освобождается от души, но и душа (психика) в ее высших проявлениях становилась свободной от тела. Тело может только двигаться, душа– только мыслить. Принцип работы тела – рефлекс. Принцип работы души –рефлексия (от лат. “обращение назад”). В первом случае мозг отражает внешние толчки; во втором– сознание отражает собственные мысли, идеи. Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ–материалист Б. Спиноза (1632 – 1677). Попытку построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлел главный труд Спинозы “Этика”. В нем он поставил задачу объяснить все великое многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения. Надо, писал он, не смеяться и плакать, а понимать. Спиноза выделял три главные силы, которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств: влечение, радость и печаль. Он доказывал, что из этих фундаментальных аффектов выводятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

При этом он связывает эмоции с волей. Свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости. Противопоставляя свободу принуждению, Спиноза дал свое определение свободы как познанной необходимости, открывая новую страницу в психологических исследованиях волевой активности человека. Учения Декарта и Спинозы составили рациональную линию в трактовке сознания.

2. 3. 2 Оформление эмпирической психологии в философских учениях XVII века Развитие производства и науки потребовало новой теории, которой стал эмпиризм. Родоначальником этого направления явился Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформился у Дж. Локка.

Т. Гоббс (1588 –1679) отказался от понятия души как особой сущности. В мире нет ничего, утверждал Гоббс, “кроме материальных тел, которые движутся по законам механики. Материальные вещи, воздействуя на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления, образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциаций.

Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т. е. опыт. Рационализму был противопоставлен эмпиризм. (от лат. “эмпирио”– опыт)”[4].

В разработке этого направления видная роль принадлежала Д. Локку (1632 – 1704). Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение всех знаний. Постулат Локка гласил, что “в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях”. Исходя из этого он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Он утверждал, что нет врожденных идей. Знания и идеалы не даны нам в готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из ребенка сознательного и взрослого человека.

“Локк впервые ввел термин “ассоциация идей”. По Локку, ассоциации –это неверное соединение идей, когда “идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень трудно разделить их. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея”. Примерами являются все наши симпатии и антипатии. Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается от времени. Задача воспитания в том, чтобы предупредить у детей образование нежелательных связей сознания.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать