Основные этапы развития взглядов на предмет психологии - (контрольная)
p>После Локка этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развилась ассоциативная психология”[1].

Учение Локка возбудило споры и завоевало огромную популярность. Большой интерес представляет полемика с Локком немецкого философа–идеалиста и ученого Г. Лейбница (1646 – 1716). Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения. Лейбниц верно указал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.

Полемика между Лейбницем и Локком углубляет решение вопросов, касающихся природы человеческого сознания. Она вскрывает недостаточность центрального пункта локковского понимания опыта–его индивидуальный характер. Опыт действительно является единственным источником развития человеческой психики, если его не ограничивать рамками личной истории индивида. Опыт–это вся социокультурная система представлений о мире, которая усваивается человеком и определяет его поведение.

    2. 3. 3 Становление ассоциативной психологии

В XVIII веке английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли.

Исследуя психику, Гартли (1705 –1757) дал первую законченную систему ассоциативной психологии. Самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю, Гартли объяснял, считая что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя таким образом, мышление к процессу образования понятий), а в основе воли– ассоциация слов и движения. “Исходя из представления о прижизненном формировании психики, Гартли считал, что возможности воспитания, воздействия на процесс психического развития ребенка поистине безграничны. Его взгляды на возможности воспитания и необходимость управлять этим процессом созвучны подходам рефлексологов и бихевиористов, разрабатываемым в XX веке”[4].

По–иному истолковывали принцип ассоциации два других английских мыслителя — Д. Беркли (1685 – 1753) и Д. Юм (1711 –1776). Они полагали, что источником знания служит образуемый ассоциациями чувственный опыт.

Согласно Беркли – опыт –это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные и осязательные. В своем конкретно–психологическом анализе зрительного восприятия Беркли высказал несколько ценных идей, указав, в частности, на участие осязательных ощущений в построении образа трехмерного пространства (при двухмерности образа на сетчатке). Английский мыслитель Д. Юм занял иную позицию. Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от нас, он полагал теоретически неразрешимым, допуская в то же время, что эти объекты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей. В своих трудах он развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. 2. 3. 4 Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII века

Самыми радикальными критиками любых учений, допускающих влияние на природу и человека сил, ускользающих от опыта и разума, выступали французские мыслители. Они объединились вокруг 35–томной “Энциклопедии”, освещавшей новейшие достижения человеческого знания. Поэтому их принято называть энциклопедистами. В энциклопедии с материалистических позиций излагались и вопросы психологии. “В человеке передовые французские мыслители видели венец природы. Столь же оптимистическими были и предположения о заложенных в каждом индивиде неисчерпаемых возможностях совершенствования. Если человек плох, то вину за это нужно возлагать не на его греховную телесную природу, а на противоестественные внешние обстоятельства. Человек–дитя природы, поэтому существующий социальный порядок должен быть приведен в соответствие с потребностями и правами, которыми человека наделила природа”[4].

Главная практическая идея “энциклопедистов” состояла в утверждении решающей роли воспитания и законов в формировании человека. Яркое обоснование этой идеи мы находим в трудах Ж. Руссо (1712– 1778) и К. Гельвеция (1715 – 1771). В теориях французских энциклопедистов большое значение имели взгляды на природу биологического и социального. Именно Гельвеций и Дидро одними из первых рассматривали наследственность и среду как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка, связывая их влияние с проблемой способностей. Материалисты эпохи Просвещения сыграли огромную позитивную роль в интеллектуальной жизни. Они отстаивали идею целостности человека, нераздельной связи его телесно– духовного бытия с окружающей средой.

    3. Зарождение психологии как науки

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологических знаний. Английский историк и экономист Д. Милль (1773 – 1836) вернулся к представлению о том, что сознание –это своего рода психическая машина, работа которой совершается строго закономерно по законам ассоциаций. Никаких врожденных идей не существует. А. Бэн в своих главных трудах последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией. Он особое внимание уделял тем уровням психической деятельности, связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна: рефлексам, навыкам, инстинктам.

Английский философ и психолог Г. Спенсер (1820 –1903) был одним из основателей философии позитивизма, в русле которого, по его мнению, должна развиваться психология.

Пересматривая предмет психологии, Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциациями между ними. Так он расширил предмет психологии, включая в него не только ассоциации между внутренними факторам (ассоциации только в поле сознания), но и изучение связи сознания с внешним миром. Анализируя разницу в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и разному времени, он писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и передаются по наследству. Таким образом, сознание не чистый лист, оно полно предуготовленных ассоциаций. Эти врожденные ассоциации и определяют разницу между мозгом европеоида и мозгом дикаря.

Теория Спенсера получила широкое распространение, оказав огромное влияние на экспериментальную психологию.

В теории немецкого психолога и педагога И. Гербарта (1776 –1841) соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии– активности души, роли бессознательного. Концепция Гербарта –“Теория статики и динамики представлений” сыграла большую роль в теории обучения. С его точки зрения, методика обучения должна строиться так, чтобы новое знание сразу же попадало в центр внимания человека, для чего оно должно или быть достаточно привлекательным, или соединяться с другими, имеющимися уже у субъекта знаниями. Механизмом такого соединения понятий являются классические законы ассоциаций.

В середине XIX века в науках о жизни произошли революционные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду.

Согласно Дарвину, естественный отбор безжалостно истребляет все живое, которому не удалось справиться с трудностями среды. Организм должен был пустить в ход все свои ресурсы (и психические), чтобы выжит, а среда изменялась, и организм был вынужден приспосабливаться.

Согласно Бернару, организм также вынужден вести себя активно и целесообразно, используя специальные механизмы поддержания в теле стабильности (постоянства содержания кислорода), чтобы обеспечить активность своего поведения. В итоге сложилась новая “картина организма” как устройства, которое подчиняется законам, неведомым неорганическим телам. По–новому понимались причинность, системность и развитие. И эта новая картина стала основой понимания психических функций, которые отныне рассматривались под тем, же углом зрения, что все другие функции живых систем. На этом фундаменте складывалась психология как особая наука. Ее формирование шло посредством возникновения и развития различных отраслей.

Триумф дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологии исследования– дифференциальная, детская, зоопсихологи и другие. 4. Зарубежная психология периода открытого кризиса

    4. 1 Различные направления в психологии в период ее кризиса

В начале 10–х годов психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30–х годов. Он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями.

Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании.

Рассмотрим важнейшие направления периода открытого кризиса. Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в XX столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название от англ. behavior– поведение). Поведение человека как предмет бихевиоризма –это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то что люди делают от рождения и до смерти. Поведение–это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Но вследствии механицизма в трактовке поведения человек в бихевиоризме выступает как реагирующее существо, его активная сознательная деятельность игнорируется. И в то же время исторической заслугой Уолтсона является исследование поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии. Также важной является выдвинутая им задача управления поведением человека, нацеленность научного исследования на связь с практическими задачами.

Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет теория оперантного бихевиоризма Б. Скиннера. Он исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения.

“Я радикальный бихевиорист просто в том смысле, что я не нахожу в своих формулировках места для того, что всего лишь ментально”. Поведение–это то, что делает организм и что можно наблюдать. Столь крайняя позиция приводит Скиннера к выводу, что понятиям интеллекта, воли, эмоций, творчества, личности нет места в научном анализе поведения. Они лишь слова, которые обозначают ненаблюдаемые функции, скрывают незнание причин поведения[1]. Оценивая бихевиоризм в целом, следует признать, что он продолжает занимать значительное место в психологии. Была создана наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологии. Прикладной бихевиоральный анализ используется в обучении психотерапии. 4. 2 Гештальтпсихология

Гештальтпсихология (от нем. – образ, структура) –одно из наиболее влиятельных и интересных направлений периода открытого кризиса.

Главное понятие этой психологии –понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Развитие состоит в динамическом усложнении примитивных форм поведения, образования все более сложных структур, а также в установлении соотношений между этими структурами.

Гештальтпсихологи выступали с новым пониманием предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать переживания, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. С самого начала ученые отбросили тезис о происхождении восприятия из ощущений, объявили ощущения функцией.

Факты полученные учеными при изучении восприятия, обогащают представление о восприятии. На их основе были сделаны ценные практические выводы. В частности, с учетом закономерности фигуры и фона были разработаны некоторые приемы маскировки фигур, которые использовались во время войны.

Важную область гештальтпсихологии составили исследования в области потребностей, воли, аффектов, главным образом связанные с именем К. Левина. Он исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах, будь то поступок, мышление, память, является намерение– потребность. “Гештальтпсихология пыталась преодолеть схематизм атомистической теории в трактовке психических процессов, открыть новые принципы и подходы к их изучению. Введенный ею структурный принцип в смысле нового подхода Выготский оценивал как “великое незыблемое завоевание теоретической мысли”. В этом сущность и исторический смысл гештальттеории”[1].

    4. 3 Глубинная психология

Эта психология выдвинула идею о независимости психики от сознания и попыталась обосновать реальное существование этой независимой от сознания психики и исследовать ее. Центральное психологическое течение глубинной психологии–психоанализ З. Фрейда. Классическая глубинная психология включает также концепции индивидуальной психологии А. Адлера и аналитический психологии К. Юнга.

Психоанализ возник в начале 90-х годов XIX века из медицины психики. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, “кипящий” пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать и даже становиться причиной нервно–психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Психоанализ – термин употребляется в трех основных смыслах: Особый подход к исследованию тех душевных процессов, которые с точки зрения Фрейда, не могут быть адекватно изучены с помощью других методов; предполагает ряд психических приемов, имеющих целью вскрыть бессознательный смысл ошибочных действий, скрытые мысли, сновидения.

Метод лечения невротических заболеваний, заключающийся в доведении до сознания пациента бессознательных психических содержаний;

Теоретическое направление в психологии, развивающее особые представления о структуре душевной жизни, взаимодействие отдельных подструктур. Не ограничившись изучением и лечением невропатов, упорной работой по восстановлению их психического здоровья, Фрейд создал теорию, объясняющую переживания и поведение не только больного, но и здорового человека. “Сущность человека составляет темное ОНО. Человек рассматривается как природное существо, наполненное влечениями. Влечения лежат в основе поведения человека, неврозы также объясняются из влечений. Духовный мир рассматривается как форма сублимированного либидо. Фрейд заменил реальные движущие силы исторического процесса и войн идеей природной склонности человека к агрессии”[1]. Эта теория приобрела в странах Запада столь великую популярность, что многие и в наши дни убеждены, что “психология–это и есть Фрейд”. Фрейдовская теория прочно вошла в учебники по психологии, психиатрии. Она оказала воздействие на другие науки о человеке– социологию, педагогику, а также на искусство и литературу. Говоря о психологии периода открытого кризиса, нельзя не упомянуть о работах А. Адлера, который стал основателем нового, социально–психологического направления. Его теория представляет целостную систему развития личности. “Не врожденные инстинкты, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, –вот та главная мила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер”[4].

Центральное содержание работ К. Юнга составляет учение о бессознательном и о процессе развития личности. Он развивает учение о двух системах бессознательного– личном и коллективном. Личное бессознательное –это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания. Его содержание может пробуждаться во снах и фантазиях. Главную роль Юнг отводил коллективному бессознательному–это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо. Коллективное бессознательное–это древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования и мифы. В труде “Психологические типы” (1921) Юнг различает две базисные установки –экстравертированную, направленную на внешний мир и инвертированную, направленную на внутренний мир, и четыре функции психики–мышление, чувство, ощущение и интуиция. Доминирование той или иной установки в сочетании с определенной психической функцией дает восемь типов индивидуальности. Эти взгляды Юнга породили большую литературу и получили дальнейшее развитие в психологии.

В период открытого кризиса о новом подходе к изучению духовного мира человека заявил немецкий философ В. Дильтей, основатель “философии жизни”. Мысли ученого о том, что всякий период жизни обладает самостоятельной ценностью, созвучны современным представлениям о непреходящей ценности отдельных периодов детства, уникальных возможностях, создаваемых ими для формирования соответствующих психических процессов и качеств.

    5. Современный этап в развитии психологии

В конце 50 – начале 60–ч годов большие направления, возникшие в период открытого кризиса начинают терять популярность. Появляются новые продуктивные направления в области экспериментальных исследований и теорий.

Наиболее широким, выражающим дух современной психологии течением является когнитивная психология. Она возникла в середине 60–х годов в США. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т. е. представлений о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную информацию для дальнейшей переработки или исключают некоторую информацию из системы. Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательные процессы–память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, мышление, внимание. Когнитивный подход распространился также на исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также социальную психологию. Другим крупным направлением является гуманистическая психология. В качестве предмета исследования утверждается понимание здоровой творческой личности. Целью такой личности является самоосуществление, самоисполнение. В центре становятся вопросы не теоретического характера, а больше практического применения, прежде всего, в рамках психотерапии, а также проблем образования. Эта психология оказывает реальную помощь человеку, страдающему от отчуждения, свойственного жизни людей.

Третьим влиятельным направлением современной психологии является логотерапия. Согласно логотерапии, борьба за смысл жизни является основной движущей силой человека. “Логотерапия считает своей задачей помочь пациенту в поиске смысла своей жизни. Она рассматривает человека как такое существо, чья основная миссия состоит в реализации смысла и в актуализации ценностей, а не в простом удовлетворении влечений и инстинктов. Она адресуется к любому человеку, чтобы убедить его в том, что в любой ситуации жизнь имеет смысл”[1]. В 60 года в зарубежной психологии широко развернулись исследования по психогенетике человека. В центре находится вопрос о соотношении генетических факторов и условий внешней среды в формировании психики человека. Дальнейшее развитие психогенетики будет способствовать как углублению естественнонаучных основ учения и природе индивидуальных психологических особенностей человека, разрешению фундаментальной проблемы соотношения биологического и социального в человеке, так и научно обоснованной постановке самих исследовательских задач. Проблема психического развития в онтогенезе и качественном изменении сознания в ходе исторического развития–традиционная тема в психологии. Выдающийся вклад в исследование проблемы психического развития внес Ж. Пиаже. Его учение о развитие познавательной деятельности ребенка– восприятия и мышления –справедливо оценивается как одно из самых значительных явлений современной зарубежной психологии. Познание рассматривается как важнейшее проявление жизни, взаимодействие организма со средой, направленное на приспособление к среде. Проблема психического развития в онтогенезе и качественном изменении сознания в ходе исторического развития–традиционная тема в психологии. Выдающийся вклад в исследование проблемы психического развития внес Ж. Пиаже. Его учение о развитие познавательной деятельности ребенка– восприятия и мышления –справедливо оценивается как одно из самых значительных явлений современной зарубежной психологии. Познание рассматривается как важнейшее проявление жизни, взаимодействие организма со средой, направленное на приспособление к среде. Проблема развития психики человека, его сознания в процессе человеческой истории получила разработку в концепции современного французского антрополога Леви–Стросса. Он изучает структуру общественного сознания традиционных обществ (индейские племена), их мифы. Он пришел к выводу, что по своим интеллектуальным операциям архаическое мышление не отличается от современного. Несмотря на подчеркивание своеобразия первобытного мышления, утверждения универсальности ментальных структур стирает качественные различия между конкретно–историческими формами сознательных образований. В зарубежной психологии проявляется интерес и к марксистской теории, которая осознается некоторыми психологами как открывающая продуктивный подход к объяснению психологических проблем. Подход к человеку как продукту развития в исторических условиях, понимание процесса происхождения и развития человеческого сознания в ходе трудовой деятельности оценивается в их значении для конкретного исследования в психологии.

Заключая общий обзор состояния зарубежной психологии необходимо отметить, что зарубежная наука сегодня разрознена. Отмечается специфика в исследованиях в Северной Америке с одной стороны, и в европейских странах, с другой. И в то же время в пестрой картине современной психологии, состоящей из многочисленных направлений и исследований, просматриваются характерные черты. Во–первых, выступает тенденция к интеграции различных психологических теорий и подходов в исследованиях конкретных проблем; во–вторых, наблюдается практическая ориентация психологии: прикладные разработки доминируют над фундаментальными исследованиями; в–третьих, непрерывно расширяются сферы практического применения психологических разработок в решении важных социальных задач. Так, во Франции психологи в основном работают в трех областях–педагогика, здравоохранения, сфере труда и занятости. Такое положение характерно и для других стран. Психологическая наука заняла прочное место во всех областях жизнедеятельности человека.

    Заключение

Самые большие тайны в истории –это тайны человеческого сознания. Лабиринты, катакомбы, тупики и проспекты ходы мыслей очень часто непредсказуемы. О чем думал, умирая Петр Первый. Почему Людовик XVI за секунду до того, как нож гильотины опустился на его шею и голова скатилась в корзину, приподняв голову, спросил палача: “Что слышно об экспедиции Лаперуза”? На что надеялся и о чем думал Николай II, когда его с семьей вели ночью в подвал Ипатьевского дома?

В своей работе я попыталась проследить историю становления и развития психологии, одной из самых сложных и загадочных наук. Ведь эта наука–заманчивый мир явлений, вызывающих особый, исключительный интерес на протяжении многих веков.

Знания основ психологии, я думаю, необходимо каждому человеку, это позволяет людям хорошо понимать друг друга, действовать сообща.

Значение знаний и умений постепенно возрастало, особенно велико стало оно в наши дни. Не случайно существует прямая связь между интересом к психологии и уровнем социально–экономического развития стран. Самые цивилизованные страны располагают большим числом прекрасно подготовленных психологов.

Зная основы психологии, я смогу лучше понять себя, своих учеников, своих близких, познать человеческие отношения, объяснить поступки людей. Эти знания помогут мне справиться с жизненными проблемами.

    Литература

Ждан А. Н. История психологии. От античности до наших дней. М. , 1997 Немов Р. С. Психология. М. , 1995

Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М. , 1995 Ярошевский М. Г. История психологии от античности до середины XX века. М. , 1997

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать