№
Варианты ответов
Студенты
Преподаватели
ранг
ранг
1
Знание социальной психологии
7, 9
5, 5
8, 6
4, 5
2
Знание психологии труда
7, 7
7
8, 8
2
3
Подготовка в области управления
8, 2
3, 5
8, 6
4, 5
4
Подготовка в области права
7, 5
10
7, 8
11
5
Подготовка в области экономики
6, 6
12
7, 4
13
6
Знание организации производства
7, 9
5, 5
8
9
7
Знание иностранного языка
5, 7
14
7
14
8
Умение работать на персональном компьютере
7, 6
8, 5
8, 2
8
9
Умение вести служебную документацию
7, 4
11
7, 8
11
10
Умение вести деловую переписку
6, 5
13
7, 8
11
11
Умение проводить деловые переговоры
7, 6
8, 5
8, 4
6, 5
12
Владение профессиональной этикой и этикетом
8, 4
2
8, 8
2
13
Коммуникативные навыки
8, 7
1
8, 8
2
14
Организаторские навыки
8, 2
3, 5
8, 4
6, 5
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0, 869, уровень значимости 0, 001
Получена положительная корреляция на высоком уровне значимости.
Таблица 11. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 5 вопрос: Какие индивидуальные личностные особенности могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера.
№
Варианты ответов
Студенты
Преподаватели
ранг
ранг
1
Креативность
7, 6
6
8, 4
3
2
Высокий уровень общего и социального интеллекта
8, 3
1, 5
8, 8
1
3
Эмпатия
7
10, 5
7, 6
8, 5
4
Ответственность
7, 9
5
8, 6
2
5
Внимательность
8, 1
3
8
5
6
Наблюдательность
8
4
7, 8
6, 5
7
Рефлексия
7, 5
7, 5
8, 2
4
8
Устойчивость к стрессу
8, 3
1, 5
7, 8
6, 5
9
Привлекательность
6, 4
12
6, 6
12
10
Оптимизм
7, 5
7, 5
7
11
11
Любознательность
7
10, 5
7, 4
10
12
Нравственность
7, 2
9
7, 6
8, 5
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0, 711, уровень значимости 0, 01
Получена корреляция на высоком уровне значимости.
Таблица 12. Результаты подсчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена по ответам на 6 вопрос: Что дает студентам профессия психолога-менеджера.
№
Варианты ответов
Студенты
Преподаватели
ранг
ранг
1
Возможность личностного роста
7, 8
2
8, 2
1
2
Широкий круг общения
7, 5
4, 5
7, 6
4
3
Возможность профессионального развития
7, 9
1
7, 8
2, 5
4
Карьерный рост
7, 5
4, 5
7
6
5
Деньги/ повышение зарплаты
6, 8
6, 5
7, 2
5
6
Чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне
6, 8
6, 5
7, 8
2, 5
7
Удовлетворение от деятельности
7, 7
3
6, 8
7
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена равен 0, 285
Статистически достоверная зависимость не выявлена.
2. 3 Обсуждение результатов.
Обсуждение результатов мы начнем с освещения вопросов, в которых мы выявили сходство в представлениях студентов и преподавателей. Это сходство касаются будущего места работы: на первом месте по значимости и у студентов и у преподавателей стоит коммерческая структура, на втором месте–государственная организация, третье место занимает негосударственная (общественная) организация, четвертое– свое дело, и заключает предложенный список частная практика. Т. е. студенты и преподаватели в этом вопросе полностью единодушны. Но мы считаем, что данное сходство может уменьшиться, если будет больше вариантов ответов.
В ответе на вопрос о возможной области специализации студенты и преподаватели поставили на первое место“менеджер по персоналу”. В остальных случаях отмечается статистически минимальное сходство (0, 05): когда студенты выбирают менеджера по кадрам, а преподаватели менеджера по рекламе.
Следующий рассматриваемый вопрос, касающийся знаний, умений, навыков - у студентов и преподавателей выявлено сходство относительно придания значимости коммуникативным навыкам и знанию профессиональной этики и этикета. Среднее сходство ответов по вопросу о индивидуальных качествах личности психолога-менеджера: на первом месте– общий и социальный интеллект, на предпоследнем – любознательность и на последнем - привлекательность. На последний вопрос, касающийся темы, что дает студентам их профессия не наблюдается статистически достоверной зависимости.
Но в нашей работе наиболее значимыми являются полученные различия в представлениях студентов и преподавателей. Далее обсудим выявленные отличия во мнениях по поводу основных составляющих профессии психолога-менеджера. Так, получены статистически значимые отличия (0, 05) по поводу места учебно-воспитательной работы в деятельности психолога-менеджера. Преподаватели ставят этот вид деятельности на третье место, тогда как студенты на последнее. У большинства опрошенных преподавателей именно учебно-воспитательная деятельность является ведущей в профессиональной жизни, поэтому они не могут не отметить ее. Студенты же хотя и учатся в педагогическом вузе, не ориентированы на данный вид деятельности. Это может происходить по двум причинам: во-первых, студенты не считают учебно-воспитательную работу значимой в работе психолога-менеджера, во-вторых, они не достаточно осведомлены о месте и значении данного вида деятельности.
Далее существуют отличия во взглядах студентов и преподавателей относительно необходимости психологу-менеджеру знания социальной психологии (уровень значимости отличий 0, 05) и знания психологии труда (уровень значимости отличий 0, 01). В обоих случаях преподаватели заявляют о большей значимости этих дисциплин, чем студенты. В этом случае можно сказать, что студенты больше ориентированы на получение практических знаний, умений и навыков. К тому же возможно у них не сложилось представление о важности этих дисциплин, так как в ходе их чтения не подчеркивалась практическая значимость, место этих знаний именно относительно работы психолога-менеджера.
И последнее значительное отличие в представлениях студентов и преподавателей относится к индивидуальным личностным особенностям, которые могут способствовать успеху в работе психолога-менеджера. Преподаватели статистически чаще отмечают такое качество как ответственность (уровень значимости отличий 0, 05). У студентов ведущей является учебная деятельность, они в полной мере не сталкивались с решением профессиональных задач, с реальными проблемами клиента, поэтому они не представляют себе меру лежащей на них ответственности. В данном случае студенты, обучающиеся по специализации“психология управления”, должны не только выполнять какие-то действия, но и четко представлять себе последствия принятых решений, подвергать их глубокому анализу и рефлексии. Так из таблицы 11 мы видим и отличие рангов важности такого качества как рефлексия, - у студентов оно намного ниже, чем у преподавателей. Что еще раз подчеркивает необходимость как теоретической, так и практической работы в этом направлении.
Выводы.
Результаты проведенного нами исследования показывают, что преподаватели статистически чаще, чем студенты заявляют о значимости учебно-воспитательной работы. Мы соотносим это представление с тем, что у опрошенных преподавателей, читающих дисциплины по специализации“психология управления”, именно данный вид деятельности является часто встречающимся и значимым. Результаты показали различия во взглядах между преподавателями и студентами относительно необходимости психологу-менеджеру знания психологии труда и социальной психологии. Преподаватели считают, что эти дисциплины более значимы в работе психолога-менеджера, а студенты не придают этому такого значения. На данное расхождение представлений следует обратить внимание при чтении этих курсов, объяснив студентам их практическую и теоретическую значимость, а так же углубить изучение дисциплин, значимых для студентов.
Также существуют значимые различия в представлениях об индивидуальных личностных особенностях Конкретно указать эти различия!
Анализ результатов методами математической статистики показал наличие сходных представлений у студентов и преподавателей относительно возможного места работы психолога-менеджера, области специализации, важных знаний, умений, навыков и профессионально важных качеств.
Рекомендации.
Исходя из полученных в ходе нашего исследования данных, можно мы предлагаем следующие рекомендации:
Довести до сведения преподавателей полученные результаты. Провести беседу относительно выявленных различий.
При чтении курсов “социальная психология” и “психология труда”обратить особое внимание на значение этих теоретических дисциплин в практической работе психолога-менеджера.
В ходе психолого-педагогической практики и при чтении курса “введение в профессию” подчеркнуть место и значение учебно-воспитательной работы. При проведении практических и тренинговых занятий обратить внимание студентов на такое личностное качество как ответственность, и его значение в работе психолога-менеджера.
Данные нами рекомендации можно раскрыть в следующих положениях: Во-первых, особое внимание следует уделять не простому усвоению учащимися знаний по типу механической машины, но преломлению их в личный субъективный опыт студента как будущего профессионала. Необходима интериоризация полученных в ходе лекций сведений, их встроенность в общее понимание профессии. Если представить себе профессию психолога-менеджера кирпичным домом, то отдельные знания, умения, навыки, жизненный опыт индивида буду в нем кирпичиками. При этом такие дисциплины как социальная психология и психология труда будут лежать в его фундаменте, и будут непременно нести соответствующую им смысловую нагрузку.
Значение учебно-воспитательной работы в специализации “психология управления”состоит не только в возможности выпускника заниматься преподавательской деятельностью. Оно заключено и в функциях психолога-менеджера. Воспитательная функция менеджера–это управление поведением и нравственным развитием персонала, в соответствии с целями и миссией фирмы. Педагогическая функция менеджера–это управление познавательным и профессиональным развитием персонала. Чаще всего она реализуется через профессиональное обучение персонала (38). Ответственность является важнейшей характеристикой личности, это то, что в первую очередь отличает социально зрелую личность от социально незрелой. В нестоящее время в психологии распространена концепция о двух видах ответственности (так называемая теория локуса контроля). Ответственность первого типа–это тот случай, когда личность возлагает на себя всю ответственность за происходящее с ней в жизни. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственными за все происходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. В концепции Дж. Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: он одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. В настоящее время многие авторы исходят из другой посылки, полагая, что в различных по типу ситуациях возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля. Социальная зрелость и ее главная составляющая - ответственность–формируются исключительно в условиях, адекватных устремлениям личности. Обретение ответственности прямо связано с представлением личности свободы в принятии решений, с развитием автономности личности. Интерналы менее тревожны, менее подвержены депрессии, менее склонны к агрессии, более благожелательны, терпимы и популярны в группе. Они более уверены в себе и чаще находят смысл и цели в жизни. За этими выводами стоит большое число исследований и эмпирических фактов (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд, К. Мудыбаев, В. В. Знаков, А. А. Реан, Д. Ю. Карандашев и др. ). В качестве развития такого качества как ответственность предлагаем модификацию упражнения-тренинга“Отстройка от внешнего контроля” (см. Приложение 3).
Заключение.
Анализ литературы об исследовании представлений в современной психологии показал нам существование двух основных направлений возможных исследований. Это теория социальных представлений французского психолога Сержа Московиси, и исследования отечественных ученых ( А. Н. Леонтьева, С. Д. Смирнова, В. В. Петухова, Е. А. Климова и др. ) относительно такого понятия как образ или представление мира.
Сущность исследований представлений о профессии заключается в понимании образа профессии как представления о цели деятельности учения. Это способ осознания желаемого результата собственной деятельности по освоению профессией. В своей работе мы пришли пониманию трехкомпонентоного состава образа профессии, состоящего из целей, средств и предметной области профессии. Компоненты образа профессии и их содержательную часть мы конкретизировали применительно к профессии психолога-менеджера следующим образом: такая составляющая образа профессии как цель, включает в себя представление о дальнейшей сфере деятельности, о специализации. Следующая составляющая подразумевает все средства, используемые специалистом - конкретные виды деятельности (диагностическая, коррекционная, экспертная и др. ). И последней составляющей является предметная область, которая подразумевает под собой знания, умения и навыки человека в данной профессии.
На основании изложенных выше теоретических положений мы выдвинули и экспериментально проверили гипотезы относительно возможных различий в представлениях о профессии психолога-менеджера между студентами и преподавателями. Выявленные нами различия касаются места учебно-воспитательной работы в деятельности психолога-менеджера, необходимости знания социальной психологии и психологии труда, важности такого личностного качества как ответственность для успеха в работе психолога-менеджера.
Исходя из полученных данных нами были разработаны рекомендации по оптимизации педагогического процесса. Они включили в себя лекцию-беседу для преподавателей и студентов, а также практическое занятие– тренинг.
Литература
Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности. / Е. В. Шороховой. – М. , 1987. – С. 137-145. Акопов В. Г. профессиональное сознание –ключевое понятие теоретической и практической подготовки специалистов. // Психологические аспекты формирования профессионального сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. – Куйбышев, 1989. – С. 164—203. Артемьева Е. Ю. , Стрелков Ю. К... Профессиональная составляющая образа мира // Мышление и общение: активное взаимодействие с миром. Сб. науч. трудов. Ярославль, 1988. – С. 67-84. Асеев В. Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации. // Принцип системности в психологических исследованиях. – М. , 1990. - С. 78-85. Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А. Н. Леонтьев и современная психология. – М. , 1983. – С. 118-128.