Психологическое консультирование по проблемам, связанным с наркоманией и алкоголизмом - (контрольная)
p>Рационализация: Ввязываться в столь опасное предприятие – не мое дело. Факт: Профилактика самоубийств является делом каждого человека.

Миф: Злоупотребление алкоголем и наркотиками не имеет отношения к самоубийству. Рационализация: Выпивая, я отнюдь не хочу смерти, совсем наоборот. Факт: Зависимость от алкоголя и наркотиков является фактором риска суицидального поведения.

    Характер запроса со стороны клиента
    Иногда я чувствую себя так плохо, что мне хочется умереть
    Я часто думаю о смерти
    Я не хочу жить
    Мне хочется умереть
    Формулирование запроса
    в виде психологической проблемы
    Потеря интереса к жизни
    Мысли о смерти
    Консультативные гипотезы

Возникновение трудноразрешимой ситуации, которая привела клиента к мысли о смерти

    Психологический кризис
    Вопросы и методики
    для проверки консультативных гипотез

Оценка проблемысостоит в определении потенциальной опасности суицида и вероятности смертельного исхода. Суициденты хотят, чтобы их остановили. Но мешает амбивалентность: хотя никто не хочет жить больше, чем они, –они не знают, как жить дальше. Поэтому в беседе важно оценить потенциальную опасность предполагаемых действий, которая определяется наличием: а) плана и метода суицидальных действий (их доступность, легкость и степень летальности);

б) попыток самоубийства в прошлом, особенно если не минуло еще и трех месяцев; в) “последней капли” – события, побудившего к выбору аутоагрессивной альтернативы; г) подготовки к концу жизни (завещаний, прощальных писем или распоряжений, приведения дел в порядок).

В практических целях наличие каждого из этих параметров можно оценивать, например, как (+), что позволит консультанту по сумме оценивать степень суицидального риска абонента как очень высокую (++++), высокую (+++), умеренную (++) и незначительную (+).

При высокой степени риска может возникнуть необходимость суицидальной интервенции.

    Способы оказания воздействия

Для осуществления превенции самоубийств ВОЗ предлагает использовать три концептуальные модели.

Медицинская модельпревенции рассматривает попытку суицида прежде всего как крик о помощи, к которому приводят эмоциональные расстройства и психологический кризис. Консультирование, медикаментозное и психотерапевтическое лечение, снижающие уровень аутоагрессии, являются основными задачами этой модели. Социологическая модельориентирована на идентификацию факторов и групп риска с целью адекватного контроля за суицидальными тенденциями.

Экологическая модельпредусматривает исследование связи суицидов с факторами внешнего окружения в конкретном социокультурном контексте. Реализация этой модели состоит, прежде всего, в контроле и ограничении доступа к различным средствам и инструментам аутоагрессии.

Главный смысл превентивных мер состоит в том, чтобы убедить общество, что суицидальные мысли психологически понятны и сами по себе не являются болезнью, ибо представляют естественную часть человеческого существования; что суицидальное поведение преходяще и доступно разрешению, а потому предотвратимо, если у людей будет желание выслушать другого человека и помочь ему. Суицидальная интервенция имеет целью сохранение жизни.

Поственция имеет в виду усилия по предотвращению повторения акта аутоагрессии, а также предупреждение развития посттравматических стрессовых расстройств у уцелевших и их окружения. Задачи поственции состоят в облегчении процесса приспособления к реальности у переживающих трудности, уменьшении степени заразительности суицидального поведения, оценке и идентификации факторов риска повторного суицида.

Заключение контракта. При любой степени суицидального риска, если дело не доходит до процедуры отслеживания, беседа продолжается в направлении выработки альтернативного решения. Оно вырабатывается совместно и предусматривает план действий. Он должен быть ясным и конкретным: где, как и с кем собирается провести абонент ближайшие часы и дни. Для этого важна уверенность, что собеседник контролирует мысли и чувства. По возможности, следует помочь ему отчетливо структурировать будущее. При необходимости оказывается не лишним побудить обратиться к специалистам, но не следует гарантировать быстрый и обязательный успех. Принципиальной установкой контракта является уверенность, что собеседники преследуют одну и ту же цель.

    h) ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Очень опасными в отношении срыва являются подавленные чувства наркозависимых. Особо выделяют такие: тоска, тревога, злость, гнев, депрессия. Характер запроса со стороны клиента

    Я плохо себя чувствую
    Я постоянно нахожусь в сниженном настроении
    У меня депрессия
    Я утратил радость жизни
    Меня все раздражают
    Формулирование запроса
    в виде психологической проблемы
    Получение удовольствия от жизни
    Улучшение эмоционального самочувствия
    Приобретение контроля над эмоциями
    Консультативные гипотезы
    Депрессия
    Нарушения в области эмоционально-волевой сферы
    Неотреагированный гнев
    Чувство вины за свое поведение перед близкими
    Вопросы и методики
    для проверки консультативных гипотез
    Миннесотский многофакторный личностный опросник MMPI
    Опросник депрессивности Бека

Опросник для оценки личностной и ситуативной тревожности Спилбергера-Ханина Измерение уровня тревожности с помощью шкалы тревожности Тейлора Опросник Жмурова на определение депрессии

    Что именно вызывает злость, гнев раздражение?

Приведите пример поведения людей, которое вызывает у вас злость, гнев, раздражение

    Что вы думаете, когда это происходит?

Чувствуете ли вы свою вину за то, что употребляете наркотики, алкоголь? А раньше у вас было такое, что вы не чувствовали интереса к жизни? Расскажите, как это было?

    Способы оказания воздействия

Психолог-консультант может помочь клиенту научиться идентифицировать свои чувства и правильно их отреагировать. Важность идентификации и правильного отреагирования своих чувств доказывает тот факт, что даже существует такой официальный термин, как алекситимия (от а– отрицающая приставка и греч. слово lexis –слово, речь). Как правило, многие люди, страдающие химической зависимостью, испытывают большие трудности в отслеживании, отреагировании, правильном выражении и распознавании чувств. Для работы с чувствами применяют следующие методы:

    ПРАВИЛА ДЛЯ РАБОТЫ С ЧУВСТВАМИ

Называя ваши эмоции, вы избавляетесь от того неясного, мистического и пугающего, что иногда окружает их. Когда вы называете ваши чувства, гораздо менее вероятно, что они ошеломят вас. Чувства могут быть сведены к простым словам. Более того, есть всего четыре базисных (основных) чувства: радость, гнев, грусть и страх. Для начала вы можете просто выбирать, которое из них вы сейчас чувствуете. Если это не покажется очевидным с первого взгляда, прислушайтесь к намекам, которые может дать ваше тело. Если ваши кулаки сжаты, челюсти стиснуты, сердце колотится, вы, вероятно, в бешенстве. Бели ваши глаза большую часть времени опущены, ваши плечи сгорблены, вы говорите и двигаетесь медленно, вы, вероятно, грустите. Если вы просто не уверены в том, что вы чувствуете, сделайте” предположение и посмотрите, оправдается ли оно.

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТТЕНКОВ ЧУВСТВ

Справившись с определением базисных чувств, вы можете притупить к размышлению об оттенках чувств. Есть большая разница между“испытывать удовольствие” и “прийти в экстаз”, между “испугаться” и “оцепенеть”. Мы здесь приводим список чувств в такой форме, чтобы их можно было вставить в ваше высказывание: “Я чувствую.... ”. Этот список может помочь вам в определении оттенков ваших чувств.

    “Я ЧУВСТВУЮ.... ”
    ГРУСТЬ ГНЕВ
    что я пристыжен бешенство
    что скучаю что я раздосадован (досаду)
    что я подавлен отвращение
    что я обескуражен что я обезумел (от горя)
    себя в затруднении крушение надежд
    свою вину что я ревную, завидую
    беспомощность себя оскорбленным
    обиду что я затаил злобу
    одиночество что сержусь
    себя отвергнутым что раздражен
    себя разбитым, больным
    усталость
    неудобство
    себя несчастным
    что я изнурен, истощен
    РАДОСТЬ СТРАХ
    блаженство себя в опасности
    спокойствие беспокойство
    бодрость себя задетым
    что получаю сочувствие замешательство
    уверенность в себе что я нервничаю
    моральную поддержку что я тревожусь
    возбуждение, экстаз что я в панике
    что мне выпала удача что я шокирован
    себя счастливым что мои нервы напряжены
    что я люблю что я в ужасе от....
    что я переполнен радостью неопределенность моего
    умиротворение положения
    удовлетворение, счастье, облегчение

Другим ценным приемом, помогающим в прояснении чувств является определение степени, в какой вы испытываете каждую отдельную эмоцию. Вы “немного” удовлетворены или “очень” довольны? Вы “несколько” обеспокоены или “очень”беспокоитесь? Поначалу возможно, будет сложно делать такие уточнения. Поскольку вы прежде вовсе не занимались регистрацией своих эмоций, даже слабые, тонкие эмоции вначале могут ощущаться как интенсивные. Вы можете обнаружить склонность преуменьшать или рационализировать ваши эмоции. Когда вы поймаете себя на этом, остановитесь, дайте вашим эмоциям протекать и проявлять себя, как им угодно. Ощущайте свои эмоции с любой интенсивностью, зная, что любая будет верной. В течение следующей недели ведите “Дневник чувств”, отмечая каждые два часа, какие эмоции вы испытываете. Используйте список для определения этих эмоций. Вы удивитесь, какой широкий диапазон эмоций будет записан в вашем дневнике.

    Упражнение:

Найдите человека, которому можно довериться. Им может быть сосед, учитель, лучший друг, муж или жена, брат или сестра, наконец, ваш психотерапевт. Расскажите этому человеку, что вы работаете над улучшением способов выражения своих эмоций и попросите его помощи и совета. В качестве первого упражнения сделайте три набора по пять карточек. На каждой напишите по эмоции из вашего списка чувств. По очереди берите карточки и рассказывайте о случаях, когда вы так себя чувствовали.

    ВЫРАЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ
    Изо всех эмоций труднее всего вам удается выражать гнев.
    Выговорить мелкие раздражения.

Начните с выражения мелких раздражений. Когда нужно будет подобрать слово для обозначения того, что вы чувствуете, обратитесь к списку чувств. Выражая раздражение, вы“спускаете пары”, что снимает валу досаду прежде, чем она перерастет в гнев. К тому же, если вы выразите свое неудовлетворение поступками других, это гораздо скорее побудит их прекратить так делать, нежели вы будете просто ждать и надеяться на это.

    Держать паузу

Когда вы чувствуете прилив гнева, возьмите паузу и дождитесь, когда он начнет спадать. Если вам нужно–уйдите. Если вы станете действовать при взрыве своего гнева, ваши реакции могут быть чрезмерными, потом вы можете раскаиваться в том, что сказали или сделали.

    Выражаться ясно и прямо

Позвольте другим людям четко уяснить, что вы чувствуете. Подведите итог вашим чувствам одним словом; “Я сержусь на то, что ты опоздал и не позвонил”, “Я расстроилась из-за того, что ты не появился”, “Я бешусь из-за того, что ты берешь мою машину”. Если вы будете уклончивы (“Я хотел бы, чтобы ты не брал мою машину”), люди могут не догадаться, насколько сильно вы переживаете. А если вы не только хотите выразить свой гнев, но и побудить других изменить их поведение, обратите внимание на формулировку: “Если.... то”.

    Присваивать собственные чувства

Утверждения, начинающиеся с “Ты” звучат как обвинения. Фраза “Ты рассердил меня”неверно перекладывает ответственность за ваши чувств на других. Только вы сами отвечаете за свои чувства. Дайте вашей речи выразить истинное положение вещей, начиная утверждение о ваших чувствах с“Я”.

    “Я сержусь на то, что ты до сих пор не готов”;
    “Я прихожу в ярость, когда ты врешь мне”,

“Я расстроился от того, что ты критиковал меня в присутствии моего сына”.

    Выразить свой гнев письменно

Много взрослых детей получают облегчение, выразив свои эмоции письменно. Вы можете сделать это, обратившись к дневнику, который читаете только вы САМИ, или вы можете написать письмо, которое вы отошлете или не станете отсылать.

    Обсудить ваши чувства, которые были у вас в прошлом

Когда вы будете готовы, поделитесь своими чувствами относительно происшедшего с человеком, которого вы выберете. Это поможет ВАМ разрешить ваши сомнения, снять тяжесть вины и стыда за прошлое. Вы сможете достигнуть ощущения завершенности, которое поможет вам впоследствии. Когда вы делитесь чувствами о вашем прошлом, вы чаще всего обнаруживаете, что ваш слушатель испытывал аналогичные чувства и даже имел похожий жизненный опыт. Большинство из нас полагает, что наш опыт и чувства уникальны.

Консультант может использовать при работе с данной проблемой техники самоконтроля, “прививку”против стресса Мейхенбаума ролевую игру, моделирование, техники гештальттерапии (якорение, “горячий стул”, тренинг преобразования агрессии Лазаруса и т. д.

    i) ПРОБЛЕМЫ В СЕМЬЕ

Часто у лиц, страдающих химической зависимостью наличествуют проблемы в семье. Мы знаем, что многие алкоголики и наркоманы вышли из так называемых дисфункциональных семей, поэтому даже если у химически зависимого есть своя семья, то, скорее всего, в нее будут перенесены паттерны поведения, приобретенные в родительской семье, поскольку ребенок, выросший в дисфункциональной семье прочно усваивает стереотипы поведения, характерные для таких отношений, он просто не умеет общаться по-другому. Как правило в дисфункциональных семьях культивируются закрытые“товарные”отношения, запрет ан чувства и т. д. , поэтому не удивительно, что в таких семьях страдают все члены семьи.

    Признаки дисфункциональной семьи
    Отрицание проблем и поддержание иллюзий
    Отсутствие доверительных отношений
    Замороженность правил и ролей
    Конфликтность во взаимоотношениях
    Недифференцированность “Я” каждого члена семьи

Сокрытие от окружающих имеющихся в семье проблем и поддержание мифа благополучия

    Склонность к полярности чувств и суждений
    Абсолютизирование воли, контроля

Воспитание детей в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам

Воспитание в дисфункциональной семье формирует те психологические особенности, которые составляют почву созависимости. Рассматривать созависимость только как ответную реакцию на стрессовую ситуацию в семье в виде химической зависимости у одного из членов было бы неверно. Здесь уместно напомнить о неслучайности выбора супруга, о выборе по наличию определенных и значимых характерологических признаков. Как правило, подобный выбор делается неосознанно. Семьи созависимых супругов отягощены случаями зависимости не менее часто, чем семьи самих больных зависимостью. Известно, что дочери больных алкоголизмом отцов выходят замуж за тех мужчин, которые уже больны алкоголизмом или вероятность заболеть им в будущем высока. Неслучайностью выбора супруга объясняется также и то, что повторный брак часто оказывается также“алкогольным”, как и первый. Часто в литературе употребляется термин “созависимость”. Это значит, что члены семьи прочно включены в систему алкоголика или наркомана и играют определенную роль в развитии и поддержании его болезни, а часто сами страдают от неврозов.

В наркологии и других смежных науках такие заболевания, как алкоголизм, токсикомания, наркомания принято для удобства обозначать термином“химическая зависимость”. Однако люди, страдающие химической зависимостью, не живут отдельно, они существуют рядом с нами, у них есть семьи, родственники. Болезнь одного члена семьи оказывает влияние на всю семейную систему, поэтому зачастую от химической зависимости страдают тем или иным образом все люди, живущие рядом с алкоголиком или наркоманом. И эта зависимость накладывает отпечаток на личность человека, его поведение, эмоциональную сферу, здоровье.

Некоторое время назад за рубежом был принят даже специальный термин “созависимость”для обозначения этого явления. Вначале комплекс симптомов, характеризующих непьющих жертв алкоголизма, назывался“пара-алкоголизм”, но со временем, когда алкоголизм стал рассматриваться как частный случай общей химической зависимости (наркомания, пристрастие к препаратам, вызывающим изменения сознания, токсикомания и так далее), он был заменен на“со-зависимость” (приставка “со” обозначает совместность действий, состояний). Иными словами, человек, близкий алкоголику или наркоману, зависит от алкоголя или наркотиков опосредовано через самого непосредственно зависящего от вещества человека, то есть алкоголик или наркоман зависит от алкоголя или наркотиков, а близкий ему человек–от самого алкоголика или наркомана. Зависимость, о которой мы говорим, отличается от других зависимостей и имеет свои специфические черты, которые носят болезненный характер. Итак,

Созависимость –любое поведение или отклонение, которое помогает уменьшить или минимизировать последствия употребления алкоголя или наркотиков для химически зависимого или болезненно вовлеченного человека. Это закрепленная патологическая реакция на длительно проявляющийся стресс.

Созависимость –эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, возникающее в результате того, что человек длительное время подвергался воздействию угнетающих правил–правил, которые препятствовали открытому выражению чувств, а так же открытому выражению и обсуждению личностных и межличностных проблем.

Созависимость –это выученный набор поведенческих форм или дефектов характера самопораженческого свойства, который приводит к снижению способности инициировать и участвовать в любых взаимоотношениях.

Созависимость –это особое состояние, которое характеризуется озабоченностью и повышенной зависимостью (эмоциональной, социальной, и иногда физической) от человека (или предмета). По существу, эта зависимость от другого человека становится болезненной и влияет на все другие отношения созависимого.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать