Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения - (диплом)
p>Ключ: 1-нет; 2-нет; 3-да; 4-да; 5-да; 6-нет; 7-да; 8-да; 9-нет; 10-да; 11-нет; 12-нет; 13-нет; 14-нет.

1-2 балла. Роль родителей освоена Вами не вполне: Вы слишком строги и педагогичны. Вам стоит быть чуть терпимее.

3-4 балла. Ваши результаты не из лучших. Не будьте так жестоки в своих требованиях к детям, дайте им возможность что-то решать и самостоятельно. 5-8 баллов. Средний результат, свидетельствующий о неустойчивости Вашей позиции. Порою Вы слишком требовательны к детям, порою слишком многое им позволяете. 9-11 баллов. Думается, Вы с радостью и разумно воспитываете своих детей, хотя и незнакомы со всеми премудростями педагогики.

12-13 баллов. Вы на редкость хорошие родители, надежная опора своих детей, от Вас они легко научатся правильному отношению к жизни и ее проблемам.

14 баллов. Поздравляем! Вы можете считать себя великолепными родителями. Если Вы работаете педагогом, значит, Вы на своем месте жизни, а если и не педагог, значит, Вашим детям просто очень повезло.

4. Анкета для родителей. (“Педагогический всеобуч для родителей”, 39, 1982г. ) Цель: выявить основные методы и средства воспитания в семье. Инструкция: “Просим Вас выбрать те методы и средства, которые Вы наиболее часто используете в семейном воспитании, нужное подчеркните. ”

    1. Какие методы Вы наиболее часто используете?
    а) советы, разъяснение, как надо поступать
    б) беседы с ребенком
    в) приказание, требование
    г) лишение удовольствия после объяснения
    д) запрещение без объяснения
    е) поощрение
    ж) физическое наказание
    з) организация деятельности ребенка и руководство ею

2. Положительно ли влияют на ребенка избранные Вами методы работы? Да. Нет. Иногда. Не всегда.

    3. Какие виды поощрения Вы используете в воспитании?
    а) словесная похвала
    б) одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом
    в) покупка новой книги, вещи, игрушки и т. д.
    г) поощрение деньгами

5. Вопросник (дети отвечают откровенно) М. Р. Догонадзе (23, 1979г. ) №

    Вопросы
    Согласен
    Не согласен
    1
    Я уважаю родителей
    2
    Мы с родителями не понимаем друг друга
    3
    Люблю рассуждать вместе с родителями
    4
    Мне не хочется приходить домой
    5
    Ребенок не вырастет, не испытав физического наказания
    6
    Я и мама (папа) без слов понимаем друг друга
    7
    Не люблю, когда родители вмешиваются в мои дела
    8
    Мои родители требуют беспрекословного подчинения
    9
    Я откровенен с мамой
    10
    Не люблю гулять вместе с родителями
    11
    Люблю бывать дома
    12

Провинился я или нет, все равно на меня низвергается водопад унижающих, оскорбительных слов

    13
    Мои родители считают, что я ни на что не способен
    14
    Если я чистосердечно признаю свою вину, меня прощают
    15

В семье не считаются с моим мнением; они говорят, что я еще маленький

    16
    Родители мне доверяют
    17
    Мои родители любят угрожать и наказывать
    18
    Я гуляю там, где захочется
    19
    Физические наказания озлобляют человека
    20
    Когда мне трудно, родители не догадываются об этом
    21
    Родители очень не любят отпускать меня куда-нибудь
    22
    Люблю гулять вместе с другими членами нашей семьи
    23
    Если я признаю свою вину, меня все равно не простят
    24
    Я боюсь своих родителей
    25
    Я и мама (папа) – друзья
    26
    В семье ко мне относятся с уважением
    27
    Меня контролируют на каждом шагу
    28
    Родители уверены в моих способностях
    29
    Если я попрошу родителей, они все для меня сделают
    30
    Мама (папа) любят давать указания, приказывать

2. 2. Анализ результатов исследования состояния внутрисемейных отношений.

Опытно-экспериментальная работа проходила в средней общеобразовательной школе №15 г. Мытищи М. О. , во 2“В” классе, учитель – Челпаченко Г. Н. Количество учащихся в классе –24 чел. , трое детей воспитываются в неполных семьях матерями, остальные имеют обоих родителей.

    Испытуемые: 24 чел. , 13 девочек и 11 мальчиков.

Анализ рисунка семьи помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, показывает, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.

    Рассмотрим на примерах каждый аспект схемы интерпретации:

а) на 8 рисунках не присутствовали все члены семьи. Обычно ребенок не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Расположения членов семьи на рисунке показывает их взаимоотношения. Например, важным показателем психологической близости являлось расстояние между отдельными членами семьи. На 10 рисунках между ними присутствовали различные объекты, которые служили как бы преградой. Общая деятельность членов семьи свидетельствовала о хороших, благополучных семейных отношениях, таких рисунков было 5. На многих рисунках общая деятельность лишь нескольких членов семьи, таких рисунков - 5. Это указывает на наличие семейных микрогрупп. Трое детей изобразили себя на нижней части листа, что свидетельствует о депрессивности ребенка, о его чувстве неполноценности в семейной ситуации. На отдельных рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще мебель, таких рисунков– 7. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребенка. б) Считается, что ребенок наиболее детализирует, дольше всего рисует и разукрашивает фигуру самого любимого им члена семьи. И наоборот, если он отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неясно, без деталей, иногда даже без основных частей тела. Когда отношения ребенка конфликтны, тревожны и эмоционально окрашены неоднозначно, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились эффективные связи. В аналогичных случаях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Нужно отметить, что в рисунках детей можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто одним стилем рисуются отец и братья, а другим–мать и сестра(6 случаев). Особенно отличается тип прорисовывания волос, одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он сильнее идентифицируется (с матерью или отцом), адекватно ли это полу ребенка. Анализ процесса рисования дал богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Был момент, когда некоторые дети отговаривались тем, что они не умеют рисовать, это вполне понятно и нормально(2 случая). Успокоив их, было сказано, что тут не столько важно красиво нарисовать, сколько придумать деятельность для членов семьи. Но бывает так, что многочисленные отговорки, а также прикрывание рукой нарисованное может свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрослого.

Большинство детей начали свой рисунок с изображения того члена семьи, к которому они действительно хорошо относятся(14 детей). Возникали паузы перед тем, как ребенок начинал рисовать одну из фигур(8 детей). Это говорит об эмоционально неоднозначном или даже негативном отношении ребенка. В комментариях могло прозвучать его отношение к родственникам, но во время выполнения задания лучше не вступать в разговор.

    Таблица 1.
    Кинетический рисунок семьи
    Характер внутрисемейных отношений
    Количество рисунков
    1. Благопрятная внутрисемейная ситуация
    29% (7рис. )
    2. Тревожность
    21% (5рис. )
    3. Конфликтность в семье
    29% (7рис. )
    4. Чувство неполноценности в семейной ситуации
    17% (4рис. )
    5. Враждебность в семейной ситуации
    4% (1рис)

Анализ детских рисунков дал возможность предположительно разделить семьи испытуемых детей на 5 основных групп в зависимости от сложившихся внутрисемейных отношений:

    1 – благоприятная семейная ситуация
    2 – тревожность в семье
    3 – конфликтность в семье
    4 – чувство неполноценности в семейной ситуации
    5 – враждебность в семейной ситуации

Рисунки с уравновешенными доверительными отношениями отражали следующие признаки:

    общая деятельность всех членов семьи,
    преобладание людей на рисунке,
    изображение всех членов семьи,
    отсутствие изолированных членов семьи,
    отсутствие штриховки,
    хорошее качество линий,
    адекватное распределение людей на листе.

Таких рисунков было7 (29%). Они набрали по 8 баллов из максимальных 10 – это высокий уровень. Рисунки, отражающие тревожность, отличались:

    штриховкой,
    линией основания – пол,
    линией над рисунком,
    линиями с сильным нажимом,
    стиранием,
    преувеличенным вниманием к деталям,
    преобладанием вещей,
    двойными или прерывистыми линиями.

Таких рисунков было 5 (21%). Три рисунка – 8 баллов – это высокий уровень тревожности, два рисунка – по 4, средний уровень. Конфликтность в семье выражалась в:

    стирании отдельных фигур,
    отсутствие основных частей тела у некоторых фигур,
    выделение отдельных фигур,
    их изоляция,
    неадекватная величина отдельных фигур,
    отсутствие на рисунке некоторых членов семьи,
    человек, стоящий спиной.

Таких рисунков было 7 (29%). Пять рисунков – 10 баллов – это высокий уровень. Два рисунка – 5 баллов – это низкий уровень. Чувство неполноценности в семейной ситуации отражалось в рисунках так: автор рисунка непропорционально маленький,

    расположение фигур на нижней части листа,
    линия слабая, прерывистая,
    изоляция автора от других,
    маленькие фигуры,
    отсутствие автора,
    автор стоит спиной.

Таких рисунков было 4 (17%). Один рисунок – 8 баллов – это высокий уровень; один рисунок – 6 баллов – это средний уровень; два рисунка – 3 балла – это низкий уровень. Враждебность в семейной ситуации:

    одна фигура на другом листе или другой стороне листа,
    агрессивная позиция фигуры,
    зачеркнутая фигура,
    обратный профиль, руки раскинуты в стороны,
    длинные пальцы

Такой был один рисунок (4%), он набрал 3 балла – это средний уровень. Данное исследование позволило определить состояние внутрисемейных отношений. Анализ результатов исследования показал, что в большинстве семей имеются трудности в семейном воспитании (17 рисунков свидетельствуют об этом–это 70% опрошенных). Для подтверждения предположения мы провели анкетирование и тестирование родителей и детей.

В исследовании принимали участие 24 родителя, более активными оказались мамы – 19 человека и 5 пап. Вопросники, тесты и анкетирование для родителей позволяют установить типы родителей как воспитателей, использовать при их разбивке по группам критерии, которые применяются для характеристики стиля взаимоотношений между взрослыми и ребенком. В соответствии состилем взаимоотношений было выделено три типа: Авторитарный

    Либеральный
    Гуманно-сотруднический
    Таблица 2
    Типы родителей как воспитателей
    (отвечали родители)
    Типы родителей
    % родителей, принадлежащих к данному типу
    1. Авторитарный
    37, 5% (9чел)
    2. Либеральный
    29% (7чел)
    3. Гуманно-сотруднический
    33% (8чел)

Авторитарными мы посчитали родителей, которые согласились с такими высказываниями: “Физическое наказание – лекарство для ребенка”, “Не обязательно отвечать на все вопросы ребенка”, “Ребенок должен беспрекословно подчиняться родителям”, “Дети не владеют умением самостоятельно рассуждать”, “Страх рождает любовь”. Из ответов на вопрос, поставленный к любой ситуации, они выбрали ответы следующего характера: “строго накажу”, “ни в коем случае не позволю”, “попытаюсь поймать”. На вопрос: “Часто ли вы ребенку навязываете свои мысли? ” ответили: “Конечно, наставляю его на истинный путь”. На вопрос: “Вы идеальный родитель? ” ответили: “Думаю, я близок к идеалу” В тесте “Какие Вы родители? ” такие родители получили от1 до 4 баллов. При анкетировании они используют такие методы наиболее часто, как приказание, требование; запрещение без объяснения, физическое наказание и считают, что эти методы положительно влияют на ребенка. Поощряют такие родители деньгами и покупками.

    Таких родителей по всем методикам получилось 9 (37, 5%).

К родителям гуманно-сотруднического стиля мы отнесли тех, которые предпочли ответы следующего характера: “С любым желанием ребенка нужно считаться так же, как с желанием взрослого”, “Ребенок должен не бояться, а уважать родителей”, “К сердцу каждого ребенка можно подобрать ключи”, “Существуют трудновоспитуемые, но и они поддаются воспитанию”. Из ответов на вопрос, поставленный к любой ситуации, они выбрали ответы следующего характера: “окажу ему помощь”, “не дам понять ему в ту же минуту, что мне известно об этом”. На вопрос: “Какое качество родителя наиболее ценно? ” ответили: “Умение включиться в дела ребенка”. В тесте “Какие Вы родители? ” эти родители получили от 9 до 14 баллов. При анкетировании они наиболее часто используют такие методы, как беседы с ребенком; советы, разъяснения, как надо поступать. Поощряют одобрением хорошего поступка всем семейным коллективом.

    Таких родителей по всем методикам получилось 8 (33%).

Такие взаимоотношения взрослых и детей в любом случае подразумевают уважение к личности ребенка, проявление доброжелательности и внимания к нему, подчеркнутое доверие к нравственным силам и потенциальным возможностям ребенка. Сравнительно труднее оказалось выделить тип либеральных родителей, поскольку в отдельных случаях их ответы совпадали с ответами гуманных родителей, а в других радикально от них отличались. В основном же для данного типа родителей характерны ответы следующего содержания: “С каждым желанием ребенка нужно считаться”. Там, где демократ отвечает: “Окажу ему помощь”, а авторитарист избирает “строгое наказание”, либерал “не придает этому никакого значения”. На вопрос: “Часто ли вы навязываете ребенку свои мысли? ” Он отвечает: “Разумеется, я делаю все, что необходимо для моего ребенка”. В тесте “Какие Вы родители? ” такие родители получили от 6 до 8 баллов. При анкетировании они то используют методы разъяснения, то физическое наказание; то беседуют с ребенком, то запрещают без объяснений. Конечно же, такие методы работают с перебоями, как утверждают испытуемые. Поощряют покупками.

    Таких родителей оказалось 7 (29%).

Выделению типов родителей способствовало анкетирование, проведенное среди детей. У детей школьного возраста уже есть определенный запас морального опыта, который, в соответствии с тем, в какой семейной ситуации растет ребенок, может быть показателем наличия положительных или отрицательных взаимоотношений в семье.

    Таблица 3.
    Типы родителей как воспитателей
    (отвечали дети)
    Типы родителей
    % родителей, принадлежащих к данному типу
    1. Авторитарный
    42% (10чел)
    2. Либеральный
    33% (8чел)
    3. Гуманно-сотруднический
    25% (6чел)

Сравнение анкет родителей и их детей позволило установить наличие связей между стилем воспитания в семье и определенными качествами личности ребенка. Детиавторитаристов, в основном отвечали так: “Я боюсь родителей”, “Когда мне трудно, родители не догадываются об этом”, “Мама (папа) любят давать указания, приказывать”, “Мои родители требуют беспрекословного подчинения”, “Мои родители считают, что я ни на что не способен”. Таких детей было 10 (42%).

Дети гуманных родителей отвечают: “Я уважаю родителей”, “Люблю рассуждать вместе с родителями”, “В семье ко мне относятся с уважением”, “Люблю бывать дома”, “Родители мне доверяют”, “Я и мама (папа) без слов понимаем друг друга”. Таких детей было 6 (25%).

Ответы детей либералов свидетельствуют, что они растут в атмосфере бесконтрольности: “Я гуляю там, где захочется”, “Родители уверены в моих способностях”, “Если я попрошу, они все для меня сделают”. Таких детей получилось 8 (33%).

Благоприятные условия для формирования трудновоспитуемости создаются как в авторитарных, так и в либеральных семьях: насколько авторитаристы чрезмерно строги и подавляют отношения ребенка, настолько либералы создают ребенку ситуацию нецелесообразной свободы и бесконтрольности действий. Родитель-либерал может быть авторитаристом в воспитании, воспитатели такого типа путают между собой настоящий авторитет родителей и ложный авторитет. Они думают, что завоюют авторитет у ребенка, если заставят его подчиниться своим требованиям. Настоящий же родительский авторитет существует в семье, если дети уважают родителей и, поскольку родители являются примером для детей, чрезвычайно важны требования, предъявляемые родителями к самим себе. В семье, где налажено педагогически оправданное, правильное отношение к воспитаннику, в воспитании не возникает трудностей и, если все же трудновоспитуемость имеет место, следует искать причины ее возникновения в другом месте (причиной могут служить психофизические качества ребенка, внесемейные обстоятельства).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать