Пути преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного общения - (диплом)
p>На условия возникновения явления трудновоспитуемости в авторитарных и либеральных семьях указывают выявившиеся в ответах детей отношения к семье и родителям. Так, например, ответ, данный на один из пунктов вопросника: ”Мне не хочется идти домой”, сам по себе отражает сформулированное в нем отношение к родителям в семье, но, когда фраза будет продолжена, допустим, следующим образом: “Потому, что я не люблю, когда родители вмешиваются в мои дела”, или “Так как они контролируют каждый мой шаг”, - это будет свидетельствовать о ярко выраженном отрицательном отношении ребенка к семье и родителям. Сигнал о том, что требуется уделять особое внимание ребенку и применять соответствующие меры педагогического воздействия. Иной вывод можно сделать из детских высказываний: ”Мои родители требуют беспрекословного подчинения”, “Я гуляю там, где захочется”, “мои родители любят угрожать и наказывать”. Подобные ответы указывают на недоброжелательные отношения между родителями и детьми. В то же время можно заключить, что в данном случае родители не пытаются в мотивах поведения ребенка, чем способствуют формированию конфликтных взаимоотношений, взаимному отчуждению детей и родителей. В рамках этого случая имеют место и такие семейные ситуации, которые представляют собой одну из предпосылок трудновоспитуемости: незаметное на первый взгляд непонимание между родителями и детьми в дальнейшем становится глухой стеной между ними, и вынуждает детей искать вне семьи тех, кто их поймет.

Так как, к сожалению, не все родители и дети написали свои фамилии, не удается пофамильно сопоставить мнения о стиле воспитания родителей и их детей, соответственно.

Из таблицы №2 видно, что авторитаристы - на первом месте, а либералы – на третьем; из таблицы №3 видно, что авторитаристы – на первом месте, либералы – на втором. Но по тем данным, которые у нас получились, можно сказать, что первая часть нашей гипотезы частично подтвердилась: в большинстве семей - авторитарный стиль воспитания.

Мы провели сравнительный анализ между стилем воспитания и характером внутрисемейных отношений:

    Таблица 4.

Сравнительный анализ между стилем воспитания и характером внутрисемейных отношений

    Фамилии испытуемых
    Стили воспитания
    Характер внутрисемейных отношений
    1. Виноградовы
    Л
    тревожность
    2. Гавричевы
    Л
    конфликтность
    3. Дерябины
    Г
    благоприятная ситуация семейная
    4. Железняк
    А
    тревожность
    5. Ивановы
    А
    конфликтность
    6. Косурины
    А
    тревожность
    7. Тимофеевы
    Л
    неполноценность автора

Мы предлагаем только фрагмент сравнительного анализа между стилем воспитания и характером внутрисемейных отношений, т. к. не все родители и дети указали свои фамилии на бланках ответов, что позволило им быть более откровенными. Но это все равно дало нам возможность подтвердить вторую часть нашей гипотезы, а именно: дети в авторитарных и либеральных семьях - с повышенной тревожностью, чувством неполноценности, враждебны и конфликтны по отношению к другим, а значит, в этих семьях чаще возникают сложные педагогические ситуации.

Дети демократичных родителей нарисовали рисунки, отражающие благоприятную семейную ситуацию.

Анализ материалов данного исследования дает основание заключить: решающее значение в формировании личности ребенка в семье принадлежит, прежде всего, общему стилю жизни семьи, взаимоотношениям между ее членами, поведению родителей (в особенности на глазах у ребенка), их отношению к детям. Все вышеперечисленные ошибки, допускаемые родителями в воспитании детей, способствуют возникновению конфликтов и сложных педагогических ситуаций. В этой главе мы предложили методики, которые, на наш взгляд, наиболее соответствуют целям и задачам нашей дипломной работы, мы подробно проанализировали полученные результаты. По методике КРС мы выделили пять основных групп в зависимости от сложившихся внутрисемейных отношений. Вопросники, тесты и анкетирование для родителей позволили установить типы родителей как воспитателей. В соответствии состилем взаимоотношений было выделено три типа: Авторитарный

    Либеральный
    Гуманно-сотруднический

Провели параллель между результатами методики КРС и тестированиями и пришли к заключению, что выбранные родителями методы воспитания имеют решающее значение в формировании отношений между членами семьи.

В этой главе частично подтвердилась первая часть нашей гипотезы: в большинстве семей - авторитарный стиль воспитания. Также полностью подтвердилась вторая часть гипотезы: дети в авторитарных и либеральных семьях–с повышенной тревожностью, чувством неполноценности, враждебны и конфликтны по отношению к другим, а значит, в этих семьях чаще возникают сложные педагогические ситуации.

Следующую главу нашей дипломной работы мы хотим посвятить коррекции сложных педагогических ситуаций.

    Глава 3. Пути коррекции сложных педагогических ситуаций.

3. 1. Глубинное воспитание как основа коррекции сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

Источник конфликтов, возникающих в сфере взаимоотношений родителя и ребенка, заключается в различии их взглядов на явления окружающей их действительности. С одной стороны, ребенком движет сила собственных актуальных потребностей, что мешает ему за течением сегодняшней жизни увидеть завтрашний день. С другой стороны, воспитатель исходит в своих действиях именно из завтрашних интересов ребенка, что мешает ему считать сегодняшний день ребенка его реальной, настоящей жизнью. Складывается впечатление, что, с точки зрения того же воспитания, сегодняшний день ребенка не имеет никакого значения, так же, как и то, что волнует его сегодня. Точнее, эти реальности замечаются, но в то же время подразумеваются, что они–факторы, препятствующие воспитанию, и, насколько это возможно, их следует пресекать.

    Как подходит в реальной жизни воспитатель?

Исследования показывают, что в основном в семье и школе господствует так называемый авторитарный императивный подход к ребенку. Поскольку воспитатель считает, что его требования служат лучшему будущему ребенка, поскольку он пытается заставить их выполнять, скажем так, с помощью прямого воздействия на воспитанника. Иначе говоря, он пытается подчинить ребенка для того, чтобы воспитать его. В системе средств“подчинения”ребенка подразумеваются методы убеждения, и практика показывает, что в педагогическом процессе преобладают различные виды императивного воздействия: приказ, наказание, порицание, требование, выговор и т. д. В условиях императивного, авторитарного, воспитания личность ребенка ущемлена и подавлена. Такие существенные компоненты психологии ребенка, как его стремление к самостоятельности, потребность ощущать себя взрослым, фактически не учитываются, а возникающие на этой почве противоречия, находящие проявления в поведении ребенка, часто воспринимаются взрослыми как наглость, невоспитанность и т. д. А как раз эти компоненты психологии ребенка и составляют мотивационный источник его поведения, определяя границы его личности. Не учитывать данный мотивационный источник, значит, отрицать личность ребенка. Воспитание, в ходе которого не считаются с мотивационным источником, с движением внутренних сил ребенка, будет только обострять конфликты и учащать их. Подобный воспитательный процесс–педагогика без детей, поскольку она подчиняет ребенка силой и таким образом пытается сформировать его.

Воспитание, разумеется, нелегкое дело и утверждать, что педагогический процесс можно организовать таким образом, при котором он будет бесконфликтным и построенным на полном согласии и сотрудничестве воспитателя и воспитанника, будет неверно. Однако мы считаем, не оправдано и такое положение, при котором воспитатель воспринимает воспитанника как противника. Процесс воспитания не должен походить на борьбу противопоставленных друг другу сил, в которой побеждает сильнейший (как правило, родитель, т. к. его права по отношению к ребенку обширны).

Основные положения классического педагогического наследия касаются не только гуманности целей воспитания, но и в достижении гуманных целей в ходе гуманного педагогического процесса. Эта концепция лежит в основе педагогических учений Я. А. Коменского, Ж...Ж...Руссо, И. Г. Песталоцци, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Я. Корчака. А. С. Макаренко дал классическую формулировку этой концепции: “Как можно больше уважения к личности подростка и как можно больше требовательности к нему”. (33, 1983г. )

Что следует понимать под уважением личности? Это, в первую очередь, доверие, вырабатывающее у ребенка чувство ответственности и долга.

В “Педагогической поэме”А. С. Макаренко описывает классический случай использования доверия в целях воспитания: он доверил бывшему вору пистолет, коня и поручил забрать из банка деньги и доставить их в колонию. В душе бывшего вора пробудилось чувство ответственности перед коллективом, он увидел и свое личное достоинство: ему доверяют, ему поручили важное дело. Подобное доверие вызывает качественное перерождение личности ребенка. Наблюдения позволяют предположить, что во многих семьях частично нарушен фундамент доверия. Родители проявляют недоверие к ребенку, контролируют его на каждом шагу, ставят его слова под сомнение. Осознанные требования родителей на педагогически неверную почву, вследствие чего ребенок также утрачивает доверие к родителям, предпочитает обманывать. Таким образом, складывается обстановка, когда возникшая и развивающаяся на почве недоверия конфликтная ситуация заводит в тупик отношения родителей и детей.

В классе, где мы проводили исследование, одна девочка не пришла в школу в тот день, когда должно было состояться изложение, родителям она сказала, что занятий в школе не будет. Когда мать ребенка узнала, очень удивилась, что ее дочь обманула. Мы предположили, что в семье царит атмосфера недоверия. Вторым существенным признаком уважения к личности ребенка является обязательное учитывание потребностей в самостоятельности. У многих детей сильно стремление к свободе. Но речь, конечно, не о том, чтобы родители позволили ребенку все. Вместе с тем, в силу ограниченности его жизненного опыта, он не может правильно понимать, что такое“свобода”. Свобода для него – это, когда никто не вмешивается в его “дела”, никто не наставляет. Родители, которые не обладают ни воспитательными способностями и опытом, ни соответствующими педагогико-психологическими знаниями, в подходе к этому делу занимают две крайние позиции: либо действительно дают ребенку полную свободу, что в случае его попадания в асоциальную среду может сбить его с правильного пути, либо лишают ребенка всякой свободы, что может его ожесточить, сделать безвольной, беспомощной личностью.

В качестве принципиальной основы преодоления основной трагедии воспитания в системе А. С. Макаренко разработаны такие педагогические пути, как самоуправление, ответственность, перспективные линии и т. д. В педагогической практике есть немало случаев, являющихся примером установления между родителями и детьми отношений сотрудничества и взаимопонимания, когда педагогический процесс основывается не на императивном подходе, а на началах личностно-гуманного воспитания. Например, когда супругов Никитиных спрашивали (из книги“Мы и наши дети” Б. П. Никитин, М. А. Никитина (37, 1980)), послушны ли их дети, не вступают ли с ними в пререкания, в споры. На это они ответили так, что у них не было стремления к послушанию, к беспрекословному подчинению. Ребенок должен не бояться, быть самим собой и иметь право наравне со взрослыми высказывать свое мнение. Никитины старались избавляться от авторитарности и с самого начала пытались строить жизнь семьи на демократических началах: все, что касалось общих дел или проблем, обсуждали вместе с детьми, причем первое слово предоставляли младшему, а затем по старшинству. Словом, дети были свободны в своих размышлениях и высказываниях. При этом можно было возражать, доказывать. Главным для всех оставалось выиграть честный поединок, найти истину, а не уязвить друг друга.

Ш. А. Амонашвили считает, что в воспитании часто создается обстановка, при которой воспитанник избегает воспитателя, а этот последний пытается поймать его для того, чтобы провести процесс насильственного воспитания. (2, 1982г. ) Существенной возможностью, с помощью которой можно изменить сложившуюся обстановку, основным условием личностно-гуманного подхода исследователи (В. А. Сухомлинский, Ю. П. Азаров, Ш. А. Амонашвили) считают необходимость обязательно учитывать позицию ребенка. Интересно привести в связи с этим мысль, высказанную Н. А. Добролюбовым: “Как скоро стремление ребенка удовлетворяются, т. е. дается ему простор думать и действовать самостоятельно (хотя до некоторой степени), ребенок бывает весел, радужен, полон чувств самых симпатичных, выказывает кротость, отсутствие всякой раздражительности, самое милое и радужное послушание в том, справедливость чего признает”. У детей есть свое мерило справедливости, у них есть свой моральный кодекс. Ш. А. Амонашвили , рассматривая в своих трудах проблему взаимоотношений воспитателя и воспитанника на началах личностно-гуманного подхода (“Созидая человека”, “Здравствуйте, дети! ”, “Обучение и воспитание”, “Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников”), приходит к выводу, что воспитатель обязательно должен занять позицию ребенка, должен встать на его сторону и только в этих условиях искать пути, как ограничивать процесс ее формирования. Умение воспитателя занять позицию воспитанника, понять его и возникающие при этом между ними взаимоотношенияВ. А. Сухомлинскийназвал духовной общностью. Он считал, что без этой духовной общности воспитание невозможно, нельзя и говорить о настоящем, истинном воспитательном процессе. “Мы добиваемся того, - писал В. А. Сухомлинский, - чтобы учителей и учеников объединяла духовная общность, при которой забывается, что педагог–руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло… Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках”. (48, 1981г. ) Учет позиции ребенка, понимание и проникновение вглубь ее, по мнениюШ. А. Амонашвили, предоставляет возможность осуществлять глубинное воспитание. (2, 1982г. ) Процесс глубинного воспитания, в первую очередь, подразумевает, что ребенок считает вродителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его. Без доверия и любви, без взаимного уважения процесс глубинного воспитания не может быть налажен. Этот процесс основывается на взаимном согласии и сотрудничестве взрослого и ребенка, и, поскольку родитель обладает большими знаниями и опытом, естественно, его советы и наставления становятся руководящими для ребенка, открывающего ему душу.

Глубинное воспитание, как отмечает Ш. А. Амонашвили, должно стать основой современного педагогического процесса. В таких условиях родитель имеет возможность глубоко изучить ребенка, его психологические особенности, понять, что радует, что огорчает его. Знание всего этого позволяет взрослому вмешиваться в жизнь ребенка только в том случае, когда это действительно необходимо.

Личностный гуманный подход станет основой коррекции сложных педагогических ситуаций в том случае, если весь воспитательный процесс будет построен на этих началах. Но личностно-гуманный подход не лекарство для уже осложненных педагогических ситуаций. Однако он является существенным условием для разрядки ситуации и успокоения ребенка. Вместе с тем необходимо, чтобы в дальнейшем отношения родителей с детьми строились на тех же основах. Это позволит исключить недоверие и возникновение новых сложных педагогических ситуаций. Глубинное воспитание в сравнении с императивным–процесс, труднее поддающийся управлению со стороны родителя. Он требует хорошего владения педагогическим искусством, обладания психологическим чутьем, знания того, как следует поступать в тех или иных обстоятельствах, чтобы увлечь и повлечь за собой ребенка. Коррекция сложной педагогической ситуации, возникшей в рамках подобного воспитательного процесса, осуществляется легче, взаимоотношения между родителем и ребенком восстанавливаются сравнительно проще.

В данном параграфе дипломной работы рассмотрено понятие “глубинное воспитание”как процесс воспитания, который не должен походить на борьбу противопоставленных друг другу сил, в которой побеждает сильнейший. Говорится о достижении гуманных целей в ходе гуманного педагогического процесса. Эта концепция лежит в основе учений А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Я. Корчака и др. В этом контексте мы рассматриваем, что следует понимать под уважением личности, - доверие, вырабатывающее у воспитанника чувство ответственности и долга, также учитывание потребности в самостоятельности.

Здесь же мы рассматриваем позицию супругов Никитиных на воспитание детей: ребенок должен не бояться быть самим собой и иметь право наравне со взрослыми высказывать свое мнение.

Процесс глубинного воспитания подразумевает, что воспитанник считает воспитателя своим, близким человеком, доверят ему и любит его. Этот процесс основывается на взаимном согласии и сотрудничестве взрослого и ребенка.

3. 2. Содержание и организация индивидуальной и групповой работы с родителями в целях преодоления сложных педагогических ситуаций в процессе семейного воспитания.

Ниже мы рассмотрим возможности и пути индивидуальной работы с родителями. Имеется в виду положение, когда родители уже оказались в сложной педагогической ситуации и ищут выход из нее. В это время часть родителей, действительно, заинтересована в преодолении сложной ситуации педагогически правильными путями, обращается за советами к специалистам: педагогам, психологам. Для индивидуальной работы с родителями в связи с преодолением сложной ситуации характерны специфические трудности.

Во время сложной педагогической ситуации складывается обстановка, в которой обе стороны– и родитель, и ребенок –находятся в напряженной атмосфере. Родитель нервничает, он напряжен. В таком психологическом состоянии он идет за консультацией к специалистам и, как правило, надеется, что они посочувствуют ему, одобрят использованные им воспитательные меры, осудят поведение ребенка и дадут совет, как еще больше ожесточить меры воздействия на ребенка.

Части родителей очень трудно воспринять, что в воспитании допущена ошибка, что часто именно они повинны в изменении поведения ребенка.

Смысл индивидуальной работы с родителями заключается в том, чтобы, во-первых, помочь им, успокоить, а во-вторых, показать допущенные ими ошибки, убедить, что ему необходимо изменить саму основу взаимоотношений с ребенком. И, наконец, нужно доступно объяснить особенности последовательной педагогической деятельности при сложившихся обстоятельствах, указать пути ее осуществления в жизни, дать обоснованные рекомендации. Иногда бывает полезно, если родители повторят за специалистом, как следует изменить содержание воспитательной деятельности. Может принести пользу и следующее: родителю описывается новая, вполне вероятная сложная ситуация и его просят объяснить, как он будет действовать в данном случае. Смысл индивидуальной работы с родителями заключается в двух особенностях:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать