ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В КОНЦЕПЦИИ ДЕВИДА ФРИМЕНА - (реферат)
p>Супруги должны для себя решить, сколько времени они хотели бы уделять друг другу, а сколько— ребенку. При попытке оценить подсистему ребенок-родитель психотерапевту следует принимать во внимание отношения ребенка и отца, ребенка и матери, а также отношения обоих супругов с ребенком (детьми). При этом отношения между подсистемами должны быть сбалансированными, то есть ни один из членов семьи не может быть исключен из отношений с другими. Дисбаланс возникает, когда, например, родители придают слишком большое значение собственным взаимоотношениям и уделяют ребенку недостаточно внимания, воспринимая его как помеху. В иных случаях мать может слишком много сил и времени уделять ребенку. При этом муж начинает испытывать от них отчуждение. Единственной формой сохранения его отношений с супругой, как правило, является участие в уходе за ребенком; при этом родители по-прежнему уделяют друг другу мало внимания.

Если в семье появляется еще один ребенок, формируется еще одна подсистема —сиблингов. Взаимоотношения сиблингов не похожи ни на какие другие взаимоотношения, ха-рактеризующие иные подсистемы. Иногда, когда сиблинги конкурируют друг с другом или находятся в очень близких отношениях, родители могут переживать сложные чувства. Тем не-менее, если семья отличается сбалансированностью взаимоотношений между всеми ее членами, родители обычно достаточно легко адаптируются к подсистеме сиблингов. Кроме того, такие семьи используют подсистему сиблингов в качестве одного из своих ресурсов. В отличие от вариантов, когда родители пытаются вмешиваться во взаимоотношения сиблингов, это, как правило, нарушает баланс данной подсистемы. Если родители не предоставляют сиблингам возможность самостоятельно разрешать возникающие между ними конфликты или, пытаясь повлиять на их отношения, отдают предпочтение одному из них, когда они не учитывают старшинство одного ребенка над другим и перекладывают ответственность со старшего ребенка на младшего, — все это приводит к усилению внутрисемейной дисгармонии. Девид Фримен в одной из своих работ описывает следующую ситуацию:

Подобная дисгармония была характерна для одной из семей, с которой мне пришлось в свое время работать. В этой семье было четверо детей— три дочери 20, 18 и 14 лет и пятнадцатилетний сын. Родители обратились за психотерапевтической помощью, поскольку у них вызывало озабоченность поведение 18-летней Сьюзан. Они не могли справиться с дочерью и считали, что та плохо влияет на остальных. В ходе первых нескольких сессий родители признались, что привыкли считать сына старшим, из-за чего 20-летняя Джуди и 18-летняя Сьюзан не могли терпеть брата. Кроме того, родители отводили сыну роль защитника 14-летней Джой. На третьей сессии Сьюзан и Джуди пожаловались, что всякий раз, когда они пытаются разрешить конфликт, возникающий между ними и младшей сестрой, брат вмешивается и защищает Джой, словно является в семье старшим. Когда они жаловались родителям, те обычно занимали сторону сына. По этому поводу Сьюзи, отличавшаяся от других сестер более живым темпераментом, всегда пыталась протестовать. Родители старались смягчить конфликт между детьми, не понимая, что их поведение лишь усиливает трения. По мере того как в соответствии с рекомендациями психотерапевта родители учились не вмешиваться в конфликты между детьми, те сами находили возможность их разрешения, что постепенно привело к, стабилизации обстановки в семье.

Обычно, если конфликты между сиблингами имеют регулярный характер, родители склонны считать, что поведение одного ребенка имеет нормальный, а другого— патологический характер. Когда такие родители обращаются к специалисту с просьбой, чтобы он начал лечение того ребенка, которого они находят “ненормальным”, психотерапевт должен четко оценить структуру семьи. Ему необходимо разобраться в особенностях взаимоотношений представителей каждой семейной подсистемы, а также между представителями разных подсистем. Благодаря этому, как правило, удается определить дисбаланс внутрисемейных отношений. Для того чтобы лучше оценить многообразие реакций всех членов семьи друг на друга, психотерапевту очень важно иметь возможность общения с ними. Невозможно понять причины эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка, не оценив давления, которое он испытывает со стороны своих братьев, сестер и родителей. Если психотерапевт, пытаясь воздействовать на проблемного ребенка, вступит с родителями в альянс и не учтет при этом влияние и роль других сиблингов, высока вероятность того, что те сделают напрасными все усилия психотерапевта и родителей.

Необходимость учета структурных особенностей семьи тесно связана с оценкой семейных ролей, норм и ценностей. Структурная организация семьи такова, что распределение ролей между ее членами обеспечивает им наилучшее функционирование. На характер распределения ролей большое влияние оказывают семейные ценности и нормы.

Распределение ролей во многом зависит от взаимоотношений между представителями различных подсистем. Так, например, старшему сыну отводится роль, существенно отличающаяся от роли младшего сына или дочери. Роль же отца отличается от роли матери. В своей работе с семьями психотерапевт должен хорошо понимать характер разделения ролей. Распределение ролей всегда связано с ценностями и верованиями относительно того, как члены семьи должны себя вести. Оно во многом определяется условиями воспитания самих родителей. Мы все с детства усваиваем, что поведение членов семьи должно быть определенным образом организовано и что каждый из них должен себя вести тем или иным образом. Эти усвоенные родителями в детстве представления определяют те ожидания, которые они имеют относительно своих детей и друг друга. Существуют два способа распределения ролей. В одних случаях роль приписывается человеку автоматически, с учетом его пола и возраста; это может быть роль матери, отца, сына или дочери. В других случаях роли выбираются, исходя из социального положения и личных особенностей человека. Это относится к ролям лидера, ведомого, “козла отпущения”и другим. Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их определенный набор и отражает семейную структуру. Каждый член семьи ведет себя в соответствии с определенной системой ролей и может одновременно играть несколько ролей. Роли могут как ограничивать человека, так и способствовать его личностному росту и развитию. Роли членов семьи относятся к трем основным уровням: индивидуальные роли на уровне семьи;

роли на уровне подсистем, например, на уровне подсистемы родитель-ребенок, подсистемы сиблингов и т. д. ; роли, которые семья в целом играет в обществе.

Члены семьи формируют определенные нормы, касающиеся того, как они должны себя вести вместе и по отдельности в отношениях друг с другом и обществом. Эти нормы во многом определяются детским опытом самих родителей и усвоенными ими культурными ценностями. Заключение брачного союза дает начало процессу социализации, результатом которого является выработка определенной системы разделяемых обоими супругами норм и ценностей. Этот процесс также сопровождается формированием набора установок и ожиданий, регулирующих их поведение. В своей совокупности они называются семейными нормами и существенно влияют на поведение отдельных членов семьи и всей семейной системы. Эти нормы в значительной мере определяют и характер культуры семьи, а также то, какое поведение ее члены считают правильным или неправильным, выполняя тем самым функцию социального контроля. Система ценностей семьи влияет на нормы, правила поведения и роли ее членов. На структуру семьи влияют ценности разного порядка, в том числе социальные, семейные и индивидуальные ценности. Общество диктует семье, что она должна делать, какую - структуру должна иметь, как должны себя вести ее члены. Система ценностей семьи является результатом ее культурной идентификации и объединения систем ценностей ее членов. Они, в свою очередь, характеризуются индивидуальным набором ценностей, определяющимися их жизненным опытом. Семейные подсистемы, суперсистемы, роли, нормы и ценности являются теми характеристиками семьи, которые помогают разобраться в особенностях семейной структуры. Все они позволяют специалисту нарисовать портрет семьи. Благодаря этому психотерапевт определяет стратегию лечения и способы повышения функциональных возможностей семьи.

    (б) Функции

Функции семьи тесно связаны с развитием ее структурной организации. Особенности семейного уклада влияют на характер взаимоотношений ее членов друг с другом и с внешним окружением. Разделяют два основных аспекта семейного функционирования: актуальные функциональные обязанности, делегируемые членам семьи ее социальным окружением; поведенческие феномены и процессы, проявляющиеся в семье.

Основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением являются: обеспечение выживания, защита семьи от внешних повреждающих факторов, забота членов семьи друг о друге, воспитание детей, создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи, поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом, а также социальный контроль за поведением друг друга. За последние 100 лет функции семьи в нашем обществе сильно изменились. В свое время основной являлась экономическая функция, тесно связанная с физическим выживанием членов семьи. Благодаря промышленной революции, развитию технологий и системы социальной защиты экономическая функция семьи утратила свою значимость, а роль социально-психологической функции заметно повысилась. В настоящее время своей основной обязанностью многие семьи считают не столько создание условий для своего экономического выживания, сколько обеспечение членами семьи взаимной психологической поддержки друг друга.

Общаясь с родителями и друг с другом, дети готовятся к встрече с социумом. Семья, таким образом, создает для них определенные модели социального поведения и учит способам социального взаимодействия. В настоящее время признается также, что в социализации ребенка большую роль играет его общение со сверстниками и представителями школьного окружения. Тем не менее, оценивая происходящее в социальной жизни, ребенок опирается прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. Таким образом, усвоенные ребенком в семье модели поведения в значительной степени определяют его последующий социальный опыт.

    (в) Развитие

Системный подход, используемый в семейной психотерапии, предполагает учет того, на какой стадии развития находятся как отдельные члены семьи, так и вся семья в целом. В идеале развитие членов семьи и семейной системы должно быть взаимосвязано. Однако во многих случаях оно приобретает патологический характер. Представим себе, например, что у 15-летней девочки-подростка появляется ребенок. Мы знаем, что этот возраст является временем активного освоения подростком социального опыта и формирования его самосознания. Если же на подростка ложится бремя ответственности за другого человека, он должен отодвинуть свои личные потребности на второй план. Кроме того, побуждения и взгляды подростка характеризуются амбивалентностью. Он остро нуждается в заботе со стороны других людей и в то же время стремится к независимости. Таким образом, необходимость в уходе подростка за другим человеком существенно осложнит его развитие.

В процессе своего развития семья как единая система проходит ряд стадий. Развитие семьи начинается с создания брачного союза, переходя на новый уровень при появлении в семье первенца, а затем и новых детей. В первые годы существования семьи ее развитие тесно связано с необходимостью ухода за маленькими детьми. С поступлением детей в школу дистанция между ними и родителями начинает быстро увеличиваться. В процессе обретения детьми независимости от родителей те вынуждены пересматривать смысл и задачи своего существования. Когда дети покидают семью, супруги остаются в одиночестве и бремя забот с них спадает. В идеале этот процесс должен протекать постепенно, что предоставляет родителям и детям— по мере взросления последних — возможность подготовиться к принятию новой системы потребностей и ожиданий. Наделе, однако, многие родители оказываются не готовыми к этому, поскольку в течение первых 15 лет совместной жизни посвящали себя, в основном, заботе о детях и часто игнорировали иные, не связанные с ними, потребности и роли.

§4. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ

Для успешного проведения семейной психотерапии необходимо, чтобы специалист решил собственные проблемы в семейных и профессиональных отношениях. Понимание того, что происходит в семьях клиентов, с сохранением при этом достаточной дистанции и трезвости в оценках, облегчается, если личная жизнь психотерапевта стабильна. Если же специалист несет на себе груз незавершенных дел, связанных с его прошлыми и настоящими семейными взаимоотношениями, он должен понимать, что это может существенно влиять на восприятие ситуации в семьях его клиентов и определять его поведение в ходе психотерапии.

Кроме того, психотерапевт должен иметь стабильные отношения с коллегами. При этом можно говорить о двух аспектах этой проблемы: его отношениях с непосредственным профессиональным окружением и более широким кругом лиц — представителей профессионального сообщества. Первый аспект касается взаимоотношений с теми специалистами, с которыми психотерапевт вместе работает и находится в повседневном контакте. Это могут быть люди, работающие с ним в одном учреждении. Если же психотерапевт занимается частной практикой, то это могут быть консультанты, супервизоры и просто его знакомые. Более широкий круг коллег включает специалистов, которые также занимаются консультированием или лечат семьи его клиентов. Занимаясь клинической работой и консультированием, Фримен заметил, что взаимоотношения с коллегами отражаются способности специалиста сохранять объективность оценнок в процессе работы с семьями. Далее все эти влияния на работе семейного психотерапевта рассматриваются более обстоятельно. На рисунке показана взаимосвязь различных систем, связанных с взаимоотношениями специалиста с его профессиональным и семейным окружением.

    (а) Собственная семья психотерапевта

Всякий человек рождается и воспитывается в семье. Работая с семьями, мы во многом исходим из собственного понимания того, какой должна быть семья, и в тоже время учитываем то, как это понимают члены семьи клиента, каковы их ожидания относительно совместной жизни. Каждый имеет определенное мнение о том, как должны строиться взаимоотношения членов семьи и как они должны себя вести. Наши представления о семье позволяют нам обсуждать с другим различные темы, связанные с семейной жизнью. В то же время эти представления нередко бывают препятствием для адекватной оценки внутрисемейной ситуации. Большинство людей с детства усваивают, к чему должны в своих взаимоотношениях стремиться члены семьи и чего они должны избегать. Если же мы не осознаем, насколько это влияет на наши оценки других семей, мы будем склонны подгонять их под шаблон собственных представлений, что существенно затруднит клиническую работу. Семейный психотерапевт не должен проецировать свои собственные ожидания связанные с семейной жизнью, на семью клиентов Рассматривая некоторых членов этих семей как“здоровых”, а остальных как “больных”, он тем самым затруднит себе работу. Незавершенные консультации психотерапевта связаны с его прошлыми взаимоотношениями с близкими ему людьми, которые он не смог в достаточной степени осмыслить. Эти взаимоотношения лежат в основе разнообразных проекций, искажающих оценку клинической ситуации и отражающихся на текущих взаимоотношениях специалиста. Те специалисты, чей уход из родительской семьи был связан с драматическими чувствами стыда и злости, скорее всего, будут иметь серьезные проблемы в своих новых взаимоотношениях. Те же, кто в период жизни в родительской семье сформировался как гиперфункционер и привык брать ответственность за благополучие ее членов на себя, аналогичным образом поведет себя и в отношениях с членами собственной семьи. Конечно же, это должно отразиться на клинической работе.

Так, например, специалист, привыкший вести себя в родительской семье как гиперфункционер, будет стремиться брать на себя ответственность за поведение своих клиентов, что может создавать в ходе семейной психотерапии большие сложности. Одна из задач семейной психотерапии заключается в том, чтобы побудить членов семьи к самостоятельному решению собственных проблем и помощи друг другу. Чем более гиперфункционален психотерапевт, тем трудне ему в ходе своей работы с семьей задействовать ее внутренние ресурсы. Такой специалист будет испытывать сильную тревогу и стремиться“спасти”семью, тем самым мешая её членам воспользоваться собственным потенциалом для решения семейного кризиса.

Кроме того, на мышление психотерапевта могут оказывать влияние различные мифы о том, какой должна быть“образцовая” семья.

    (б) Профессиональные отношения

Профессиональное окружение специалиста включает две основных системы: непосредственное или“внутреннее” профессиональное окружение и “внешнее”профессиональное окружение. Между этими двумя системами существуют большие различия. “Внутреннее” профессиональное окружение, с представителями которого человек общается ежедневно, является его важным ресурсом. Представители этого окружения нередко выступают в качестве консультантов, способствующих объективной оценке деятельности психотерапевта. “Внешнее”профессиональное окружение состоит из специалистов, которые при определенных обстоятельствах также могут быть привлечены к работе с той или иной семьей, хотя в ряде случаев, если не предпринимаются особые меры, они могут препятствовать успешному проведению психотерапии. Обычно считается, что работа с семьями представляет большую сложность отчасти потому, что специалисту трудно сохранить объективность оценок и необходимую эмоциональную дистанцию и в то же время поддерживать с членами семьи тесный контакт. Те стремятся склонить психотерапевта в ту или иную сторону. Особенно активны бывают попытки втянуть его во внутрисемейные альянсы и треугольники. Успешную семейную психотерапию сложно проводить, не прибегая к помощи других специалистов. Очень полезным бывает обсуждение хода работы в кругу коллег, помогающее повысить объективность оценок. То же можно сказать и об использовании видеосъемки; Она позволяет не только сделать работу более эффективной, но и увидеть, когда психотерапевт оказывается слишком вовлеченным в семейную динамику. Прибегая к помощи коллег, психотерапевт может повысить свою профессиональную компетентность. Однако если он работает в атмосфере равнодушия и враждебности, то бывает вынужден тратить слишком много сил на защиту своих профессиональных позиций и сохранение конфиденциального характера своей работы. Это затрудняет ее объективную оценку и оставляет психотерапевту меньше возможности для непосредственной работы с семьей. Таким образом, условия, в которых специалист проводит свою психотерапевтическую работу с семьями, могут рассматриваться в качестве ее важного ресурса или, напротив, ее препятствия. Психотерапевтический кабинет по своим размерам должен быть соизмеримым с гостиной. Стол не должен разделять психотерапевта и клиентов. Члены семьи должны чувствовать себя комфортно, располагаясь по кругу. Лучше, если помещение будет достаточно изолированным от постороннего шума. Желательно, чтобы кабинет был оснащен аппаратурой, позволяющей вести видеозапись хода сессий, а таксе, по возможности, иметь зеркальную перегородку, из-за которой специалист или его коллеги могли бы наблюдать за происходящим.

Другой системой является внешнее профессиональное окружение специалиста. Многие моменты семейной психотерапии должны иметь конфиденциальный характер, хотя в действительности другие специалисты зачастую оказываются излишне посвященными в ход семейной психотерапии.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать