ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В КОНЦЕПЦИИ ДЕВИДА ФРИМЕНА - (реферат)
p>В ванкуверском Центре детской психотерапии было продано специальное шестимесячное исследование, имевшее целью выяснение числа специалистов, принимающих участие работе с семьей на начальном этапе психотерапии. Оказалось, таковых в среднем насчитывается 12 человек. Это заставляет задуматься о том, какие аспекты работы представляются этим специалистам наиболее значимыми и какое влияние они оказывают на воспринятие членами семьи самих себя. Поскольку собственный опыт семейной жизни специалистов существенно влияет на их взаимоотношения с членами семьи, можно предполагать, что они по-разному строят свои отношения с семьями и по-разному воспринимают основную задачу своей работы. Весьма редко они стремятся разобраться в потребностях самой семьи. Если члены семьи попытаются сопоставить, как разные специалисты воспринимают основные задачи работы с ними и как воспринимают эти задачи они сами, то, возможно, будут совершенно растеряны и дезориентированы и потратят слишком много времени на согласование цели этой работы со всеми специалистами.

Начиная работать с той или иной семьей, психотерапевт должен, в частности, выяснить, с какими специалистами семья работает в настоящее время или работала раньше. Опыт работы семьи с разными специалистами существенно влияет на характер ее ожиданий и представлений относительно предстоящей психотерапии. Очень редкие семьи или клиенты способны абстрагироваться от прежнего опыта своей психотерапевтической работы и оценить свежим взглядом новый контакт с психотерапевтом. Поэтому важно помочь членам семьи увидеть новизну, связанную с ее очередным обращением к специалисту. Для этого психотерапевт может выяснить, к каким специалистам члены семьи обращались раньше и какое влияние это имело на их взаимоотношения. Имея за плечами негативный опыт психотерапевтической работы в прошлом, многие семьи избегают вновь обращаться к психотерапевту. Если, обратившись к семейному психотерапевту, клиенты продолжают поддерживать контакт с другими специалистами, это нередко является причиной того, что они стремятся в дальнейшем дистанцироваться от него в ходе психотерапевтического процесса. Когда психотерапевт попытается помочь им увидеть семейную ситуацию в новом свете, они зачастую начинают испытывать сильную тревогу и обращаются к другим специалистам, разделяющим их мнение относительно семейных проблем. И если психотерапевт не сможет своевременно противодействовать их обращению к этим специалистам; вполне возможно, что семья будет потеряна для психотерапевтической работы.

В определенные моменты психотерапевту бывает очень сложно удержать семейную систему. Во многом это связано с тем, что ее члены часто стремятся найти такого специалиста, который согласился бы с их взглядом на проблемы данной семьи. Поэтому одной из основных задач психотерапевта является изменение этого взгляда. Если психотерапевт хочет, чтобы семья после первых нескольких сессий продолжила с ним работу, он должен выяснить, с какими специалистами члены семьи в настоящее время контактируют.

В некоторых статьях поднимается вопрос о возможности контроля психотерапевта над контактами членов семьи с другими специалистами.

Начиная свою работу, специалисту по семейной системной психотерапии следует исключить активное влияние других служб и иных специалистов с тем, чтобы помочь семье раскрыть свои собственные ресурсы.

§ 5. ПРОТЕКАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДО ПЕРВОГО ИНТЕРВЬЮ С КЛИЕНТОМ

Многие считают, что процесс семейной психотерапии начинается с первого интервью. В действительности он начинается при первом же контакте психотерапевта с кем-либо из членов семьи. Как водится, кто-нибудь один из них по рекомендации семейного врача, социальной службы, друзей или знакомых звонит семейному психотерапевту. Обращаясь за психотерапевтической помощью, этот член семьи, как правило, уже имеет определенное представление о том, какого род помощь он хотел бы получить. Обычно он является одним из тех, кто берет на себя большую ответственность за решение семейных проблем.

Определение того, кого из членов семьи следует пригласить на первую сессию, имеет большое значение. Семейный психотерапевт определяет это на основе сведений, которые сообщает ему позвонивший член семьи. В ходе первого разговора, скорей всего телефонного, психотерапевт спрашивает позвонившего о составе его семьи и пытается выяснить, кто из членов в наибольшей степени озабочен ее проблемами.

В целом, прежде чем назначать первую встречу и решать, стоит ли вообще начинать психотерапию, специалист должен получить основную исходную информацию. Ниже приводится список тех сведений о семье, которые психотерапевт должен получить в первую очередь: 1. Состав семьи (возраст, пол членов семьи и других лиц, живущих вместе с ними).

2. Проводилась ли раньше с членами семьи какая-либо психотерапевтическая работа, какого рода и когда? 3. Кто из членов семьи наиболее обеспокоен той или иной проблемой, и на ком она больше всего отражается?

    4. Кто еще втянут в эту проблему?
    5. Как долго существует эта проблема?
    6. Кто из членов семьи готов участвовать в психотерапии?

Эти сведения составляют минимум, необходимый психотерапевту для того, чтобы определить, кого приглашать на первую сессию. Иногда семья направляется к психотерапевту какой-либо службой или семейным врачом. От того, кто именно это делает, во многом зависит, какая проблема рассматривается в качестве основной и кому из членов семьи будет рекомендована психотерапия.

Иногда психотерапевт ориентируется на рекомендации, направляющих специалистов или учреждений. Фримен думает, что этого делать не стоит. То, что указывается в направлении, как правило, не отражает сильных сторон и ресурсов семьи. Вполне возможно, что специалист, направляющий семью к психотерапевту, общался лишь с одним членом семьи или принял ту картину ситуации, которая ему была нарисована. Как правило, он не способен оценить семью с системных позиций. Очень важно, чтобы семейный психотерапевт самостоятельно принял решение о том, кого приглашать на первую сессию. С этой целью, когда направляющий специалист или учреждение просят Фримена проконсультировать какую-либо семью, он предлагет им передать членам семьи, чтобы те предварительно ему позвонили. Это позволяет лучше оценить, насколько семья мотивирована к психотерапевтической работе. Затем в ходе телефонного разговора психотерапевт пытается определенным образом повлиять на восприятие членом семьи сложившейся ситуации, а также того, с кем связаны ее основные проблемы и кто должен участвовать в первой сессии.

    (а) Начало работы

Как правило, работа проводится с родителями и детьми, хотя возможны самые различные варианты. В настоящее время растет число смешанных семей, где имеются дети как от прежних браков родителей, так и от нового брака. Довольно распространены также неполные семьи. Менее часто, но все-таки попадаются с каждым годом все чаще гомосексуальные пары с детьми. По увеличению числа разводов и изменению системы норм и ценностей психотерапевту не следует думать, будто он может априорно знать, как организована та или иная семья. Очень важно спросить обратившегося члена семьи о структуре семьи— это позволяет понять, с кого следует начинать психотерапию. В ходе первого разговора психотерапевт должен помочь обратившемуся к нему члену семьи справиться с тревогой. По моим наблюдениям, тревога усиливается, если психотерапевт выражает несогласие с тем, как обратившиеся понимают основную проблему. Лучше всего исходить из их определения проблемы, а затем попытаться несколько расширить границы ее понимания. Проблема обычно связана с дистрессом, переживаемым разными членами семьи. Даже если позвонивший считает, что проблема связана с каким-либо одним членом семьи, он понимает, что от этого в той или иной степени страдают все без исключения.

Особенности поведения обратившихся за помощью членов семьи указывают на то, как они пытаются справиться с психическим напряжением. На начальном этапе психотерапии бывают хорошо заметны семейные альянсы, коалиции, триангуляции и попытки связать все проблемы семьи с кем-то одним из ее членов. Если обратившийся за помощью член семьи считает, что проблему следует решать каким-то определенным образом, психотерапевт должен учитывать, какую роль он играет в семье и каковы его взаимоотношения с другими ее членами. Поведение членов семьи в самом начале психотерапии свидетельствует, насколько они готовы к изменению своих взаимоотношений. Для предварительного телефонного разговора и нескольких первых сессий наиболее характерна попытка членов семьи связывать собственные проблемы с кем-либо одним из них. Это позволяет им сфокусировать все свое внимание на какой-то конкретной проблеме и тем самым“локализовать”тревогу, а также дает возможность поддерживать баланс во взаимоотношениях. Чем сильней члены семьи обеспокоены характером своих взаимоотношений и чем больше не уверены в своих силах, тем труднее им будет разобраться в собственных потребностях и интересах. Психотерапевт должен оценивать семейные проблемы с системных позиций и в то же время демонстрировать членам семьи свою готовность всячески поддержать их стремление к личностному росту и автономности.

Можно говорить о шести основных группах проблем, о которых заявляют психотерапевту обратившиеся к нему члены семьи. Все они свидетельствуют об определенных нарушениях семейной системы и о том, как семье удается поддерживать свой гомеостаз.

Личные проблемы: взрослый член семьи может быть обеспокоен своим состоянием, то есть наличием у него тревоги, депрессии, ощущения собственной неполноценности и т. д.

Проблемы во взаимоотношениях родителя и ребенка: родитель недоволен своими взаимоотношениями с ребенком (или несколькими детьми).

Проблемы, связанные непосредственно с самим ребенком: у него могут быть сложности в общении со сверстниками, плохая успеваемость и т. д. Проблемы во взаимоотношениях сиблингов: сиблинги постоянно конфликтуют, и родители никак не могут на них повлиять.

Проблемы во взаимоотношениях членов расширенной семьи: один из членов расширенной семьи чем-либо болен или создает трудности для нуклеарной семьи. Проблемы во взаимоотношениях мужа и жены.

Характер проблем определяет, кого следует приглашать на первое интервью. Если обратившийся за помощью считает, что основная проблема связана с ним и высказывает пожелание работать индивидуально, психотерапевт может воздержаться от приглашения всей семьи на первые несколько сессий. Тем не менее происходящие в ходе психотерапевтической работы изменения поведения этого члена семьи иногда могут вызывать негативные реакции со стороны его близких. В этом случае возникает необходимость их участия в дальнейшей психотерапевтической работе. Если проблемы связаны с взаимоотношениями ребенка и родителя, необходимо пригласить на первое интервью обоих родителей. В дальнейшем психотерапевту потребуется присутствие ребенка. Если у ребенка возникают проблемы в школе или во взаимоотношениях со сверстниками, присутствие родителей на первых сессиях, а несколько позднее и других членов семьи будет необходимо. Практически всегда эмоциональные и поведенческие нарушения у ребенка так или иначе отражаются на его взаимоотношениях с близкими. Если проблема затрагивает прежде всего взаимоотношения сиблингов, уже на начальном этапе психотерапии требуется обеспечить участие всех членов семьи. Очень часто конфликт между сиблингами определенным образом связан с родительскими взаимоотношениями.

Когда проблема касается кого-либо из членов расширенной семьи, целесообразно пригласить также и ее членов. Как правило, такого рода проблемы, обусловленные, в частности, плохим здоровьем пожилых членов расширенной семьи или их чрезмерным вмешательством в жизнь нуклеарной семьи, так или иначе отражаются на представителях всех трех поколений. Участвуя в психотерапевтическом процессе, представители старшего поколения выступают в качестве важного ресурса нуклеарной семьи и помогают ее членам разделить бремя ответственности.

Если родители стремятся улучшить свои отношения, участие детей в психотерапевтическом процессе может не потребоваться. Достижение ими цели благотворно скажется на других членах семьи, и улучшение семейной атмосферы будет способствовать положительным изменениям в поведении ребенка (тем не менее, Фримен полагает, что на начальном этапе работы психотерапевту следует хотя бы раз встретиться со всей семьей для того, чтобы получить более полное представление о взаимоотношениях ее членов). Такой подход может смутить клиентов, привыкших, что психотерапевт работает со всеми членами семьи. Действительно, в большинстве случаев это очень важно, хотя иногда имеет смысл работать и в ином составе. С точки зрения системного подхода, изменение поведения отдельных членов семьи достигается путем воздействия на всю систему. Родители же составляют наиболее важную подсистему, во многом определяющую результаты изменений в семейной системе и целом. Если они пытаются стабилизировать отношения, делая ребенка“козлом отпущения”, их проблемы будут серьезно отражаться на нем. В случае, когда родители, переживая кризис в собственных взаимоотношениях, втягивают в них ребенка, у того неизбежно появляются серьезные эмоциональные и поведенческие нарушения. Тогда участие детей в психотерапевтическом процессе становится необходимым, причем важной задачей психотерапевта будет являться обучение родителей тому, каким образом можно решать проблемы в своих взаимоотношениях, не втягивая в конфликт ребенка. Если психотерапевт их этому обучит, поведение ребенка приобретет более стабильный характер и его участия в психотерапевтическом процессе не потребуется.

Хотелось бы подчеркнуть, что не существует каких-либо жестких правил, позволяющих определить, каких членов семьи стоит включать в психотерапевтический процесс. Некоторые специалисты считают, что лучше всего работать со всей семьей; другие полагают, что дело не в том, с кем работать, а в том, какие подходы и психотерапевтические стратегии применяются. Один из принципов системного подхода гласит: чтобы добиться изменения всей системы в целом, необходимо воздействовать на ее наиболее важные подсистемы.

    (б) Проведение первого интервью

Первая сессия во многом определяет дальнейший ход психотерапии. Обычно именно на первом интервью члены семьи решают, будут ли они продолжать психотерапевтическую работу. Как сказано выше, психотерапевт определяет состав участников первой сессии уже в ходе предварительного телефонного разговора. В ходе первой сессии очень важно правильно оценить реакции ее участников. Зачастую в начале работы большинство членов семьи не считают, что обозначенная ими проблема имеет отношение ко всей семье в целом. Они приходят на сессию, испытывая значительное психическое напряжение, как правило, не зная, зачем их пригласили, в особенности если полагают, что проблема связана с каким-то одним членом семьи. Готовность семьи продолжить совместную работу в немалой степени определяется тем, насколько психотерапевту удалось успокоить членов семьи и помочь им справиться с чувствами тревоги и страха. Первая сессия обычно включает четыре основные стадии:

• “разогрев” и создание психологически комфортной атмосферы; • определение ведущих проблем семьи;

    • изменение взглядов членов семьи на ведущие проблемы;

• формирование у них установки на продолжение совместной работы. Иногда эти стадии накладываются друг на друга; кроме того, разные члены семьи могут проходить их с разной скоростью. Например, нередко один из членов семьи находится на стадии определения ее ведущих проблем, в то время как другие уже смогли изменить свою оценку этих проблем. Стадия “разогрева”обычно занимает первые 5-10 минут сессии. В это время члены семьи определяются с тем, насколько комфортна окружающая их обстановка. При этом становятся хорошо видны семейные коалиции. Члены семьи могут быть скованны и немногословны или, наоборот, чрезмерно разговорчивы, — в зависимости от того, насколько им удается справиться с состоянием тревоги. Вопросы психологической безопасности и доверия к психотерапевту являются на этой стадии наиболее важными.

Основная задача психотерапевта в первые 5-10 минут сессии заключается в том, чтобы убедить членов семьи, что психотерапевтический кабинет— это психологически безопасное и надежное место. Вряд ли можно ожидать от них достаточной откровенности в том случае, если они будут чего-либо опасаться. Психотерапевту имеет смысл пояснить, почему он пригласил всех членов семьи. Можно начать сессию с нескольких простых, четко сформулированных вопросов, спросив, например, как бы они хотели, чтобы к ним обращались. Затем он может уточнить возраст членов семьи и то, что им рассказывали о предстоящей встрече. Задавая эти вопросы, психотерапевт преследует сразу несколько целей: дает понять, что не собирается касаться болезненных для членов семьи вопросов прежде, чем они не будут к ним готовы, и показывает, что видит в каждом из них личность со своими собственными особенностями. Такие вопросы позволяют определенным образом структурировать начальную часть интервью и создать у членов семьи чувство психологического комфорта, а также ощущение возможности их участия в сессии в той форме, которая для них наиболее приемлема. Вопрос о том, что членам семьи сообщили о целях первой встречи, позволяет психотерапевту косвенно получить важную информацию об особенностях коммуникации членов семьи. В то же время, если бы он пытался выяснить это, задавая прямые вопросы, то вызвал бы лишь усиление тревоги. Члены семьи могли бы увидеть в этом попытку их в чем-то уличить и постарались бы защитить друг друга. “Разогрев” является важным этапом любой последующей сессии. Я заметил, что независимо от того сроков работы с той или иной семьей всякий раз, начиная сессию, прежде чем переходить к обсуждению ее основных вопросов, следует отвести несколько минут на то, чтобы создать у членов семьи ощущение комфорта. Первая сессия предоставляет им возможность совместного обсуждения той или иной темы. Если члены семьи к этому не привыкли, психотерапевт должен помочь им взаимодействовать более конструктивно. То, как специалист держится в течение первых 5-10 минут сессии, имеет большое значение. Будет ли психотерапевт адресовать все свои вопросы тому члену семьи, который ему позвонил и чувствует себя хозяином положения, или же он начнет интервью, обращаясь к тому, с кем члены семьи связывают свои основные проблемы? То, как психотерапевт построит эту часть сессии, определит готовность перехода семьи к следующему этапу.

Лучше всего, если при переходе ко второму этапу психотерапевт будет контролировать ситуацию. Это, в частности, достигается тем, что он удерживает членов семьи как от критики и обвинений в адрес какого-либо одного ее члена, так и от прямого общения друг с другом, а также тем, что специалист стремится к тому, чтобы каждый член семьи говорил за себя и старался объяснить, почему, с его точки зрения, он сегодня присутствует на сессии. Если психотерапевт делает это достаточно успешно, члены семьи вскоре приходят к новому пониманию задач дальнейшей работы. Это способствует переходу сессии на третью стадию, которая призвана изменить взгляды семьи на основные проблемы. На данном этапе они начинают по-новому их осмысливать и формулировать. При этом психотерапевт должен обращать особое внимание на следующие моменты: • кто из членов семьи первоначально сформулировал ее основные проблемы; • как члены семьи взаимодействуют друг с другом и как они реагируют на психотерапевта;

• кто из них предпринимает наибольшие усилия для того, чтобы решить семейные проблемы;

• кто из них способен описать психотерапевту наиболее характерные особенности семьи? Начиная с первых минут сессии психотерапевт постоянно узнает о семье что-то новое. Именно три первые стадии интервью определяют готовность семьи продолжить работу. Это становится видно при переходе на четвертую стадию.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать