Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности - (диплом)
p>Л-Я - локус контроля-Я L - приятие других ЛК-Ж - локус контроля-жизнь E - эмоциональный комфорт П - процесс жизни I - интернальность

    0, 796 - факторный вес

Итак, на основе факторного анализа движущих сил развития личности в раннем юношеском возрасте нами были определены показатели личностного самоопределения : 1) наличие целей в жизни (цели в жизни), 2) общее мировоззренческое убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (локус контроля - жизнь), 3) вера в собственную возможность осуществить такой контроль (локус контроля-Я), 4) принятие себя как личности, одобрение себя в целом и позитивная самооценка (самоприятие). Причем для юношей наиболее значимым для личностного самоопределения является общее мировоззренческое убеждение в том , что человеку дана возможность контролировать свою жизнь, а для девушек наиболее значимым для успешности личностного самоопределения является наличие в своей жизни целей в будущем. Видимо здесь проявляются отличия в характере устремлений: юноши более склонны к “философствованию”, размышлению на абстрактные темы, чем девушки, устремления которых чаще носят более практический, конкретный характер. С учетом того, что факторный анализ был проведен нами по всем требованиям к его проведению (полнота ФА равна 100 %), мы можем быть уверенными в достаточной обоснованности найденного нами факторного решения и в дальнейшем можем пользоваться найденным набором показателей как тестом для измерения характеристик личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте.

Итак, теперь мы переходим к описанию методик, которые использовались в нашем исследовании для изучения Я-концепции и анализу полученных с их помощью результатов.

    Изучение Я-концепции в ранней юности

Определим те показатели, по которым мы оценивали содержание структурных составляющихЯ-концепции.

    Когнитивная составляющая Я-концепции (образ Я).

Показатели по методике ЛД позволяют получить данные самоописаний выраженности в образе Я юношей и девушек21 личностных качеств. которые соответсвуют трем классическими факторам семантического дифференциала Ч. Осгуда : оценки , силы и активности. Методика ПП позволяет более полно изучить содержательные характеристики образа Я, через данные оценок выраженности у себя16-ти личностных качеств. Методика Т. Лири позволяет провести более углубленную диагностику тех характеристик образа Я, которые касаются межличностных отношений. Оценка представления о себе производится по восьми шкалам, соответствующим восьми типам отношения к окружающим : авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подозрительный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический.

Оценочная составляющая Я-концепции (самооценка) выявлялясь по показателю шкалы “Самоприятие” (опросник СПА), которая отражает степень дружественности-враждебности к собственному “я”. Также по факторуоценки (методика ЛД) мы могли судить об уровне самоуважения. Поведенческая составляющая Я-концепции. Не имея возможности непосредственно проанализировать поведение испытуемых (в ходе наблюдения), исследование поведенческой составляющей Я-концепции мы осуществляли через изучение установок личности, которые нашли отражение в показателях по шкалам“Принятие других” (опросник СПА), “Доминирование-подчинение” и “Дружелюбность-агрессивность”( методика Т. Лири ). Кроме того, некоторые характеристики Я-концепции по методике ПП предполагают оценку своего поведения.

    Методика личностного дифференциала

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана по принципу семантическго дифференциала Ч. Осгуда на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуру представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отношений 119 .

ЛД используется во всех тех тех случаях, когда необходмо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого с себе или другим людям. В этом отношении ЛД с двумя другими категориями психодиагностических методов - с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. В ЛД отобрана 21 личностная черта, представленные в виде антонимичных пар. Шкалы ЛД заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности ( 7-балльные шкалы).

    Бланк к методике ЛД и ключ

Ф. И. О. ___________________ возраст____ пол____ дата________

    О + Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Непривлекательный
    С - Слабый 3 2 1 0 1 2 3 + Сильный
    А + Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 - Молчаливый
    О - Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 + Добросовестный
    С + Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 - Уступчивый
    А - Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 + Открытый
    О + Добрый 3 2 1 0 1 2 3 - Эгоистичный
    С - Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 + Независимый
    А + Деятельный 3 2 1 0 1 2 3 - Пассивный
    О - Черствый 3 2 1 0 1 2 3 + Отзывчивый
    С + Решительный 3 2 1 0 1 2 3 - Нерешительный
    А - Вялый 3 2 1 0 1 2 3 + Энергичный
    О + Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 - Несправедливый
    С - Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 + Напряженный
    А + Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 - Спокойный
    О - Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 + Дружелюбный
    С + Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 - Неуверенный
    А - Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 + Общительный
    О + Честный 3 2 1 0 1 2 3 - Неискренний
    С - Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 + Самостоятельный
    А + Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 - Невозмутимый

В нашем исследовании каждая личностная черта выступала как отдельная шкала. Кроме того, данные черты личности могут быть сгруппированы как характеризующие полюса 3-х классических факторов семантического дифференциала (общие шкалы): 1. Фактор Оценки (О). Результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик. Низкие значения указывают на критичное отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем принятия самого себя. 2. Фактор Силы(С). Свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности расчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок.

3. Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Высокие значения указывают на активность, общительность, импульсивность низкие - на инравертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.

Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале. Максимальное значение каждого фактора - 9 баллов, минимальное - 7 баллов.

При интерпретации данных, полученных с помощью методики ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но в рамках нашего исследования именно они сами по себе имеют первостепенное значение для изучения Я-концепции. Для выявления различий в содержании образа Я юношей и девушек мы использовали t-критерий Стьюдента, который используется для сравнения выборочных величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга.

После первичной обработки данных и подсчета t-критерия мы получили следующие результаты.

    Средние значения по методике ЛД и t-критерий
    Таблица 1.
    №
    Название шкалы
    Средние значения
    Сигма
    t-критер.
    девушки
    юноши
    девушки
    юноши
    1
    обаятельный
    5, 97
    5, 73
    0, 95
    1, 09
    1, 15
    2
    сильный
    5, 27
    5, 67
    1, 54
    1, 27
    -1, 4
    3
    разговорчивый
    5, 48
    5, 66
    1, 62
    1, 74
    -0, 5
    4
    добросовестный
    5, 32
    4, 6
    1, 49
    1, 53
    2, 41
    5
    упрямый
    4, 82
    4, 66
    1, 65
    191
    0, 45
    6
    открытый
    5, 26
    5, 39
    1, 79
    1, 54
    -0, 4
    7
    добрый
    5, 15
    5, 27
    1, 40
    1, 87
    -0, 4
    8
    независимый
    4, 38
    4, 38
    1, 75
    1, 82
    0
    9
    деятельный
    5, 65
    5, 56
    1, 16
    1, 53
    0, 33
    10
    отзывчивый
    6, 43
    5, 71
    0, 78
    1, 39
    3, 1
    11
    решительный
    5, 33
    5, 22
    1, 48
    1, 59
    0, 36
    12
    энергичный
    6, 07
    5, 86
    0, 94
    1, 27
    0, 93
    13
    справедливый
    5, 65
    5, 47
    1, 18
    1, 55
    0, 64
    14
    напряженный
    4, 29
    3, 52
    1, 67
    1, 61
    2, 36
    15
    суетливый
    3, 87
    3, 06
    1, 99
    1, 86
    2, 01
    16
    дружелюбный
    6, 13
    5, 36
    0, 95
    1, 53
    -2, 6
    17
    уверенный
    5, 36
    5, 34
    1, 36
    1, 63
    0, 07
    18
    общительный
    6, 15
    5, 75
    0, 97
    1, 53
    1, 51
    19
    честный
    5, 29
    4, 84
    1, 37
    1, 68
    1, 42
    20
    самостоятельный
    5, 97
    5, 68
    1, 32
    1, 49
    1, 01
    21
    раздражительный
    4, 52
    4, 22
    1, 84
    1, 68
    0, 85
    О
    фактор Оценки
    40
    37, 1
    4, 63
    7, 29
    2, 33
    С
    фактор Силы
    35, 4
    34, 4
    5, 81
    5, 55
    0, 9
    А
    фактор Активности
    38, 9
    35, 8
    6, 16
    6, 71
    2, 38

Для числе степеней свободы 100 граничное значение t-критерия 1, 984 при уровне значимости 5% и 2, 626 при уровне значимости 1%.

По полученным данным девушки более склонны себя осознавать как носителя позитивных, социально желательных характеристик (факторОценки). Они оценивают себя более доброжелательными, добросовестными и отзывчивыми. Для юношей характерно восприятие себя как менее активных, суетливых и более враждебных. , чем для девушек.

    Методика “ Полярные профили”

Данная методика создавалась по распрастраненному в экспериментальной психологии методу полярных профилей, принцип которого был также использован при создании методики ЛД. Достоинством методики ПП является возможность самостоятельного выбора личностных качеств для оценивания со стороны экспериментатора. В нашем исследовании мы воспользовались вариантом, предложенным Н. Р. Битяновой [8] .

Данный вариант методики ПП содержит 16 антонимичных пар личностных качеств, каждая из которых выступает как отдельная шкала в нашем исследовании. Шкалы ПП заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить степень выраженности своих личностых качеств ( по 10-балльной шкале).

    Бланк к методике ПП

Ф. И. О. _____________________возраст______пол _____дата_______

Замкнутость, скрытность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общительность, открытость Низкий интеллект 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Высокий интеллект

Эмоциональная неустойчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Эмоциональная устойчивость Склонность к подчинению , 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Склонность к доминированию покорность, мягкость твердость, упрямство

Сдержанность, рассудительность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Восторженность, импульсив

    внимательность, серъезность ность, беспечность

Недобросовестность, игнориро- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Совестливость, высокая нор вание общественных норм мативность поведения

Робость, застенчивость, осторож- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Смелость, склонность к рис

    ность ку, предприимчивость

Жесткость, суровость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Мягкость, чувствительность Доверчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Подрозрительность

Практичность, объективная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Непрактичность, богатое оценка реальности воображение

Прямолинейность, непосредст- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Дипломатичность, расчет венность поведения ливость

Тревожность, неуверенность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Спокойствие, уверенность чувство вины в себе

    Консерватизм 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Склонность к новому

Зависимость от группы, ориенти- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Независимость от мнения ок

    ровка на социальное одобрение ружающих, стремление дейст
    (конформизм) вовать исходя из собственных
    убеждений

Низкий самоконтроль, недисцип- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Высокий самоконтроль, линированность самодисициплина

Расслабленность, низкая мотива- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Напряженность, возбужден ция ность, вызванная большим

    стремлением к успеху

После первичной обработки результатов и подсчета t-критериев Стьюдента для групп юношей и девушек по каждой шкале, мы получили следующие результаты (см. табл. )

    Средние значения по методике ПП и t-критерий
    Таблица
    №
    Названия шкал
    Средние значения
    Сигма
    t-критерий
    девушки
    юноши
    девушки
    юноши
    22
    открытость
    7, 84
    7, 18
    1, 89
    2, 21
    1, 59
    23
    интеллект
    6, 68
    7, 66
    1, 65
    2, 19
    -2, 5
    24
    эмоц. устойчивость
    7, 19
    6, 43
    1, 75
    2, 47
    1, 73
    25
    доминирование
    7, 03
    6, 68
    2, 14
    2, 21
    0, 81
    26
    импульсивность
    5, 11
    4, 75
    2, 16
    2, 27
    0, 8
    27
    совестливость
    7, 13
    6, 00
    1, 93
    2, 49
    2, 48
    28
    смелость
    7, 23
    6, 89
    2, 08
    2, 26
    0, 78
    29
    мягкость
    7, 57
    6, 52
    1, 61
    2, 06
    2, 77
    30
    подозрительность
    5, 73
    5, 23
    2, 79
    1, 89
    1, 08
    31
    непрактичность
    5, 94
    5, 75
    1, 82
    2, 24
    0, 44
    32
    дипломатичность
    5, 81
    6, 96
    2, 02
    1, 87
    -2, 9
    33
    спокойствие
    7, 13
    6, 52
    1, 82
    2, 01
    1, 55
    34
    склонность к новому
    8, 48
    7, 25
    1, 43
    2, 29
    3, 13
    35
    независимость
    6, 63
    6, 77
    2, 40
    2, 21
    -0, 3
    36
    самоконтроль
    7, 27
    6, 75
    1, 89
    2, 30
    1, 23
    37
    возбужденность
    7, 39
    6, 98
    1, 72
    2, 17
    1, 06

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать