Я-концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности - (диплом)
p>Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1, 948 при уровне значимости 5% ; 2, 626 при уровне значимости 1%.

По данным методики ПП девушки склонны воспринимать себя как более непосредственными и прямолинейными, более совестливыми (высокая нормативность поведения) и чувствительными, чем юноши. Юноши же оценивают себя более интеллектуально развитыми, жесткими и суровыми, более консервативными, дипломатичными, расчетливыми, чем девушки.

    Методика Т. Лири

Методика создана Т. Лири, Г. Лефорджем, Р. Сазеком в 1954 году и предназанчена для исследования представлений о себе и идеальном “я”. С помощью данной методики можно выявить преобладающий тип отношений к людя м в самооценке и взаимооценке.

Общее впечатление о человеке и человека о самом себе в процессе межличностных отношений наиболее часто определяют два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В том круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение , дружелюбие-враждебность. В свою очередь ти секторы разделены на восемь октант соответственно более частным отношениям, кторые определенным образом ориентированы относительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминирует вертикальная (доминирование-подчинение) или горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптированность или экстремальность интерперсонального поведения. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из восьми типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. При обработке подсчитывается количесство отношений каждого типа. Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0 - 4 балла - низкая адаптивное поведение 5 - 8 баллов - умеренная

9 - 12 баллов - высокая экстремальное поведение 13 - 16 баллов - экстремальная до патологии В результате проводится подсчет баллов по каждой октанте (шкале) с помощью специального ключа к опроснику.

По специальным формулам определяется показатели по двум основным факторам : доминирование и дружелюбие.

    Доминирование = ( 1 - 4) + 0, 7 * ( 8 - 2 - 4 - 6 );
    Дружелюбие = ( 7 - 3) + 0, 7* (8 - 2 - 4 + 6).
    Типы отношения к окружающим (шкалы)
    1. Авторитарный (л1)
    2. Эгоистичный (л2)
    3. Агрессивный (л3)
    4. Подозрительный (л4)
    5. Подчиняемый (л5)
    6. Зависимый (л6)
    7. Дружелюбный (л7)
    8. Альтруистический (л8)

Подробное описание типов отношений к окружающим см. в приложении... Т. Лири предлагал использовать методику для оценки поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих (“со стороны”), для самооценки, оценки близких людей, описания своего идеального “я”. В соответствии с уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

В нашем исследовании мы использовали методику Т. Лири для выявления у испытуемых представления о себе. Инструкция: “ Сейчас я буду зачитывать ряд суждений касающихся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Поставьте на бланке ответов знак “+” против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе и знак “-” против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, то ставьте знак “-”)”.

Данная методика позволяет провести более углубленную диагностику тех характеристик Я-концепции, которые касаются межличностных отношений. Мы включили данную методику в наше исследование, с учетом того, что в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте общение обретает важное значение для развития личности.

После первичной обработки и сравнения средних величин по t-критерию Стьюдента мы получили следующие результаты.

    Средние значения и t-критерий по методике Т. Лири
    Таблица 3
    №
    Название шкалы
    Средние значения
    Сигма
    t-критерий
    девушки
    юноши
    девушки
    юноши
    л1
    авторитарность
    9, 08
    9, 86
    3, 44
    3, 7
    -1, 1
    л2
    эгоистичность
    6, 08
    8, 05
    2, 56
    2, 46
    -3, 9
    л3
    агрессивность
    6, 72
    7, 54
    2, 56
    2, 53
    -1, 6
    л4
    подозрительность
    6, 57
    6, 79
    3, 09
    2, 88
    -0, 4
    л5
    подчиняемость
    5, 81
    6, 45
    3, 29
    2, 99
    -1
    л6
    зависимость
    6, 79
    7, 5
    2, 44
    2, 32
    -1, 5
    л7
    дружелюбность
    8, 9
    9, 09
    2, 49
    3, 41
    -0, 3
    л8
    альтруистичность
    8, 63
    8, 39
    3, 33
    3, 48
    0, 35
    ДП
    доминирование-подчинение
    3, 41
    5, 06
    1, 33
    1, 05
    2, 11
    ДА
    дружелюбие - агрессивность
    4, 09
    1, 98
    1, 65
    0, 51
    2, 56

Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1, 948 при уровне значимости 5% ; 2, 626 при уровне значимости 1%.

По данным методики Т. Лири юноши более склонны приписывать себе гоистические черты, ориентацию на себя, склонность к соперничеству, доминированию. Девушки оценивают себя как более дружелюбных и менее стремящихся к доминированию, чем юноши.

    Итак, мы оценили содержание Я-концепции юношей и девушек.

Теперь мы переходим к выявлению связи изученных характеристик Я-концепции с выделенными нами показателями личностного самоопределения в ранней юности. Для решения той задачи, мы снова использовали в нашем исследовании метод линейной корреляции. При помощи метода линейной корреляции мы выявляли те содержательные характеристики Я-концепции юношей и девушек, которые оказывают влияние и/или связаны в своей динамике с процессом личностного самоопределения в ранней юности.

После обработки данных по методу корреляционного анализа Пирсона мы получил следующие результаты ( см. приложение, табл. , ).

В результате линейного корреляционного анализа мы получили определенные наборы характеристик Я-концепции у юношей и у девушек, связанные с процессом их личностного самоопределения. Эти характеристики могут быть расположены в убывающем порядке по степени прочности их взаимосвязи с показателями личностного самоопределения в ранней юности (см. рис. ). На схеме мы условно выделили три уровня значимости корреляционной связи характеристики Я-концепции с показателями линчностного самоопределения: уровень 1 - личностная характеристика имеет значимые зависимости со всеми показателями личностного самоопределения, уровень 2 - значимые связи с тремя показателями и уровень 3 значимые связи существуют только с двумя или одним показателем личностного самоопределения. В расстановке качеств по степени значимости мы также учитывали иерархическое расположение показателей личностного самоопределения для группы девушек и группы юношей (по факторным нагрузкам).

    Связь между показателями
    Я-концепции и личностного самоопределния
    (девушки)
    Рисунок
    Уровень 1.
    20 самостоятельный
    35 независимый от мнения
    Ц S окружающих
    C развитие волевых сторон
    личности
    ЛК-Я 1 ЛК-Ж обаятельный
    23 высокий интеллект
    Уровень 2.
    л2 эгоистичный
    Ц S
    25 стремление к
    доминированию
    ЛК-Я 37 ЛК-Ж возбужденность, стремление к успеху
    11
    Уровень 3.
    36 самоконтроль, самодисциплина
    л4 подозрительный (обр. )
    О фактор Оценки
    Ц S
    5 уступчивый
    ЛК-Я 7 ЛК-Ж честный
    10 добросовестный
    13 агрессивный (обр. )
    л8 альтруистический
    Связь между показателями
    Я-концепции и личностного самоопределния
    ( юноши )
    Уровень 1.
    17 уверенный
    12 энергичный
    28 смелость, склонность к
    ЛК-Ж Ц риску, предприимчивость
    13 справедливый
    ЛК-Я О S фактор Оценки
    10 отзывчивый
    7 добрый
    Уровень 2.
    ЛК-Ж 26 Ц сдержанность, рассуди
    тельность, внимательность
    36 высокий самоконтроль,
    ЛК-Я S самодисциплина
    С фактор Силы
    Уровень 3.
    11 авторитарный
    9 деятельный
    32 дипломатичность,
    ЛК-Ж Ц расчетливость
    1 обаятельный
    ЛК-Я 22 S открытость,
    общительность
    24 эмоциональная
    устойчивость
    37 возбужденность, вызванная
    стремлением к успеху

Итак, в результате проведенного нами корреляционного анализа мы обнаружили корреляционную взаимосвязь некоторых содержательных характеристик Я-концепции с показателями личностного самоопределения. Таким образом, основная гипотеза нашего исследования о наличии такой связи подтвердилась.

Полученные данные позволяют выделить определенный набор личностных характеристик, от характера самовосприятия которых зависит успешность личностного самоопределения девушек и юношей.

По данным нашего исследования, на успешность личностного самоопределения девушек в раннем юношеском возрасте оказывает значимое влияние осознание себя как самостоятельной, независимой от мнения окружающих, самооценка развития волевых сторон своей личности, своей привлекательности и интеллектуального развития . Успешность личностного самоопределния девушек предполагает приписывание себе определенных эгоистических черт характера, направленности на себя, склонности к соперничеству и стремление к доминированию и успеху. Для юношей успешность личностного самоопределения связана с осознанием себя как уверенного в себе человека, энергичного, деятельного, обладающего определенными деловыми качествами: смелость, склонность к риску, предприимчивость, сдержанность, рассудительность, дипломатичность, расчетливость. Также имеет место значимость развития эмоционально-волевых сторон своей личности самоконтроль и самодисциплина, эмоциональная устойчивость.

Отличия между юношами и девушками в содержательных характеристиках Я-концепции, оказывающих влияние на их личностное самоопределение обнаруживается в степени значимости группы позитивных, социально желательных личностных свойств: для юношей, большую значимость, чем для девушек, в личностном самоопределении, оказывает осознание себя как носителя таких позитивных характеристик как справедливость, отзывчивость, доброта.

При сравненительном анализе данных полученных при изучении различий в содержании характеристик Я-концепции юношей и девушек ( т-критерий Стьюдента) и данных значимости определенных характеристик Я-концепции для успешности личностного самоопределения (корреляционный анализ) мы обнаружили следующую интересную закономерность : как для девушек так и для юношей имеет место снижение в самооценках степени выраженности тех личностных качеств, которые оказывают влияние на их личностное самоопределение.

Так девушки склонны оценивать себя менее интеллектуально развитыми (методика ПП) и менее стремящихся к доминированию (методика Т. Лири), чем юноши. По результатам корреляционного анализа мы наблюдаем, что значимость этих характеристик Я-концепции для успешности личностного самоопределения девушек больше, чем для юношей.

Юноши менее, чем девушки, склонны осознавать себя ностителями позитивных характеристик : дружелюбие, добросовестность, отзывчивость ( методика ЛД) и менее активными и общительными, чем девушки. И мы наблюдаем , что значимость этих качеств для юношей в процессе их личностного самоопределения больше, чем для девушек

Психологическая интерпретация этого феномена, на наш взгляд, может заключаться в том, что наиболее значимые личностные характеристики для успешности личностного самоопределения осознаются как менее выраженные в своей личности с учетом задачи дальнейшего их развития, т. е. происходит снижение оценки уровня развития значимого качества в своей личности для возможности его развития в перспективном будущем.

Итак, мы провели изучение взаимосвязи Я-концепции и личностного самоопределения в ранней юности и нашли подтверждение выдвинутым нами в начале исследования гипотезам.

Следующие две методики, которые мы использовали в нашей работе не имели своей задачей проверку гипотез исследования. Они были включены нами в исследование как дополнительные, удовлетворяющие констатацией своих результатов наш исследовательский интерес.

    Методика ценностных ориентаций М. Рокича

В нашей работе мы уже отмечали, что личностное самоопределение в ранней юности имеет ценностно-смысловую природу; это активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на той основе смысла своего существования. Для определения характерного содержания системы ценностей современных юношей и девушек мы использовали методику ценностных ориентаций М. Рокича.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. Методика М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два вида ценностей: а) терминальные - убеждения в том, что какая. -то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться б) инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует радиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Методика М. Рокича содержит два списка ценностей по 18 в каждом. Используя гибкость методики мы несколько сократили стимульный материал (до 9 ценностей) и в нашем исследовании использовали только первый список.

    Бланк к методике ценностных ориентаций М. Рокича
    ДЕНЬГИ (материально обеспеченная жизнь)

СЕМЬЯ (счастливая семейная жизнь, духовная и физическая близость с любимым человеком)

ПОЗНАНИЕ ( интеллектуальное развитие, расширение своего кругозо ра, жизненная мудрость)

РАБОТА (интересная , творческая, продуктивная деятельность, макси мально полное использование своих сил и способностей)

СЧАСТЬЕ ДРУГИХ (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, народа, человечества в целом)

САМОРАЗВИТИЕ (работа над собой, постоянное физическое и духов ное совершенствование, достижение внутренней

    гармонии)
    КАРЪЕРА (общественное признание, уважение окружающих)
    ДРУЗЬЯ (наличие хороших и верных друзей)
    УДОВОЛЬСТВИЯ (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

Списки ценностных ориентаций выдавались испутуемым с инструкцией проранжировать предложенные ценности по их значимости в жизни испытуемого. После обработки данных мы получили следующие результаты (см. табл. ). По полученным данным мы можем говорить о том, что системы ценностных ориентаций юношей и девушек не имеют значимых отличий. На первом месте как у тех, так и других находится ценность счастливой семейной жизни, духовной и физической близости с любимым человеком ; на втором месте у девушек - наличие хороших и верных друзей, у юношей - удовольствия (полнота и эмоциональная насыщенность жизни). На третьем месте и у юношей и у девушек - деньги (материально обеспеченная жизнь). Последнее место и у девушек и у юношей занимает счастье других людей.

    Средние ранговые показатели по методике
    ценностных ориентаций М. Рокича
    Таблица
    показатели
    среднее значение
    место
    ценности
    девушки
    юноши
    девушки
    юноши
    деньги
    3. 92
    3. 91
    3
    3
    семья
    2. 29
    2. 95
    1
    1
    познание
    6. 61
    5. 55
    8
    7
    работа
    4. 92
    5. 09
    5
    6
    счастье других
    7. 11
    7. 13
    9
    9
    саморазвитие
    6. 24
    6. 0
    7
    8
    каръера
    4. 73
    4. 73
    4
    5
    друзья
    3. 32
    4. 16
    2
    4
    удовольствия
    5. 67
    3. 09
    6
    2
    Методика “Тип психологического совершенствования”

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать