: Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Другие оценивают меня” не отличается от нуля. : Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Другие оценивают меня” статистически значимо отличается от нуля. Алгоритм расчёта аналогичен предыдущему. Все необходимые для вычисления данные расположены в табл. 3. 2 приложения.
В связи с наличием одинаковых рангов высчитываем значения поправок. В данном случае в ряду А присутствует 6 групп одинаковых рангов, следовательно а = 2; 3; 2; 2; 2; 2.
В ряду В присутствует 5 групп одинаковых рангов, следовательно, b = 2; 2; 2; 2; 4.
В данном случае:
По специальной табл. (70) определяем критическое значение , при N=27.
отклоняется. Принимается .
Ответ: отвергается. Принимается . Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Другие оценивают меня” статистически значимаи является положительной. Третья сравниваемая пара значений “Я-концепция” и “Рефлексивное Я” Сформулируем гипотезы:
: Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Рефлексивное Я” не отличается от нуля. : Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Рефлексивное Я” статистически значимо отличается от нуля. Алгоритм расчёта аналогичен двум предыдущим. Все необходимые для вычисления данные расположены в табл. 3. 3. приложения.
В связи с наличием одинаковых рангов высчитываем значения поправок. В данном случае в ряду А присутствует 6 групп одинаковых рангов, следовательно а = 2; 3; 2; 2; 2; 2.
В ряду В присутствует 6 групп одинаковых рангов, следовательно, b = 2; 5; 2; 4; 3; 9.
В данном случае:
По специальной табл. (70) Определяем критическое значение , при N=27.
отклоняется. Принимается .
Ответ: отвергается. Принимается . Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Рефлексивное Я” статистически значимаи является положительной. Последней сравниваемой парой на тесноту связи по Спирмена стали показатели “Я-концепция” и “Самооценка”. Сформулируем гипотезы:
: Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Самооценка” не отличается от нуля. : Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Самооценка” статистически значимо отличается от нуля. Алгоритм решения аналогичен расположенным выше. Все необходимые для вычисления данные расположены в табл. 3. 4. приложения.
В связи с наличием одинаковых рангов высчитываем значения поправок. В данном случае в ряду А присутствует 6 групп одинаковых рангов, следовательно а = 2; 3; 2; 2; 2; 2.
В ряду В присутствует 7 групп одинаковых рангов, следовательно b = 2; 2; 2; 2; 2; 2; 2.
В данном случае:
По специальной табл. (70) определяем критическое значение , при N=27.
отклоняется. Принимается .
Ответ: отклоняется. Принимается . Корреляция между итоговым значением “Я-концепция” и одним из его составляющих “Самооценка” статистически значимаи является положительной. Итоговым выводом из расчёта коэффициента ранговой корреляции Спирмена между показателем “Я-концепция” и его составляющими будет следующее: Во всех четырёх случаях сравнения математическая статистика подтвердила значимость, тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками.
- Сильная, или тесная связь выявлена при соотношении “Я-концепции” и ожидаемой оценкой окружающих “Рефлексивное Я”
-Высокая значимая корреляция, выявлена при соотношении “Я-концепции” с “Я оцениваю других” и с “Другие оценивают меня” (связь средняя при 0, 50< < 0, 69)
- Значимая корреляция, выявлена при соотношении “Я-концепции” с “Самооценкой” (связь умеренная при 0, 30< < 0, 49)
Во всех вышеприведённых расчётах выборка детей детского дома школьного возраста от 7 до 17 лет фигурировала как единое целое. На основании их мы сделали выводы о закономерностях развития составляющих самосознания.
Однако для того, чтобы выявить особенности становления самосознания (в его составляющих) пришлось провести дополнительные манипуляции с эмпирическим материалом.
Исследуемая выборка была разделена:
по половому признаку;
по возрастному принципу;
по принципу семейного комплектования.
По каждому разделению по признакам были высчитаны , четыре составляющих самосознания и проведена их интеграция в показатель “Я-концепция” по каждому признаку (см. табл. приложения1). Завершающим этапом исследования стало сопоставление показателей “Я-концепция”по каждому из признаков (половому, возрастному, семейному) со сводным значением выборки.
Сопоставление показателей проводим по знакомому критерию Фридмана, так как он позволяет установить, что величины показателей от условия к условию изменяются.
Все данные сравниваемых величин приводятся в табл. 4 приложения. Проранжируем значения, полученные по четырём составляющим показателей “Я-концепция”(половому, возрастному, семейному, сводному) каждым испытуемым (см. табл. 4 приложения1).
Сумма рангов по каждому испытуемому должна составлять – 10. Определяем расчётную общую сумму рангов:
Эмпирическая сумма составляет:
70, 5+60, 5+83+56=270 , что совпадает с расчётной величиной.
Сформулируем гипотезы:
: Различия в величинах “Я-концепции” в зависимости от принципа составления совокупности являются случайными. : Различия в величинах “Я-концепции” в зависимости от принципа составления совокупности не являются случайными. Теперь нам нужно определить эмпирическое значение:
с = 4
n = 27
Для
9, 838 >9, 567 Различия достоверны на уровне .
отклоняется. Принимается .
Ответ: отклоняется. Принимается . Различия в величинах “Я-концепции” в зависимости от принципа составления совокупности не случайны (при ). На основании полученного результата можно сделать следующий вывод, что принцип семейного комплектования (место постоянного проживания детей) и принцип половой принадлежности несколько более значимы для детей-сирот, чем возрастной принцип и общеколлективный (см. табл. 4 приложения)
Данный вывод подтверждается многочисленными фактами, зафиксированными методом наблюдения.
На этом мы завершаем анализ данных, полученный формализованными методами и переходим к анализу неформализованных методик. Отнесение в конец по порядку описания совершенно не означает, что проективные методы вторичны по смыслу. Именно эти методы несут в себе значительную долю информации, неподдающейся формализации.
Анализ и интерпретация результатов по тесту “Автопортрет” (выборка 26 чел. из 34): Анализ “сырых” эмпирических данных (см табл. 5) свидетельствует о следующем: Значительная часть ребят (62% от выборки) считают себя в настоящий момент младше по возрасту, чем они есть на самом деле (12% считают себя старше и 26% реально соотносят себя со своим психологическим временем). Этот факт, сам по себе, свидетельствует об инфантильности воспитанников.
Наиболее значимым и комфортным состоянием большинство детей считает свое прошлое (54% от выборки); для 12% - значимо настоящее и 34% возлагает надежды на будущее.
Для некоторых ребят образ самого себя заряжен отрицательно, они не принимают и не любят себя (В прошлом– 6 “не-я” из 26 “Я”(23%); в настоящем – 8 “не-я” из 26 “Я”(31%); в будущем - 8“не-я” из 26 “Я”(31%)). Трое ребят вообще отказались от рисования на заданную тему, мотивируя отказ неумением. Исследователь предполагает, что дети в данном случае использовали механизм психологической защиты–избегание, который в свою очередь свидетельствует об определённых внутриличностных проблемах.
Образ Я у детей, воспитывающихся вне семьи, слабо дифференцирован. Об этом свидетельствуют результаты по данной методике (см табл. 5а). Этот факт неоднократно отмечался и другими исследователями данной проблемы (59; 64). Анализ и интерпретация результатов по методике исследования детского самосознания“Поло-возрастная идентификация” Н. Л. Белопольской (выборка 29 чел. из 34): Анализ “сырых” эмпирических данных (см табл. 6) свидетельствует о следующем: У детей-сирот воспитывающихся в условиях детского дома, довольно адекватно сформирована оценка идентификации своего настоящего, прошлого и будущего половозрастного статуса. 72% (3/4 выборки) опрошенных вполне реально соотносят себя со своим жизненным путём.
При сопоставлении “Я-настоящего” с “Я-привлекательным” и “Я-непривлекательным” получилось следующее: Табл. II.
№
Образ
Привлекательный образ (%)
Непривлекательный образ (%)
№ 1
Младенец
39
3
№ 2
Дошкольник
3
0
№ 3
Школьник
10
12
№ 4
Юноша
41
8
№ 5
Мужчина
7
19
№ 6
Старик
0
58
Примерно равное процентное содержание несут в себе образы “Я-привлекательное-младенец” и “Я-привлекатальное-юноша”(39%и 41%соответственно). Данная тенденция говорит о том, что данные образы наиболее значимы для воспитанников детского дома, нежели все другие. Образ “Я-непривлекательное-старик”несёт в себе наиболее значимую негативную окраску. Более половины опрошенных (58%) отвергли именно этот образ. Объяснением этого является страх перед смертью.
Более половины опрошенных оценивает свой настоящий (паспортный) возраст неадекватно: считают себя в настоящий момент младше по возрасту, чем они есть на самом деле 62%; 27% считают себя старше и лишь 11% ребят реально соотносят себя со своим психологическим временем. Обладая подобными пропорциями, можно говорить о преобладании инфантильности над стремлением к взрослению и чувством реальности у воспитанников.
Анализ и интерпретация результатов по методике “Проективный перечень” (выборка 29 чел. из 34): Анализ “сырых”эмпирических данных (см табл. 7) свидетельствует о необходимости в дополнительном табличном представлении данных:
Табл. III.
Категория интерпретации
Значения и количество
Процентное содержание фактора
1. Неодушевлённый предмет
Стол – 7чел.
25%
Камень – 3 чел.
10%
Нечто деревянное – 4 чел.
14%
Бытовые приборы – 6 чел.
21%
Игрушки – 3 чел.
10%
Канцелярские принадлежности – 3 чел.
10%
Оригинальные ответы (сумка, кольцо, дверь) – 3 чел.
10%
2. Травянистое растение
Цветок (в общем) – 4 чел. ; красный цветок – 1 чел.
17%
Роза – 11 чел. ; роза белая – 1 чел. ; цветок розы – 1 чел.
45%
Ландыш – 2 чел.
7%
Ромашка – 4 чел.
14%
Гвоздика – 2 чел.
7%
Тюльпан, лилия – по 1 (2 чел. )
7%
Оригинальный ответ – крапива – 1 чел.
3%
3. Дерево
Берёза – 12 чел.
42%
липа – 3 чел.
10%
дуб – 5 чел.
17%
тополь – 2 чел.
7%
Яблоня, чёрная рябина, клён, черёмуха - по1 (5 чел. )
17%
Оригинальные ответы: стул, пальма – по 1 (2 чел. )
7%
4. Музыкальный инструмент
Пианино – 10 чел.
35%
Гитара – 9 чел.
31%
Скрипка – 2 чел.
7%
Дудочка – 3 чел.
10%
Магнитофон – 3 чел.
10%
Оригинальные ответы: виолончель, барабан – по 1 (2 чел. )
7%
5. Сказочный персонаж
Русские народные персонажи (Иванушка, Большой медведь, Царевна-лебедь, Елена прекрасная, Иван царевич, репка, колобок)– по 1 (7чел. )
24%
Авторские сказки (Западные и отечественные авторы):
Золушка – 4 чел.
Белоснежка – 3 чел.
Русалка, Гулливер, Буратино, Чиполлино, доктор Айболит, гадкий утёнок – по 1 (5чел. )
14%
10%
17%
Общемировые персонажи (герои мультфильмов и кино):
Волк – 2 чел.
Джери – 4 чел.
Чёрт, заяц, Геркулес, Робин Гуд – по 1 (4 чел. )
7%
14%
14%
6. Амплуа артиста цирка
Клоун – 15 чел.
52%
Акробат – 2 чел.
7%
Гимнастка – 3 чел.
10%
Фокусник – 3 чел.
10%
Обезьяна – 2 чел.
7%
Дрессировщик, слон – по 1 (2 чел. )
7%
Оригинальные ответы: петрушка, жонглёр – по 1 (2 чел. )
7%
Из сгруппированных данных представленных в табл. III. мы видим, что в проекциях детей на самого себя можно выделить несколько значений, которые свойственны значительному числу ребят.
При представлении себя травянистым растением 97% детей ассоциируют себя с цветами (из них 45% роз). Этот фактор свидетельствуют о значимой потребности в уходе, внимании и заботе, которой детям-сиротам не достаёт. При представлении себя деревом основным персонажем проекций стала берёза (42%). Этот фактор можно интерпретировать как национальный, архетипический (общеизвестна любовь русского человека к березе).
При представлении себя музыкальным инструментом значительные баллы получили –пианино (35%) и гитара (31%). Причем младшие по возрасту предпочли фортепиано, а более старшие с гитарой. Вернее всего - это свидетельство возрастных предпочтений.
При представлении себя сказочными персонажами значительной дифференциации выявлено не было. Проявляется лишь тенденция засилья западных образцов культуры по отношению к отечественным. По мнению автора исследования, это плачевно. При представлении себя артистом цирка проекции на образ клоуна превысили половину выборки (52%). Это говорит о значимости качественных положительных эмоций, которые несёт в себе образ клоуна, а также о“недоигранности” этих детей. Анализ и интерпретация результатов по анкете “Мнение о себе” (выборка 25 чел. из 34): Анализ “сырых”эмпирических данных (см. анкета приложение1 . ) свидетельствует о необходимости в дополнительном табличном представлении данных:
Табл. IV.
Вопрос анкеты
Обощение данных по значимому признаку
Процентное содержание фактора
1. Что хорошего было у меня в прошлом
А) Ответы, связанные с тяжелым анамнезом. Прошлое в них либо идеализируется, либо отвергается.
54%
Б) Отрицательные ответы. Свидетельство работы защитных механизмов личности. 27%
В)Функциональные ответы, связанные с радостями настоящего.
19%
2. Мои приятные воспоминания
А) Ответы, связанные с анамнезом, с семьёй, с маленькими детскими радостями. 32%
Б) Приятные ощущения от прибывании в детском доме
41%
В) Просто положительные эмоции
14%
Г) Отрицательные ответы
13%
3. Моё самое тяжелое воспоминание о прошлом
А) Ответы связанные с анамнезом прямо
17%
Б) Ответы косвенно связанные с анамнезом:
- физические наказания, травмы, страх
14%
- голод
10%
В) Боязнь лечения, больницы
18%
Г) Падения вниз
14%
Д) Отрицательные ответы
27%
4. Чего я боюсь в будущем
А) Страх, боязнь; психическая или физическая травмы
27%
Б) Страх гибели, смерти, войны
36%
В) Страх приобщения к пагубным пристастиям
10%
Г) Негативная жизненная перспектива
14%
Д) Отрицательные ответы
13%
Представленный материал ответов на вопросы, отражающие рефлексию на события собственной жизни, является типичным для самосознания личности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. В подавляющем числе случаев мы убеждаемся с тяжёлом анамнезе: опрашиваемые указывают на психические травмы, связанные со стрессовыми ситуациями семейных конфликтов. Эти травмирующие факторы сохраняют свое воздействие в настоящем и проецируются в будущее. У большинства обследуемых (независимо от возраста) сохраняются тревога, неуверенность в своих собственных силах и в своей ценности. В силу этих обстоятельств мы наблюдаем заниженную самооценку и низкие (по сравнению со сверстниками из благополучной и полноценной семьи) притязания на признание. Для диагностики и коррекционной работы следует опираться на позитивный багаж истории и перспектив личности: хорошие воспоминания, надежды и радость сегодняшнего дня, ожидание счастливого будущего, —то звено самосознания личности, которое поможет коррекционной работе с малым ребенком, подростком или молодым человеком. Негативные прошлое и настоящее должны быть сняты в процессе коррекционной работы как определяющие дальнейшую жизнь доминанта и фатальная неизбежность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16