1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240с.
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000. - 472с.
3. Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре / Ленинград: "Детская литература", 1982. - 191с.
4. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и №2002 "Дошк. воспитание" / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред.Е. Е. Забаревой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 399с.
5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976. - 127с.
6. Колпакова Н.П. Сокровище народа. Русское народное поэтическое творчество. Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР М., 1957. - 271с.
7. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2000, - 464с.
8. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248с.
9. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: "Просвещение", 1975. - 176с.
10. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 1991. - 240с.
11. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256с.
12. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред.В. В. Богословского и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 383с.
13. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005.1200с.
15. Развитие детей речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223с.
16. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 112 с.: ил.
17. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 208 с.: ил.
18. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 256 с.: ил.
19. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 256 с.: ил.
20. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 320с.
21. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост.М.Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988. - 80с.
22. Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. - №10. - 112с.
23. Словарь русского языка в 4-х томах / Академия наук СССР. Институт русского языка / т.3 (п-р), Государственное издательство иностранных и национальных словарей М.: 1959, - 991с.
24. Т.П. Королева Работа с пословицами на уроках русского языка // Начальная школа. - 2000. - №7. - 143с.
25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 336с.
26. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 1960. - 348с.
ПриложенияПриложение № 1
ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА
Отгадай загадку.
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу-
Когда спать, когда встать,
Когда работу начинать.
(Часы).
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник).
Хвостом виляет,
Зубаста, а не кусает.
(Щука).
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет - я посвечу.
(Свеча).
Разошлись мальчики
В темные чуланчики.
Каждый мальчик
В свой чуланчик. (Перчатки).
ЖИ-ШИ
Отгадай загадку.
Бегу по дорожке
Доски на ножки. (Лыжи).
Странная звездочка с неба упала.
Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка).
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик).
Где упрется хвостом,
Станет дырка потом. (Шило).
2. Вставь слоги жи и ши, чтобы получились слова.
друма
пру…нати…на
нана
3. Составь из слогов слова.
пулы
мынавысне
шижи
мАдонкала
стый
Парные звонкие и глухие согласные
Отгадай загадку. Выпиши другие слова на это же правило.
Белая скатерть все поле покрыла. (Снег).
Зимой на земле лежало,
Весной в реку побежало. (Снег).
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка).
Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка).
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка,
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет. (Лед).
Приложение № 2
Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Группы | Ребенок | Номера заданий | Уровень развития | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
Контрольная | 1 | + | + | + | + | + | С | |||||
2 | + | + | + | + | + | + | + | + | В | |||
3 | + | + | + | + | Н | |||||||
4 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В | ||
5 | + | + | + | + | + | + | + | + | В | |||
6 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
7 | + | + | + | + | + | С | ||||||
8 | + | + | + | + | Н | |||||||
9 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
10 | + | + | + | + | + | С | ||||||
11 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
12 | + | + | + | + | + | С | ||||||
13 | + | + | + | + | + | + | + | С | ||||
14 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
15 | + | + | + | + | Н | |||||||
16 | + | + | + | + | + | + | + | + | В | |||
Экспериментальная | 1 | + | + | + | + | + | + | + | + | В | ||
2 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
3 | + | + | + | + | + | + | + | + | В | |||
4 | + | + | + | + | + | С | ||||||
5 | + | + | + | + | + | + | + | С | ||||
6 | + | + | + | + | + | С | ||||||
7 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
8 | + | + | + | + | + | + | + | + | В | |||
9 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
10 | + | + | + | + | + | С | ||||||
11 | + | + | + | + | Н | |||||||
12 | + | + | + | + | + | С | ||||||
13 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
14 | + | + | + | + | Н |
Приложение № 3
Результаты контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Группы | Ребенок | Номера заданий | Уровень развития | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
Контрольная | 1 | + | + | + | + | + | + | + | + | В | ||
2 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В | ||
3 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
4 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В | ||
5 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В | ||
6 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
7 | + | + | + | + | + | + | + | С | ||||
8 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
9 | + | + | + | + | + | + | + | С | ||||
10 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
11 | + | + | + | + | + | + | + | + | В | |||
12 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
13 | + | + | + | + | + | + | + | + | В | |||
14 | + | + | + | + | + | + | + | С | ||||
15 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
16 | + | + | + | + | + | + | + | + | + | В | ||
Экспериментальная | 1 | + | + | + | + | + | + | + | + | В | ||
2 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
3 | + | + | + | + | + | + | + | + | В | |||
4 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
5 | + | + | + | + | + | + | + | С | ||||
6 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
7 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
8 | + | + | + | + | + | + | + | + | В | |||
9 | + | + | + | + | + | + | + | С | ||||
10 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
11 | + | + | + | + | + | С | ||||||
12 | + | + | + | + | + | + | С | |||||
13 | + | + | + | + | + | + | + | С | ||||
14 | + | + | + | + | Н |
Приложение №4
Фрагмент урока
Тема: Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы Кто? Что?
Цель: Формирование умения различать предмет и слово; формирование умения соотносить вопросы Кто? Что? и название предмета.
+Ребята, я буду читать загадки, вы поднимаете руку, говорите отгадку, ставите к ней вопрос. Записываем отгадку все вместе на доске.
…
+Кто на себе свой дом носит?
Улитка. Кто?
+Не человек, а рассказывает.
Книга. Что?
+Скатерть бела, весь свет одела.
Снег. Что?
+Какая птица в лесу обитает, всем свое имя называет?
Кукушка. Кто?
+Без рук, без ног, а рисовать умеет.
Мороз. Что?
+Идет в баню черен, а выходит красен.
Рак. Кто?
+Не огонь, а жжется?
Крапива. Что?
Фрагмент урока
Тема: Имя существительное.
Цель: Написание с заглавной буквы в названиях деревень, улиц и рек.
+Отгадайте загадку. Стоит копна - спереди вилы, а сзади - метла. Сама ест зеленое, а дает белое.
Корова.
+Правильно! Откройте учебник и найдите это словарное слово.
…
+Напишите его к себе в тетрадочку, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную. Обведите синим карандашом в тучку.
…
Фрагмент урока
Тема: Единственное и множественное число глаголов.
Цель: Ознакомление с единственным и множественным числом глаголов.
+Сейчас для вас будет интересное творческое задание. На доске написано начало пословиц. Вы пишите начало пословицы и дописываете ее окончание. В каждой пословице подчеркиваете глаголы и пишите над ним число.
Приложение № 5
Изменения в развитии речи учащихся в контрольной группе
Приложение № 6
Изменения в развитии речи учащихся в экспериментальной группе