Загадки, пословицы, поговорки как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка
/b>В первом разделе исследования нами было рассмотрено понятия "речь" и "развитие речи". Пришли к выводу, что речь - это один из видов общения, которое необходимо людям во всех сферах общения, а развитие речи - это процесс овладения речью различными средствами.

Сначала речь ребенка служит для общения с людьми и как средство познания мира. Уже в школе речь служит для самосознания и самовыражения, а также для приобретения и передачи информации. С развитием ребенка развивается и его речь. Если раньше ребенок владел только устной речью, то с поступлением в школу он начинает овладевать и письменной речью.

Под влиянием обучения устная речь становится богаче, ребенок овладевает некоторыми средствами выразительности. В дальнейшем ребенок использует такие виды речевой деятельности как говорение, слушанье, письмо и чтение.

В школе учащиеся усваивают тысячи новых слов и новые значения. Развивая речь учащихся, следует предъявлять ряд требований к речи, такие как содержательность, точность, богатство языковых средств, ясность, выразительность и правильность.

Далее мы выделили несколько условий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Это потребность в высказывании, содержание речи и средства языка.

Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде, т.е. в семье, в школе, в общении с товарищами.

В исследовательской работе мы решили выяснить, как влияют малые формы фольклора на развитие речи учащихся на уроках русского языка. И поэтому мы рассмотрели, что такое загадка, пословица и поговорка.

При обучении учащихся начальных классов учителя пользуются загадками и поговорками.

Загадки заставляют внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать их с другими словами, находить в них сходство и различия. Они могут использоваться при изучении правил правописания и при навыках грамотного письма. Загадки вызывают интерес, как сам процесс отгадывания загадок, так и результат интеллектуального состояния.

Работая с пословицами, учащиеся учатся относить их к определенной теме, повышается грамотность, развивается мышление учащихся, а также способствует лучшему усвоению грамматики.

Речь служит важнейшим средством изучения мышления. Для развития речи важен вопрос "Почему?", требующий доказательств. При составлении заданий для младших школьников необходимо требования, которые мы перечисляли в одном из пунктов исследования.

Нами были проанализированы учебники русского языка начальных классов. Сделали вывод о том, что малые формы фольклора используются в начальных классах, но задания не разнообразные, они повторяются, их недостаточно много, используются для закрепления грамматики. Творческие задания (составь свою загадку, продолжи пословицу и т. пр) отсутствуют.

В исследовательской части нашей работы мы попробуем доказать или опровергнуть наше предположение, что загадки, пословицы и поговорки влияют на развитие речи младших школьников. И поэтому их надо использовать как можно больше с разнообразными заданиями, помимо тех которые используются в учебниках по русскому языку для начальных классов.

Библиография

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240с.

2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 2000. - 472с.

3. Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре / Ленинград: "Детская литература", 1982. - 191с.

4. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2010 "Воспитание в дошк. учреждениях" и №2002 "Дошк. воспитание" / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина и др.; Под ред.Е. Е. Забаревой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 399с.

5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976. - 127с.

6. Колпакова Н.П. Сокровище народа. Русское народное поэтическое творчество. Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР М., 1957. - 271с.

7. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2000, - 464с.

8. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248с.

9. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: "Просвещение", 1975. - 176с.

10. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 1991. - 240с.

11. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256с.

12. Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред.В. В. Богословского и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 383с.

13. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.

14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок.53000 слов / С.И. Ожегов; Под общ. ред. проф.Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО Издательство "Мир и образование", 2005.1200с.

15. Развитие детей речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223с.

16. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 112 с.: ил.

17. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2003. - 208 с.: ил.

18. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. - 9-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 256 с.: ил.

19. Рамзаева Т.Г. Русский язык: Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 256 с.: ил.

20. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. - 320с.

21. Сборник загадок: Пособие для учителя / Сост.М.Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988. - 80с.

22. Сидорова С.А. Игры в загадки на уроках русского языка // Начальная школа. - 2004. - №10. - 112с.

23. Словарь русского языка в 4-х томах / Академия наук СССР. Институт русского языка / т.3 (п-р), Государственное издательство иностранных и национальных словарей М.: 1959, - 991с.

24. Т.П. Королева Работа с пословицами на уроках русского языка // Начальная школа. - 2000. - №7. - 143с.

25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 336с.

26. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.: Просвещение, 1960. - 348с.

Приложения

Приложение № 1

ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА

Отгадай загадку.

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу-

Когда спать, когда встать,

Когда работу начинать.

(Часы).

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

(Чайник).

Хвостом виляет,

Зубаста, а не кусает.

(Щука).

Голова огнем пылает,

Тело тает и сгорает.

Я полезной быть хочу:

Лампы нет - я посвечу.

(Свеча).

Разошлись мальчики

В темные чуланчики.

Каждый мальчик

В свой чуланчик. (Перчатки).

ЖИ-ШИ

Отгадай загадку.

Бегу по дорожке

Доски на ножки. (Лыжи).

Странная звездочка с неба упала.

Мне на ладошку легла - и пропала. (Снежинка).

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёжик).

Где упрется хвостом,

Станет дырка потом. (Шило).

2. Вставь слоги жи и ши, чтобы получились слова.

друма

пру…нати…на

нана

3. Составь из слогов слова.

пулы

мынавысне

шижи

мАдонкала

стый

Парные звонкие и глухие согласные

Отгадай загадку. Выпиши другие слова на это же правило.

Белая скатерть все поле покрыла. (Снег).

Зимой на земле лежало,

Весной в реку побежало. (Снег).

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка).

Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка).

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка,

Попадут в ловушку

И комар, и мушка. (Лягушка).

Ни в огне не горит,

Ни в воде не тонет. (Лед).

Приложение № 2

Результаты констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах

Группы

Ребенок

Номера заданий

Уровень развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Контрольная

1

+

+

+

+

+

С

2

+

+

+

+

+

+

+

+

В

3

+

+

+

+

Н

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

5

+

+

+

+

+

+

+

+

В

6

+

+

+

+

+

+

С

7

+

+

+

+

+

С

8

+

+

+

+

Н

9

+

+

+

+

+

+

С

10

+

+

+

+

+

С

11

+

+

+

+

+

+

С

12

+

+

+

+

+

С

13

+

+

+

+

+

+

+

С

14

+

+

+

+

+

+

С

15

+

+

+

+

Н

16

+

+

+

+

+

+

+

+

В

Экспериментальная

1

+

+

+

+

+

+

+

+

В

2

+

+

+

+

+

+

С

3

+

+

+

+

+

+

+

+

В

4

+

+

+

+

+

С

5

+

+

+

+

+

+

+

С

6

+

+

+

+

+

С

7

+

+

+

+

+

+

С

8

+

+

+

+

+

+

+

+

В

9

+

+

+

+

+

+

С

10

+

+

+

+

+

С

11

+

+

+

+

Н

12

+

+

+

+

+

С

13

+

+

+

+

+

+

С

14

+

+

+

+

Н

Приложение № 3

Результаты контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах

Группы

Ребенок

Номера заданий

Уровень развития

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Контрольная

1

+

+

+

+

+

+

+

+

В

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

3

+

+

+

+

+

+

С

4

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

5

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

6

+

+

+

+

+

+

С

7

+

+

+

+

+

+

+

С

8

+

+

+

+

+

+

С

9

+

+

+

+

+

+

+

С

10

+

+

+

+

+

+

С

11

+

+

+

+

+

+

+

+

В

12

+

+

+

+

+

+

С

13

+

+

+

+

+

+

+

+

В

14

+

+

+

+

+

+

+

С

15

+

+

+

+

+

+

С

16

+

+

+

+

+

+

+

+

+

В

Экспериментальная

1

+

+

+

+

+

+

+

+

В

2

+

+

+

+

+

+

С

3

+

+

+

+

+

+

+

+

В

4

+

+

+

+

+

+

С

5

+

+

+

+

+

+

+

С

6

+

+

+

+

+

+

С

7

+

+

+

+

+

+

С

8

+

+

+

+

+

+

+

+

В

9

+

+

+

+

+

+

+

С

10

+

+

+

+

+

+

С

11

+

+

+

+

+

С

12

+

+

+

+

+

+

С

13

+

+

+

+

+

+

+

С

14

+

+

+

+

Н

Приложение №4

Фрагмент урока

Тема: Общее понятие о словах, отвечающих на вопросы Кто? Что?

Цель: Формирование умения различать предмет и слово; формирование умения соотносить вопросы Кто? Что? и название предмета.

+Ребята, я буду читать загадки, вы поднимаете руку, говорите отгадку, ставите к ней вопрос. Записываем отгадку все вместе на доске.

+Кто на себе свой дом носит?

Улитка. Кто?

+Не человек, а рассказывает.

Книга. Что?

+Скатерть бела, весь свет одела.

Снег. Что?

+Какая птица в лесу обитает, всем свое имя называет?

Кукушка. Кто?

+Без рук, без ног, а рисовать умеет.

Мороз. Что?

+Идет в баню черен, а выходит красен.

Рак. Кто?

+Не огонь, а жжется?

Крапива. Что?

Фрагмент урока

Тема: Имя существительное.

Цель: Написание с заглавной буквы в названиях деревень, улиц и рек.

+Отгадайте загадку. Стоит копна - спереди вилы, а сзади - метла. Сама ест зеленое, а дает белое.

Корова.

+Правильно! Откройте учебник и найдите это словарное слово.

+Напишите его к себе в тетрадочку, поставьте ударение и подчеркните безударную гласную. Обведите синим карандашом в тучку.

Фрагмент урока

Тема: Единственное и множественное число глаголов.

Цель: Ознакомление с единственным и множественным числом глаголов.

+Сейчас для вас будет интересное творческое задание. На доске написано начало пословиц. Вы пишите начало пословицы и дописываете ее окончание. В каждой пословице подчеркиваете глаголы и пишите над ним число.

Приложение № 5

Изменения в развитии речи учащихся в контрольной группе

Приложение № 6

Изменения в развитии речи учащихся в экспериментальной группе

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать