Значение полового воспитания подростков и его влияние на формирование личности

Значение полового воспитания подростков и его влияние на формирование личности

45

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением предметов искусств №73 «Лира»

Реферат

«Значение полового воспитания подростков и его влияние на формирование личности»

г. Тюмень

2005

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Половое воспитание подростков 6
    • 1.1 Воспитание детей и подростков, адекватно воспринимающих свои физические, физиологические и психологические особенности 6
    • 1.2 Сексуальное образование подростков 8
    • 1.3 Сексуальное образование в школах 12
    • 1.4 Социальное развитие подростка, формирование взаимоотношений со сверстниками противоположного пола 15
    • 1.5 Особенности сексуального поведения подростков 17
  • 2. Последствия неправильного полового воспитания 19
    • 2.1 Сексуальное насилие и домогательство 19
    • 2.2 Заболевания, передающиеся половым путем, и их профилактика 24
    • 2.3 Беременность в подростковом и юношеском возрасте 28
    • 2.4 Брак в подростковом возрасте 31
  • 3. Исследовательская работа 36
  • Заключение 47
  • Список литературы 49
  • Введение
  • В культурной истории человечества немало места отводилось и отводится сейчас вопросу взаимоотношений между полами. Интимная жизнь человека определяется его личными качествами - внешностью, характером, темпераментом, возрастом, состоянием здоровья, зависит от общественной морали микрогруппы - семьи, товарищей по работе, соучеников, а так же испытывает влияние макросоциальных - факторов экономического, политического, религиозного уклада государства. Интимная жизнь во многом определяет понятие “счастье”, особенно в молодом возрасте. Сексуальное развитие человека продолжается всю жизнь. В процессе развития дети переходят от обобщенного осознания своей чувственности к конкретным сексуальным переживаниям. Подростки осознают свою сексуальность благодаря общению с окружающими. Существуют свидетельства того, что современные юноши и девушки начинают половую жизнь во все более раннем возрасте.
  • Половое воспитание - это важная часть нравственно-этического и эстетического воспитания. Основная его цель - формирование будущего семьянина, обладающего высокими моральными качествами, такими, как высокая гражданственность, честность, трудолюбие, сдержанность, дружелюбие, серьезность отношение к любви, умение находить прекрасное в природе и в людях, уважительное отношение к женщине.
  • Половое воспитание имеет ряд важных аспектов - морально-этических, нравственных и гигиенических.
  • Нравственный облик людей, их человечность в огромной степени зависят от того, как происходит воспитание в семье. Ведь в семье начинается воспитание будущих отца и матери. От того, как родители сумеют заложить в душу своего ребенка основы нравственности, насколько настойчиво они с раннего детства будут прививать сыну уважение к девочке, девушке, женщине, будет зависеть гармония в будущем супружестве. Если воспитание, в том числе и половое, проводится с учетом возраста, то оно дает положительные результаты.
  • Но у родителей каждый раз возникает вопрос: где приобрести знания, чтобы участвовать в половом просвещении, как не допустить ошибки - ведь дети весьма восприимчивы, и любая неточность, заключающаяся в том, что им либо вовсе не сообщают, либо неправильно преподносятся те или иные сведения о сексуальной жизни, может принести вред.
  • Данные русских исследователей показывают, что первую информацию о взаимоотношениях между полами и физиологических особенностях полового созревания человека старшие школьники только в единичных случаях получают от родителей, воспитателей и врачей. Разве можно считать нормальным, что в то время как детей в основном “просвещают” случайные знакомые, подчас с оттенком вульгарности и даже цинизма, педагоги, медики, родители сомневаются: стоит ли об “этом” говорить с подростками, кому и как проводить беседы по вопросам пола?
  • Когда же необходимо начинать заниматься половым воспитанием? Научными знаниями по вопросам полового воспитания необходимо вооружать даже воспитателей детских садов, где речь должна идти о воспитании правильного отношения между полами.
  • Учитывая, что менструации у современных девушек проживающих в средней полосе, наступают в 12-15 лет, им в обязательном порядке нужно рассказать о том, что их ожидает, не позднее чем в 11 лет. У девочки необходимо поддерживать и поощрять развивающуюся стыдливость - эту драгоценную черту, являющуюся основной моральной устойчивости женщины.
  • Девочкам необходимо рассказать и о том, что они уже после первой менструации биологически способны к ранней беременности. Мальчики и девочки должны знать, что роды и аборты у несовершеннолетних приводят к тяжелым гинекологическим заболеваниям.
  • Воспитывая мальчиков-юношей, следует заботиться о профилактике ранней половой слабости, возникающей как следствие ранней половой жизни, о предупреждении венерических заболеваний, отрицательно сказывающихся на их половой системе.
  • Задача родителей - предупредить перерастание в привычку онанизм, курение, употребление наркотиков и алкоголя.
  • При написании реферата я поставила для себя следующие задачи:
  • 1) изучить литературу по данной теме;
  • 2) определить значимость половое воспитание, как важную составляющую ЗОЖ;
  • 3) провести исследовательскую работу в виде опроса подростков с целью выявления их уровня полового воспитания.
  • 1. Половое воспитание подростков
  • 1.1 Воспитание детей и подростков, адекватно воспринимающих свои физические, физиологические и психологические особенности
  • Суть полового воспитания сводится к тому, чтобы подготовить к взрослой жизни здоровых мужчин и женщин, способных адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами. В конечном счете, это означает воспитание эмоционально зрелой личности.
  • Основные задачи полового воспитания - неотъемлемая часть общего воспитательного процесса и осуществляются в различных видах общения и совместной деятельности. Поведение человека зависит от конкретной жизненной ситуации. И в этой связи следует изучать и пропагандировать гибкие психологические механизмы, управляющие поведением человека, которые при непосредственных контактах с противоположным полом не причиняли бы излишних страданий, а были бы понятны и естественны.
  • Обратимся к работе В.В. Кагана, где сформулированы основные направления полового воспитания:
  • 1. Половое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности (женственности). Обучение нормальному общению со сверстниками противоположного пола.
  • 2. Сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию формирования сексуально-эротических ориентации и сексуального сознания.
  • 3. Подготовка к сознательному и ответственному супружеству.
  • 4. Подготовка к сознательному и ответственному родительству, выработка оптимальных репродуктивных установок.
  • 5. Формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества, родительства от венерических заболеваний, СПИДа, наркомании и т.д.
  • 6. Профилактика нарушений психосексуального развития, особенно на ранних стадиях становления личности подростка.
  • 7. Предупреждение растления и совращения детей и подростков.
  • Основные принципы полового воспитания приведены в работе Ю.М. Орлова:
  • 1. Принцип целеустремленности (соотнесение целей полового воспитания с фазами психосексуального развития детей).
  • 2. Самовоспитание (половое воспитание во многом зависит от стремления ребенка к самовоспитанию, для этого ребенку, подростку надо ясно представлять себе цели и хотеть достичь их).
  • 3. Принцип «не навреди».
  • 4. Принцип «не стыди».
  • 5. Принцип опоры на положительное, в том числе на положительные примеры поведения авторитетных для ребенка взрослых. Психологическая основа этого принципа - положительное эмоциональное подкрепление, которое создает положительную мотивацию любому поведению, деятельности.
  • 6. Принцип индивидуального подхода.
  • 7. Принцип невозбуждения полового влечения (в основе этого принципа лежит тезис, утверждающий, что половую жизнь не следует начинать до полного физического созревания). В пользу этого тезиса свидетельствуют аргументы как педагогического, так и медицинского характера. Чем меньше энергии, сосредоточенной на объекте полового влечения, будет израсходовано на половую жизнь, тем большая ее часть пойдет на развитие и укрепление организма в целом - скелета, мышц, мозга и связанных с ним функций высшей нервной деятельности. Принцип невозбуждения полового влечения связан с требованием сублимации.
  • 8. Принцип единства обучения и воспитания.
  • 9. Принцип системности, последовательности, комплексности.
  • Некоторые из перечисленных направлений полового воспитания будут рассмотрены в моём реферате более подробно.
  • 1.2 Сексуальное образование подростков
  • Периодизация возрастов отводит большой промежуток времени подростковому возрасту: с 9-10 до 20 лет. Причём на возраст 12-15 лет приходится собственно период полового созревания, а на 16-24 года - становление сексуальности. Международные эксперты на совещании ВОЗ в 1974 г. определили подростковый возраст как период, в течение которого:
  • 1) протекает половое развитие от появления вторичных половых признаков до наступления половой зрелости;
  • 2) психологические процессы, свойственные детям, сменяются поведением, характерным для взрослых;
  • 3) происходит переход от полной социально-экономической зависимости от взрослых к относительной независимости.
  • Во многих странах сексуальное образование дополняет и/или корректирует семейное воспитание. Правильно было бы начинать образование с дошкольного возраста, но и подростковый период для этого не потерян. Подростки находятся на этапе, когда их интерес к противоположному полу создает очень сильную мотивацию к обучению. Ни в какой другой период жизни человек не стремится к информации о сексуальной жизни так, как в подростковом возрасте.
  • И.С. Кон в своей работе выделил два направления сексуального образования:
  • 1. Важно исходить из потребностей самого ребенка (подростка).
  • 2. Избегать в сексуальном образовании уклона в «гинекологизацию» проблемы (т.е. не концентрировать внимание на контрацепции, беременности, родах, болезнях - это удел врачей). Сексуальное просвещение - это подраздел, составная часть и сексуального образования, и воспитания. Можно сказать, что сексуальное просвещение - это информирование по вопросам пола, отличающееся от сексуального образования и воспитания объемом информации, задачами и длительностью. Главной целью сексуального просвещения является сохранение репродуктивного здоровья и достижение некоторой свободы в сочетании с ответственностью за свое поведение.
  • В.В. Марков считает, что в процессе просвещения (образования) желательно стремиться к тому, чтобы у подростков были сформулированы следующие представления:
  • В 7-11 лет:
  • * были осведомлены о начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в организме;
  • * о биологической стороне репродуктивной функции, имели представление о деторождении;
  • * знали об изменении в эмоциональной сфере (колебаниях настроения, возможном усилении конфликтности в отношениях с окружающими, о первых влюбленностях и т. п.) и социальной сфере (в связи с наступлением половой зрелости меняется статус ребенка, к нему предъявляются требования выше, нежели к детям младшего возраста, объективно возрастает самостоятельность, ответственность за свое поведение, некоторая автономия от взрослых и др.);
  • * знали, что дружба - это многогранное проявление отношений;
  • * понимали, как можно строить отношения внутри семьи на принципах взаимного уважения и равенства.
  • Подростки 11-14 лет:
  • * умели обсуждать моральные ценности, знали их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей;
  • * должны знать о существовании разнообразных форм сексуальности;
  • * знать о биологических и сексуальных факторах, влияющих на сексуальность;
  • * знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД, потому что именно подростки этого возраста принадлежат к поколению, которому придется жить, испытывая в полной мере последствия этих болезней;
  • * знать о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного поведения (средства массовой информации значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);
  • * знать о безопасном сексе (поэтому о презервативах и половой зрелости важно говорить прямо и открыто, объяснять ошибочность распространенного представления о том, что прерванное половое сношение может предотвратить беременность и др.);
  • * должны уметь сказать «нет», если осознают, что не готовы начать сексуально активную жизнь;
  • * попытаться сформировать у подростков терпимость к чужому мнению, выбору, форме реализации сексуального поведения;
  • * должны осознавать ответственность за свой выбор (начинать - не начинать сексуально активную жизнь, использовать - не использовать контрацепцию и т. п.).
  • Подростки 14-16 лет должны знать:
  • * биологические аспекты репродукции;
  • * о сексуальных отношениях, о семейных парах, о разводе, разлуке, смерти;
  • * знать преимущества и недостатки методов планирования семьи и иметь представление о том, как выглядят средства контрацепции и как их использовать;
  • * знать о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих;
  • * уметь обсуждать спорные вопросы в паре;
  • * знать основы брачного законодательства;
  • * знать службы, где они могут получить помощь, консультации.
  • Конечно, эти задачи сексуального воспитания могут и должны уточняться, дополняться. В образовании молодых людей должны быть сбалансированы положительные стороны совместной жизни и сексуальных отношений, а также риск и проблемы, связанные с ними. При этом нельзя допускать у подростков возникновения страха перед первым сексуальным опытом. Молодые люди должны иметь право на ошибки. Несмотря на хорошее сексуальное образование, всегда будет существовать угроза нежелательной беременности и заражения заболеваниями, передающимися половым путем. Говоря только о негативных моментах сексуальных отношений, взрослые не могут способствовать улучшению сексуального здоровья будущих поколений. Единственный выход - это дать грамотную информацию, уравновешивающую удовольствие и риск. При этом форма и язык её представления должен быть на том уровне, который воспринимает подросток.
  • Данные исследования “Кто должен заботиться о репродуктивном здоровье подростков, их половом просвещении” приведены ниже в таблице №1.
  • Таблица №1. Кто заботиться о репродуктивном здоровье подростков
  • Должны заботиться

    Подростки

    Родители

    Сами школьники

    60,8%

    4,5%

    Родители

    45,6%

    80,3%

    Врачи-специалисты

    43,0%

    62,9%

    Центры планирования семьи для подростков

    31,6%

    40,2%

    Соответствующая школьная программа

    24,7%

    41,7%

    СМИ

    21,5%

    18,2%

    педагоги

    10,4%

    17,4%

    • Из этих данных опроса видно, что родители отводят себе главную роль в сексуальном воспитании, а подростки - себе, т.к. родители не чувствуют себя уверенно в качестве источника подобной информации.
    • Исследования, проведённые ВЦИОМ в Москве и Санкт-Петербурге, показывают, что более 87% родителей никогда не говорили со своими детьми о сексе или делали это эпизодически. Подростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами - 67% девочек и 77% мальчиков ни разу не общались с родителями на темы секса. Сейчас во многих странах возраст получения первого полового акта становится всё моложе и моложе (см. диаграмму №1).
    • Диаграмма №1
    • В процентном отношении это выглядит так: 12-летние - 15%, 13-летние - 17%, 14-летние - 19%, 15-летние - 23%, 16-летние - 39%, 17-летние - 47%, 18-летние - 63%, 19-летние - 69%.
    • 1.3 Сексуальное образование в школах
    • Сексуальное образование должно быть частью школьного учебного плана и должно начинаться как можно раньше. Основная цель такого образования - научить молодых людей быть ответственными за свое сексуальное поведение.
    • Несмотря на то, что подростки указывают на своих сверстников и средства массовой информации как важные источники сексуальной информации, родители, их опыт остаются важным фактором для формирования репродуктивного здоровья детей. Большинство родителей хотели бы быть педагогами для своих детей, однако они чувствуют себя неподготовленными по различным причинам: недостаток информации, дискомфорт в обсуждении сексуальных проблем, что нередко заканчивается конфликтами. Тем не менее, информация относительно чувства собственного достоинства, восприятия своего тела, ролей пола и межперсональных отношений могут и должны быть переданы через семейные установки. С другой стороны, поведение многих родителей, не желающих обсуждать со своими детьми вопросы сексуального поведения и его последствий, так же как и многие школьные образовательные программы здоровья, имеющие различное качество, привели к тому, что телевидение стало ведущим источником сексуального образования.
    • В этой связи должны быть подготовлены профессиональные работники, которые смогли бы обсудить с подростками «миф совершенного тела», изображаемого в кино, журналах и телевидении. Такими людьми вполне могут быть медицинские работники (включая школьных медицинских сестер) и специально подготовленные педагоги.
    • Подростки предлагают свой собственный список желаемых характеристик для преподавателя такого рода программ. Этим характеристикам соответствует человек, заслуживающий доверия, хорошо осведомленный, умеющий слушать, заботливый, честный, спокойный, дружественный, открытый и обладающий чувством юмора.
    • Подростковый врач должен хорошо знать общие медицинские проблемы подросткового возраста, детскую гинекологию, а также поведенческие и психологические проблемы, периоды физического роста и познавательного развития, включая ЗППП. Большинство опрошенных учителей указывают на необходимость своего собственного образования по этим вопросам и недостаточное обеспечение образовательными материалами. Врачи могут помогать преподавателям, улучшая их знания и разрабатывая учебные планы одновременно контролируя соблюдение грамотности изложения материала. Следует отметить, что последние тенденции в сексуальном образовании связаны с необходимостью рассматривать репродуктивное здоровье подростков в тесном сотрудничестве с семьей, школой и общественными организациями здравоохранения.
    • Не имеется никаких данных, свидетельствующих о том, что сексуальное образование увеличивает уровень сексуальной активности подростков. Сексуальное образование увеличивает уровень знаний относительно сексуальных проблем; кроме того, сексуальное образование приводит к отсрочке начала сексуальной активности, увеличению использования контрацепции и снижению риска опасного сексуального поведения. Сексуальные программы образования, сосредоточенные на воздержании, более проблематичны, потому что они основаны на чувствах страха и позора. Такие программы неспособны научить подростка принимать самостоятельные ответственные решения или обеспечить достаточной информацией по вопросам планирования семьи, могут, наоборот, увеличить подростковую беременность.
    • Несмотря на имеющиеся положительные результаты проведенных программ сексуального образования, остается еще существенная доля подростков, которые продолжают иметь незащищенные половые контакты, способствуя, тем самым, сохранению риска ВИЧ-инфекции, в том числе ЗППП и нежелательных беременностей.
    • Гудкович Л.Н. в своей работе «Половое влечение», разграничивает возраст и информацию из области сексологии, с которой необходимо знакомить детей педагогам. Перечень этой информации приведён в таблице №2.
    • Таблица №2. Возраст получения специальных знаний из области сексологии
    • Информационные блоки

      Возраст

      10-11

      12-13

      14-15

      16-17

      Анатомо-физиологические признаки полового созревания

      +

      +

      +

      +

      Образ жизни, здоровье и половое развитие

      +

      +

      +

      +

      Онанизм

      -

      -

      +

      +

      Психосексуальные особенности полового развития мальчиков и девочек

      -

      -

      +

      +

      Добрачная половая жизнь: за и против

      -

      -

      +

      +

      Методы предохранения от беременности

      -

      -

      +

      +

      ЗППП

      -

      -

      +

      +

      Здоровое зачатие

      -

      -

      -

      +

      Сексуальная дисгармония

      -

      -

      -

      +

      Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать