Значение досуговой занятости подростков в профилактике правонарушений
p align="left">Естественно, что процесс появления таких самоуправляемых, самодеятельных объединений не может быть жестко регламентирован и стандартизирован, формализован, что и гарантируется приоритетными идеями системы дополнительного образования детей. При этом особое значение придается педагогу, его педагогическому стилю, реализуемому в содержании авторской программы, в инновационном проектировании свой педагогической деятельности.

В рамках такого сообщества создается реальная возможность дать каждому ребенку опыт свободного демократического освоения культуры в системе диалогических отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми, детьми разного возраста как носителями иных смыслов, ценностей, норм. Диалогическое общение - это всегда совместное обсуждение одной, интересной для всех проблемы или совместное действие по ее разрешению. В диалоге важен предмет общения и деятельности, на который направлена вся активность единого сообщества. Но не менее значимо и то, что каждый участник диалога имеет свое собственное мнение, свое видение, умеет выразить свою позицию и защитить ее. На пересечении этого разнообразия смыслов и открывается для каждого участника диалога многогранность, объемность, глубина действительности, значимость и ценность другого человека, способность к сопереживанию и сочувствию. Другими словами, включение и развитие диалогических отношений в образовательный процесс способствуют наиболее эффективному удовлетворению потребности каждого человека в выражении своего «Я» и в то же время опосредует индивидуальную способность к персонализации.

Результатом такого взаимообмена и взаимовлияния является не совокупность (сумма) предметно-ограниченных знаний, умений, навыков или способностей, а сложившийся индивидуальный механизм восприятия, понимания, репродуцирования и коммуникации культуры. Основным механизмом организации партнерских отношений (взаимодействия) сообщества, как мы уже отмечали, является договор - форма проявления свободы и добровольности субъектов, что подразумевает принятие ими обязательств, нравственной ответственности перед другими членами сообщества [6, с. 208].

Итак, группа - понятие, объединяющее множество разных «форм учреждения дополнительного образования детей на основании их сущностной принадлежности (тождественности) к данному типу образования.

Главными принципами организации деятельности детских объединений называются те, которые определяют и гарантируют каждому ребенку право свободного выбора:

1. Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

2. Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или по комплексным, интегрированным программам.

3. Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом учреждения.

4. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения.

5. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, с Учетом пожеланий родителей, возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм.

6. В работе объединений могут участвовать совместно с детьми их родители без включения в основной состав, при наличии Условий и согласия руководителя [3, с. 118].

Однако практика богата самыми разными примерами инноваций в области формообразования детских объединений. Имеющаяся пестрота и разнообразие названий, действующих в структуре учреждений дополнительного образования детских объединений, отражает все то же стремление педагогов и детей к своему индивидуальному самоопределению, которое часто проходит только на поверхностном уровне внешней формулировки. При этом нередко возникает прямое несоответствие между организацией деятельности, содержанием и технологиями, результатами образования с формой объединения. Подобная ситуация не только дезориентирует деятельность детей и педагога, но и дискредитирует саму практику дополнительного образования детей в данном учреждении.

Проектирование системы работы с детским объединением не может не опираться на осознанный выбор адекватной формы образовательного объединения. Точное определение этой формы значительно облегчает весь последующий процесс педагогического проектирования.

Существуют различные подходы к определению отличительных черт той или иной формы объединения. Однако все подходы опираются на общие основания дифференциации:

- уровень и приоритет задач;

- количество предметов, профилей; степень их интегративности;

- приоритет направлений деятельности;

- особенности организации образовательного процесса: принципы набора и комплектования коллектива, постоянность контингента (условия приема в течение года), наличие ступеней обучения, структура объединения, наличие органа самоуправления;

- система учета и контроля знаний, умений, навыков;

- уровень образовательных результатов;

-обеспечение образовательного процесса: нормативное, программное, кадровое, методическое и т. д.

Кружок. Наиболее распространенная, традиционная форма добровольного объединения детей в системе дополнительного образования. Исторически кружок возник как самодеятельное объединение людей, а затем - как форма внеурочной или внешкольной работы. Как форма внеклассной или внешкольной работы, кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

В организационной структуре учреждения дополнительного образования детей кружок занимает начальную (базовую) ступень закрепления индивидуальной потребности ребенка, его желания, интереса к какому-либо конкретному виду деятельности или выявления способности к активному творчеству.

Кружок - это среда общения и совместной деятельности, в которой можно проверить себя, свои возможности, определиться и адаптироваться в реалиях заинтересовавшей сферы занятости, приняв решение продолжать или отказаться от нее. Кружок позволяет удовлетворить самые разнообразные, массовые потребности детей, развить их и соединить со способностью к дальнейшему самосовершенствованию в образовательных типах, коллективах или перевести «стихийное» желание в осознанное увлечение (хобби) [9, с. 122].

Успех и точность в решении этих задач зависят от степени активного участия в работе кружка детей, но в большей степени - от личных качеств и профессиональной квалификации педагога-руководителя. Деятельность (ее объем и ритм, длительность) в кружке корректируется принципами добровольности, Самоуправления, неформальности общения. Занятия в кружках осуществляются в разных занимательных, игровых видах, соревнованиях, состязаниях или в виде занятия-диалога равных партнеров. Последнее более всего приемлемо для старшего школьного возраста, в котором доминирует стремление к самообразованию и социальному утверждению себя в успехе собственной деятельности.

Важным элементом кружка, его особенностью является и форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Кружок можно рассматривать и как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующего начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Студия - творческий коллектив в определенном виде деятельности, объединенный общими задачами, едиными ценностями совместной деятельности, эмоциональным характером межличностных отношений [15, с. 118].

Для понимания студии как формы детского образовательного объединения полезно вспомнить перевод этого термина. С латинского «студия» - «усердно работаю, изучаю», а в переводе с итальянского - «изучение, комната для занятий». Отталкиваясь от итальянского перевода, студия - место для деятельности, специально обустроенное и подготовленное, в которой организованы занятия по усвоению каких-либо действий, знаний, умений. Это может быть театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая и т. д. Такие студии часто становятся самостоятельным структурным подразделением учреждения, имеющим свою организацию учебного процесса (ступени, уровни обучения, орган по оценке качества творческих достижений). Часто в такие студии осуществляется конкурсный отбор с предварительным выявлением задатков и склонностей детей к определенному профилю творчества (танцевального, литературного, изобразительного и пр.); основной целью деятельности таких студий является развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка ее и развитие.

Первый же смысл слова «студия» таков: в нем доминирует процесс самостоятельной, усердной, старательной деятельности, учения, самодеятельности и др. Это означает, что объединение детей, называемое студией, организует свою работу и отношения между участниками на признании ценности любого индивидуального творчества, уникальности личности, незаменимости ее другими, права на свободное самоопределение абсолютно каждого. Тем самым создается возможность для процесса становления способности персонализации, что требует особых усилий (педагога и коллектива в целом) для сохранения благоприятного психологического климата в совместной деятельности и развития процессов интеграции [23, с. 106].

С понятием студия находятся в тесном соотношении понятая театр и ансамбль.

Ансамбль - (от французского слова «вместе») - небольшая группа исполнителей отдельных художественных произведений, выступающих совместно как единый творческий исполнительский коллектив [23, с. 107].

Театр - творческий коллектив, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр - объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его индивидуализации. Например, существует «Фольклорный театр», "Театр моды» и др. [23, с. 109].

Школа представляет собой такую форму образовательного объединения, которая сочетает в себе изучение нескольких взаимосвязанных предметов или углубленное изучение одного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения. Для школ характерны следующие отличительные признаки-

- наличие концепции, представленной в Уставе, Полосе, или и образовательной программе;

- школы, как правило, решают комплексные и разноуровневые педагогические цели и задачи;

- при многообразии направлений деятельности приоритет отдается системно организованному обучению (ступени обучения, преемственная связь между стадиями, уровнями результатами обучения);

- наличие системы педагогического анализа, контроля, оценки образовательных результатов;

- четко обозначенные условия набора и обучения;

- есть сертификат или итоговый документ об окончании (удостоверение, диплом, свидетельство, права и пр.);

- образовательный процесс организуется и осуществляется педагогическим коллективом;

- наличие прошедших экспертизу и лицензирование образовательной программы и учебного плана; устойчивый спрос на предлагаемые образовательные услуги [19, с. 177].

В практике дополнительного образования детей сложилось достаточно широкое разнообразие школ как образовательных объединений. Для их классификации используются разные основания, среди которых можно назвать: приоритет педагогических задач (профессиональной или допрофессиональной подготовки, довузовской подготовки, социальной адаптации и реабилитации, творческой ориентации и др.); степень выраженности профиля деятельности (профильные, многопрофильные по типу школ раннего развития, не имеющие четко выраженного профиля); ориентация на особенности развития детей (одаренные дети, дети-инвалиды).

Мастерская. Чаще всего это слово употребляют при описаний помещения, в котором работает художник, скульптор, архитектор, или небольшого производственного предприятия, связанного с выпуском какой-либо продукции или выполнением услуг [4, с. 253].

Когда речь заходит о мастерской в образовании, то выделяется имя мастера (творца, автора), создавшего свою, не имеющую аналогов, «школу - производство» учеников, последователей.

В учреждениях дополнительного образования детей этот смысл сохраняется. Вместе с тем отличительными признаками мастерской как формы детского образовательного объединения предлагается считать:

- принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства;

- приоритет целей обучения и предметно-практических задач;

- ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий;

- демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).

В образовательной программе учреждения мастерская может стать обозначением групп, а точнее - договорного сообщества или профессионального сообщества детей и педагога (нескольких педагогов), «выросших» до результатов профессионального мастерства и заключающих проектируемую последовательность образовательных ступеней.

В представлении большинства современных подростков работа выступает, прежде всего, как способ зарабатывания денег; интересные, но низкооплачиваемые профессии, как правило, не привлекают их. В идеале они связывают свое будущее либо с высокооплачиваемой легальной работой в сфере экономики, финансов, юридических услуг, которая требует хорошего образования (что стоит обычно немалых денег), компетентности, ответственности, трудолюбия, либо с работой в теневой экономике, так или иначе сопряженной с коррупцией, насилием и иными незаконными средствами обогащения.

Предлагаемые образовательными учреждениями, молодежными биржами труда и т. п. виды трудовой деятельности, имея ярко выраженную общественно полезную направленность, не находят достаточной популярности у подростков. Отсутствие у несовершеннолетних профессии (специальности), опыта работы и завышенные притязания делают их неконкурентоспособными на рынке труда.

Не получая необходимой поддержки государства, подростки создают свои предпринимательские ниши:

- легальную (торговля газетами, сдача бутылок, мытье машин и т.п.);

- полулегальную (школьный «черный рынок», уборка в ночное время коммерческих палаток и т. п.);

- нелегальную (торговля запрещенными законом товарами -наркотиками, оружием и т. п.) [20, с. 185].

Следствия подобного стихийного трудоустройства очевидны. К сожалению, в настоящее время негативные проявления этого процесса все чаще начинают закрепляться в качестве признаков подростковой 0 молодежной субкультуры. В связи с этим возрастает роль организованных форм трудоустройства несовершеннолетних.

С одной стороны, социальный педагог, обеспечивая экономическую поддержку несовершеннолетнего и его семьи, занятость ребенка в свободное время, способствует его трудоустройству. С другой -- он вынужден бороться с полулегальной или нелегальной занятостью детей как источниками девиации, нарушения их прав.

Государство разрабатывает нормативно-правовые основания трудоустройства несовершеннолетних, инициирует специальные органы и обучающие (профориентационные) программы, способствующие созданию рабочих мест для несовершеннолетних, привлечению несовершеннолетних к активной трудовой деятельности, защите их прав, интересов и льгот в сфере трудоустройства.

Согласно основным положениям права, несовершеннолетние граждане допускаются на работу, не наносящую ущерба их здоровью, нормальному развитию, нравственности и не нарушающую процесса обучения. Трудоустройство подростков в возрасте 14 лет допускается только при наличии письменного согласия одного из родителей или лица, его заменяющего.

Направление подростков для трудоустройства осуществляется в соответствии с Перечнем видов работ, рабочих мест и профессий, на которых допускается применение труда подростков, разрабатываемым предприятиями по согласованию с региональными органами по труду, органами образования, здравоохранения и профсоюзными объединениями.

Запрещается направление подростков на тяжелые работы, работы с вредными или опасными условиями труда и в ночное время, на работы по переноске и передвижению тяжестей, вес которых превышает установленные для них предельные нормы, а также работы, связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками, работы, наносящие ущерб нравственности подростка, и работы, выполняемые вахтовым методом.

Максимальная продолжительность рабочего времени в период каникул для учащихся в возрасте от 16 до 18 лет составляет 36 часов в неделю и 6 часов в день; для учащихся от 14 до 16 лет -- 24 часа в Неделю и 4 часа в день [22, с. 153].

В течение учебного года продолжительность еженедельного учебного и ежедневного рабочего времени учащихся не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной для учащихся соответствующего возраста в период каникул.

Выполнение работы учащимися подтверждается справкой с указанием вида работы, времени работы и заработной платы или соответствующей записью в трудовой книжке, выдаваемой предприятием-организатором работ.

Трудоустройство учащихся на временную работу может осуществляться в организации независимо от форм собственности. Трудоустройство подростков на временную работу организуется при непосредственном участии органов государственной исполнительной власти, органов по труду, органов службы занятости, образования, здравоохранения, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, комитетов по делам молодежи и осуществляется во взаимодействии с работодателями, профсоюзными, молодежными, детскими и другими общественными объединениями [13, с. 112].

Учащимся, работающим в свободное от учебы время, освоившим в процессе трудовой деятельности знания и умения по какой-либо профессии или специальности в соответствии с квалификационными характеристиками, присваивается начальный квалификационный разряд (класс, категория) исходя из требований по подготовке кадров на производстве.

Учащиеся, изъявившие желание поступить на работу, подают личное заявление с согласием на нем одного из родителей или лица, заменяющего его, предъявляют справку с места жительства и свидетельство о рождении или паспорт, а также справку медицинского учреждения о состоянии здоровья. Прием на работу оформляется договором в письменной форме с согласия профкома. В договоре должны быть наиболее полно изложены взаимные обязательства сторон.

При приеме учащихся на работу администрация обязана ознакомить их с характером работы, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, разъяснить их права и обязанности, подробно проинструктировать по технике безопасности, производственной санитарии и другим правилам по охране труда и пожарной безопасности. Учащиеся могут расторгнуть договор, предупредив об этом администрацию предприятия письменно за три дня.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать