Значение досуговой занятости подростков в профилактике правонарушений
p align="left">21. Холостова Е.И. Словарь - справочник по социальной работе. - М., 1997

22. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: изд. центр «Академия», 2002.

23. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. - М.: ВАКО, 2005.

24. Школьная пресса. Воспитание школьников, 2002 г.

25. Щуркова Н.Е, Классное руководство. Настольная книга для учителя. - М., 1999г.

Приложение 1

Анкета для опроса учащихся

ФИО

Возраст, класс

Как ты учишься?

Чем ты занимаешься в свободное от учебы время?

Ты посещаешь какие-либо кружки, секции?

Что бы хотел (а) изменить в деятельности кружков?

Какими учебными предметами ты увлекаешься?

Есть ли у тебя нелюбимые предметы?

Помимо школы ты посещаешь какие-либо спортивные секции, вне школы?

Какие кружки ты бы хотел еще посещать, добавь свои.

Помимо кружков, есть ли у тебя другие интересы?

Приложение 2

Методика склонности к отклоняющемуся поведению

Методика содержит 7 шкал:

Шкала установки на социальную желательность - 15 пунктов;

Шкала склонности к нарушению норм и правил -17 пунктов;

Шкала склонности к аддиктивному поведению - 20 пунктов;

Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению - 21 пункт;

Шкала склонности к агрессии и насилию - 25 пунктов;

Шкала волевого контроля эмоциональных реакций - 15 пунктов;

Шкала склонности к делинквентному поведению - 20 пунктов.

Опросник

Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов;

Бывает, что откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня;

Я охотно бы записался добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях;

Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями;

Тот, кто в детстве не дрался, вырастет маменькиным сынком и ничего не сможет добиться в жизни;

Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили;

Иногда я ощущаю такое сильное беспокойство, что просто не могу усидеть на месте;

Иногда я немного хвастаюсь;

Если бы мне пришлось стать военным, то я бы хотел быть летчиком-истребителем;

Я ценю в людях осторожность и осмотрительность;

Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы;

Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни;

Я всегда говорю только правду;

Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это вполне нормально;

Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам;

Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов;

Если меня обидят, то я обязательно должен отомстить;

Человек должен иметь право выпивать, сколько хочет и где хочет;

Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие;

Мне обычно затрудняет работу требование выполнить ее к определенному сроку;

Иногда я перехожу улицу там, где не положено;

Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное влечение;

Иногда я не слушаюсь родителей;

Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность;

Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом;

Если бы я мог свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин;

Я часто испытываю потребность в острых ощущениях;

Иногда мне очень хочется сделать себе больно;

Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь»;

Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте;

Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества;

Я всегда выполняю обещания, даже если мне это не выгодно;

Бывает, что мне очень хочется выругаться;

Правы люди, которые в жизни следуют поговорке «Если нельзя, но очень хочется, то можно»;

Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков;

Мне редко удается заставить себя выполнять работу после ряда обидных неудач;

Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал;

Иногда я говорю неправду;

Терпеть боль назло бывает даже приятно;

Я лучше соглашусь с человеком, чем стану спорить;

Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником;

Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой;

Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил;

Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе;

Если в кинофильме нет ни одной приличной драки - это плохое кино;

Когда люди стремятся к новым необычным ощущениям и переживаниям - это нормально;

Иногда я скучаю на уроках;

Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений;

Если человек раздражает меня, то я готов высказать все, что я думаю о нем;

Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов;

Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей;

Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро;

Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования;

Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку;

Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые смогут смутить окружающих;

Я часто огорчаюсь из-за мелочей;

Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко;

Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных романах;

Чтобы получить удовольствие, стоит нарушать некоторые правила и законы;

Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся;

Меня раздражает, когда девушки курят;

Мне нравится состояние, которое наступает, еогда в меру и в хорошей компании выпьешь;

Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место;

Сигарета в трудную минуту меня успокаивает;

Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю;

Я мог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания;

Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни;

Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках;

Когда у меня плохое настроение, ко мне лучше не подходить;

Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым начать драку;

Я могу вспомнить случаи, когда был таким злым, что хватал под руку первую попавшуюся вещь и ломал ее;

Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права;

Мне понравилось бы прыгать с парашютом;

Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают;

Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня;

Я не получаю удовольствия от ощущения риска;

Когда человек в пылу спора прибегает к «сильным» выражениям - это нормально;

Я часто не могу сдержать свои чувства;

Бывало, что я опаздываю на уроки;

Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом;

Секс должен занимать у молодежи одно из главных мест;

Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной;

Иногда я не выполнял школьное домашнее задание;

Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения;

Мне кажется, что я не способен ударить человека;

Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник оказался безнаказанным;

Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки;

Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали;

Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком;

Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по-настоящему проявить себя;

Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью не повлечет наказания;

Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз;

Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение;

Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить;

Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков;

Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу;

Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям;

Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Ключи и процедура подсчета тестовых баллов

Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается один балл. Затем по каждой шкале присваивается суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными ниже. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале больше, чем на 15, измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл испытуемого меньше среднего по тестовым нормам на 15, то измеряемое свойство можно оценивать как маловыраженное. Кроме того, если известна принадлежность испытуемого к «делинквентной» популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, рассчитанными для «делинквентной» подвыборки.

Ключи

1.Шкала установки на социально-желательные ответы: 2(нет), 4(нет), 6(нет), 13(да), 21(нет), 30(да), 32(да), 33(нет), 38(нет), 47(нет), 54(нет),79(нет), 83(нет), 87(нет).

2.Шкала склонности к преодолению норм и правил: 1(нет), 10(нет), 11(да), 22(да), 34(да), 41(да), 44(да), 50(да), 53(да), 55(нет), 59(да), 61(нет), 80(да), 86(нет), 88(да), 91(да), 93(нет).

3.Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14(да), 18(да), 22(да), 26(да), 27(да), 33(да), 34(да), 35(да), 43(да), 46(да), 59(да), 60(да), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 81(да), 91(да), 95(нет).

4.Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3(да), 6(да), 9(да), 12(да), 16(да), 24(нет), 27(да), 28(да), 37(да), 39(да), 51(да), 52(да), 58(да), 68(да), 73(да), 76(да), 90(да), 91(да), 92(да), 96(да), 98(да).

5.Шкала склонности к агрессии и насилию: 3(да). 5(да), 15(нет), 16(да), 17(да), 25(да), 37(да), 40(нет), 42(да), 45(да), 48(да), 49(да), 51(да), 65(да), 66(да), 70(да), 71(да), 72(да), 75(нет), 77(да), 82(да), 85(да), 89(да), 94(да), 97(да).

6.Шкала волевого контроля эмоциональных реакций: 7(да), 19(да), 20(да), 29(нет), 36(да), 49(да), 56(да), 57(да), 69(да), 70(да), 71(да), 78(да), 84(да), 89(да), 94(да).

7.Шкала склонности к делинквентному поведению: 18(да), 26(да), 31(да), 34(да), 35(да), 42(да), 43(да), 44(да), 48(да), 52(да), 55(нет), 61(нет), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 86(нет), 91(да), 94(да).

Приложение 3

Тест - опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин)

Я всегда сочувствую своему ребенку;

Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок;

Я уважаю своего ребенка;

Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы;

Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют;

Я испытываю к ребенку чувство расположения;

Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни;

Мой ребенок часто неприятен мне;

Я всегда стараюсь помочь своему ребенку;

Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу;

Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку;

Мой ребенок ничего не добьется в жизни;

Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком;

Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения ничего не стоят;

Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый;

Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне;

Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка»;

Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании;

Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек;

Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам;

Я принимаю участие в своем ребенке;

К моему ребенку «липнет» все дурное;

Мой ребенок не добьется успеха в жизни;

Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный как мне бы хотелось;

Я жалею своего ребенка;

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажется мне взрослее и по поведению, и по суждениям;

Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время;

Я часто сожалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким;

Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку;

Я мечтаю, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни;

Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него;

Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка;

При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка;

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка;

В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав;

Дети рано узнают, что родители могут ошибаться;

Я всегда считаюсь с ребенком;

Я испытываю к ребенку дружеские чувства;

Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень;

Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком;

Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство;

Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее;

Я разделяю увлечения моего ребенка;

Мой ребенок может вывести из себя кого угодно;

Я понимаю огорчения моего ребенка;

Мой ребенок часто раздражает меня;

Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка;

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер;

Я не доверяю своему ребенку;

За строгое воспитание дети благодарят потом;

Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка;

В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств;

Я разделяю интересы своего ребенка;

Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так;

Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни;

Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть;

Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка;

Нередко я восхищаюсь своим ребенком;

Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей;

Я невысокого мнения о способностях своего ребенка и не скрываю этого от него;

Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

Принитие - отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 28, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов.

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

-отвержение;

-социальная желательность;

-симбиоз;

-гиперсоциализация;

-инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

1 шкала: «принятие-отвержение»

«сырой балл» 0 1 2 3 4 5 6 7 8

Процент. ранг 0 0 0 0 0 00,63 3,79 0 12,02

«сырой балл» 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Процент. ранг 31 53,79 68,35 77,21 84,17 88,6; 90,5 92,4 93,67

«сырой балл» 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Процент.ранг 94,3 95,5 97,46 98,1 98,73 98,73 99,36 100 100

«сырой балл» 27 28 29 30 31 32

Процент.ранг 100 100 100 100 100 100

2 шкала

«сырой балл» 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Процент.ранг1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19 48,82 80,93

3 шкала

«сырой балл» 0 1 2 3 4 5 6 7

Процент.ранг 4,72 19,53 39,06 57,96 74,97 86,63 92,93 96,65

4 шкала

«сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6

Процент.ранг4,41 13,86 32,13 53,87 69,3 83,79 95,76

5 шкала

«сырой» балл 0 1 2 3 4 5 6 7

Процент.ранг 14,55 45,57 70,25 84,19 3,04 96,83 99,37 100

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать