Активные методы обучения
азминка проводится фронтально со всей группой. Цель этапа -- помочь школьникам освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быст-ром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, преподаватель сам дол-жен выдвинуть 1--2 варианта ответа. Как только ученики начинают с трудом находить ответы, надолго задумываются, стоит перехо-дить к следующему вопросу. Для того чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, учитель подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с те-мой штурма не связаны, но взяты из близкой сферы.

Преподаватель в ходе разминки не дает оценки ответам школьников, однако все их воспринимает доброжелательно, поддерживая положительную реакцию аудитории.

Время разминки -- 15--20 минут.

В самом начале собственно «штурма» поставленной проблемы преподаватель напоминает проблему, уточняет поставленную зада-чу, дает критерии оценки идей, повторяет правила мозгового штур-ма.

Подается сигнал, после которого одновременно во всех группах начинается высказывание идей. Эксперт на отдельном листке за-писывает все выдвигаемые идеи. Не бойтесь легкого шума и ожив-ления в классе -- непринужденность обстановки способствует активизации мысли.

Учителю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы (например, начинает обсуждать или критически оценивать идею), учитель в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние.

Время основной сессии -- 10--15 минут. Это этап интенсивной нагрузки учащихся, обычно к его концу чувствуется явное утомле-ние участников «штурма».

На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Если есть возмож-ность, экспертам на время работы можно перейти в другое поме-щение, чтобы группа не мешала им. Учитель определяет время работы для экспертов в 15--20 минут.

Рабочие группы на этом этапе отдыхают. Можно включить му-зыку и дать возможность подвигаться, переключиться, либо пред-ложить им несложные задания в игровой форме, например, крос-сворд по данному курсу, обсуждение интересных ситуаций и др.

На заключительном этапе представители группы экспертов де-лают сообщение о результатах мозгового штурма. Они называют общее количе-ство предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о вне-дрении тех или иных предложений в практику.

Педагог подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты про-явления высокой степени творчества, успехи коллективной дея-тельности и т.п. Такая итоговая оценка создает в учебной группе творческую атмосферу, поддерживает учеников. Даже если успе-хи группы не блестящи, все равно нужно опираться на положи-тельное в ее работе, чтобы стимулировать у учащихся желание до-биться больших результатов в будущем.

По времени заключительный этап самый продолжительный (10-- 15 минут). Этот этап очень важен в учебном плане, так как при обсуждении и защите идей происходит интенсивный обмен ин-формацией, ее осмысление и активное усвоение.

Как правило, мозговой штурм проходит очень продуктивно и дает хорошие результаты. В случае неудачи педагог не следует скоропа-лительно отказываться от этой формы работы, а нужно еще раз тщательно проанализировать подготовку к занятию и весь его ход, постараться найти причины неудачи, ликвидировать их, и в буду-щем его ждет успех.

Деловая игра -- метод имитации ситуаций, моделирую-щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

К деловым играм нельзя относить все появляющиеся новые при-емы и методы обучения и любую учебную игру, как это иногда делает-ся как в педагогической практике, так и в отдельных выступлениях в печати. Поэтому такие формы проведения уроков, как урок-концерт, урок-экзамен и т.н.; урок-соревнование, урок-викторина, имитация по-знавательно-развлекательных телепередач на уроках, не относятся не только к деловой игре, но и к технологии активного обучения, да и во-обще к новым формам и методам. Эти методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, оживление учебного процесса с помощью всевозможных игровых ситуаций не отвечают тем особен-ностям и условиям организации, которые определяют технологию ак-тивного обучения. В викторине, соревновании ученик может прини-мать участие, может и не принимать, но останется пассивным участником-зрителем. Попытки заставить его приведут к потере игро-вого момента и положительной настроенности на деятельность. В тех-нологии активного обучения «вынужденная активность» участников обусловлена условиями и правилами, при которых ученик или актив-но участвует, напряженно думает, или вообще выбывает из процесса.

Правила деловой игры определяются выбранной деятельностью. Од-ним из ее вариантов являются ролевые игры. Когда дети играют в «доч-ки-матери», они точно имитируют все входящие в игру роли и не могут от них отступать: так папы не делают, детям так вести себя нельзя, мама должна... и т.д. Возможно использование деловой игры в учебном про-цессе. Например, исходя из современных рыночных условий жизни, на занятиях по основам экономических знаний можно провести деловую игру «Банк», в которой в процессе проигрывания ситуаций работы бан-ка лучше понимается и осваивается сложная для заучивания терминоло-гия, что она обозначает, сам характер деятельности банка, его место и значение в рыночных отношениях. Такая игра может быть организована и на этапе первичного закрепления материала, и как обобщение, и как определенная форма контроля. В данном случае речь идет о самом стан-дартном варианте деловой игры. Такие варианты, как организационно-Деловые и организационно-мыслительные игры и аналогичные им, тре-буют очень серьезной специальной подготовки их организаторов.

С появлением технологии активного обучения давно известные Учителям драматизация и театрализация стали одним из вариантов (еловой игры и широко используются в технологии диалога культур. Драматизация -- инсценирование, разыгрывание по ролям содержания учебного материала на уроках. Ролями могут наде-ляться не только живые персонажи, но и любые неживые предметы и феномены из любой области знаний. Театрализация -- теа-тральные представления разных жанров по учебному материалу во внеучебное время с большим количеством участников, продол-жительные по времени, с декорациями и другими атрибутами. В них вовлекаются все учащиеся класса или всех классов параллели, старшие школьники и ученики младшего возраста. Это могут быть по-становки по программным литературным произведениям, историчес-ким сюжетам и т.п.

Глава II. Экспериментальное изучение проблемы повышения эф

фективности использования активных методов обучения.

2.1. Анализ использования в начальной школе активных методов

обучения.

Учителя гимназии №1 взяли на себя очень трудную задачу: формировать и реализовывать образование повышенного уровня, сохраняя при этом индивидуальный подход. Мои эксперименты связаны с индивидуальным развитием каждого учащегося.

Когда мы пришли на практику в гимназию №1 в 3 «в» класс, я сразу попросила учительницу, Викторию Владимировну Мкртычеву, помочь мне в проведении экспериментальной работы по теме «Активные методы обучения в педагогическом процессе». Я объяснила ей, что многократные развивающие упражнения с тестами по математике и русскому языку развивают интеллект учащихся, мышление, широту и гибкость ума.

Констатирующий этап эксперимента я провела в начале исследования, в котором поставила задачу - выяснить на практике эффективность использования активных методов обучения.

Мы использовали разнообразные методы исследования: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, анализ работ детей, уроков, внеклассных занятий.

Для определения исходного уровня лингвистических способностей я провела методику «Словесный тест».

В «Словесном тесте» пять различных типов заданий. Экспериментальную работу ребята выполняли впервые и им трудно было войти в ритм работы. Многие довольно быстро справились с заданием, где были переставлены буквы определенных слов и восстановили их. Трудным для всех оказалось задание: составьте слова, где второй слог первого слова является началом второго. Это задание рассчитано на структурирование и творчество школьников, быстроту мышления. В итоге оказалось, что 9 человек справились с заданием на 20%, 11 человек - на 6%, 1 человек - на 4%.

Мы объяснили учащимся, что «Словесный тест» развивает их лингвистические способности, и они будут после уроков заниматься 3 раза в неделю. Уже на втором занятии было значительно меньше вопросов, и школьники работали сосредоточеннее.

С каждым разом ребята получали удовольствие от того, что могли все больше и больше выполнить заданий. Мы поняли, что следует увеличить время занятий до 35 минут, так показал эксперимент.

И вот прошли три недели, мы раздали «Словесные тесты» и провели контрольный эксперимент

12 человек выполнили задания на 80%

6 человек - на 65%

3 человека -на 55%

Это довольно высокий результат. Из таблицы видно, что дополнительные занятия по развитию лингвистических способностей оправданы.

Констатирующий эксперимент

Результаты опыта

9 человек - на 20%

12 человек - на 80%

11 человек - на 6%

6 человек - на 65%

1 человек - на 4%

3 человека - на 55%

Для определения умения школьников 3 «в» класса гимназии №1 анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать я провела методику «Рисунки-варианты» по А.З. Заку (Приложение №2). В констатирующем эксперименте принимали участие 21 учащийся. Первое занятие показало, что первый уровень проявили 17 учащихся. Они решили задачи, где варьируется один элемент.

Четверо учащихся, решили задачи с 1-8, где варьируется от 1 до 3 элементов. С задачами третьего и четвертого уровня учащиеся не справились. Это довольно низкий показатель творческой активности.

Мы объяснили учащимся, что методика «Рисунки-варианты» включают постепенно усложняющиеся задачи, в которых требуется найти рисунок, недостающий к восьми предыдущим. Работу проводили как индивидуально, так и в группе, а ее результаты использовались не только для развития умений учащихся, но и для диагностики.

Виктория Владимировна убедила учащихся 3 «в» класса, что методика «Рисунки-варианты» развивает умение анализировать, планировать, рассуждать и влияет на общий уровень развития личности. Мы стали проводить дополнительные занятия по этой методике А.З. Зака. Проводили занятия регулярно тоже - 3 раза в неделю, но после того, как закончили лингвистический эксперимент. Ребята увлеклись «Рисунками-вариантами», занимались кропотливо. На родительском собрании я сообщила о предстоящем развивающем лингвистическом и математическом эксперименте. Некоторые родители сделали ксерокопии «Рисунков-вариантов».

Обработка результатов решения задач разного уровня позволила судить о сформированности у учащихся способности анализировать, рассуждать, планировать.

Количество учащихся

Констатирующий эксперимент

Контрольный результат

21 учащийся

4 уровень - 0

3 уровень - 0

2 уровень - 4 чел.

1 уровень - 17чел.

4 уровень проявили 2

3 уровень проявили 12 чел.

2 уровень проявили 7 чел.

1 уровень проявили 0 чел.

Я поняла, что систематический курс занятий на материале поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.

По методике «Лесенка уроков» (Приложение 3) я определила степень сформированности познавательной мотивации и активности школьников в 3 классе гимназии №1.

Дети составили расписание уроков на день. Они разложили карточки, обозначающие уроки основного цикла и дополнительного цикла на две стопки. Из 21 учащихся класса я определила, что познавательная мотивация и активность сформирована у 19 детей. У двоих школьников недостаточно сформирована познавательная активность. Эти двое учащихся вновь прибывшие В.В. Мкртычева занимается с ними дополнительно, много внимания уделяет на уроках индивидуальной работе.

Применение активных методов обучения становится более продуктивным, если:

- осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового материала;

- организовано как активное сотрудничество учителя и ученика.

Для эффективного использования активных методов обучения необходимо активное сотрудничество учителя и ученика. Сложившиеся отношения между учителем и учениками влияют на учебную деятельность ученика.

Я решила провести в 3 «в» классе гимназии №1 методику «Мой класс, моя учительница» (Приложение №4). Детям было предложено взять лист бумаги из альбома, цветные карандаши, ластик. Затем попросила учащихся нарисовать свой класс, свою учительницу.

11 детей нарисовали учительницу яркими цветами в окружении детей. Начали рисовать этот рисунок с учительницы, рядом нарисовали себя и других детей, взявшихся за руки. Это выражение положительного отношения ребенка к учителю, ощущение своей эмоциональной общности с ним.

У шестерых детей фигуры детей и учительницы крупные, крупнее всех изображена учительница. Эти рисунки говорят об уверенности в себе этих школьников, положительном отношении к одноклассникам и учительнице.

У двух детей фигуры детей и учительницы изображены очень маленьких размеров. В этих рисунках проявляется тревожности школьников, негативное отношение к тому, что они рисуют, а это значит к ученикам и учителю. Таких детей я чаще поощряла, вселяла в них уверенность в себе, создавала ситуации успеха.

У двух детей учительница изображена небрежно, темными красками, на рисунке изображена мебель. Рисунок неаккуратный. Эти ученики выразили свое отрицательное отношение к школе, к учителям.

Мы знаем, что очень важно, чтобы у ребенка сложились теплые эмоциональные отношения с первым учителем. Ведь отношение к учителю определяет отношение ребенка к учебе вообще.

Мне пришлось проводить индивидуальные беседы с последней группой учащихся. Проводить виды деятельности, в которых бы они преуспевали, когда их можно было поощрить, наградить, создать ситуацию успеха.

В контрольном эксперименте после индивидуальной работы с детьми 19 детей в этом же рисунке выразили положительное отношение к учителю и классу. Остальные показали свою уверенность и положительное отношение к учителю.

2.2. Особенности организации педагогического процесса по

повышению эффективности развития учащихся посредством

использования активных мет
одов обучения.

Изучая методическую литературу, наблюдая и анализируя уроки в школе невольно задумываешься об активных методов обучения. Редко удивит нас парная, групповая работа, деловая игра, дискуссия. Чаще встречаются уроки-игры, уроки-путешествия.

Формирующий эксперимент показал, что хотя в задачи технологии активного обучения входит развитие познавательной сферы обучающихся и сознательное активное осмысление и усвоение ими информации, ее можно использовать только тогда, когда обучаемые уже владеют основами необходимой информации, полученной, как правило, традиционными методами. Поэтому нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы. Необходимо находить разумное сочетание и использование сильных сторон в зависимости от стоящих перед учебно-воспитательным процессом задач и возникающих ситуаций.

В школе, особенно в начальной, я полагаю, мало используются:

1. проблемность;

2. сотрудничество и кооперация;

3. коллективное взаимодействие;

4.управление формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых;

5. вовлечение обучаемых в постоянную активную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, классифицируют, обобщают, выделяют главное.

6. изменение модели преподавателя: то он соорганизатор, то он интерпретатор, то консультант (традиционно-организатор, информатор, консультант).

Как известно к активным методам обучения относятся проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа, деловые игры, драматизация, театрализация, творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, метод проектов, методы удивления, любования, уверенности, успеха, диалога, метод эвристических вопросов, игровое проектирование, имитационный тренинг, организационно-деловые игры (ОДИ), организационно-мыслительные игры (ОМИ), дискуссия, синектика и другие.

Мы видим, что технология активного обучения включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность, и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося значения каждым учеником.

А. Дистервег считал, что надо заставить ученика работать, работать самостоятельно, приучить его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами, что-либо усвоить.

Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе является успех.

Чего ждет ребенок, переступив-ший порог школы? Только успеха. Ситуа-ция успеха -- необходимое условие для пе-рерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.

Я убедилась, что успех связан с чувством эмоциональ-ного подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив ус-пех, ребенок будет вновь и вновь стремить-ся к нему.

Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и ис-пользует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не теря-лась, необходимо помочь развитию ребен-ка. Использование принципа «мини -- мак-са» (объем знаний дается по максимуму, оценивается стандартный минимум; мак-симум отметок, минимум оценок) помогает поддержать уверенность в себе. Считаю, что важное значение имеет прямое обще-ние детей на уроке. Лишая учащихся обще-ния, мы делаем их менее защищенными, не уверенными в собственных силах, более за-висимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах. «Повернись к соседу, скажи свой ответ. Если у него так же, он кивнет тебе, если нет, то можно вместе найти верное ре-шение».

Я сделала вывод, на уроке можно не ставить отметок. Ведь урок -- это не соревнование за лучший ре-зультат, а совместная деятельность, где ца-рит дух сопереживания и сотворчества.

Что приобретает ученик, пройдя че-рез такой процесс обучения? Самое глав-ное -- у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, само-стоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, яркие эмоции.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать