Актуализация возможностей проблемного обучения в начальной школе
есоответствие, доходящее иногда до противоречия, возникает:1) между старыми, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения данных задач. Пример. Урок математики. Мальчик записывал математические выражения к заданиям: 1) к 2 прибавь 5 и помножь на 3; 2) к 2 прибавь 5, помноженное на 3. У него получились вот такие записи: 2+5*3=21 2+5*3=17 Найди ошибку в записях. Верный вариант: (2+5)*3=21 2+5*3=172) между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. Пример. Урок русского языка. Учитель говорит: «У дороги дуб. Какое последнее слово? (Дуб) Какие звуки по порядку мы слышим, произнося это слово? [д][у] [п] Посмотрите, как пишется это слово. Сравните со звуковым составом слова.» Далее дается представление об орфограмме.3) между научными знаниями и знаниями донаучными, житейскими, практическими. Пример. Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта». Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, карандаш в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.Эти типы проблемных ситуаций получили наибольшее распростране-ние в практике обучения.Р.А. Хабиб, предлагая классификацию, исходящую из источников противоречий в учебной деятельности школьников, выделяет три рода про-тиворечий: формально-логического, познавательного и психологического ха-рактера [30].Наиболее общие дидактические способы создания проблемных ситуа-ций, которые могут быть использованы при изучении различных предметов, намечены С.Ф. Жуйковым, М.И. Кругляком, И.Я. Лернером, М.И. Махмутовым, И.К. Тарасенко, Р.А. Хабибом, П.В. Шуманом. Эти ис-следователи рассматривают различные способы предъявления задания.Использование указанных классификаций помогает учителю избрать конкретные пути создания проблемных ситуаций на уроке.Учитывая, что противоречие составляет основное звено проблемной ситуации, можно рассматривать некоторые общие пути и способы создания проблемных ситуаций, получившие наибольшее распространение в практике обучения, как способы заострения противоречий в сознании учащихся.Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно стал-кивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения кото-рых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта.Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с на-учными фактами можно с помощью не только опыта, но и рассказа об интересном факте, опыте. Как правило, это связано с экскурсом в историю науки.В результате происходит не только усвоение новых знаний, но и фор-мирование познавательной потребности, без чего невозможно успешное обу-чение, развитие мышления учащихся.Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с на-учными фактами можно и с помощью различных наглядных средств, с помощью практических заданий, в ходе вы-полнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволя-ет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы.В школьной практике широкое применение получили проблемные си-туации, возникающие при несоответствии известного и требуемого способов действия. Учащиеся сталкиваются с противоречием в том случае, когда их побуждают выполнять новые задачи, новые действия старыми способами. Поняв несостоятельность этих попыток, они убеждаются в необходимости овладения новыми способами действия.Проблемную ситуацию можно создать, побуждая учащихся к сравне-нию, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных.В процессе создания проблемных ситуаций важно помочь учащимся увидеть противоречия в самом изучаемом явлении, сопоставить их, что дает возможность не только глубже постичь суть изучаемого, но и прийти к серь-езным мировоззренческим выводам.Проблемные ситуации возникают и при столкновении противоречи-вых мнений великих людей, учёных, писателей.Сравнение можно использовать на уроках очень широко, привлекая не только тексты художественных произведений, документы, высказывания критиков, писателей, ученых, но и разные виды искусства. Однако не всякое задание на сравнение и сопоставление способствует возникновению проблемной ситуации. Многие из них остаются на уровне обычных логических заданий. Для того чтобы возникла проблемная ситуация, необходимо выделить противоречие в сопоставляемых документах, яв-лениях.Причём целесообразность создания таких ситуаций диктуется и ти-пичными ошибками учащихся при усвоении материала. Именно такие поло-жения, при усвоении которых учащиеся допускают ошибки, односторонний подход, полезно раскрывать в проблемной ситуации. Как отмечает А.М. Матюшкин, «ошибки ученика свидетельствуют не только о недостатках его зна-ний и действий, но и о ближайших возможностях его развития. Для учителя ошибки должны служить показателем тех ближайших проблем, которые мо-гут быть поставлены перед учеником, а иногда они прямо приводят к созда-нию таких проблемных ситуаций, которые необходимы в данный момент для развития действия» [38].Учет типичных ошибок учащихся, одностороннего подхода к явлени-ям эффективен при создании проблемных ситуаций по любому предмету.Таким образом, проблемные ситуации, созданные с учётом типичных ошибок учащихся, не только делают знания более осмысленными, но и по-могают школьникам преодолеть закрепившиеся неправильные представле-ния, учат мыслить делать выводы, обобщения.Для активизации мыслительной деятельности учащихся исключи-тельное значение имеют проблемные ситуации, созданные в результате столкновения противоречивых мнений самих школьников [38].Когда педагог побуждает учащихся высказать свои предположения, делать обобщения, давать объяснения фактам, явлениям при создании проблемных ситуаций, очень важно не стремиться исправлять ошибку учащего-ся немедленно, да ещё применяя нравоучения. Это порождает робость у уче-ников, страх ошибиться. А. М. Матюшкин отмечает: «Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ученика в постановке и решении им интел-лектуальных проблем. Боясь ошибиться, он не сам решает поставленную проблему, стремясь получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только лёгкие проблемы» [38]. А это неизбежно ведёт к за-держке интеллектуального развития. Во многих случаях по этой причине учащиеся проявляют интеллектуальную пассивность, которая, закрепляясь, в дальнейшем приводит к школьной неуспеваемости. Все это необходимо учитывать педагогу при организации обучения, особенно проблемного. Успешное применение проблемных ситуаций в обучении возможно лишь при соблюдении ряда условий и дидактических приемов на отдельных этапах подготовки и проведения урока [14].Прежде чем запланировать проблемное изучение определенной темы, необходимо установить возможность и дидактическую целесообразность создания проблемных ситуаций при её изучении. При этом надо учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер (опи-сательный материал или требующий обобщений, анализа, выводов) [14]. Большое внимание должно быть уделено выявлению внутренних условий мышления учащихся и предварительной работе:1) выявить уровень знаний и представлений учащихся по данной те-ме (установить каков реальный запас их знаний и жизненный опыт, а также учесть типичные ошибки, допускаемые школьника-ми);2) необходимо предусмотреть, какие новые сведения понадобятся учащимся для разрешения системы проблемных ситуаций при проблемном изучении темы, а также продумать способы сообще-ния этих необходимых сведений;3) надо выявить интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения [14].В зависимости от выявленного уровня внутренних условий мышления учащихся разрабатывается соответствующая система конкретных заданий и рассчитанных на то, чтобы обнаружить противоречие на пути движения школьников от незнания к знанию и тем самым создать проблемные ситуа-ции.Следующим этапом подготовки урока является разработка системы проблемных ситуаций. На основании анализа главной проблемой ситуации формулируется основная проблема. В формулировке этой проблемы и за-ключаемся одна из основных трудностей проблемного обучения [14].Таковы некоторые общие способы создания проблемных ситуаций, которые учитель может применять на уроках.Учет особенностей учебного предмета при создании проблемных си-туаций обеспечивает более глубокое проникновение в сущность явлений, а также дает возможность познакомить школьников с методами изучаемой науки.Таким образом, чтобы обучать проблемно, учителю необходимо знать различные типы проблемных ситуаций и пути их создания - как общедидак-тические, так и специфические для каждого учебного предмета. Как свидетельствуют исследования психологов, учитель должен уметь создавать на уроках последовательную систему проблемных ситуаций, которая является необходимым условием развития мышления [21].II.3. Технология проблемного обученияПод педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представле-ны в определенной целостности и последовательности, а выполнение пред-полагает достижение необходимого результата и имеет вероятный прогнози-руемый характер [47].Педагогическую технологию нельзя отождествлять с применением алгоритмов, ибо в ней действия не могут быть жестко детерминированы, они всегда вариативны. Технология есть отражение закономерного в деятельно-сти [47].Проектирование педагогической технологии заключается в разработке программы воздействия на замыслы и деятельность участников педагогиче-ского процесса путём выделения в процессе обучения этапов, представлен-ных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов [52].Существенными чертами современных трактовок «педагогическая технология» являются следующие:* технология разрабатывается под конкретный педагогический за-мысел, в основе ее лежат ценностные ориентации, целевые установки автора или коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата;* технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантиро-вать всем школьникам достижение и прочное усвоение уровня го-сударственного стандарта образования;* функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуа-лизации;* поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогиче-ской технологии должно быть воспроизводимо любым учителем с учётом авторского почерка педагога;* органической частью педагогической технологии являются соот-ветствующие данной стратегии обучения диагностические проце-дуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий изме-рения результатов деятельности [54].Под технологией проблемного обучения понимается такая организа-ция учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учи-теля проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность уча-щихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овла-дение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыс-лительных способностей [39].Концептуальные положения (по Д. Дьюи) [4]* Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.* Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. * Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у не-го потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. * Условиями успешности обучения являются:- проблематизация учебного материала (знания - «дети» удивле-ния и любопытства);- активность ребёнка (знания должны усваиваться с «аппетитом»);- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Особенности содержанияПроблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблем-ных ситуаций [21].Сама логика научных знаний в генезисе представляет логику про-блемных ситуаций, поэтому часть учебного материала содержит исторически правдоподобные коллизии из истории науки [23]. Однако такой путь познания был бы слишком неэкономичен; оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных си-туаций.Особенности методикиПедагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важ-ность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников [21]. Технология проблемного обучения заключается в следующем: учи-тель создаёт проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, ор-ганизует поиск решения. Таким образом, ребёнок становится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. Трудность управления проблем-ным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт инди-видуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференциро-ванного и индивидуального подхода [52].Методические приёмы создания проблемных ситуаций:- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкре-тизацию, логику рассуждения);- определяет проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или из-быточными исходными данными, с неопределённостью в поста-новке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на пре-одоление «психологической инерции» и др.). Для реализации проблемной технологии необходимы:- отбор самых актуальных, сущностных задач;- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;- построение оптимальной системы проблемного обучения, созда-ние учебных и методических пособий и руководств;- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать заинтересованность учащихся в деле [39]. Задача учителя состоит не в том, чтобы сформировать безошибочное мышление, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправ-ными участниками совместной учебной деятельности [13].ВыводыТаким образом, процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации, которая должна создаваться систематически и с учетом реальных, значимых для учащихся противоре-чий.Использование на уроках проблемных ситуаций позволяет управлять мыслительной деятельностью учеников, что является необходимым услови-ем развития их умственных способностей, повышения познавательной ак-тивности в процессе овладения знаниями.ГЛАВА III. Описание исследовательской работы по применению проблемного обучения в начальной школеIII.1. Опытно-исследовательская деятельность по применению проблемного обучения в начальной школеОпытно-исследовательская работа по применению проблемного обучения в начальной школе, проведенная нами, представляет собой три этапа: 1 ЭТАП - анализ работы учителя по применению проблемного обучения в своей педагогической деятельности и наблюдение за учащимися с точки зрения их отношения к учению, а также диагностика осознания детьми проблемных ситуаций. 2 ЭТАП - непосредственно применение проблемного обучения. 3 ЭТАП представляет собой диагностику тех же параметров, что и на первом этапе, а также сравнение результатов диагностик 1го и 3го этапов, и анализ эффективности применения проблемного обучения в начальной школе. Для опытно-исследовательской работы нами было разработано три формы диагностики: 1) диагностика на основе наблюдения, позволяющая выявить уровень осознанного отношения ребенка к проблемной ситуации, его поведения в решении проблемной ситуации; 2) наблюдение над познавательной активностью детей; 3) анкетирование, направленное на выяснение отношения учащихся к учению. Дополнительно проводилось анкетирование учителя, с целью выяснить, использует ли педагог метод проблемного обучения в своей педагогической деятельности. Диагностики проводились дважды: до применения проблемного обучения в данном классе и после него. Это обеспечило наглядность в сравнении результатов и подведении итогов исследования. Мы считаем, что данные диагностики в совокупности дают более точное представление о возможностях использования проблемного обучения в начальной школе.Исследование проводилось в 3 «В» классе МОУ лицей № 3 г.Екатеринбурга. в исследовании принимали участие 26 детей и классный руководитель.1 ЭТАППрежде чем приступать к применению проблемного обучения в данном классе, а также к диагностике его эффективности, необходимо выяснить, предлагал ли учитель детям проблемные ситуации ранее, применяет ли проблемное обучение в настоящее время, знакомы ли дети с моделью поведения в проблемной ситуации, а также готовы ли дети к возможным трудностям в обучении и их отношение к учению. Диагностика поведения ученика в проблемной ситуацииЦель этой диагностики - проследить за действиями ученика в условиях проблемной ситуации: обнаруживает ли учащийся проблему вообще и осознает ли ее, может ли найти путь решения проблемной ситуации. При этом учитывается самостоятельность этих действий и помощь наблюдателя.Для этой диагностики мы выбрали четыре проблемные ситуации из разных учебных дисциплин. Ученику предлагаются для решения две проблемные ситуации по порядку. Наблюдатель внимательно следит за деятельностью и рассуждениями ученика, отмечая результат наблюдений знаком «+» при положительном исходе, или «?» при отрицательном исходе в специальном бланке (см. Приложение 1). После того, как ученик попробовал разрешить обе проблемные ситуации, ему предлагаются еще две, аналогичные предыдущим, проблемные ситуации. Это проводится для более точного отслеживания поведения ученика, в случае, если ребенку понадобилась помощь в разрешении предыдущих проблемных ситуаций; а также, чтобы исключить возможность «случайного», неосознанного установления способа выхода из проблемной ситуации. Ниже изложены все проблемные ситуации, предложенные ученикам для разрешения, а также краткая характеристика работы с ними. 1) Ученику задается вопрос: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?» Вероятнее всего, в большинстве случаев дети будут отвечать: «Можно придумать новые слова или заимствовать их из другого языка». В этом случае следует еще раз повторить ребенку вопрос, делая в нем явные логические ударения: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?» и предложить следующий рисунок: при у за