Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии
p align="left">Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный.

- Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

- Краткий - достижения основных целей и задач;

- Комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока;

- Аспектный - отдельных элементов урока.

Каждый из указанных типов анализа может иметь виды:

1. дидактический,

2. психологический,

3. методический,

4. организационный,

5. воспитательный и т.д.

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока.

1.3 Специфика деятельности учителя технологии в процессе обучения технологии

Рассмотрим поэтапно деятельность педагога.

Первый этап - постановка целей управления качеством образования. Цели образования задаются государственными образовательными стандартами и программной документацией. Конкретизация целей технологии как учебного предмета проводится в два этапа. На первом этапе выделяются цели курса, на втором - цели текущей учебной деятельности. Чтобы сделать цели диагностичными, а обучение - воспроизводимым, выдвигаются критерии её достижения. Основные категории учебных целей общеизвестны: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Для решения таких сложных задач, стоящих перед учителем, как развитие личности учащихся, реализация личностно-ориентированного обучения, непрерывное профессиональное самосовершенствование, у учителя должно быть развито творческое мышление и такие его качества как интегративный способ мышления (Б.Г.Ананьев, В.Н.Максимова) и инновационный стиль мышления (В.И.Жернов, Ф.В.Повшедная, В.А.Сластенин).

Конкретизируем цели уроков технологии:

Обучающие

1. Сформулировать новые понятия

2. Обеспечить усвоение закона, принципа трудового процесса, особенностей приемов труда (повторить)

3. Обучение новым приемам работы

4. Устранить пробелы в знаниях

5. Отработать навыки, закрепить известные способы действий

6. Обучать выполнение заданий по образцу и переносу знаний в новую ситуацию

7. Научить самостоятельно оценивать результаты работы

8. Научить делать выводы

9. Соблюдать правила техники безопасности

Воспитывающие

1. Интерес, активность, отношение к обучению, как к важному в обществе

2. Потребность в труде, желание обладать какой- либо профессией

3. Добиваться высоких результатов в работе, стремиться к красоте

4. Внимательность, отношение к окружающим, сочувствие

5. Требовательность к себе, ответственность, дисциплинированность

6. Формирование эстетических взглядов, культура речи, одежды, поведения

Развивающие

1. Развивать пространственное мышление, творческое воображение

2. Развивать моторные навыки, умение наблюдать, планировать, осуществлять самоконтроль

3. Вырабатывать инициативу, самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, умение владеть собой

4. Развитие общетрудовых политехнических умений (конструкторских, технологических, операционный контроль)

Цель - это представление о результате. Ставя перед собой цель, нам необходимо спрогнозировать тот результат, которого мы бы хотели добиться. Чтобы получить реальный результат, необходимо применить определенные средства. Намечая логический путь своей работы необходимо сформулировать ряд задач, направленных на получение результата. Эти задачи в своей совокупности должны дать определенное представление о том, что нужно сделать чтобы цель была достигнута. 7

Для конкретизации целей очень важно знать исходное состояние психической деятельности учащихся. Оценка познавательных способностей может быть произведена с использованием стандартизированной методики экспресс тестирования. Принципиально важным является наличие единой оценочной шкалы. Можно брать информационные показатели: особенности внимания, мышления, восприятия информации, памяти.

Контроль - это одна из важнейших функций управления. Получая информацию о результатах обучения, преподаватель обрабатывает её, сопоставляет с целями и оценивает качество обучения. Преподавателю, работающему с учебной группой, необходима система контроля, направленного на каждого учащегося, т.е. необходим выход на личностный уровень. Опыт показывает, что в процессе преподавания технологии можно применять разные формы контроля, шире использовать преимущества тестового контроля.

Необходимым условием для повышения качества обучения является не только анализ деятельности учащихся, но и самоанализ урока и собственной педагогической деятельности.

Он отличается от административного контроля тем, что сориентирован на конкретную учебную группу. Схема самоанализа включает и психологический и педагогический аспект, применяется не только после проведения урока, но и на этапе конструирования, помогая разработать технологическую карту урока.

Разработка технологии обучения - это творческий процесс, состоящий в анализе целей, возможностей и выборе форм, методов и средств обучения, обеспечивающих реализацию целей и возможностей.

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения.

Педагогическая наука и практика предлагают построения занятий по предмету «технология» богатый арсенал методов и приемов обучения.

В педагогике приняты несколько классификаций методов обучения, имеющих разные основания: по источнику учебной информации (наглядные, словесные, игровые, практические), по способам взаимодействия обучающих и обучающихся (объяснительно - иллюстрированный, частично - поисковый, проблемный, исследовательский). Нами рассматривается классификация, в основании которой лежит направленность методов на решение тех или иных дидактических задач. Пользуясь этой классификацией можно выбрать из общего набора методов, те которые наиболее способствуют решению конкретной дидактической задачи на данном этапе.

Методы делятся на две группы: методы, направленные на первичное овладение знаниями, и методы, способствующие закреплению и совершенствованию знаний и овладению умениями и навыками.

В зависимости от степени активности студентов в процессе обучения, методы первой группы делятся на информационно-развивающие и проблемно - поисковые, второй на репродуктивные и творчески - воспроизводящие.

В традиционно сложившейся практике преподавания предмета «технология» в средних учебных заведениях большое место занимают информационно- развивающие методы (объяснение, рассказ, беседа, демонстрация навыка), в которых преподаватель играет более активную роль, чем студенты. Для закрепления знаний и совершенствования умений особенно часто используют репродуктивные методы (пересказ - воспроизведение студентами учебного материала, выполнение заданий по образцу, практических работ по инструкции). Эти методы более ориентированы на запоминание и воспроизведение учебного материала, менее - на развитие творческого мышления, активизацию самостоятельной познавательной деятельности.

В последнее время широкое распространение получили так называемые активные методы обучения, побуждающие учащихся к самостоятельному добыванию знаний, активизирующие их познавательную деятельность, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Именно на решение этих задач направлены проблемно-поисковые и творческие воспроизводящие методы.

Выбор методов зависит от ряда условий: специфики содержания изучаемого материала, общих задач подготовки, времени, которым располагает преподаватель, особенностей состава учащихся, наличие средств обучения.

Главным в определении метода обучения является содержание учебного материала.4 Например, при изучении курса истории развития одежды используется метод рассказа - сообщения, описание вида одежды, характеризующих ту или иную эпоху. Особенно важно, чтобы у учащихся создалось яркое, образное представление взаимосвязи изменений деталей одежды с происходящими историческими событиями. Сообщение на занятиях по специальным дисциплинам о характеристике технологического процесса лучше дать в виде демонстрации учебного кинофильма, где наглядно и сжато можно показать тот или иной процесс, а если процесс проходит скрыто, то его демонстрацию может заменить мультипликация. Для знакомства с устройством, механизмом лучше использовать объяснение, сопровождаемой показом таблицы, диапозитива, модели или самого механизма.

Обучение умениям и навыкам происходит только в практической деятельности, поэтому при постановке такой дидактической задачи необходимы упражнения, работа на тренажерах, анализ производственных операций, решение ситуационных задач, деловые игры.

Общие задачи подготовки специалистов также определяют выбор метода обучения. Преподаватель должен помнить, что обучение- это не только усвоение знаний и умение, но и развитие и воспитание молодежи. Для развития творческого профессионального мышления широко используются проблемные методы обучения: эвристические беседы, учебные дискуссии, поисковые лабораторные работы; для развития познавательных интересов и способностей- самостоятельная работа с дополнительной литературой, анализ производственных ситуаций. Как правило, метод не только решает одну узко направленную задачу обучения, воспитания или развития, но и обеспечивает их решение в комплексе; поэтому, выбирая метод обучения, следует строго учитывать преимущества и недостатки каждого из них.

Выбор метода зависит от времени, которым располагает преподаватель. Беседа требует больше времени, чем простое изложение учебного материала, но зато побуждает участников к размышлению, припоминанию ранее полученных знаний. Это не только развивает их мышление и память, но и создает интерес к работе и активное участие в ней.

Репродуктивные методы закрепления знаний (пересказ, упражнение по образцу) позволяет добиться запоминания учебного материала и в тоже время требуют небольших затрат времени, иногда нескольких минут перед началом учебного занятия. Овладение учебным материалом можно считать действительным только тогда, когда учащийся способен, руководствуясь знаниями проанализировать ту или иную ситуацию, дать ее оценку с позиции теории и найти путь решения с профессиональной точки зрения. Однако метод анализа ситуации требует большего времени, чем пересказ.

Выбор методов обучения зависит и от состава учащихся: уровня подготовленности и производственного опыта.

Рассмотрим несколько примеров. Учащимся с девятилетним образованием трудно слушать двухчасовую лекцию, они быстро утомляются, не успевают записывать за преподавателем основные положения, начинают отвлекаться. Преподавателю необходимо разнообразить методы и приемы изучения нового материала: на одном учебном занятии используются объяснение, самостоятельная работа, беседа и заслушивание рефератов учащихся.

В процессе лекции используют приемы обучения конспектированию лекций, помогает кратко формулировать основные положения, демонстрирует в ходе лекции запись конспекта на доске, с использованием сокращений, условных обозначений, а иногда дают студентам готовый опорный конспект и в лекции раскрывает, развертывает его.

Преимущество метода проблемного обучения состоит в том, что учащихся побуждают к активной мыслительной деятельности. Этот метод способствует максимальному развитию творческого мышления, приучает вдумываться в сущность явлений, отыскивать взаимосвязи между ними, формулировать выводы как теоретические положения. Однако проблемное обучение требует от них определенных интеллектуальных умений, усилий мысли, заставляет преодолевать трудности. Не все учащиеся готовы к этому. Одни из них накопили опыт такого обучения в школе, другие привыкли к традиционному объяснению преподавателя, а затем к ответу в виде пересказа прочитанного материала. Приучать учащихся к проблемному обучению с первых дней их пребывания, они должны почувствовать, что в профессиональном учебном заведении иная система обучения, чем в школе, здесь постоянно требуется думать, размышлять, поскольку это составная часть профессиональной деятельности. Для повышения качества подготовки будущих специалистов существенное значение имеет уровень развития учебно-материальной базы. Широкое внедрение в учебный процесс современных средств обучения дает возможность организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на более высоком уровне, повысить интенсивность труда преподавателей и учащихся. Умелое применение средств обучения позволяет значительно увеличить долю самостоятельности учащихся, расширить возможности организации на уроке их индивидуальной и групповой работы, развивать умственную активность и инициативу при усвоении рабочего материала.

Виды средств обучения достаточно разнообразны, на их совершенствование влияет развитие науки и техники. В педагогической литературе используются различные классификации средств обучения. В зависимости от формы организации познавательной деятельности учащихся различаются средства для индивидуальной работы и для фронтальной, в зависимости от выполняемых средствами функций - на информационные, контролирующие, тренирующие и т.д. На правильный выбор средств обучения преподавателями наиболее ориентируют классификации по совокупности двух признаков: поставленной дидактической задачи и способу её реализации. Согласно названным признакам выделяет следующие группы средств обучения: учебно-наглядные пособия, вербальные средства, специальное оборудование, технические средства обучения.

Прежде чем применить то или иное средство обучения, нужно выделить учебный материал, при изучении которого возможно и целесообразно использование этого средства. В конкретной учебной ситуации необходимо установить, способствует ли использование средства обучения усвоению учащимся знаний и умений по учебной теме, достижения учебной цели. При подборе средства необходимо решить: нужно ли демонстрировать на учебном занятии фильм или полезнее составить таблицу; отвлекает ли эмоциональное воздействие фильма от его содержания; нет ли в фильме материала, не связанного с учебной темой; помогает ли применение ТСО достижению цели урока и решению основных методических задач обучения, способствует ли наглядность воспитанию у учащихся положительного отношения к труду, самостоятельности и активности, развитию творческого мышления. Например, большое количество наглядных пособий и ТСО в конкретных видах учебной деятельности - достаточно серьезная проблема. Зрительное восприятие является, по существу, лишь началом усвоения знания, умения и навыки учащихся могут быть сформированы только в результате их активных усилий, действий. Поэтому любая наглядность на учебном занятии неэффективна, если она не сопровождается познавательной деятельностью учащихся. Поэтому необходимо тщательно продумать, как использовать наглядный материал в конкретной учебной работе преподавателя технологии, как активизировать и направить познавательную деятельность учащихся в процессе их подготовки к восприятию наглядных средств.

Информация, передаваемая с помощью средств обучения, должна быть доступной. Доступность проявляется не в упрощенном изложении, а в тех или иных особенностях подачи учебной информации, учитывающей опыт, круг интересов и уровень знаний школьников.

Количество используемых средств, особенно экранно-звуковых, на одном учебном занятии должно быть ограниченным. Это объясняется тем, что их чрезмерное использование ведет к переутомлению учащихся. По данным медицинских исследований для сохранения трудоспособности учащихся рекомендуется применять на одном занятии не более 2-3 экранных средств. При использовании ТСО необходимо также учитывать их соответствие инженерно-техническим требованиям. В целом о рациональности и эффективности применения средства обучения можно судить по тому, позволило ли оно сделать доступным для восприятия учащихся трудный материал, который не воспринимался иным способом; дало ли возможность расширить представление об изучаемом явлении глубже понять его сущность, активизировало ли познавательную деятельность учащихся, способствовало ли преодолению утомления, позволило ли увеличить объем материала вынесенного на учебное занятие, помогло ли осуществить текущий контроль за усвоением знаний, способствовало ли развитию познавательных интересов учащихся.

Успешность использования средств обучения зависит от профессиональной подготовки преподавателя. Умению использовать средства обучения надо повседневно и настойчиво учится.

Важность дидактических функций средств обучения делает актуальной проблему комплексного обеспечения ими процесса обучения. Поэтому необходимо разрабатывать и создавать подбор средств обучения к каждой учебной программе предмета, к каждой теме и учебному занятию.

Целесообразно к учебным программам в виде приложения иметь перечень дидактических средств с указанием темы их применения. Разработка дидактических средств требует учета большого количества факторов, влияющих на результат педагогического процесса. Одним из таких факторов (важных) является соответствие компонентов к содержанию изучаемого материала.

Выбор средств обучения на каждое учебное занятие - процесс индивидуально-творческий. Преподаватель технологии должен не только использовать свои знания по данному предмету, но и учитывать особенности учащихся, уровень их подготовленности, отношения к учебному предмету.

Индивидуальный стиль каждого преподавателя и уровень развития учащихся внесут свои коррективы в использование этих средств.

Средства обучения - материально-техническая база (обеспечение). Педагогические средства, как составная часть материально-технического обеспечения - это материальные объекты, предметы. Предназначенные непосредственно для организации и осуществления учебного процесса выполняющие функции развития учащихся.

Учебные средства подразделяются на несколько групп:

- Оборудование учебного заведения - учебная мебель, учебники, учебные пособия;

- Учебно-лабораторное оборудование;

- Учебно-производственное оборудование;

- Учебно-наглядное пособия - плакаты, карты, фотографии, схемы;

- Учебно-производственные средства обучения - учебные планы, программы, карточки, задания, методические рекомендации.

Учебная форма - это устойчивая завершенная организация учебного процесса в единстве его компонентов. Формы через цели, принципы, содержания, методы, средства определяет деятельность учителя и учащихся, их воспитательное отношение.

Все формы в учебном процессе подразделяются по степени сложности.

Простые формы построены на небольшом количестве методов и средств, посвящены одной теме: беседе, экскурсии, экзамену, зачету.

Составные формы - стоят на развитии простых или на их разнообразном сочетании: урок, конкурс профмастерства, конференция.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать