Анализ результатов эксперимента в области дистанционного образования
p align="left">В рамках эксперимента его участниками было осознана недостаточность нормативно-правового обеспечения отношений в системе дистанционного образования. Таким образом, участникам эксперимента приходилось действовать в «правовом вакууме». Вместе с тем положения образовательного законодательства, определяющие правовой статус образовательных учреждений, пределы свободы образовательного учреждения в определении своей структуры, процедуры регистрации, лицензирования, аккредитации и аттестации образовательных учреждений и их обособленных структурных подразделений, препятствует развитию системы дистанционного образования.

Юридический анализ хода проведения и результатов эксперимента обнаруживает недостатки в существующем образовательном законодательстве, создающие проблемы развития отношений в системе дистанционного образования:

Проблемы, связанные с разделением системы образования на формы, уровни и ступени образования, противоречащие принципу непрерывности образования.

В рамках разработки образовательных программ, реализуемых в системе дистанционного образования, было обнаружено, что вследствие несогласованности государственных образовательных стандартов различных уровней образовательные программы разных уровней образования зачастую содержат одни и те же курсы образовательных дисциплин (дублирование учебного материала). Таким образом, традиционная система образования не всегда может обеспечить преемственность и непрерывность образовательного процесса. В законе нет механизма согласования образовательных программ разных уровней разных образовательных учреждений.

Проблемы координации деятельности образовательного учреждения вне места его нахождения.

Следствием свойства экстерриториальности дистанционного обучения является возможность образовательного учреждения реализовать образовательную программу учащимся в независимости от места нахождения образовательного учреждения и учащегося. Однако, действующие нормы образовательного законодательства не предполагают возможности действий образовательного учреждения вне места своего нахождения, за исключением филиалов (представительства не могут осуществлять обучение, но могут проводить консультационную деятельность, текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и оказывать помощь студентам-заочникам в освоении образовательных программ за счет привлечения штатных научно-педагогических работников вуза, например, преподавателей экстерриториальных кафедр вуза, проживающих в местах компактного сосредоточения дистанционных студентов. Поэтому, логичным было бы распространение «статуса экстерриториальности» на лицензии образовательных учреждений, реализующих учебные программы с использованием дистанционного обучения.

Проблема несоответствия существующих лицензионных нормативов, разработанных для традиционных технологий получения образования особенностям обучения с использованием дистанционных технологий.

Это несоответствие проявляется в части:

а) требований к наличию и оснащенности арендуемых площадей (при дистанционном обучении аудиторные занятия проводятся в значительно меньшем объеме);

б) количеству штатных преподавателей, имеющих ученую степень (при дистанционном обучении значительная часть нагрузки выполняется преподавателями, имеющими специальную методическую подготовку, а также опыт практической работы по профилю обучения, но не имеющими ученую степень);

с) требований к обеспечению литературой в традиционной библиотеке (при дистанционном обучении обучаемые получают индивидуальный комплект учебно-методических материалов, который часто не может быть отражен на балансе базового вуза, а также имеют доступ в электронные библиотеки вузов) и др.

Проблемы отдельных процедур лицензирования, аттестации и аккредитации филиалов ВУЗов.

Согласно Закону «Об образовании» филиалы образовательных учреждений проходят лицензирование и аттестацию отдельно от головного ВУЗа. И только аккредитацию - в составе головного вуза. Это противоречит положениям Гражданского Кодекса, согласно которым филиал (также как и представительство) не является юридическим лицом, а лишь обособленным подразделением юридического лица.

Проблема взаимодействия с региональными Советами ректоров на предмет открытия филиала или представительства образовательного учреждения в соответствующем регионе.

Региональный совет ректоров не всегда может объективно оценить ВУЗ, стремящийся выйти на региональные рынки образовательных услуг, так как региональные ВУЗы прямо конкурируют с филиалами московских ВУЗов на своем региональном рынке.

Советы ректоров наделены весьма широкими полномочиями, в том числе административно-контрольными, что в совокупности с полным отсутствием нормативно-правовых актов, разъясняющих данные функции советов ректоров, а также ограничивающих или определяющих их компетенцию, приводит к достаточно опасным проявлениям.

Согласно письму Минобразования РФ от 29.04.99 г. № 15-20ин/15-11 «О филиале ВУЗа» при рассмотрении вопросов создания филиала может учитываться мнение соответствующего совета ректоров высших учебных заведений Российской Федерации», т.е. совет ректоров может прямо влиять на возможность создания филиала в конкретном регионе, и, при желании, избавиться от потенциального конкурента. Региональный совет ректоров может дать негативную оценку на предложение о создании филиала, мотивируя свое решение любыми причинами или никак не мотивируя, а также любыми способами затягивать процесс принятия решения.

На сегодняшний день назрела острая необходимость четко определить функции и компетенцию советов ректоров, цели их деятельности, роль в системе образования Российской Федерации, перспективы их функционирования и дальнейшего развития, как для всей образовательной системы России, так и для отдельных ее частей.

Деятельность советов ректоров должна быть нацелена на решение межвузовских проблем, обмен опытом осуществления образовательной деятельности, а также координацию работы ВУЗов региона, а не на организацию региональных монополий, основанных на интересах местных ВУЗов.

Проблема статуса учащегося в системе обучения с использованием дистанционных технологий.

Права и обязанности обучающихся по образовательным программам, реализуемым в рамках дистанционного образования не определены. Сегодня правовой статус такого обучающегося практически приравнивается к статусу экстерна или заочника. Однако в системе дистанционного образования не существует правового обоснования такого отождествления.

Проблема организации труда преподавателей и работников ВУЗа в системе обучения с использованием дистанционных технологий.

В рамках проведения эксперимента обозначилась проблема нормирования труда преподавателей и работников, участвующих в реализации образовательной программы в рамках дистанционного образования.

Проблемы заполнения дипломов в части обязательного названия формы обучения и образовательного подразделения.

Инструкция по заполнению документов об образовании предписывают в приложении к диплому указывать форму получения образования и филиал, в котором проходил обучение выпускник. Данное положение является дискриминационным по отношению к таким учащимся, так как предполагает, что сведения о форме получения образования и месте прохождения образовательной программы могут иметь значение для потенциального работодателя при определении уровня подготовки специалиста. При этом в инструкциях не описывается ситуация, предусмотренная Законом «Об образовании», когда гражданин получает образование в условиях сочетания различных форм обучения.

ТИПЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАСШТАБЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ Таб. 1

НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗА-УЧАСТНИКА

ВИД КОМПОНЕНТА ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

МАСШТАБ ПРИМЕНЕНИЯ и ДИНАМИКА ПРИМЕНЕНИЯ

Интернет - обучающая технология

Кейсовая/портфельная

Телевизионная

Сетевая/интернет

Сетевая/локальная

Сетевая/ информационно-спутниковая

Учебно-вахтовая

Аттестационно-вахтовая

Количество учебных центров

Количество дистанционных обучаемых

Количество обучаемых, приведенное к установившемуся образовательному процессу

Количество дипломированных дистанционных выпускников

1

Владимирский государственный университет

4*

400 *

150 *

нет *

2

Воронежский экономико-правовой институт

6

600 *

250 *

нет *

3

Всероссийский заочный финансово-экономический институт (г. Москва)

41*

2073

523

нет

4

Казанский государственный технический университет

5 *

150 *

80 *

нет *

5

Международный институт менеджмента ЛИНК

(г. Жуковский) ------- филиалы (центры-партнеры)

5(80)

286(5000)

158(3800)

30(1303)

6

Международный институт экономики и права (г. Москва)

14*

10500

4 800

1575

7

Московский государственный институт электронной техники (технический университет)

2

200

95

нет

8

Московский государственный индустриальный университет ---- филиалы и представительства (центры-партнеры)

7(46)

17000

10 200 *

2041

9

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

150

54000

38000 *

10000 *

10

Московская финансово-юридическая академия

46 *

1500 *

800 *

нет *

11

Российская академия государственной службы при Президенте РФ (г. Москва)

26

1500

800 *

нет

12

Российский университет дружбы народов

5

1400

1000 *

250

13

Современный гуманитарный университет (институт), г. Москва

146

110000

67 000

31000

14

Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП)

7

800

350

70

15

Международный университет бизнеса и новых технологий (Институт) г.Ярославль

2

1684

466

228

16

Международный институт гостиничного менеджмента и туризма

1

349

187

88

Применение традиционных технологий с добавлением дистанционных методов.

Таб. 2

НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗА

Спутниковые технологии

Сетевые технологии

Кейсовые технологии

Традиционные технологии

Первая группа

применение преимущественно спутниковых информационных технологий в сочетании с другими технологиями

Современный гуманитарный университет (институт), г. Москва

Вторая группа

применение преимущественно сетевых технологий в сочетании с другими технологиями

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Российская академия государственной службы при Президенте РФ (г. Москва)

Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП)

Международный университет бизнеса и новых технологий (Институт) г.Ярославль

Третья группа

применение преимущественно кейсовых технологий в сочетании с другими технологиями

Международный институт менеджмента «ЛИНК»

Московский государственный индустриальный университет

Всероссийский заочный финансово-экономический институт (г. Москва)

Международный институт экономики и права (г. Москва)

Московский государственный институт электронной техники (технический университет)

Международный институт гостиничного менеджмента и туризма

Четвертая группа

Применение традиционных технологий с добавлением телевизионных, сетевых, кейсовых дистанционных методов

Российский университет дружбы народов

Московская финансово-юридическая академия

Казанский государственный технический университет

Воронежский экономико-правовой институт

Владимирский государственный университет

К вузам, применяющим дистанционные технологии в крупных масштабах относятся:

Таб. 3

НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗА

Количество учебных центров

Количество дистанцион. студентов

Количество дипломирован-ных дистанционных выпускников

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

150

54000

10000*

Современный гуманитарный университет (г.Москва)

146

110000

31000

Международный институт менеджмента «ЛИНК»

центры-филиалы (центры-партнеры)

5(80)

257(5000)

30(1303)

Московский государственный индустриальный университет; центры-филиалы и представительства (центры-партнеры)

7(46)

17000

2041

Международный институт экономики и права (г.Москва)

14

10500

1575

К вузам, применяющим дистанционные технологии в средних масштабах относятся:

Таб. 4

НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗА

Количество учебных центров

Количество студентов

Количество дипломирован-ных дистанцион-ных выпускников

Московская финансово-юридическая академия

46

1500

нет

Всероссийский заочный финансово-экономический институт (г. Москва)

41

2073

нет

Российская академия государственной службы при Президенте РФ (г. Москва)

26

1500

нет

К вузам, применяющим дистанционные технологии в малых масштабах относятся:

Таб.5

НАИМЕНОВАНИЕ ВУЗА

Количество учебных центров

Количество студентов

Количество дипломирован-ных дистанционных выпускников

Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП)

7

800

70

Воронежский экономико-правовой институт

6

600

нет*

Российский университет дружбы народов

5

1400

250

Казанский государственный технический университет

5

150

нет*

Владимирский государственный университет

4

400

нет*

Международный университет бизнеса и новых технологий (Институт) г.Ярославль

2

1684

228

Московский государственный институт электронной техники (технический университет)

2

200

нет*

Международный институт гостиничного менеджмента и туризма

1

349

88

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать