Изучение исторических персоналий на уроках истории в 8 классе (на примере личностей Наполеона Бонапарта, Александра I и Кутузова)
p align="left">Педагог подводит итог: «2 сентября русская армия оставила Москву. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам, закончившееся пожаром в городе». Учащиеся читают отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

Учитель отмечает, что Наполеон, находясь в Москве, трижды предлагал Александру 1 начать переговоры о мире, но его письма остались без ответа.

- Почему Наполеон столь настойчиво предлагал начать мирные переговоры?

- Почему Александр отказался?

Ответы учащихся комментируются и дополняются.

При закреплении материала используется прием сравнительной характеристики императора Александра 1 и полководца М.И. Кутузова: внешность, характер, полководческое искусство.

Домашнее задание: параграф учебника, о последних годах жизни Александра и Наполеона.

Урок 4.

Тема урока: «Агамемнон Европы»

Цель урока:

1. Рассказать о последних годах жизни двух императоров.

2. Всесторонне рассмотреть и оценить личности Наполеона и Александра 1, их роль в мировой истории.

3.Развивать навыки работы с дополнительным материалом, документами; развивать навыки работы в группе, отстаивать свое мнение.

4.Воспитывать чувство патриотизма, гумманости.

План урока:

1. Злой гений Европы

2. Закат Александровской эпохи

3. «Гений и злодей несовместимы»

Оборудование: портреты Александра 1 и Наполеона Бонапарта, репродукции картин, тексты.

Предварительная подготовка: повторение изученного материала, сообщения о последних годах жизни императоров, по группам представление своего «царя царей»

Урок проходит в виде «круглого стола». Учащиеся рассаживаются в классе кругом. У каждого есть портреты двух императоров и их краткая биография. Дома дети должны были повторить все пройденное ранее и подготовиться к дискуссии на тему « Агамемнон Европы» («царь царей»). Класс поделен предварительно на две группы, каждая представляет своего «Царя царей»

Начинается урок со вступительного слова учителя: « Александр и Наполеон - современники, с 1807 по 1811 г. - союзники, едва не породнившиеся между собой, а до и после этого смертельные враги, захватнически побывавшие в столицах друг друга. Каждый из них, хотя и по-разному, сыграл роль Агамемнона Европы, «царя царей». Поэтому их биографы и все вообще исследователи их времени, естественно, так или иначе, сравнивают двух императоров. Сегодня на уроке мы тоже постараемся это сделать».

Далее двое учащихся делают сообщения о последних годах жизни Наполеона на острове Святой Елены и Александра 1 после Отечественной войны 1812 г.«Злой гений Европы - последнее пристанище»:

«Самое невероятное из всех возможных решений, -- так расценил А.З. Манфред решение Наполеона доверить свою участь Англии. Правда, сам Наполеон объяснял свой выбор вполне логично: «Мне было бы неловко отдаться в руки кого-либо из монархов, столицы которых я завоевывал. Это и побудило меня довериться Англии». Но современники, особенно в самой Англии, были озадачены. Английские власти не сразу сообразили, как быть с врагом, страшнее которого Англия не имела за всю свою историю и о котором теперь, когда он так просто оказался в ее руках, британцы хотели знать все: «На кого он похож? Человек ли это? Всегда ли его руки в крови?» «Оставлять Наполеона на жительство в Англии, рядом с Францией, нельзя, слишком опасно», - рассуждали власть имущие британцы. Одни предлагали казнить его как «врага человечества», другие - выдать Бурбонам. Но казнь отверг А. Веллингтон, воинская слава которого после Ватерлоо поднялась в Англии на небывалую высоту, выше славы Д. Мальборо и Г. Нельсона. Выдача же была вообще не в правилах Англии. Наконец, Веллингтон предложил, английское правительство юридически мотивировало, а все союзные державы одобрили решение сослать Наполеона как «пленника Европы» пожизненно за тридевять земель, на остров Святой Елены, под караул Англии и наблюдение комиссаров от России, Австрии и Пруссии.

Когда англичане объявили Наполеону это решение, он пришел в ярость: «Это хуже, чем железная клетка Тамерлана! Я отдался под защиту ваших законов! Где же ваше хваленое гостеприимство?» То был первый из множества протестов, которые отныне и до последних дней жизни он будет систематически заявлять английским властям. Все они -- от первого до последнего останутся без последствий.

Ссыльный император был поселен в глубине острова на горном плато, в старом, плохо отремонтированном деревянном доме под названием Лонгвуд, который, по признанию английского историка В. Слоона, смог бы считаться пригодным разве для пленного вожака зулусов. С первого до последнего дня жизни на острове он круглосуточно и всечасно ощущал над собой неусыпный надзор, усугубившийся с апреля 1816 г., когда губернатором острова вместо адмирала д. Кокбэрна, который был в меру старателен и только, стал генерал Гудсон Лоу. Этот, по компетентному мнению его бывшего начальника А. Веллингтона, «кретин» был буквально помешан на мысли о возможном побеге Наполеона и принимал фантастически строгие меры к предотвращению оного.

Все то больше забавляло, чем раздражало Наполеона. «Когда Лоу окружает мой дом своими офицерами, -- сказал он однажды, -- они напоминают мне дикарей, исполняющих танец вокруг пленников, перед тем как их съесть».

Главным занятием императора в течение всех шести лет его второй ссылки был литературный труд. В мемориале Святой Елены Наполеон оставил много колоритных характеристик современников - друзей и близких, соратников и врагов. Александра 1 он хоть и язвил за двуличие, признал «самым способным из европейских правителей». Когда Бертран сказал Наполеону, что Александр сделал много для Парижа, без него англичане разграбили бы столицу Франции, а пруссаки сожгли бы ее, Наполеон улыбнулся: «Если бы я не был Наполеоном, то хотел бы быть Александром».

Режим изгнания усугубил предсмертную болезнь Наполеона, которую современники и все последующие историки до недавних пор диагностировали как рак желудка. Симптомы болезни участились с 1819 г. В 1820 г. они становились с каждым месяцем все мучительнее, а 3 апреля 1821 г. доктор Антомарки признал состояние больного уже безнадежным, 13 апреля Наполеон продиктовал Монтолону, а 15-го собственноручно переписал завещание. Большую часть своего капитала, а именно 200 млн. франков золотом, он завещал (пополам) ветеранам своей армии и местностям Франции, пострадавшим от нашествий 1814-1815 гг. Всем служившим ему на острове он выделил крупные суммы: Монтолону - 2 млн. 100 тыс. франков, Бертрану -- 700 тыс., Маршану - 500 тыс., остальным - по 100 тыс. каждому. О себе Наполеон сказал в завещании слова, которые потом будут выгравированы и доныне красуются на мраморе его гробницы в парижском дворце инвалидов: «Я желаю, чтобы мой прах покоился на берегах Сены, среди французского народа, который я так любил». 5 мая 1821 г. в 5 час. 49 мин, вечера Наполеон умер. Но, уже испустив дух, он все-таки еще раз последний, изумил окружающих. Вот как воссоздал эту сцену, по рассказам очевидцев, Марк Алданов. «Граф Бертран тяжело поднялся с кресла и сказал глухим шепотом: «Император скончался...» И вдруг, заглянув в лицо умершему, он отшатнулся пораженный воспоминанием: «Первый консул», - воскликнул гофмаршал. На подушке, сверкая мертвой красотой, лежала помолодевшая от смерти на двадцать лет голова генерала Бонапарта»

«Закат Александровской эпохи»

После вторичного изгнания Наполеона Александр 1 в некотором роде занял его место на континенте. «Император русский - Агамемнон, царь царей!» - восклицала очарованная им мадам Ж. де Сталь.

Александр создал и возглавил Священный союз, который отныне и до конца дней Александра 1 стол его главной заботой. Он прямо говорил своему статс-секретарю И.А. Каподистрия: «Это мое дело: я начал и с божьей помощью его довершу». Именно Александр созывал конгрессы Союза, предлагал вопросы к повестке дня и во многом определял их решения. На всех конгрессах Священного союза главным был один и тот же вопрос - о борьбе с революционным движением народов Европы, ибо народы, освободившись от Наполеона, не хотели мириться со старорежимными монархами, которых рассадил повсеместно Венский конгресс и теперь охранял Священный союз. Александр 1 на каждом конгрессе был не только самым авторитетным, но и самым активным участником.

В последние пять лет своего царствования Александр, занятый борьбой против «гидры революции» по всей Европе, с тревогой распознавал пробуждение той же «гидры» в самой России. Первый сигнал прозвучал для него (как гром среди ясного неба) на конгрессе Священного союза в Троппау, где он получил известие о возмущении лейб-гвардии Семеновского полка. Этот полк, сформированный вместе с Преображенским полком в 1695 г. Петром Великим, был старейшей и самой привилегированной воинской частью в России. Шефом его с молодых лет был сам Александр, которого именно семеновцы фактически возвели на престол. «Происшествие, можно сказать неслыханное в нашей армии, - написал об этом Александр 1 Аракчееву. -- Еще печальнее, что оно случилось в гвардии, а для меня лично еще грустнее, что именно в Семеновском полку».

Усугубляли душевную депрессию Александра и личные утраты, две из которых он переживал особенно тяжело: смерть 9 января 1819 г. на 31-м году жизни любимой сестры Екатерины Павловны и 23 июня 1824 г. -- 16-летней дочери (от М.А. Нарышкиной) Софьи, в которой он не чаял души. Наконец, с первого дня царствования и до смертного часа мучился он угрызениями совести при мысли о своей причастности к отцеубийству. Ежегодно 11 Марта, где бы он ни был (в 1814 г. -- под стенами Парижа), Александр слушал заупокойную мессу в память отца, причем, по воспоминаниям императрицы Елизаветы Алексеевны, относящимся к 1809 г., боялся приближения каждой очередной годовщины, «впадая в мрачное отчаяние».

Глубокая душевная драма подтолкнула царя к таким мыслям, какие обычно не приходят в голову самодержцам. Летом 1819 г. его брат вел. кн. Николай Павлович и жена Николая, Александра Федоровна, «как окаменелые, широко раскрыв глаза, слушали признание царя: «…я решил отказаться от лежащих на мне обязанностей и удалиться от мира». Правда, Александр оговорился: «Все это случится не тотчас, несколько лет пройдет, может быть». Тем не менее, его решение оставить трон, было объявлено (пока в узком семейном кругу). Осенью того же 1819 г. царь уведомил и вел. кн. Константина Павловича «Я хочу отречься от престола, я устал».

Замыслив отречься от престола Александр, естественно, думал о своем наследнике, и эти думы тоже были тревожными. После того как в 1800 и 1808 гг. умерли в младенчестве две его дочери, он не имел больше законнорожденных детей. Поэтому, согласно акту о престолонаследии 1797 г., преемником Александра считался следующий по старшинству его брат Константин Павлович который, кстати, уже с 1799 г. носил титул цесаревича. Но Константин давно уже дал себе зарок «не лезть на трон» («задушат, как отца задушил»). Александр убедившись, что его брат всерьез предпочел нецарственную жену царскому скипетру, 16 августа 1823 г. составил особый манифест, где в изменение акта 1797 г., т.е. в обход цесаревича Константина, был объявлен наследником престола третий из братьев - Николай. Этот манифест царь упрятал в Успенский собор с надписью на пакете: «Хранить до моего востребования, а в случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия». С тех пор до самой смерти Александра 1 манифест хранился в тайне - даже от Николая Павловича. Знали о нем, кроме Александра и Константина, только архиепископ московский Филарет, А.Н. Голицын и, конечно, Аракчеев, от которого у царя вообще не было секретов.

Уединяясь от дел и людей и углубляясь в себя, Александр вдруг (может быть, из христианского чувства раскаяния) стал все заботливее относиться к жене, которую прежде мог не замечать месяцами. Теперь он окружил ее нежным вниманием, страдал оттого, что она нездорова поднял на ноги всех врачей. Придворные эскулапы летом 1825 г. определили у императрицы начало хронической чахотки и рекомендовали провести зиму в Италии или на Мальте, но Елизавета Алексеевна категорически отказалась ехать за границу. Тогда был выбран вместо Мальты или Неаполя Таганрог -- по мнению врачей «наименее удаленное место, куда путешествие было бы не так утомительно и где по пути можно было подыскать удобные остановки для ночлегов или дневок».

Александр 1 всегда отличался хорошим здоровьем. Он любил даже щегольнуть своей невосприимчивостью к недугам. Так, 6 января 1807 г. он принимал «крещенский парад» при 16 градусах мороза в одном мундире, а студеной зимой 1812 г. проехал из Петербурга в Вильно в открытых санях. Поэтому ни сам царь, ни его свита не сочли серьезным простудное, как показалось вначале, недомогание, которое он почувствовал 3 ноября, когда возвращался в Таганрог из путешествия по южному берегу Крыма. Однако болезнь с каждым днем усиливалась, обретая тифозный вид лихорадки, а царь, все еще не придавая ей значения, категорически отказывался от лекарств. Утром 14 ноября он, как это зафиксировано в дневнике лейбхирурга Тарасова, начал сам бриться, порезал себе вследствие дрожания руки подбородок и впал в обморочное состояние. Его уложили в постель, и с этого часа Александр уже не вставал.

Наступило утро 19 ноября 1825 г. - пасмурное и мрачное. Площадь перед царским особняком была запружена людскими толпами, которые, как и все в доме, ждали чуда исцеления «божьего помазанника». Но чудо не произошло. В 10 час. 50 мин, утра Александр I скончался…

Неожиданная смерть в глухом месте еще не старого и полного сил царя, так же как и смерть Наполеона, обросла различными легендами. Среди них была, конечно же, и легенда об отравлении, которая ничем не подтверждается.

После докладов начинается дискуссия. Каждая группа представляет своего императора, и доказывает, что именно он достоин звания «Агамемнон Европы». Дети используют портреты; высказывания историков о правителях; документы, знания, полученные ранее на уроках. Затем происходит обсуждение представленной информации.

Педагог, подводит итог всей изученной теме:

«Александр 1 и Наполеон - современники с 1807 по 1811 г. - союзники, едва не породнившиеся между собой, а до и после этого смертельные враги, захватнически побывавшие в столицах друг друга. Каждый из них (сначала - Наполеон, потом - Александр), хотя и по-разному, сыграл роль Агамемнона Европы, «царя царей». Поэтому их биографы и все вообще исследователи их времени, естественно, так или иначе, сравнивают двух императоров.

Память об Александре 1 и Наполеоне на родине каждого из них н во всем мире давно стала бесстрастной, чисто исследовательской. Собственно, Александр даже во Франции никогда не возбуждал к себе враждебных эмоций. Очень скоро и Наполеону в России «простили» его нашествие 1812 г., возложив вину за разрыв франко-русского союза отчасти на Александра».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изучая личности Наполеона, Александра 1 и Кутузова, учащиеся узнают о том, как жили эти исторические персоны, кто и как влиял на их воспитание, какую роль сыграли они в мировой истории и истории России.

Все эти личности современники, Александр 1 и Наполеон с 1807 по 1811 гг. - союзники, едва не породнившиеся между собой, до и после этого смертельные враги, захватнически побывавшие в столицах друг друга. И каждый из них, хотя и по-разному, сыграл роль Агамемнона Европы. Поэтому их биографы, так или иначе, сравнивают двух императоров.

Что же у них общего? Прежде всего, и тот и другой - деспоты, оба во главу решения любого вопроса ставили свою волю. Но в то же время они были разными. Наполеон представлял буржуазный прогресс, а Александр - феодальную реакцию. Но Наполеон дискредитировал прогрессивное начало как тиран внутри Франции и агрессор вне ее. Александр же маскировал свою реакционность многочисленными проектами реформ, ни один из которых не был реализован, из-за боязни феодального заговора, повлекшего бы дворцовый переворот или революцию. Память о двух императорах перестала быть чисто исследовательской. Александр не вызывает отрицательных эмоций во Франции, а Наполеону в России давно простили его нашествие 1812г.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, в дипломном исследовании были выявлены методические приемы изучения персоналий. На этой основе были разработаны экспериментальные уроки «Два императора. Начало пути», «Александр против Наполеона», «Отечественная война 1812 г.», «Агамемнон Европы», на которых использовались такие методы создания представления о личности как синхронизация, систематизация, персонификация, ролевая игра, интегрированность.

Анализ практики массового преподавания позволил выявить затруднения учащихся и учителей в создании представления о личности, проявляющиеся в сложностях с отбором материала, нехваткой времени на уроке для всестороннего рассмотрения той или иной персоны. Строгое соблюдение программы не позволяет более подробно останавливаться на изучении жизни и деятельности личности, поэтому этот материал в основном выносится на самостоятельное изучение, реже на факультативные или элективные курсы. Опрос и анкетирование учащихся показали, что интерес у учащихся к историческим персоналиям есть, но если он преподносится учителем ярко, эмоционально, если педагог останавливается подробно на воспитании, характере, личной жизни деятелей, их привычках, увлечениях, использует дополнительные средства информации.

При отборе содержания были использованы следующие произведения: Архангельский А.Н. «Александр 1», Ключевский В.О. «Русская история», Манфред А.З. «Наполеон Бонапарт», Троицкий Н.А. «Александр и Наполеон», Тарле Е.В. «Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год», Тарле Е.В. «1812 год. Избранные произведения», Жилин А.П. «Михаил Илларионович Кутузов», Дмитриев Д.С. «Два императора», Тарле Е.В. «Талейран. Наполеон. Кутузов». Мы руководствовались тем, что материал должен быть интересен учащимся, поэтому обращали внимание на детские и юношеские годы личностей, на взаимоотношения императоров, а также уделили внимание последним годам жизни этих ярких личностей. Останавливаясь на персоне Кутузова, акцент делался на его полководческом и дипломатическом искусстве.

На уроках использовались следующие методические приемы: работа с биографическими данными, использование иллюстраций, исторических карт, мультимедийных средств обучения, самостоятельная работа учащихся, ролевые игры, дискуссия, сравнительный анализ.

Итоги формирующего эксперимента показали эффективность предложенной методики, что подтвердило рабочую гипотезу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев С.П. Книга для чтения по истории нашей Родины. - М.: просвещение, 1987.

2. Алексеев С.П. Сто рассказов из русской истории.- М.: Астрель, 2005.

3. Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории России Х1Х в. - М.: Владос, 2000.

4. Архангельский А.Н. Александр 1. - М.: Вагриус, 2000.

5. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах. - М.: Дрофа, 2005.

6. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1968.

7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Гамезо М.В., Матюхиной М.В., Михальчик Т.С. - М.: Просвещение, 1984.

8. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: вопросы модернизации. - М.: Школьная пресса, 2005.

9. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие. - М.: Владос, 1999.

10. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы проф. Мастерства. - М.: Владос. 2001.

11. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России Х1Х в.: учебник для 8 класса общеобр. школ. - М.: Просвещение, 2003.

12. Дмитриев Д.С. Два императора. - М.: Астрель, 2003.

13. Иванова А.Ф. Нетрадиционные формы работы на уроке // Преподавание истории в школе.1987. №4.

14. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории: Учебно-методические пособия для учителя. - М.: РОСМЕН, 2002.

15. Ключевский В.О. Русская история. - М.: ЭКСМО, 2005.

16. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т., Т 1Х. - М.: Мысль, 1990.

17. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. - М.: Владос, 2000.

18. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. - М.: Владос, 1999.

19. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. - М.: Мысль, 1986.

20. Мухина В.С. Возрастная психология развития, детства, отрочества: Учебник для студентов вузов. - 7-е изд. - М.: Академия, 2002.

21. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы / Авт.-сост. М.Н. Чернова. - М.: Эксмо, 2006.

22. Отечественная война 1812 года: материалы к урокам // История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2005. №5.

23. Программы общеобразовательных учреждений. История 5-11 классы. - М.: Просвещение, 2007.

24. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Астрель, 2007.

25. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2007.

26. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997.

27. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: в 2-х частях. - М.: Владос, 2002.

28. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя истории. - М.: Владос, 1998.

29. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для студентов вузов. - М.: Владос, 2004.

30. Тарле Е.В. 1812 год. Избранные произведения / Сост. и общ. ред. В.А. Дунаевского. - М.: Пресса, 1994.

31. Тарле Е.В. Исторические портреты: Талейран. Наполеон. Кутузов. - М.: Ридерз Дайджест, 2007.

32. Тарле Е.В. Наполеон/ Отв. Ред. А.З Манфред. - М.: ИАН СССР, 1957.

33. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год/ Послесл. В. Балязина. - М.: Воениздат, 1992.

34. Толстой Л.Н. Война и мир: в 4 т., т.3. - М.: Правда. 1986.

35. Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. - М.: Мысль, 1988.

36. Троицкий Н.А. Александр 1 и Наполеон. - М.: Высшая школа, 1994.

37. Философский словарь / Под ред. Фролова И.Т. - М.: Политиздат, 1986.

38. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Книга для чтения по новой истории. 188-1913. - М.: просвещение, 2004.

39. Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., Баранов П.А. Новая история 1800-1913 гг.: учебник для 8 класса общеобр. школ. - М.: Просвещение, 2003.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать