Изучение словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
p align="left">Проводится в форме игры в слова. Ребёнку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: мяч, яблоко, дерево, собака, человек. (Например: дерево. Какое оно? Как про него можно сказать ещё? Каким оно может быть?) Высшая оценка 10 баллов. 2 балла - придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному; 1 балл - менее 3 слов; 0 баллов - ответ не соответствует семантическому полю слова.

После выполнения всех 4 заданий, направленных на выявления словаря, подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка - 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35 - 50 баллов - среднему; менее 35 баллов - низкому уровню лексического развития ребёнка.

2.2 Анализ результатов диагностики.

1. Диагностическая методика на базе методики психолого-логопедического обследования речи Волковой Г.А.

Цель: выявление уровня сформированности лексики.

Количественные показатели по данной методике представлены в таблице №1.

Табл.№1. Количественные показатели по методике Волковой Г.А.

Имя ребёнка

Процент правильно выполненных заданий

Активный словарный запас

Пассивный словарный запас

1

Андрей

40,2%

73%

2

Аня В.

41,8%

75,3%

3

Аня С.

40,3%

73,3%

4

Ваня

36,7%

70,6%

5

Даша

42,1%

76%

6

Дима

38%

71%

7

Кирилл

41,7%

75%

8

Миша

41,1%

72%

9

Сергей

40,3%

72%

10

Соня

42,7%

76%

Средний показатель

40,4%

73,7%

Как видно из приведённой таблицы, в среднем уровень сформированности активного словарного запаса составляет 40,4% . Это довольно низкий показатель. Уровень пассивного словарного запаса средний, составляет 73 %.

Качественный анализ данных показывает, что лучше всего у детей развит номинативный словарь. Хуже всего - атрибутивный словарь. А также затруднения были вызваны при подборе антонимов. Дети подбирали антонимы или с помощью, или давали далёкую словесную замену.

Выявленные особенности соответствуют характеристике качественных нарушений, указанных А.В. Захаровой, Гвоздевой А.В., Вехтеровым В.П и другими учёными, и описанных нами в параграфе 1.1.

Перейдём к анализу результатов следующей методики.

2. Методики обследования словарного запаса детей О.Г.Грибовой, Т.П.Бессоновой.

Цель: выявление уровня словарного запаса детей.

Количественные показатели результатов представлены в таблице №2.

Табл. №2. Количественные показатели по методике О.Г. Грибовой, Т.П. Бессоновой

Имя ребёнка

Процент правильно выполненных заданий

Активный словарный запас

Пассивный словарный запас

1

Андрей

35%

58%

2

Аня В.

37,3%

58,4%

3

Аня С.

35,7%

60%

4

Ваня

31%

59%

5

Даша

36,8%

59,4%

6

Дима

31,8%

55%

7

Кирилл

38%

58,6%

8

Миша

36,5%

60%

9

Сергей

36%

54%

10

Соня

41,3%

64%

11

Средний показатель

36%

55,6%

Как видно из приведённой таблицы, в среднем уровень сформированности активного словарного запаса составляет 36% . Это довольно низкий показатель. Уровень пассивного словарного запаса средний, составляет 58,6%.

Качественный анализ данных показывает, что, как и в предыдущей методике, лучше всего у детей развит номинативный словарь. Далее, по частоте правильно выполненных заданий, следует глагольный словарь, затем - атрибутивный словарь, словарь числительных. Хуже всего развит словарь предлогов. А также затруднения были вызваны при подборе антонимов, синонимов.

3. Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой.

Цель: обследование словарного запаса детей.

Результаты обследования словарного запаса детей по данной методике представлены в таблице №3.

Табл. №3. Количественные показатели по методике И.А. Смирновой.

Имя ребёнка

Процент правильно выполненных заданий

Активный словарный запас

Пассивный словарный запас

1

Андрей

45,5%

61%

2

Аня В.

46,4%

65%

3

Аня С.

38%

67,8%

4

Ваня

38%

60%

5

Даша

47%

68%

6

Дима

40,5%

66%

7

Кирилл

43%

66%

8

Миша

37,6%

67,9%

9

Сергей

44%

65%

10

Соня

60%

83%

11

Средний показатель

44%

60,3%

При анализе результатов данной таблицы мы видим, что уровень сформированности активного словарного запаса составляет 44% - это, как и в предыдущих методиках соответствует низкому уровню развития словарного запаса. Лишь у одного ребёнка - Сони, уровень лексического развития средний - 60%.

Средний уровень развития пассивного словарного запаса составляет 60,3%.

Качественный анализ данных показывает, что больше всего в своей речи дети используют существительные и глаголы. Затруднения возникают при использовании прилагательных, а также числительных и предлогов.

4. Методика исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.

Цель: исследование лексики детей.

Результаты, полученные с помощью данной диагностики представлены в таблице №4

Табл. №4. Количественные показатели по методике Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.

Имя ребёнка

Процент правильно выполненных заданий

Активный словарный запас

Пассивный словарный запас

1

Андрей

58%

80%

2

Аня В.

57%

77%

3

Аня С.

53%

75%

4

Ваня

43,8%

60%

5

Даша

53%

79%

6

Дима

50%

77,8%

7

Кирилл

54%

80%

8

Миша

50%

78,9%

9

Сергей

52,6%

74%

10

Соня

65%

83%

11

Средний показатель

53,6%

76,4%

Анализ результатов данной методики показал, что уровень развития словарного запаса детей с ОНР 3 уровня низкий - 53,6%. Лишь у двух детей - Андрея и Сони - средний, составляет 58% и 65% соответственно. И у одного ребёнка - Ани В. Уровень развития словарного запаса приближен к среднему.

Уровень пассивного словарного запаса составляет 76,4%.

Качественный анализ данных показывает, что, как и в предыдущей методике, лучше всего у детей развит номинативный словарь. Далее, по частоте правильно выполненных заданий, следует глагольный словарь. Хуже всего развит атрибутивный словарь.

5. Методика изучения словарного запаса М.А. Поваляевой.

Цель: изучение словарного запаса.

Количественные показатели по данной методике представлены в таблице №5.

Табл.№5. Количественные показатели по методике М.А. Поваляевой.

Имя ребёнка

Процент правильно выполненных заданий

Активный словарный запас

Пассивный словарный запас

1

Андрей

45%

61%

2

Аня В.

42%

65%

3

Аня С.

43%

67,8%

4

Ваня

35%

60%

5

Даша

50%

68%

6

Дима

40%

66%

7

Кирилл

38%

66%

8

Миша

41%

67,9%

9

Сергей

40%

65%

10

Соня

60%

83%

11

Средний показатель

43,4%

60,3%

Как видно из таблицы уровень развития активного словарного запаса составляет 43,4%, что соответствует низкому уровню развития. Лишь у одного ребёнка - Сони, выявлен средний уровень развития словарного запаса - 60%. Большую часть лексического строя детей составляет номинативный словарь, за ним следует глагольный. И хуже всех, как и в предыдущих методиках, развит атрибутивный словарь. Помимо подбора определений, затруднения были вызваны при выполнении заданий на подбор антонимов и синонимов.

Выводы

Количественные показатели по результатам всех методик представлены в таблице №6.

Табл. №6. Количественные показатели по результатам всех методик

№ методики

Процент правильно выполненных заданий

Активный словарный запас

Пассивный словарный запас

1

40,4%

73,7%

2

36%

55,6%

3

44%

60,3%

4

53,6%

76,4%

5

43,4%

60,3%

Средний показатель

43,4%

65,2%

Качественный анализ проведённого констатирующего эксперимента показывает, что больше всего в словаре детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи присутствует существительных, меньше - глаголов. Очень беден атрибутивный словарь, а также словарь числительных и предлогов.

Проведя констатирующий эксперимент и проанализировав данные проведённых методик, можно сделать следующие выводы:

- количество употребленных существительных детьми более высокое, чем других частей речи;

- наибольшие трудности наблюдались у детей при назывании прилагательных и предлогов;

- появляется больше прилагательных, когда дети опираются на картинный материал.

Таким образом, был проведён констатирующий эксперимент и выявлены количественные и качественные показатели уровня развития лексического строя речи у детей с ОНР. Низкий уровень развития словаря был обнаружен у всех детей, кроме одного - Сони. Зафиксированные при этом недостатки выражались в ограничении объёма словаря и неточном употреблении слов. В первом случае дошкольники не могли назвать предметные картинки, самостоятельно расширить данный тематический ряд, подобрать обобщающее понятие, а также достаточное количество признаков и действий, характерных для рассматриваемого предмета. Во втором случае отмечались смешения близких по значению и звучанию слов (крыша - крыса) при названии предметных картинок и подборе обобщающего понятия (птицы=животные); употребление видового понятия вместо родового (транспорт=машины); подбор слов, не относящихся к данной тематической группе (пальто, штаны, рубашка, ботинки); а также подбор прилагательных и глаголов, не входящих в семантическое поле данного существительного (мяч широкий, низкий; бегает, летает).

Все это свидетельствует о недостаточном уровне сформированности словарного запаса детей с ОНР, что подтверждает необходимость проведения с ними коррекционной работы.

2.3 Рекомендации

Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в общей системе речевой работы в детском саду. И это закономерно. Слово - основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.

Задачи словарной работы:

1. Обогащение словаря детей новыми словами, усвоение ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики;

2. Закрепление и уточнение словаря. У детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием;

3. Активизация словаря. Важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях.

Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

Методы словарной работы

Для формирования словарного запаса необходимо использовать следующие методы:

1. методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;

Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.

Дидактические игры - широко распространенный метод словарной работы. Игра является одним из средств умственного воспитания.

Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, куда входит и определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

Для пополнения и активизации словарного запаса эффективными могут быть словесные игры, которые являются разновидностью дидактических игр, направленных на развитие речи ребёнка. В любой такой игре происходит решение определенной мыслительной задачи, то есть одновременно совершается коррекция как речевой, так и познавательной деятельности. Для решения этих задач рекомендуются различные описания предметов, их изображений, описания по памяти, рассказы по представлению и др. Хорошие результаты дают задания на придумывание и отгадывание загадок.

Игровая задача словесных упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа ведущему. Эти упражнения и игры проводятся в старших группах. Упражнения должны быть кратковременными.

На первых занятиях упражнения проводятся в медленном темпе, т. к. педагогу приходится часто исправлять ответы детей, подсказывать нужное слово, объяснять. В дальнейшем упражнение может стать игрой, в которой участники получают фишки за удачный ответ или выбывают из игры. В такой игре можно использовать мяч, который ведущий бросает по своему усмотрению любому участнику игры.

В словесных играх очень важно правильное объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задания. Игровое задание предлагается сразу всем детям группы, затем выдерживается пауза для обдумывания ответа. Вызывается один ребенок или несколько детей по очереди. К оценке ответа постепенно начинают привлекать всю группу детей. Именно такой подход к развитию словаря наиболее продуктивен при коррекционной работе с детьми. Однако коррекция речевой деятельности, особенно словаря должна осуществляться в теснейшей связи с коррекцией познавательной деятельности. Рекомендуется проводить словесные игры и упражнения не только на занятиях, но и на прогулке, во время подвижных игр.

Вышеизложенные методы используются и в коррекционной педагогике, но имеют свои особенности.

Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи.

Задачи в работе над словом:

1. работать над узнаванием слов, а также над различением слов, близких по звуковому и слогоритмическому оформлению:

2. работать над развитием умений отличать правильно и неправильно произносимые слова;

3. работать над систематизацией слов, которыми располагает ребенок, группировать их по разным признакам;

4. работать над разными видами значений слов: предметной соотнесенностью с понятийным, ситуативным, эмоциональным;

5. работать над сопоставлением, сравнением слов по их лексическим значениям;

6. работать над смысловой сочетаемостью слов;

7. работать над активизацией поиска слов ребенком.

Условия, необходимые для работы по формированию лексического строя речи.

1. Необходимо формировать структуру слов и систему их значений у детей с нарушенной речью. Работу нужно начинать с формирования основ. Нужно формировать предметную отнесенность слова, на её основе формировать обобщающую функцию слова, формировать понятийно-обобщающую функцию слова.

2. Формирование обобщающей функции слова строится на развитии у ребёнка умений выделять свойства и признаки предметов, обозначаемых данным словом. Эту работу нужно направлять, развивая наблюдательность ребёнка, его познавательную активность, учить сравнивать предметы между собой. Логопед может предложить детям набор признаков, по которым они должны определить предмет, как это делается в загадках, может попросить детей самих придумывать такие загадки.

3. Выделяя и называя свойства, признаки предмета, логопед одновременно стимулирует, активизирует употребление слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов.

4. Необходимо проводить работу по пополнению, уточнению и активизации словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, где имеется наглядная база для формирования словарного запаса у детей с ОНР.

5. Работая с детьми в течение всего дня, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.

6. Важно учитывать, что у детей с ОНР снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков оказывается напрасным трудом. Необходима подготовительная работа. Прежде всего, необходимо побудить детей слушать и слышать педагога, придавать словесным упражнениям дух соревнования, вызвать интерес к ним, например, задавая вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто точнее скажет слово?», «Кто быстрее ответит на вопрос?».

7. Не следует стремиться для словесных упражнений собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели 4-5 детей.

8. Необходимо обогащать словарь антонимами. С этой целью можно использовать коротенькие рассказы, которые носят нравоучительный характер. Они должны быть по содержанию увлекательными, понятными детям. Вначале от детей требуется, чтобы они уловили смысл рассказа, могли рассказать о герое, какой он: добрый или злой, аккуратный или неряшливый.

9. Расширение пассивного и активного словаря детей предусмотрено программой дошкольного воспитания, следовательно, эту работу может осуществлять и воспитатель на занятиях по развитию речи, а также во время прогулок и экскурсий.

Р.И. Лалаева в формировании лексики выделяет следующие направления:

1. Расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности;

2. уточнение значений слов;

3. формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;

4. организация семантических полей, лексической системы.

5. активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.

Заключение

Таким образом, был проведён констатирующий эксперимент и выявлены особенности формирования словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Изучение литературы по данному вопросу показало, что для развития активного словаря можно использовать дидактические словесные игры и упражнения. Однако их использование необходимо осуществлять в теснейшей связи с развитием познавательной деятельности.

Итак, все вышесказанное позволяет нам сделать вывод, что вопросы развития словаря детей оказываются недостаточно разработанными, а поэтому остаются актуальными и по сегодняшний день.

В ходе изучения имеющейся литературы по теме исследования выяснилось, что словарь у изучаемой нами категории детей характеризуется маленьким объёмом, значительным преобладанием пассивного словаря над активным, неточным употреблением слов, наблюдаются вербальные парафразии.

Все это приводит нас к мысли о необходимости изучения и развития словарного запаса детей с ОНР.

Развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР в наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной логопедической работы в виде комплекса специально подобранных дидактических игр и словесных упражнений.

В процессе исследовательской работы были решены следующие задачи:

1.Изучена психолого-педагогическая литература по проблеме формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

2.Составлен диагностический комплекс.

3.Апробирован составленный диагностический комплекс.

4. Проведён качественный и количественный анализ полученных результатов.

5. Составлены рекомендации по развитию словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Цель работы: выявление сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня была достигнута.

Используемая литература

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М. 1981г.

2. Бутон Ш. Развитие речи // Психолингвистика. М.: Прогресс, 1984.

3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С.- П.: "Детство - Пресс", 2003.

4. Волкова Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с нарушениями речи. - С.- П. 2002

5. Волосец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников\\ - Институт общегуманитарных исследований В. Секачева- М. 2002

6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982

7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961

8. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас.-М.:АРКТИ,1999

9. Елисеева М.Б., Цейтлин С.Н., - Говорят дети, СПб., 1996.

10. Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас.-М.:АРКТИ,1999

11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. -М., 1981.

12. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994.

13. Жукова Я.С, Мастюкова Е. М„ Филичева Т,Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.

14. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. - Новосибирск, 1975

15. Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Логопедические занятия с детьми 6-7 лет: Методические рекомендации. - Санкт-петербург, 2003

16. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: Уч. пос. для студ. пед. вузов по спец. "Логопедия"/Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М.: Центр Гум. лит-ры "РОН" В. Секачев ,2000

17. Красовская О.В. Окказиональное слово детских писателей // Русская филология. Украинский вестник. - Харьков, 1997.

18. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пос. для учителя-логопеда.-М.:ВЛАДОС,2001.

19. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).-СПб.:Союз,1999.

20. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. - М., 1968

21. Леонова М.И., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: Методические рекомендации. -М.:Школа-Пресс,1999.

22. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.-Н.,1975.

23. Логопедия: Учеб. для студ. дефектолог. фак. вузов/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской.-3-е изд.,перераб. и доп.-М.:ВЛАДОС,1998.

24. Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы, слова (А,Е,О).-СПб.:Дельта,1998.

25. Лопухина И.С. Логопедия:упражнения для развития речи: Пос.для логопедов и родителей.-СПб.:Дельта,1999.

26. Лурия А.Р. Речь и мышление: Материалы к курсу лекций по общей психологии. - М., 1975.

27. Львов М.Р. Основы теории речи. - М., 2002

28. Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 1971.

29. Методы обследования речи детей // Под ред. Чиркиной Г.В. -Москва,2005

30. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1967.

31. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.; Л.: ОГИЗ, 1932.

32. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Изд. 7-е. Ростов-на-Дону, Изд-ва «Феникс», 2007.

33. Правдина О.В. Логопедия. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Просвещение, 1973.

34. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение.- Волгоград:Учитель,1999.

35. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи - СПб.: Изд-во «Детство - Пресс», 2005.

36. Ушакова Т.Н. Природные основания речеязыковой способности ребенка (анализ раннего речевого развития) // Языковое сознание: формирование и развитие. М.: Изд-во Моск. гос. лингв. ун-та, 1998.

37. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: Уч.-метод. пос..-М.:Гном-Пресс,1999.

38. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста, -М., 1999.

39. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и
воспитание детей 5-летнего возраста с общих недоразвитием речи. - М. 1991.

40. Флерова Ж.М. Логопедия. -Ростов н/Д:Феникс,2000.

41. Хрестоматия по логопедии. В 2-х томах: Уч. пос.Т.1/Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстовой.-Мн.:ВЛАДОС,1997.

42. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / М.М. Алексеева. М., 2002

43. Цейтлин С.Н. Усвоение детьми лексических единиц. - СПб., 1994.

44. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. -- М., 1958.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать