Изучение традиционной одежды русских крестьян Южного Алтая на уроках технологии для учащихся начальных классов
p align="left">Мы с вами учимся украшать костюм орнаментом, плести поясок.

Плетение пояса в сопровождении русской народной песни "Прялица".

Итог: Ребята, мы сегодня с вами много рассказали и узнали о народном костюме. Как вы думаете, кто из ребят мог бы рассказать о русском костюме для гостей на нашей выставке?

Да, эти дети подготовили интересные рассказы. Что из нашей экскурсии обязательно запомнят гости выставки о русском народном костюме?

Игра "Подарок". На память о нашем занятии я предлагаю подарить друг другу русские сувениры [6, 10,11].

Конспект занятия на тему «Аппликация. Умение подбирать лоскутки ткани по рисунку и цвету. Правила безопасности при работе с ножницами» (9 неделя)

Цели:

- дать первоначальные сведения об истории лоскутного шитья, о проекте;

- научить основам композиции, принципам сборки шестиугольников;

- развивать творческое мышление, воображение и эстетический вкус;

- совершенствовать навыки и умения работы с тканью;

- воспитывать терпение, усидчивость, аккуратность, любовь к традициям прошлого.

Оснащение урока: выставка детских работ и по лоскутной пластике, выставка литературы, уголок проектов, картина «Все в прошлом»; шестиугольные мотивы, бумажные подкладки, булавки, иголки, ножницы, нитки, наперстки, утюг, проутюжильник.

Ход урока:

1.Организационный момент: проверка готовности к уроку. Каждый в рабочей форме на столе у каждого: набор мотивов, нитки, ножницы, булавки, наперстки, технологические карты, памятки.

2.Теоретическая часть. Здравствуйте! Садитесь! Сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами путешествие, но ни к звездам, ни на дно океана, а в прошлое в «Бабушкин сундук». Много можно найти в «Бабушкином сундуке». Это вязание, бисероплетение, вышивка, лоскутная пластика. И именно этим мы и займемся сегодня на уроке.

Человек живет и творит для других. И плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории, поэтому мы должны пытаться сохранить и приумножить «Бабушкин сундук». Так уж случилось, что наши бабушки, жили в такое время, когда интерьер в своем доме они могли создать только своими руками. И, несмотря на всю бедность, присущую тому времени, они находили средства и время, чтобы создавать уют и красоту для своих любимых и родных. Очень хорошо изобразил народный быт, наполненный предметами рукоделия, выходец из крестьянской семьи художник Максимов Василий Максимович. «Все в прошлом». Посмотрите, ребята на предметы, которые окружают вас в кабинете, они очень похожи на те, которые изображены на картине.

-Вам нравятся вещи, которые окружают вас?

-Почему они вам нравятся?

Потому - что мы находимся в мире вещей, которые сделаны с любовью своими руками. Поэтому нам так здесь легко. Недаром в народе всегда ценили ручную работу, как источник эмоциональной духовности.

Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране, вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. В настоящее время к шитью из лоскутков относятся как к виду искусства.

Занятие это для терпеливых, усидчивых, аккуратных, не ленивых и, пожалуй, еще бережливых. Если вам придется по душе работа с лоскутками, то в этом вам помогут такие книги: «Лоскутки» из серии заботы маленькой хозяйки; М. Максимова, М. Кузьмина. «Школа лоскутной техники» И. Ю. Костикова и др.

Как в любом виде рукоделия, в лоскутном шитье мы от простого пойдем к сложному. Сразу мы не сможем изготовить такие вещи, которые представленные здесь, а ведь каждое изделие - это проект выполненный учащимся.

Результатом проекта является: изделие, дизайн папка, процесс обучения учащегося.

Для того чтобы приступить к выполнению любого проекта по лоскутной пластике нам нужно сначала научиться технологии сборки различных конфигураций.

Шестиугольники или «соты» - один из самых любимых лоскутных орнаментов на Урале. Поэтому я предлагаю выполнить сегодня именно его.

Наша задача: выполнить композицию из шестиугольников, совершенствуя свои навыки и умения работы с тканью.

Тех, кто работает с лоскутом можно назвать художником, только в руках у них вместо кисти и красок цветные лоскутки и иголка. Так же как художникам вам необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет вам избежать грубых ошибок в создании лоскутной композиции.

-Какие 3 основных цвета вы знаете? (красный, желтый, зеленый)

-Как получаются все остальные цвета? (при смешивании к + ж = о; ж + с = з) Цвета, полученные при смешивании основных называют дополнительными.

-Назовите их! (работают с цветовым кругом) Основной цвет находится напротив дополнительного и составляют цветовые пары.

-Назовите их! (зеленый - красный; оранжевый - синий; желтый - фиолетовый)

Дополнять - это значит усиливать друг друга.

Например, красная роза на зеленом поле выглядит ярко, сочно.

-Почему, как вы думаете?

Большое количество дополнительного цвета удачно гармонирует с небольшим количеством основного и наоборот.

Давайте посмотрим, что получится, если мы возьмем красного и зеленого одинаковое количество.

-Вам нравится? (очень резко, смотреть невозможно)

Но есть прием, который поможет поменять цветовое впечатление. (Накладываю сетку) Добавить нейтральный цвет.

-Вы знаете нейтральные цвета? (серый, белый, черный)

Из сказанного можно сделать вывод, что цветовая гармония - это равновесие цветов. Это определение у вас есть в памятках. Еще цвета делятся на «теплые » «холодные».

-Назовите их! В чем их особенности?

Да, теплые выделяются больше, чем холодные. Эту особенность теплого цвета нужно учитывать, чтобы не перегрузить композицию «теплым» цветом.

Можно соединять ткани с различными рисунками, но следите, чтобы лоскутки с мелким рисунком соседствовали с лоскутками с крупным рисунком. Перемежайте такие лоскутки однотонными, если она повторяет одну из красок пестрой.

Составляя свой орнамент, вы на это уделите особое внимание. Ведь от того, какое цветовое сочетание вы выберите, будет зависеть вся ваша композиция.

Композиция наша, как я уже говорила, состоит из шестиугольных мотивов (лепестков). Каждый из вас должен сшить цветок из семи шестиугольников. Потом мы постараемся собрать все цветки в одну композицию и посмотрим, что может получиться. Для работы вам потребуются инструменты. Какие? (Игла, ножницы, наперсток) Давайте повторим технику безопасности при работе с этими инструментами.

Правила техники безопасности

(При работе с режущими и колющими инструментами следует безукоризненно соблюдать правила техники безопасности, поэтому перед работой детей необходимо ознакомить с ними. Кроме общих правил, дети должны знать правила работы с отдельными инструментами, особенно с ножницами и иглой.)

Правила работы с ножницами:

1. Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами!

2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.

3. Ножницы клади кольцами к себе.

4. Следи за движением лезвий во время резания.

5. Не оставляй ножницы раскрытыми.

6. Передавай ножницы кольцами вперед.

7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.

8. Используй ножницы по назначению.

Правила работы с иглой:

1. Храни иглу всегда в игольнице.

2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

3. Передавай иглу в игольнице и с ниткой.

4. Не бери иглу в рот, не играй с иглой.

5. Не втыкай иглу в одежду.

6. Во время работы пользуйся наперстком.

7. До и после работы проверь количество игл.

8. Храни игольницу с иглой всегда в одном месте.

9. Во время работы втыкай иглу в игольницу.

10. Не отвлекайся во время работы с иглой.

Не забывайте правильно организовать свое рабочее место. У вас на партах лежат мотивы разных расцветок. Вы должны выбрать подходящие по цвету и составить цветок, пока не сшивая. Добиться гармоничного сочетания цветов.

-Сколько цветов лучше всего использовать? (2 - 3).

Прежде чем сшивать в каждом мотиве найдите направление долевой нити.

-Как найти направление долевой нити в ткани?

Разложите мотивы так, чтобы направление долевой нити на всех мотивах было одинаково. Только после этого приступим к обработке мотивов.

-Какими нитками будем их сшивать?

3. Практическая работа. Так как мы с вами путешествуем в прошлое, то представим себе, что мы девушки той далекой поры на посиделках, занимаемся рукоделием и слушаем (поем) русские задушевные песни. У кого не будет получаться поднимайте руки - я подойду и помогу.

4.Итог урока.

Теперь оценим свои работы. Кто-нибудь из вас будет оценивать вслух. Так как эта работа новая для вас я буду задавать вам вопросы, а вы будете отвечать. Потом вы это будете делать самостоятельно.

-Насколько удачно композиционное и цветовое решение твоего узора? А вы ребята каждый самостоятельно ответьте на этот вопрос сами для себя.

-Насколько рационально ты использовала свое время? Хватило ли тебе время? А вам девочки?

-Могла бы ты сшить лучше? А вы? Подумайте.

Давайте назовем причины, которые помешали сшить изделие лучше. Работаем все. (Мало времени; новая работа; забыли стежок «через край»)

Девочки, среди вас есть те, которые активно работали на уроке и заслуживают дополнительную оценку.

А сейчас главная задача составить композицию из ваших работ. Вы будете выходить по одному и закреплять свои работы на стенде, чтобы получился единый узор.

-Нравится вам?

Вот эта работа, которую вы сегодня сделали, может лечь в основу вашего проекта.

Аккуратно положите инструменты в коробки.

Мне было приятно с вами работать на уроке, и я уверена, что каждая из вас сможет выполнить прекрасный проект [19,22, 27].

Конспект занятия на тему «Знакомство с различными видами строчек» (12 неделя)

Вводная часть:

Русская традиционная вышивка один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, широко распространенный по всей территории России. Вышивка применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров и т. д., праздничного и повседневного костюма, церковного облачения и утвари и т. п.

В традиционной русской вышивке, отличающейся большим разнообразием, как орнаментальных мотивов, так и технических приемов исполнения, можно выделить две основные группы.

К первой относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани и поэтому тесно связанные с ее структурой.

Счетные вышивки делятся на ажурные и верховые. Все разновидности ажурных (сквозных) вышивок, то есть швы, выполняемые по разреженной ткани, носят общее название строчка.

Верховые швы также выполняются по счету нитей ткани, однако не по разреженной, а по цельной. Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки -- двухсторонний шов, выполняемый мелкими стежками. Цветной, обычно красный, узор ложится на поверхность белого холста тончайшим кружевом, причем рисунок одинаков с обеих сторон ткани. Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей («роспись», «клетка», «шашка» и т. д.), был широко распространен в Олонецкой, Архангельской, Вологодской, Тверской и Новгородской губерниях. Как и в белой строчке, кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей. Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки -- гладью или набором. Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом «вперед иголку». При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие орнаментальную форму, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу. Этот вид вышивки был особенно распространен в Архангельской (г. Каргополь), Рязанской и Орловской губерниях. К счетным верховым вышивкам относятся также крест, косая гладь и др.

Вторую группу традиционных русских вышивок составляют те их виды, швы которых не зависят от структуры ткани -- тамбур, «гладь по рисовке» (свободная гладь), владимирская гладь и швы, используемые в золотном шитье.

Владимирская гладь выполняется по лицевой стороне ткани толстой красной нитью с добавлением синих, желтых и зеленых ниток. С изнанки мелкие стежки образуют контур рисунка. При вышивке листьев стежки плотно укладываются в двух направлениях от середины листа, в цветах они веерообразно идут от центра к краям. Середину цветка заполняют сеткой или набором.

Свободная гладь -- основной тип мастерской вышивки. Она выполняется белой нитью по тонким белым тканям типа батиста. Контур рисунка вначале прометывают частыми стежками «вперед иголку», делают крупными стежками настил и затем покрывают его полотно уложенными параллельными стежками. В результате получается выпуклый, разнообразный по фактуре узор.

Белая гладь всегда сочетается с вышивкой стягами, которые придают растительным узорам ажурность и особую легкость.

В 19 веке широкое распространение получил тамбур -- шов в виде цепочки, звенья которой заходят одно на другое. Тамбуром вышивали по холсту или по фабричным тканям, чаще всего кумачу, иглой или крючком. Особенно часто тамбурные швы применялись мастерицами Олонецкой, Костромской, Ярославской и Тверской губерний.

Разновидностью свободной верховой вышивки является золотное шитье -- один из наиболее известных и технически совершенных видов традиционной русской вышивки металлической нитью. Вышивку по плотной ткани (бархату и шелку) золотой и серебряной нитью с добавлением фольги, цветных стекол, перламутра и жемчуга использовали для изготовления праздничных женских и девичьих головных уборов. Подобная техника, но с использованием драгоценных камней, применялась древнерусскими мастерицами при создании шитых окладов для икон, церковного облачения, предметов церковного обихода -- плащаниц, пелен, а также парадного платья для русской знати. Золотное шитье использовалось в некоторых губерниях России (Олонецкой, Нижегородской, Костромской, Вологодской, и др.) для украшения отдельных элементов праздничного женского костюма -- сарафанов, душегрей, платков и т. п.

Практическая часть:

- Сегодня мы с вами попробуем различные способы вышивки. Посмотрите на рисунке и скажите: чем различаются эти вышивки? (Приложение 1) (Ответы детей) А сейчас давайте возьмем ткань, нитки и иголки и попробуем сделать несколько различных швов.

Итог урока:

Посмотрите на свои работы и работы своих одноклассниц. Скажите, какие вы видите недостатки? достоинства? Сегодня мы попробовали различные виды швов. Теперь вы знаете, что швы бывают разными, и, в зависимости от того, что вы будете шить, необходимо использовать и различные виды швов [12, 15, 19].

Занятие на тему «Значение вышивки в русском костюме. Технологические приемы вышивки» (13 неделя)

Цель:

1. Сформировать у учащихся целостное восприятие народного искусства как части культуры народа на примере русского костюма.

2. Совершенствовать приемы работы в технике “крест”.

3. Привить любовь к традициям народного искусства.

Оборудование, наглядность: образец народного костюма; плакаты с изображением древней символики и орнамента (Приложение 2); образцы орнаментов и схемы; схемы узоров вышивки; иллюстрации русских народных костюмов; ткань-канва, нитки мулине, иголки, ножницы, бумага в клетку, фломастеры.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Объяснение материала.

Вводная часть:

В XVI - XVII веках древнерусский костюм состоял из определенных предметов одежды традиционной формы. Ее прокрой, приемы украшения, способы ношения не менялись в Древней Руси столетиями и были одинаковыми у разных слоев общества. Мужчины и женщины носили прямокройную, длиннополую, широкую одежду, скрывавшую естественные формы тела, с длинными, иногда доходящими до пола рукавами. Было принято одновременно надевать несколько одежд сразу - одну на другую. Верхнюю, распашную, накидывали на плечи, не вдевая рукава.

Рубаха - древнейший элемент одежды. Уже в VI веке в костюме наших предков она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. Женская рубаха отличалась от мужской, по сути дела, только длиной и более богатой отделкой.

Слово “рубаха”, по всей видимости, происходит от слова “руб”, которое обозначало не только кусок, обрывок ткани, но и служило названием предмета одежды.

Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани. Шили рубахи в основном изо льна, иногда из конопляного полотна.

В древнерусском языке существовали два термина: “хласт” (“холст”) - небеленая ткань и “плато” - выбеленное полотно.

Самые древние рубахи шили из одного длинного, перегнутого пополам на плечах, полотна. Клинообразные вставки, полученные при разрезании прямоугольника по диагонали, вшивали в бока, расширяя тем самым подол. Затем делали разрезы по вороту и центру груди. Таким образом, после окончания кроя не оставалось ни одного лоскутка. В последующие века в каждой губернии возникали свои местные традиции кроя. Но порядок украшения рубахи, сложившийся в языческое время, строго соблюдался: узоры располагались на вороте, оплечье, на низах рукавов и подоле рубахи.

В украшениях рубах молодых женщин преобладал красный цвет, в то время как пожилые люди носили преимущественно белые рубахи, почти без украшений.

Особенно обильно украшали праздничные и обрядовые рубахи. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в “покоснице” с широкой узорной полоской по подолу. В праздничный день жатвы обряжались в “пожнивную” рубаху.

Самой красивой считалась венчальная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, в которых основным был красный цвет. Такую рубаху молодая женщина еще несколько лет надевала по большим праздникам, а затем бережно хранила.

Богат и разнообразен был русский народный костюм своими традиционными формами, колоритом, манерой помещения предметов одежды. Он являлся своеобразным документом, по которому можно было определить возраст человека, семейное положение, место жительства. Более отчетливо проявились особенности покроя, отделки, цвета и фактуры ткани в женском народном костюме.

На территории России на протяжении веков сформировались два основных типа национального костюма: южнорусский и северорусский.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать