Из опыта подготовки и выполнения норматива мастера спорта России по пауэрлифтингу за период обучения в вузе

Из опыта подготовки и выполнения норматива мастера спорта России по пауэрлифтингу за период обучения в вузе

59

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ В.Г.БЕЛИНСКОГО

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Буков Александр Александрович

студент V курса, мастер спорта России

Из опыта подготовки и выполнения норматива

мастера спорта России по пауэрлифтингу за период обучения в вузе

Дипломная работа

Научный руководитель:

кандидат педагогических

наук, доцент

Баландин Виктор Петрович

Пенза-2005г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

Глава I. Научно- теоретические аспекты тренировки силовой направленности

1.1. Исследование силовой подготовленности в атлетических видах спорта

1.2. Влияние занятий силовой направленности на морфофункциональные показатели

1.3. Спортивный отбор занимающихся для занятий силовыми видами спорта

1.3.1. Роль способностей в достижении успеха в деятельности человека ..

1.3.2. Прогностическая значимость специфических показателей, влияющих на спортивную деятельность

1.3.3. Отбор в силовом троеборье

6

6

9

13

13

15

18

Глава II. Сила и методы ее развития

2.1. Сила как физическое качество человека

2.2. Структура силовых способностей человека

2.3. Влияние различных факторов на проявление силы мышц

2.4. Средства развития силы

2.5. Методы развития силовых способностей

2.5.1. Методы максимальных усилий

2.5.2. Методы повторных усилий

2.5.3. Изометрический метод

2.5.4. Уступающий (плиометрический) метод

20

20

22

23

32

35

36

37

38

39

Глава III. Методика подготовки троеборца высшего спортивного мастерства

3.1. Программа подготовки ко II чемпионату России среди студентов (г.Москва).

3.2. Методика подготовки к территориальному чемпионату России (г.Уфа).

41

41

49

Заключение

54

Литература

55

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Несмотря на огромную популярность пауэрлифтинга среди молодежи и взрослого населения, необходимо отметить, что научное обоснование методик тренировки в силовом троеборье оставляет желать лучшего. Выпускается огромное количество красочных журналов по развитию силы, но анализ статей, опубликованных в этих журналах, показывает, что в них упрощенно излагаются варианты тренировочных занятий сильнейших зарубежных (в основном американских) атлетов. И это происходит в стране с огромными богатырскими традициями, где создана уникальная система подготовки сильнейших штангистов, где разработаны и научно обоснованы совершеннейшие методики развития силы, которые успешно перенимаются и используются спортсменами других стран.

В тяжелоатлетическом клубе «Геркулес» есть все условия для проведения тренировочных занятий по всем видам атлетизма. Но наибольшей популярностью пользуется силовое троеборье. Силовое троеборье не такой сложный вид спорта как тяжелая атлетика. В одно время может заниматься большее количество спортсменов, в отличии от классического двоеборья. Кроме этого по этому виду проводится большее количество соревнований. Популярность этого вида приводит к росту спортивных результатов. В последние годы в нашем клубе значительно увеличилось число мастеров и кандидатов в мастера спорта. За последние пять лет в клубе было подготовлено 3 мастера спорта 11 кандидатов в мастера и 14 перворазрядников.

1. Объект исследования. Особенности силовой подготовки в атлетических видах спорта.

2. Предмет исследования. Методика подготовки квалифицированных спортсменов за период обучения в вузе.

3. Цель работы. Совершенствование методики подготовки высококвалифицированных троеборцев в условиях вуза.

4. Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать научно-теоретические аспекты
тренировки силовой направленности.

2. Изучить и проанализировать методы развития сипы.

3. Обосновать методику подготовки к ответственным
соревнованиям.

5. Гипотеза исследования. Мы предположили, что тщательный анализ итогов выступления наших троеборцев в чемпионатах России среди студентов и личного опыта тренировочных занятий, позволит разработать методику подготовки квалифицированных спортсменов в процессе обучения их в вузе.

Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Изучение и научно-методический анализ источников по исследуемой
проблеме.

2.Педагогические наблюдения.

З. Авторский эксперимент.

Изучение литературных источников позволило составить представление о состоянии исследуемой проблемы, проанализировать классификацию упражнений силового троеборья, технику исполнения соревновательных и ряда других упражнений, составить некоторые методики тренировки в соревновательных упражнениях пауэрлифтинга

Педагогические наблюдения были направлены на изучение осо-бенностей использования данного вида подготовки студентами факультета физической культуры и подростками, занимающимися в клубе «Геркулес».

Авторский эксперимент включает в себя претворение в практике теоретических разработок по исследуемой проблеме. Составленный план тренировочных занятий для достижения цепи спортивной подготовки был реализован в практической деятельности. Результативность методических разработок была проверена на практике. Результатом экспериментальной программы следует считать достижения, показанные на соревнованиях в престижных турнирах, в частности, выполнение норматива кандидата в мастера спорта на первых соревнованиях, и перевыполнение нормативов мастера спорта на последующих.

ГЛАВА I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕНИРОВКИ СИЛОВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

1.1. Исследования силовой подготовленности в атлетических видах спорта.

В силовом троеборье изучение средств и методов силовой подготовки имеет большое значение для повышения эффективности тренировочного процесса. Проводились многочисленные исследования по силовой подготовке троеборцев.

У пауэрлифтеров отмечается своеобразная топография мышечной сипы, прежде всего, высокий уровень развития силы мышц-разгибателей. У квалифицированных тяжелоатлетов отношение сипы мышц-разгибателей к силе мышц-сгибателей выражается следующими величинами: для плеча (локтевой сустав) - 1,6:1; туловище (тазобедренный и поясничный суставы) - 4,3:1; голени (голеностопный сустав) - 5,4:1; бедра * (коленный сустав) - 4,3 : 1. Именно в этом заключается своеобразие и гармония развития силы различных мышечных групп у тяжелоатлетов (Воробьев А.Н., 1988 г.)

Суханов О. А. вывел формулу для определения показателя мастерства, в которой приближенно учитывается затрата сипы мышц на противодействие гравитации в зависимости от веса тяжелоатлета. На определенном отрезке времени можно наблюдать, что атлеты весовых категорий от 60 до 75 занимают ведущее положение по уровню своего мастерства, а атлеты тяжелой и наилегчайшей категории существенно отстают. (Суханов О.А., 1968 г.)

Проблема изучения развития мышечной силы у тяжелоатлетов с возрастом представляет в настоящее время особый интерес в связи со значительным омоложением современных штангистов высокого класса. Исследования десятилетней динамики изменения мышечной силы и скоростно-силовых качеств показала, что наибольший прирост исходных показателей по всем упражнениям происходил в период полового созревания (с 12 до 16 лет), в среднем 57,5%. В возрасте 17-20 лет темпы роста снизились и составили 36,6%, а в 21-22 года -9,6%. Согласно результатам проведенных исследований, скоростно-силовые качества (по сравнению с силовыми совершенствуются труднее, но поскольку они не менее важны для тяжелоатлетов, их развитию необходимо уделять особое и постоянное внимание. (Медведев А.С., 1986 г.)

Атлеты с большим процентным содержанием в мышцах быстрых волокон обладают большой взрывной силой, что наряду с абсолютной силой является ведущим двигательным качеством тяжелоатлетов. От уровня развития взрывной силы в значительной степени зависит и техническое мастерство в тяжелой атлетике. Быстрые мышечные волокна обладают большей способностью, чем медленные, проявлять мощные усилия. (Верхошанский Ю.В., Смирнов В.Е., 1988г.)

В настоящее время тензодинамрграфия и электромиография используются в тяжелой атлетике как методы объективной регистрации технического мастерства тяжелоатлетов. Тензодинамография дает точные параметры величин усилий, развиваемых во время подъема штанги, что позволяет изучать более сложные характеристики проявления силы с учетом времени ее развития. Эпектромиографию используют для изучения степени участия различных мышц в движении, а также для оценки уровня координации движений. Электромиография позволяет объективно определять внутреннюю структуру движений. (Воробьев А.Н., 1988г.)

Степанов А. С, изучая динамику электромиограммы под влиянием тренировки по поднятию тяжестей, установил, что по мере улучшения спортивной формы, развитие одной и той же степени напряжения мышц сопровождается все меньшей электрической активностью. Такие изменения свидетельствуют о том, что процесс стимулирования мышцы со стороны ЦНС под влиянием тренировки в тяжелой атлетике становится более экономичным. В процессе спортивной тренировки по поднятию тяжестей, способствуя увеличению силы мышц, тренируются координационные механизмы деятельности единиц, повышается способность к синхронной деятельности их при развитии мышцей максимального напряжения. Данные исследования проводились на упражнении - жим штанги стоя. (Степанов А.С., 1959 г.)

Производилось исследование электромиографической характеристики проявления взрывной силы при толчке штанги от груди, в ходе которого был сделан вывод, что для достижения высоких результатов в толчке штанги от груди необходимо добиваться сокращения времени переключения от сгибания на разгибание в суставах нижних конечностей тяжелоатлетов (Фролов В.И., Медведев А.С, Масальгин НА, Эррера А.Г.)

Проводился электромиографический анализ мышц туловища тяжелоатлетов, в результате которого был сделан вывод, что оптимальное положение тела для осуществления которого был сделан вывод, что оптимальное положение тела для осуществления вытягивания позвоночного столба спортсмена в целях его разгрузки, профилактики - положение лежа на спине с согнутыми ногами (Арутюнян С.С, Райцин Л. П.)

В силовом троеборье и атлетической гимнастике серьезной научной работы в области силовой подготовки пока не проводилось. Все исследования в этих видах спорта идут по пути совершенствования методики тренировки и средств восстановления.

В результате анализа литературных источников можно сделать следующие заключения:

1. В исследованиях, направленных на изучение факторной структуру "взрывного" усилия, не рассматривались факторы, связанные с функционированием мотонейронов во время "взрывных усилий".

Одним из методов, дающих возможность судить о деятельности мотонейронов во время скоростно-силовых движений, является метод интерференционной электромиографии.

Скоростно-силовые характеристики являются наиболее
важными для достижения высоких результатов в тяжелой атлетике и
силовом троеборье.

Это и послужило нам основанием для выбора темы и методики настоящего исследования.

1.2. Влияние занятий силовой направленности на морфофункциональные показатели занимающихся.

Еще в 50-е годы бытовало мнение, что занятия с отягощениями вредят растущему организму. Так, например, Г. П. Сальникова в брошюре «Как укреплять здоровье подростков и старших школьников» писала, что подросткам необходимо ограничивать физические нагрузки, не давать силовые упражнения с тяжестями, т.к. это неблагоприятно отражается на их росте и функциональном состоянии, сердечно-сосудистой системы. Предостерегал детей от занятий с тяжестями и Т.Л. Шиман.

Но с каждым годом производились новые и новые исследования. Так, например, значительный вклад в расширение познаний в области возрастной тяжелой атлетики внесли работы Б.Е. Подскодского и др. (1963). Он отмечал, что целенаправленная тренировка силового характера с отягощениями положительно влияет на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы юных штангистов 15-16 лет, способствует адаптации ее и всего организма физическим нагрузкам. Эти данные были подтверждены в медико-биологических исследованиях, проведенных Р.Е Мотылянской, Л.И. Стоговой, ФА. Иорданской, которые убедительно показали, что занятия с тяжестями в юношеском возрасте не оказывают неблагоприятного воздействия на рост тела и в целом на физическое развитие.

В многочисленной литературе, связанной с изучением физических качеств в школьном возрасте, рекомендуется развивать силу различными упражнениями или вовсе без отягощений, или с отягощениями весьма малого веса (Л.В, Волков, 1981; В.Г. Мелоян, 1974, В. П. Филин, НА Фомин. 1980).

B.K. Петров( 1984} утверждает, что применение упражнений с отягощениями вместе с другими средствами способствуют устранению даже врожденных дефектов телосложения.

Научные исследования и практика спорта подтвердили, что правильно организованные занятия, использующие в качестве одного из средств тренировки, упражнения с отягощениями, позволяют повысить функциональные возможности сердечно сосудистой и дыхательной систем занимающихся, способствует совершенствованию силы, выносливости, быстроты - качеств, определяющих успех в любом виде спорта (В.К. Петров, 1991).

В старшем школьном возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств юношей. Мышцы у них эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, их сократительная способность и способность к расслаблению велики. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы. Опорно-двигательный аппарат способен выдерживать значительные статические и динамические нагрузки. В 16 лет юноши могут поднимать и переносить грузы, равные весу собственного тела. Благодаря всему этому на занятиях с ними доступны в значительном объеме упражнения с отягощениями, с сопротивлением партнера, с преодолением собственного веса (Г.П. Вотанов, 1987).

Занятия с отягощениями характеризуют определенные морфофункциональные состояния мышечной системы, обеспечивающей, кроме двигательной функции организма, еще три жизненно необходимые функции - корсетную, обменную и насосную.

Корсетная функция состоит в том, что только при определенном достаточном мышечном тонусе поддерживается нормальная осанка и тем самым функции позвоночника и спинного мозга. При недостаточной корсетной функции (преимущественно мышц спины) развивается ряд заболеваний, включая такую распространенную болезнь, как остеохондроз. Ю.А. Пеганов, Д.В. Шибанов (1996) рекомендуют юношам, имеющим сколиоз II и III степени, выполнять упражнения с отягощениями.

Корсетная функция мышц живота играет важную роль в поддерживании нормального положения и функции внутренних органов - почек, печени, желудка, кишечника. При недостаточной корсетной функции мышц живота чаще наблюдаются такие заболевания, как опущение внутренних органов. Нарушается моторная функция желудочно-кишечного тракта и развиваются все связанные с этим болезни - гастрит, колит, холецистит и другие.

Недостаточный тонус мышц ног ведет к развитию плоскостопия, расширению вен, осложненному тромбофлебитом.

Недостаточная активность обменных процессов в мышцах ведет к ожирению, атеросклерозу и диабету.

Насосная функция мышц («мышечный насос») состоит в том, что сокращение мышц способствует передвижению венозной крови по направлению к сердцу. Эта функция имеет важное значение, учитывая, что венозный кровоток (от капилляров к сердцу) должен быть равен артериальному (от сердца к капиллярам). Однако присасывающее действие правого желудочка слабее выталкивающего действия левого желудочка и компенсация возлагается не «мышечный насос». Кроме того, он играет важную роль в передвижении лимфы и тканевой жидкости, влияя тем самым на удаление продуктов тканевого обмена. Недостаточность работы «мышечного насоса» способствует расширению вен, вследствие застоя венозной крови, которая осложняется воспалительным процессом и образованием тромбов и ведет к различным нарушениям обмена.

Таким образом, определенное морфофункциональное состояние мышечной системы - важнейшее жизненно необходимое условие, а уровень его информативно отражается показателем мышечной сипы.

Из этого следует, что для здоровья необходим определенный морфофункциональный уровень мышечной системы как в целом (обменная функция), так и каждой из основных мышечных групп -плечевого пояса, спины, брюшного пресса и ног (Я.С. Вайнбаум, 1991).

Давно подмечено, что именно силовые упражнения, как никакие другие, приводят к: значительным изменениям в белковом обмене мышц. В период отдыха «проработанная» такими упражнениями мускулатура характеризуется усилением синтеза структурных белков и, следовательно, увеличением мышечной массы, более значительным, чем после занятий другими видами физической деятельности.

Как писал заслуженный деятель науки профессор И.М. Саркизов-Серазини; «Атлетическая гимнастика - это одно из более эффективных средств, всесторонне воздействующих на человеческий организм. Обилие упражнений и возможность тонко дозировать нагрузки - это важное средство оздоровления, доступное для людей всех возрастов». А эстетическая сторона атлетической гимнастики приближает ее к подлинному искусству (А.Н. Воробьев, Ю.К. Сорокин, 1987).

Ранее указывалось, что юноши, окончив школу, выходят из поля зрения учителя физической культуры и перестают заниматься физическими упражнениями. Вот здесь и помогут, по нашему мнению, занятия атлетической гимнастикой. Юноши будут заинтересованы в занятиях, если учитель даст им знания о самостоятельных тренировках атлетической гимнастики. Такие «посвященные» ученики, окончив школу, не перестанут упражняться и будут заниматься на протяжении длительного времени. А в этом заинтересовано общество.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать