ИКТ-компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка
p align="left">1.2 ИКТ- компонент как средство формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка

Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно- справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажёры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций - локальные компьютерные сети и Интернет. Как компьютерная поддержка курса «Русский язык» создавался сборник дидактических материалов для учащихся П-1V классов «К грамотности ступеньки», имеющий электронный аналог: пакет комбинированных компьютерных программ, которые включают демонстрационно-тренировочный, контрольно-тренировочный и тестирующий модули. Преимущества обучения, проводимого с использованием компьютеров: использование цвета, графики: многократное возвращение на экран того раздела, параграфа, [8;37].

ИКТ - это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

Информационные технологии обеспечивают пользователю простой доступ к компьютерной технике. Они позволяют автоматизировать любые информационные процессы. Для учета индивидуальных особенностей учащихся в ходе обучения с помощью компьютерных программ предусмотрены: выбор темпа продвижения каждым обучаемым; многократные повторы действий, но грамматико-орфографическому разбору; диалог; вариативные формы подачи учебной информации с учетом преобладания зрительных, слуховых типов восприятия и памяти, абстрактного или конкретного мышления.

С помощью компьютера можно активизировать все компоненты процесса обучения: целевой, стимул мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулирующий, оценочно-результативный.

Компьютер применяется па трех уровнях обучения:

I -- на уровне восприятия грамматико-орфографического материала;

II -- па уровне осмысления, закрепления;

III -- на уровне обобщения и повторения.

Предусмотрена следующая градация

дидактических функций электронного учебника: на I уровне электронный учебник призван стимулировать познавательную активность, желание понять сущность грамматико-орфографичских явлений и овладеть ядром теории (понятийным аппаратом). Для достижения этих задач в демонстрационно-тренировочном модуле используется, но преимуществу иллюстративно-репродуктивный метод; на II электронный учебник призван стимулировать желание получить не только базовый, но и факультативный объем знаний, умений и навыков. Для достижения этих задач в контрольно-тренировочном модуле используется объяснительно-иллюстративный, и проблемный методы; на III уровне электронный учебник призван стимулировать желание углубленно изучать предмет[8;37].

Обращение к информационно-коммуникационным технологиям существенно расширяет состав и возможности ряда компонентов образовательной среды. Так, к числу источников информации в этих условиях можно отнести базы данных и информационно-справочные системы, электронные учебники и энциклопедии, ресурсы Интернета и т.д. Как инструменты учебной деятельности можно рассматривать компьютерные тренажёры, контролирующие программы и т.д., как средства коммуникаций - локальные компьютерные сети и Интернет[5;24]. Опыт обучения с использованием компьютерных программ по русскому языку в началь-ных классах покачал, что при их применении следует соблюдать определенную последовательность. Так как интериоризация (переход внешних по форме процессов рассуждений, но правилу во внутренние процессы, протекающие в плане сознания и подсознания в форме умственных операций) осуществляется успешно только при условии следования от этапа к этапу. Редуцирование или пропуск хотя бы одного из перечисленных выше этапов ведет к дефектам в формировании действий учащихся в процессе применения орфографических знаний в практике письма. Искоренить эти ошибки поможет использование специально разработанных методических приемов и такого технического средства, как компьютер. В настоящее время последний является одним из перспективных средств обучения. По мнению В.Г. Коурова и О.И. Коуровой, использование компьютерных технологий открывает принципиально новые возможности для активизации учебно-познавательной деятельности и ее интенсификации. Компьютерные программы позволяют значительно увеличить объем воспринимаемой школьниками информации благодаря тому, что она представляется в более обобщённом, систематизированном виде.

Для проведения экспериментальной работы с целью установления влияния компьютерной технологии на повышение уровня орфографической грамотности учащихся IV класса и развитие абстрактного мышления был разработан сценарий программно-педагогического средства, по которому программист С. Федянин создал компьютерную программу[14;33].

Основным компонентом обучающей программы является тестирующий модуль, состоящий из заданий, нацеленных на обобщающее повторение правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных.

В педагогической и методической литературе отмечены несколько направлений применения ИКТ в образовательном процессе, среди них востребованы в школьной учебной практике. Хуторская А.В, Боревский Л.Я и Рычков В.Г. отмечают пять основных:

1. Контроль знаний.

2. Лабораторный практикум.

3. Иллюстративное средство при объяснении нового материала.

4. Самообразование.

5. Эффективное формирование познавательного интереса.

Современные ИКТ обладают уникальными дидактическими возможностями. ИКТ позволяют:

1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация (на уроке русского языка это может быть презентация, которую создаёт либо учитель, либо ученик[22;67]);

2. Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;

3. Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;

4. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;

5. Мобилизовать внимание обучаемого;

6. Быть точным и объективным в оценке знаний;

7. Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;

8. Выходить в мировое информационное сообщество;

9. Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес.

Как считает Левицкий С.П., возможности использования ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, памяти, воображения, мобилизуют внимание учащихся, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений. Также это проявляется и на уроках русского языка. Это представлено в таблице:

Процессы

Технические функции компьютеров в обучении русскому языку

воздействие на органы чувств

Графика, анимация, звук, цветовая палитра

память

Гипертекст, словари, энциклопедии, многоуровневость подачи языко-вой учебной информации

мышление

Постановка проблемы, помощь в выборе оптимального алгоритма ре-шения грамматико-орфографической задачи, проблемные задания, вопросы

обобщение

Выделение основных признаков, объединяющих группу правил; руко-водство составлением схем, таблиц, алгоритмов и т.д.

укрепление

Повторное воспроизведение важных элементов грамматико-орфографического разбора, предъявление других вариантов дидактического материала, многоступенчатый тренинг

изменение

Презентация разнообразных заданий и упражнений с большим объе-мом языкового материала

Внедрение ИКТ в учебный процесс имеет два основных направления:

Первое - компьютер включается в учебный процесс в качестве «поддерживающего» средства в рамках традиционных методов системы обучения. В этом случае компьютер выступает как средство интенсификации учебного процесса.

Второе - он представляет собой, собственно, технологозацию учебного процесса в самом широком смысле - разработку и внедрение компьютерно-информационных моделей обучения, объединяющих человека и машину. Так, например, на русском языке можно применять комплексные компьютерные программы. При этом режим работы комплексных компьютерных программ может бы обучающим, тренировочным и контролирующим[22;117].

Интегрируя ИКТ в образовательный процесс, можно обеспечить:

1. развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером и работе со специальными обучающими программами;

2. Развитие творческого мышления за счет выполнения заданий эвристического, исследовательского характера;

3. Развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов.

Успешность интеграции ИКТ в учебно-воспитательный процесс во многом определяется мотивированностью обучаемых к применению этих технологий. Иногда ученики относятся к новшествам безразлично и даже отрицательно. Поэтому педагогу нужно найти способ, позволяющий и заинтересовать учащихся. А именно: сделать для них использование ИКТ органичным и необходимым.

Итак, место ИКТ в обучении - информационная поддержка деятельности преподавателя и учащихся, роль ИКТ состоит в расширении образовательных возможностей обучаемых, интенсификации, дифференциации и индивидуализации их деятельности в процессе обучения русскому языку. Значение ИКТ заключается в создании предпосылок и условий для совершенствования качества образования, для формирования и развития личности человека и его творческих способностей.

1.3 Учёт психолого-педагогических особенностей младших школьников в процессе формирования мотивов к учению

Для умения сформировать мотивацию к учению учитель начальных классов должен хорошо знать особенности психологии младших школьников.

Развитие теоретического мышления.

В младшем школьном возрасте идёт интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к перестройке воображения и памяти, превращению их в регулируемые произвольные процессы. У него развиваются способности к обобщению, выделению существенного и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьник научается самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. «На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребёнка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов)[10;250]. К окончанию четвёртого класса с развитием теоретического мышления, т.е. мышления, развивается способность к рефлексии, которая является новообразованием подросткового возраста. В.В. Давыдов показал, что при выполнении детьми учебной деятельности на различном предметном материале были выявлены общие особенности психологического развития: рефлексия, анализ и планирование определяют существенную перестройку всей познавательной и личностной сферы детей[10;332]. Таким образом, необходимо учащихся заинтересовать некоторой теоретической информацией.

Память становится мыслящей.

Под влиянием обучения память развивается в 2-х направлениях:

· Усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным).

· Происходит сознательное управление памятью (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Восприятие становится думающим, поэтому для формирования мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках необходимо концентрировать внимание на новом учебном материале с помощью схем, таблиц сравнительных или наглядности.

Велика здесь роль учителя, который организует деятельность учащихся по восприятию объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений. Одним из эффективных методов является сравнение.

Внимание становится произвольным.

Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. По сравнению со старшим школьником, младшему школьнику трудно заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата в будущем.

В младшем школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Оно становится более конкретизированным, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Поскольку непроизвольное внимание поддерживается интересом, то учитель стремится сделать урок интересным, занимательным, т.е. мотивировать обучение учащихся.

Таким образом, при формировании мотивов к учению учителю следует учитывать следующие психолого-педагогические особенности: непроизвольность внимания, развитие теоретического мышления. Необходимо также помнить, что память у младших школьников мыслящая, а восприятие думающее. Использование ИКТ- компонента в учебном процессе помогает сделать занятия интереснее, что способствует развитию произвольного внимания, творческого мышления.

Глава 2. Педагогическое исследование влияния ИКТ- компонента на формирование мотивации к учению у учащихся 4 класса на уроках русского языка

2.1 Методы и организация исследования

Исследование формирования мотивации у учащихся 4 класса с помощью ИКТ- компонента на уроках русского языка проводилось в МОУ СОШ №11. Методы для данного исследования были выбраны следующие: анкетирование учителей начальной школы и учащихся 4 «Б» класса, наблюдение за деятельностью учащихся данного класса на уроках русского языка без применения ИКТ- компонента и с применением презентации. Анкетирование учителей и учащихся проводилось для выяснения проблемы использования ИКТ- компонента на уроках русского языка в четвёртых классах. Рассмотрим далее подробнее.

Анкетирование учителей начальных классов проводилось для выявления проблем использования ИКТ- компонента на уроках русского языка в четвёртых классах. Учителям были предложены вопросы с предоставлением выбора ответа, а также предоставлением возможности ответа на вопрос вариантом, не представленным в анкете. Учитель помечает выбранный вариант ответа в анкете. Было опрошено всего 5 учителей. Из них- 4- учителя четвёртых классов и 1- учитель третьего класса. Данный метод был выбран для удобства опробации результатов и точности.

Анкетирование учащихся 4 «Б» класса проводилось для выявления типа мотивации на уроках русского языка. Учащимся были розданы листочки, на которых им предлагалось напротив номера из перечня мотива поставить балл в зависимости от верности утверждения. Данный метод был выбран для удобства опробации и точности результатов.

Наблюдение за деятельностью учащихся 4 «Б» класса проводилось для выявления эффективности формирования мотивации с применением ИКТ- компонента на уроках русского языка. Наблюдали за уроками русского языка без применения ИКТ- компонента и с применением. На обоих уроках фиксировали проявления активности на каждом этапе.

Таким образом, нами были использованы следующие методы: анкетирование учителей и учащихся, наблюдение за деятельностью учащихся.

2.2 Результаты исследования

В ходе данного исследования были получены следующие результаты анкетирования учащихся: мотивы к учению на уроке русского языка без применения ИКТ- компонента доминирующие - это мотивы долга, ответственности и отношения к учебной деятельности, а с применением- те же и ещё мотивы содержания учебной деятельности и самосовершенствования. Были опрошены также учителя начальных классов. Из пяти учителей большинство (4 человека) ответили на вопрос анкеты «используете ли Вы на своих занятиях ИКТ- компонент?» - «иногда», т.е. данная проблема существует. Восемьдесят процентов опрошенных учителей ответили на вопрос «в чём на Ваш взгляд дидактическое назначение ИКТ- компонента на уроках русского языка?»- «как наглядность и дополнение информации о чём-либо»; 10%- «как наглядность»; 10%- «дополнение информации о чём-либо». Наблюдение за деятельностью учащихся на уроке русского языка с применением ИКТ- компонента показало, что учащиеся более мотивированы на изучение нового материала, а именно: они задают больше вопросов по теме, работают с учебником охотнее и отвечают на вопросы учителя, т.е они усваивают больше материала, чем на уроке без применения ИКТ- компонента.

Таким образом, полученные нами следующие результаты наблюдения за деятельностью учащихся, анкетирования учащихся и учителей показали, что применение ИКТ- компонента на уроках русского языка в начальных классах используется, и оно весьма эффективно для формирования у учащихся мотивации, но существует проблема недостаточности оборудования, поэтому используют ИКТ- компонент на уроках русского языка в четвёртых классах не всегда. ИКТ- компонент является дидактическим резервом для формирования положительных мотивов к учению.

Заключение

В ходе исследования нами был рассмотрен процесс формирования мотивации с помощью ИКТ- компонента у учащихся четвёртого класса. Вспомним, что формирование мотивации - это побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения. Мотивация связана с таким понятием, как познавательная активность школьника.

В структуре активности выделяют следующие компоненты:

1. готовность выполнять учебные задания;

2. стремление к самостоятельной деятельности;

3. сознательность выполнения задания;

4. систематичность обучения;

5. стремление повысить свой личный уровень. Эффективным средством повышения познавательной активности и формирования мотивов является ИКТ- компонент.

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Формировать мотивацию к учению, особенно у младших школьников, необходимо, потому что в результате побуждения учащихся к активной учебной деятельности возрастает уровень самостоятельности ребёнка.

2. Для того, чтобы сформировать мотивацию у учащихся начальной школы на уроках, необходимо использовать в этом процессе такие методы и средства, с помощью которых учитель мог бы заинтересовать ребёнка возникшей проблемой.

3. В период бурной информатизации общества необходимым и важным для работы с информацией является использование новых информационных технологий.

4. Дидактические возможности ИКТ не только активизируют процессы восприятия, мышления, воображения, памяти и мобилизируют внимание обучаемого, но и включают его в деятельность, предоставив возможность манипулировать виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.

5. Использование ИКТ- компонента является резервом при формировании мотивов к обучению у младших школьников на уроках русского языка.

Тезаурус

Активизация- управление активностью школьников - управление активностью школьников[15,с.365].

Активность - непременное условие развития способностей и дарований, достижения успеха[15,с.92].

Активность познавательная - деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями[13,c.8].

Актуальный - очень важный, имеющий большое значение для настоящего момента[24,с.22].

Анкета - опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему ответов[13,с.11].

Валидность - комплексная характеристика метода исследования, включающая сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, и какова её действенность, практическая полезность[13,с.17].

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности[15,с.24].

Воспитать- привить, внушить что-нибудь кому-нибудь[25,с.98]

Деятельность - специфический вид активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя[11,с.657].

Заинтересовать- возбудить в ком-нибудь особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть, узнать, понять[24,с.144].

Интерес- внимание, проявляемое к кому-чему-либо или возбуждаемое кем-чем-либо[24,с.179].

Компьютер - электронная вычислительная машина[24,с.207].

Мотивация- побуждение учащихся к активной учебной деятельности, продуктивному познанию содержания обучения[15,с.366].

Метод наблюдения - целенаправленная, систематическая фиксация специфики протекания тех или иных педагогических явлений, проявлений в них личности, коллектива, группы людей, получаемых результатов[13,с.85].

Методы педагогического исследования - совокупность способов и приёмов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития[13,с.84].

Образование- процесс усвоения знаний[24,с.320]

Обучение - специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыка самообразования в соответствии с поставленными целями[15,с.26].

Объект исследования - педагогическое пространство, область, в рамках которой находится то, что будет изучаться[13,с.48].

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать