Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников

Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский Государственный Университет им.Е.А.Букетова

Педагогический факультет

Кафедра педагогики и методики начального обучения

Дипломная работа на тему:

"Интегрированные уроки в процессе обучения младших школьников"

Волкова Т.А.

студент 53 гр. ЗФО

Караганда 2008г

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Научно-теоретические основы интеграции в обучении младших школьников
    • 1.1 Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения
    • 1.2 Сущность и особенности интегрированного обучения в начальной школе
  • Глава II. Система интегрированных уроков в практической деятельности учителя
    • 2.1 Технология организации и проведения интегрированных уроков в начальной школе
    • 2.2 Выявление результативности использования системы интегрированных уроков
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • Общество постоянно нуждается в людях высокообразованных, творческих, инициативных, способных мыслить по-новому, умеющих принять самостоятельные нестандартные решения. И школа, воспитывая, обучая должна отвечать требованиям времени (4,15).
  • В Концепции развития системы образования Республики Казахстан указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании (34,2).
  • В настоящее время перед общеобразовательной школой поставлена серьезная задача улучшения качества обучения и воспитания учащихся.
  • Решающее значение в развитии ребенка принадлежит на занятиях, способствующих обучению усвоению знаний, формированию умений и навыков, предусмотренных программой обучения в начальной школе (43,101).
  • А в начальной школе закладывается фундамент для последующих этапов образования. Перед начальной школой стоят предельно точные образовательные цели задачи: заложить основы всестороннего развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, счета, грамотного письма, развитой речи, культуры поведения. В этих требованиях подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, учебных навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующей учебно-познавательной деятельности школьников. Способствуют приобретению глубоких и прочных знаний (4,97).
  • В повышении результативности обучения в начальных классах, воспитательной значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование меж предметных связей.
  • Понятие "межпредметные связи" в литературе характеризуется по-разному. В "Педагогической энциклопедии" оно определяется как взаимная согласованность учебных программ по различным предметам (50,93). Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, то есть они выступают как современные принципы, которые ведут к интеграции (объединению, слиянию в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области).Под интеграцией понимается сближение и связи наук, составление отдельных системы в единое целое (71,78).
  • Проблема интеграции по-прежнему остается актуальной в наше время в процессе обучения. Системный подход является основой интеграции знаний. Понятия "система" и "интеграция" близки.
  • Интеграция - объединение в целое каких-либо элементов. Применительно к системе обучения интеграция предполагает создание у школьника целостного представления об окружающем мире (55,98).
  • Современные науки о человеке, в том числе и педагогика, отличаются несовершенством терминологического аппарата. То же самое относится и к понятию "интеграция", которое исследователи практикуют неоднозначно. С одной стороны, те, кто занимается проблемой интеграции, считают, что это процесс объединения каких либо частей, в целое, но с другой стороны пути достижения интеграции многообразны. Интеграция и системный подход к познанию мира во многом схожи (58,2).
  • Окружающий мир предстает перед нами как единое целое. При его изучении необходимо знать его компоненты, определяющие структуру и связи между ними. Использование интеграции знаний в образовании позволяет выделять компоненты содержания образования, соответствующие целостным представлениям о явлениях и процессах, происходящих в окружающей среде. Интеграция в обучении проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на обучающихся во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них отдельно, что обеспечивает позитивный результат обучения (72,113).
  • Частным случаем проблемы интеграции выступают интегрированные уроки, призванные обеспечить единый подход учителей данных учебных предметов к решению общих учебно-воспитательных задач на основе обобщения (приложение 30-34).
  • Это позволяет решать существующие в предметной системе противоречия между разрозненным усвоением по предметам, знаниями учащихся и необходимостью их комплексного применения в практике, трудовой деятельности и в жизни человека.
  • Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов искать эффективные пути ее реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов и направлений в данной области: интеграция через поиск межпредметных связей; тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах; разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов. Все это свидетельствует о необычной актуальности самой проблемы интеграции.
  • Предметная система обучения в школе ориентирует учащихся на дифференцированное усвоение знаний из различных областей. Потоки информации и ее объемы так велики, что становится трудно своевременно и качественно отслеживать необходимую информацию по любому из направлений научного знания. Большая часть информации остается невостребованной.
  • В связи с этим важно показать пути получения знаний через методологию. Это позволит обучаемым самостоятельно оперировать необходимыми в жизни знаниями и консолидировать содержание учебного материала в целое для разрешения проблемной ситуации.
  • Системный подход в педагогике обеспечивает рассмотрение школьного образования как открытой системы, функционирующей по законам систем. Интеграция знаний может выступить одним из путей мобильности и вариативности содержания образования (22,81).
  • При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением разных знаний: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса (25,31).
  • Перестройка процесса обучения на основе осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности (23,31).
  • Таким образом, актуальность проблемы интеграции социально обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности.
  • Объектом нашего исследования выступает учебный процесс начальной школы в условиях интеграции.
  • Предметом - содержание деятельности учителя и учащихся в проведении интегрированных уроков.
  • Цель дипломного исследования: выявление влияния системы интегрированных уроков на качество обучения младших школьников.
  • Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
  • 1) Проанализировать теоретические основы интегрированного обучения;
  • 2) Выявить особенности проведения интегрированных уроков;
  • 3) Выявить наиболее рациональные сочетания различных учебных предметов в одном уроке;
  • 4) провести опытно-экспериментальную работу с использованием системы интегрированных уроков, направленную на повышение качества знаний, умений, и навыков учащихся, их успеваемость и познавательную потребность.
  • 5) Разработать рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков.
  • Метологической основой является диалектико-материалистическое учение о личности и ее активности в деятельности, теория познания, труды известных психологов и педагогов.
  • Гипотеза исследования: результативность интегрированных уроков зависит от: рациональных сочетаний различных учебных предметов в условиях интеграции, при условии знания теоретических основ интегрированного обучения и особенностей проведения интегрированных уроков;
  • В процессе исследования были использованы следующие методы:
  • - изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
  • - наблюдение;
  • - опытно-экспериментальная работа;
  • - изучение и анализ результатов работы учащихся.
  • Психологические основы процесса интеграции учебных предметов отражены в работах Г.И. Батуриной, И.Д. Зверева, Ш.И. Ганелина, Ю.А. Самарина, В.Н. Максимовой, Г.Ф. Федорца.
  • Многочисленные психолого-педагогические исследования раскрывают отдельные аспекты проблемы интеграции и показывают ее комплексный характер. Идеи межпредметных связей и их переход в самостоятельную дидактическую проблему связаны с теоретическими и практическими поисками педагогов различных эпох: Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского.
  • Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
  • Во введении обосновывается актуальность темы, определяется объект, предмет, цель, задачи нашего исследования, методологическая основа, перечислены применяемые методы исследования.
  • В теоретической части курсовой работы (I главе) мы прослеживали разработку решения проблемы интегрированных уроков в психологии, современными методистами, раскрываем методические основы проведения интегрированных уроков. Даём описание нетрадиционных форм интегрированных уроков. В этой же главе мы указываем на сущность и особенности возникновения идеи интегрированного обучения в истории педагогической мысли и их особенности.
  • Во второй главе мы анализируем организацию и проведение интегрированных уроков, далее приводим анализ результатов опытно-экспериментальной работы на выявление результативности использования уроков с интегрированием в обучении младших школьников.
  • Обобщающие выводы по использованию интеграции, рекомендации по организации и проведению интегрированных уроков даются в заключительной части работы.

Список используемой литературы по данной теме состоит из 74 источника. В приложении включены конспекты интегрированных уроков, фрагменты интегрированных уроков, таблицы по результатам эксперимента.

Глава I. Научно-теоретические основы интеграции в обучении младших школьников

1.1 Психолого-педагогические подходы к интеграции обучения

Проблема интеграции обучения и воспитания в начальной школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе. Она обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Интеграция - процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого системного "монолита знаний" (9,48).

В условиях стремительного развития общества наука прочно входит во все сферы жизни. Системный подход как методологическая концепция в качестве своей философской основы базируется на принципе системности.

Методологической основой системного подхода является принцип взаимосвязи. Термин "система" используется в научной литературе в разных значениях и имеет более сорока определений этого понятия, рассматриваемых разными авторами. Они раскрывают различные точки зрения на саму сущность системного подхода, даются определения основным понятиям (система, целостность, организация, структура, связь, отношение, упорядоченность, функция, направленность), объясняется взаимосвязь между данными понятиями (46,5).

В советском энциклопедическом словаре приводится следующее определение системы: "Система (от греческого systema - целое, составленное из частей) - соединение, множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство" (53,356).

А.Д. Урсул считает, что "под системой имеет смысл понимать организованное множество, образующее целостное единство".

По Н.Ф. Реймерсу, "система - любая вещественно - энергетическая или концептуальная совокупность взаимосвязанных составляющих, объединенных прямыми и обратными связями в некоторое единство.

Л. фон Берталанфи определяет систему, как комплекс взаимодействующих элементов. Элементы любой системы выступают как системы более низкого порядка (Б.С. Гершунский).

При описании внутреннего строения системных объектов используют понятия "связь", "отношение", "элемент", "среда", "целостность", "структура", "организация", которые наполняют смыслом решение системных задач. Не менее важна и другая сторона системы - её функционирование. В этом случае выделяются такие понятия, как "устойчивость", "равновесие", "регулирование", "обратная связь". При характеристике отношений необходимо учитывать процессы развития системных объектов, обозначаемых такими понятиями, как "эволюция", "становление" (7,389).

Методологические функции системного подхода разработаны в работах В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Л.А. Петрушенко, В.Н. Садовского, А.И, Уемова, Э.Г. Юдина.

Структурным элементом общенаучного уровня методологии являются общенаучные теории.

В.А. Афанасьев считает, что системный подход можно отождествлять с синтетическим, поскольку синтез и анализ выступают как "непременные черты системного подхода", они дополняют, обогащают друг друга. Без анализа не может быть синтеза, а синтез есть не что иное, как интегрирование результатов анализа.

В.А. Энгельгардт отмечает три важных момента в характеристике отношений целого и части. Автор вводит термин "интегратизм". Термин показывает ведущую, основную сторону противоречия между аналитическим и синтетическим, компонентным и системным взглядами.

А.Д. Урсул говорит в своих трудах, прежде всего о всеобщей связи явлений и процессов. Понятие "интеграция" означает объединение в целое каких-либо частей и употребляется для характеристики процессов взаимосвязи ранее автономных элементов в те или иные совокупности (15,22).

С позиции системного подхода следует выделять такие формы интеграции, как множество (совокупность), сложность, или комплексность, упорядоченность, организацию и систему (45,21).

Интеграция наук, прежде всего естественных и общественных, не может быть представлена в виде простого соединения в одно целое разных дисциплин.

Системный подход позволяет осуществлять процесс обучения в соответствии с такими дидактическими принципами, как взаимосвязь и развитие мира (33,43).

Г.Д. Кириллова отмечает внимание и потребность к системному подходу тем, что: свойство внутренней целостности системы ведёт к возникновению качеств; закон, лежащий в основе взаимосвязи элементов, объясняет её упорядоченность, организацию, структуру, их относительную устойчивость; взаимосвязь элементов и свойственные или структурные зависимости обнаруживают развитие, "поведение" системы.

Названные особенности системного подхода необходимы в раскрытии любого диалектического процесса. Они соответствуют и природе обучения в школе.

При анализе процесса обучения, его основных компонентов: цели, содержания, методов обучения, организационных форм, функций - обучающей, воспитывающей, и развивающей - необходимо рассматривать их не сами по себе, а путем изучения свойственных им закономерных зависимостей. Это даёт возможность выявить механизмы этого развития (60,2).

Возникает возможность изучать не проблему многообразия методов и приёмов обучения, а рассматривать применение методов и приемов, соответствующих разным целям, особенностям содержания, уровню подготовленности учащихся.

Понятие "интеграция" прочно заняло своё место в ряду других педагогических терминов. Дословно латинское integratio - восстановление, восполнение. Ведущие педагоги, считают, что это процесс объединения каких-либо частей в целое, но с другой стороны пути достижения интеграции многообразны (8,213).

Интеграция и системный подход к познанию мира во многом схожи. Интеграция - это процесс или действия, имеющие своим результатом целостность.

Целостность - это способ внутренней, органичной взаимосвязи составных, которые функционируют как элементы единой системы. Такая целостная взаимосвязь создает синергетический эффект (греч. synergeia - сотрудничество, содружество).

Система интеграция имеет свои критерии.

М.С. Асимов, О.М. Сичивица и А. Турсунов считают, что с точки зрения философии, интеграция может быть общенаучной, отраслевой, междисциплинарной и внутридисциплинарной. Ей присущи формы, степени и уровни организации (3,57).

Г.Ф. Федорец приводит несколько этапов, характеризующихся чередованием процессов интеграции и дифференциации (67,21).

Под интеграцией в педагогическом процессе понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое разрозненных частей. Суть процесса интеграции заключается в качественных преобразованиях внутри каждого элемента, входящего в систему (67,58).

Ведущим принципом развития современных образовательных систем становится интеграция (19,45).

И.Ю. Алексашина рассматривает интеграцию как ведущую тенденцию обновления содержания образования.

Одной из фундаментальных задач школы является формирование у учащихся целостного взгляда на мир как единое, взаимосвязанное целое. В содержании образования центральной становится проблема человека и его отношение к миру: "человек и природа", "человек и общество", "человек и человек" (64,5).

Объектами интеграции могут быть виды знаний, системы научных понятий, законы, теории, ведущие идеи, системы действий (методы науки), модели объективных процессов и явлений жизни (46,18).

Проблема "как интегрировать?" способствует накапливанию опыта подготовки и проведения интегрированных уроков (45,29).

И.Ю. Алексашина отметила, что в самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности единого качества на основе многих качеств. Процессы интеграции знаний неразрывно связаны с их дифференциацией (46,19).

Дифференциация имеет своим результатом вычленение отдельных сторон явлений с целью их углубленного анализа. Процесс интеграции направлен на воссоздание целостной структуры изучаемого явления, на установление внутренних связей между аналитически выделенными его сторонами. Чем глубже предшествующий анализ и дифференциация, тем богаче и содержательнее интегрированные процессы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать