Проведя анализ музыкальных занятий, мы смогли отследить возможное развитие художественно-творческих способностей. Таким образом, мы пришли к выводу, что искусство, и в частности музыка как одно из наиболее доступных и распространенных его форм, оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Посредством музыки можно передавать целую гамму чувств и настроений. Музыка способна выразительно и ярко отобразить явления действительности. Воздействуя на учащихся художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт. И мы поняли, что если задействовать ребят во внеклассных музыкальных занятиях, то можно наблюдать развитие художественно-творческих способностей у детей данного вида.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ветлугина В.Н. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр/ издательство академии педагогических наук - Москва, 2000.
2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов педин-тов/ Г.А. Волкова. - М.: Просвещение, 2002.
3. Готсдинер П.Л. Музыкальная психология/ международная академия педагогических наук - Москва, 2002.
4. Гусейнова, Раджабова Театр в школе-интернате - Москва, 2001.
5. Давыдов В. Искусство и дети. А зачем?/ Современная культура, 2000.
6. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений - 3-е издание, стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
7. Жилинская С.А. Игровые модели детского фольклора - Екатеринбург, 2001.
8. Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг - СПГ.: Питер, 2000.
9. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка, М.: Просвещение, 2001.
10. Медведева Е.А., Комисарова Л.Н., Шашкина Г.Р., Сергеева О.Л. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Под ред. Е.А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
11. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству, - Вопросы психологии, -1998, №1.
12. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей/ Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: Академия развития, 2001.
13. Музыкально-певческое воспитание детей в образовательной школе/ издательство «Музычна Украйина», 2000.
14. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
15. Полуянов Ю.А. Перспективы реализации идей Л.С.Выгодского о детском художественном творчестве, - Вопросы психологии, 1997.
16. Соколова В.Н. Приобщение младших школьников к народной музыкальной культуре/ Начальная школа, 2002.
17. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений/ Под ред. Г.Ф. Кумариной. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.
18. Фатеев С.В. Детские музыкальные праздники: Сборник. - М.: Лабиринт-Пресс, 2000.
19. Халабузарь П.В., Попов В.С. Теория и методика музыкального воспитания: Учебное пособие для специальных музыкальных учебных заведений/ Министерство культуры РФ, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма - 2-е издание, перераб. и доп.-СПб.: Лань,2000.
19. Хороводы, музыкальные игры: Описание с нотным приложением - СПб.: Композитор, 1997. (Дет. праздники).
20. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: Проблемы, суждения, мнения. М.: - Интерпракс, 1994.
21. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
22. Якиманская Л.А. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М., 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1В целом для анализа игр была предложена следующая схема:Фамилия, имя, отчество и место работы педагога, заполнившего данную схему.
Анализ игр.
1. Название игры; название музыкального произведения, сопровождающего игру; композитор. Краткое описание игры.
2. Тип игры:
А) сюжетная, сопровождаемая программной музыкой;
Б) сюжетная, сопровождаемая песней;
В) несюжетная.
3. Программные умения, обучение которым происходит в процессе разучивания данной игры:
А) музыкальные;
Б) двигательные.
4. Общее развитие ребенка в процессе музыкальных игр во взаимосвязи с развитием художественно-творческих способностей:
А) способность воспринимать ясно, ярко музыку, внимательно следить за ее развитием и развитием игры, оценить их;
Б) способность «перевоплотиться», «войти в образ» переданный в музыке, в игре; проявить воображение - внести свою трактовку при передаче образа;
В) развитие познавательных способностей; проявление инициативы, находчивости, сообразительности, поиски новых способов выполнения музыкально-двигательных заданий»
Г) проявление правильного отношения к музыкальной игре: положительное отношение к игровым образам, к элементам соревнования, к исполнению ролей;
Д) проявление воли, находчивости, выдержки при выполнении музыкально-двигательных заданий.
5. Развитие музыкальных способностей:
А) эмоциональная отзывчивость на характер музыки, на ее настроение; стремление передать это в движении;
Б) чувство ритма - способность точно двигаться в соответствии с темпом, наиболее ярким ритмичным рисунком, с акцентами, с метром, с пульсацией, с построением произведения.
6. Развитие художественного движения:
А) выразительность передачи образов и отдельных элементов движения;
Б) способность быстро переключаться с одного движения на другое, тормозить его, ориентироваться во времени и в пространстве, произвольно двигаться в соответствии с особенностями музыкального произведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Найди свою пару
Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями наблюдения, классификации предметов (по заданному основанию), самоконтроля.
Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например, два красных, два оранжевых, два желтых) и бубен.
Ход игры: педагог раздаст флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате, затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару -- того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.
Разложи игрушки
Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями наблюдения, классификации предметов (по самостоятельно найденному основанию), самоконтроля.
Организация: если игра проводится индивидуально, перед ребенком складываются игрушки: собачка, волчок, лягушка, пирамидка, игрушечная посуда, кукла и т. п. Если она проводится по группам, это вносит в игру определенный соревновательный элемент, азарт. В этом случае у каждой группы свой набор игрушек. Решения оцениваются по правильности и быстроте действий. Ошибки разбираются.
Ход игры: педагог предлагает разложить игрушки в каком-то порядке выбранному детьми основанию («сейчас они лежат вперемешку»). Правильные решения одобряются, неправильные разбираются.
Положи куда надо
Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями наблюдения, классификации изображений предметов (по заданному основанию), самоконтроля.
Организация: проводится индивидуально, заранее подготавливаются карточки с наклеенными или нарисованными геометрическими фигурами -- кругами, квадратами, треугольниками трех цветов (красного, синего, желтого). Каждая фигура определенного цвета повторяется в трех экземплярах, всего 27 карточек.
Ход игры: ребенок сидит за столом напротив педагога, который выкладывает перед ним карточки с одинаковыми по форме и разными по цвету фигурами. Сбоку на столе лежат остальные карточки. Педагог берет одну из них и просит ребенка положить «куда надо». Когда все карточки будут разложены, педагог спрашивает ребенка: «Какие карточки ты положил сюда?» Правильный ответ одобряется, неправильный предлагается обдумать и исправить.
Ежики
Цель игры: та же, что и в предыдущей игре, но основание для классификации определяют сами дети.
Организация: игра проводится фронтально. Все дети получают картинки с изображениями ежиков и зонтиков разных величин: двух больших и двух маленьких.
Ход игры: педагог рассказывает сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей -- папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять и вышли в поле. Там не было ни дома, ни деревьев. (Детям предлагается положить перед собой фигурки ежей.). Вдруг папа-еж сказал: "Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь". "Побежали в лес, -- предложила мама-ежиха. -- Спрячемся под елкой". Но тут пошел дождь, ежи не успели спрятаться. У вас, ребята, есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики».
После игры разбирается, ориентируются ли дети в классификации изображений по величине.
Скажи слово с нужным звуком
Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями слушания, классификации объектов (по заданному основанию), самоконтроля.
Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подготовить слова, которые будут использованы в игре, и мяч.
Ход игры: дети становятся в круг, педагог предлагает им придумать слова со звуком «а». После небольшой паузы бросает мяч одному из играющих. Ребенок должен назвать слово со звуком «а» («Шапка») и бросить мяч другому и т.д. Затем выбирается другой звук, и дети называют соответствующие слова. Ошибающийся выбывает из игры. Ошибки разбираются отдельно с каждым «штрафником» и коллективно.
Одинаковое и разное
Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями слушания, классификации объектов (по самостоятельно найденному основанию -- дополнению слов, относящихся к одной группе), самоконтроля.
Организация: игра проводится фронтально; заранее подготавливаются цепочки слов, входящих в общую группу, например, лошадь, собака, корова; ложка, вилка, тарелка; платье, пальто, юбка…
Ход игры: игру можно проводить по-разному: сначала учитель предлагает детям продолжить цепочку теми словами, которые подходят к данной группе; затем можно предложить продолжить цепочки теми, которые совсем не подходят.
Ошибки разбираются совместно
Дай название
Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Организация: игра может проводиться как индивидуально, так и фронтально; перед школьниками на столе лежат либо предметы, относящиеся к одной группе, либо их изображения (например, игрушки -- мячик, матрешка, кукла, машинка).
Ход игры: педагог предлагает рассмотреть предметы (или их изображения) и дать им общее название. Неправильные ответы разбираются.
Отгадай загадку
Цель игры: развитие художественно-творческих способностей, помощь детям в овладении умениями слушания, обобщения, самоконтроля.
Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подобрать загадки, раскрывающие признаки предметов, (например, «Смотрит, разговаривает, спит, а не живая»; «Два брюшка, четыре ушка» и т.д.).
Ход игры: педагог загадывает загадку, а дети должны отгадать, о чем или о ком идет речь. Неправильные ответы разбираются.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
КОНСПЕКТ МЕРОПРИЯТИЯ
ТЕМА: МУЗЫКАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПЕТРУШКИ
ЦЕЛЬ: отследить возможности развития у детей художественно-творческих способностей, начать приобщение ребят к народному творчеству.
ЗАДАЧИ:
Ш Образовательная: - познакомить детей с загадками на музыкальную тему;
- вспомнить с детьми музыкальные произведения, написанные детьми;
- способствовать знакомству детей с народным творчеством;
Ш Воспитательная: - способствовать воспитанию любви к русской народной музыке;
- воспитывать чувство коллективизма;
Ш Развивающая: - способствовать развитию художественно-творческих способностей;
- способствовать развитию музыкального слуха, памяти, мышления, речи, воображения.
ОБОРУДОВАНИЕ: кукла Петрушки, фишки, магнитофон, кассеты с музыкой, листы бумаги, карточки с названиями станций.
Работа с ассистентом, который включает и выключает музыку, а также вывешивает названия станций.
Ход мероприятия.
(русская народная музыка)
Я с детьми захожу в кабинет. Мы держимся за руки и в кабинете водим хоровод. (музыку выключается)
-Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
Дети высказываются.
-А знаете почему мы с вами сейчас водили хоровод?
-Нет.
-Потому что раньше наши предки в праздники и когда хотели повеселиться, поиграть водили хороводы. А вы хотите сейчас поиграть и повеселиться?
-Да.
-Так давайте отправимся в музыкальное путешествие. Но отправимся не одни, нас будет сопровождать Петрушка.
(ставлю Петрушку на видное место)
-В путешествии вам надо будет отвечать на вопросы, а кто лучше всех будет отвечать, тем Петрушка будет давать фишки.
Итак, отправляемся.
(музыка)
Беремся с детьми за руки и водим хоровод цепочкой.
(музыка выключается)
-Вот мы и прибыли на первую станцию, которая называется «Угадай мелодию». (ассистент включает музыку, дети угадывают и получают за ответы фишки)
1. Во поле береза стояла.
2. В траве сидел кузнечик.
3. Колыбельная «Спокойной ночи, малыши».
4. Песенка мамонтенка.
-Молодцы. Движемся дальше.
(музыка)
Беремся с детьми за руки и водим хоровод цепочкой.
(музыка выключается)
-А вот и вторая станция. Как она называется?
-«Отгадывание загадок»!
-Верно. Вам надо будет отгадать загадки.
1. Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, ребят созывает.
Барабан.
2. В руки ты ее возмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь.
Как зовут ее?
Гармонь.
3. За окном шумит буран,
За стеной поет…
Баян.
4. В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет, заливается.
Как называется?
Балалайка.
После каждого правильного ответа звучит соответствующая музыка.
-Отправляемся с Петрушкой дальше.
(музыка)
(хоровод)
(музыка выключается)
-Следующая станция «Отгадывание кроссворда».
(дети разгадывают кроссворд)
-Следуем дальше.
Станция «Угадай инструмент»
-Сейчас прозвучит русская народная музыка, вам надо будет назвать инструменты, которые вы услышали. За каждый правильный ответ Петрушка, как всегда даст фишку.
(дети отгадывают, какие инструменты звучат)
-Молодцы. Отправляемся дальше.
Станция «Нарисуй-ка».
-Теперь вы будете рисовать. Садитесь на свои места. Сейчас будет звучать музыка, а вы должны нарисовать то, на что она вдохновляет вас. Доставайте свои карандаши и фломастеры.
(выдаю листочки)
(звучит музыка «Во поле береза стояла»)
(дети рисуют)
-Нарисовали? Молодцы. Сейчас пусть каждый выйдет, покажет нам свой рисунок и расскажет, что нарисовал и почему.
(дети выходят по очереди)
-Сегодня мы путешествовали вместе с Петрушкой, ему очень понравилось с вами, и он приготовил вам подарки.
(достаю мешочек и даю каждому по конфетке)
-Что надо сказать Петрушке?
-Спасибо!
-А теперь давайте узнаем какое у вас настроение. У каждого из вас на партах 3 кружочка: красный обозначает радость, синий - немного грустно, а черный - плохое настроение. Поднимите те кружочки, которые определяют ваше настроение.
-Спасибо за занятие. Мне и Петрушке очень понравилось путешествовать с вами, но, к сожалению, надо расставаться. До встречи.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
КОНСПЕКТ ПРАЗДНИКА
ТЕМА: ВЕСНА
НАЗВАНИЕ: Дудочка
ЦЕЛЬ: определить уровень развития у детей художественно-творческих способностей.
ЗАДАЧИ:
Ш Образовательная: способствовать знакомству детей с народным творчеством.
Ш Воспитательная: - способствовать воспитанию любви к народным праздникам;