Использование краеведческих материалов в процессе преподавания экологии в средней школе

Использование краеведческих материалов в процессе преподавания экологии в средней школе

51

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

Факультет географический

Кафедра Физической географии и геоэкологии

«Утверждаю»

Зав.кафедрой

к.г.н. доцент ___________ П.И. Меркулов

«___» мая 2001 г.

дипломная работа

тема: «Использование краеведческих материалов в процессе

преподавания экологии в средней школе»

Автор дипломной работы: студент 5 курса д/о________Илькинов А.Н.

Обозначение дипломной работы: ДР-2069965-0125-18-01 группа 502

Специальность 320300 «Геоэкология»

Руководитель работы: к.г.н., доцент ________________ Масляев В.Н.

Нормоконтролер: к.г.н., доцент ____________________ Масляев В.Н.

Рецензент

Саранск 2008

Мордовский государственный университет

им. Н.П. Огарева

Кафедра Физической географии и геоэкологии

«Утверждаю»

Зав.кафедрой

к.г.н. доцент__________П.И.Меркулов

«17» января 2001 г.

Задание на дипломную работу

Студент Илькинов А.Н., код ДР-2069965-0125, группа 502

Тема: Использование краеведческих материалов в процессе преподавания экологии в средней школе утверждена приказом по Морд.ГУ №113-с от 17.01.2001 г.

Срок представления работы к защите: 4.05.01 г.

Исходные данные для научного исследования: литературные и фондовые материалы, публикации в периодической печати.

Содержание дипломной работы:

Литературный обзор включает 32 источника

Методы исследований: литературный, сравнительно-экологический, статистический

Расчетно-графическая часть: схема «Организационные формы краеведения и их структура» и схема «Методы и формы обучения экологии».

Другие разделы дипломной работы: введение, заключение

Приложения: 1. Рекомендуемая эколого-краеведческая литература; 2. Примерные темы рефератов и докладов по экологии для учащихся 10-11 классов.

Руководитель работы к.г.н., доцент __________________ В.Н. Масляев

Задание к исполнению принял 17.01.2001 ___________ А.Н. Илькинов

Реферат

Дипломная работа содержит 53 страницы машинописного текста, 4 рисунка, 2 таблицы, 2 приложения.

Список использованной литературы составляет 32 наименований.

Ключевые слова: экологическое образование, учебный процесс, школьное краеведение, краеведческий материал, средняя школа, ролевая игра, реферат, доклад.

Объект исследования: ролевые игры на основе краеведческих материалов в учебном процессе.

Цель работы: разработка содержательной части ролевых игр, созданных на основе краеведческих материалов и используемых в учебном процессе.

Методы исследования: литературный, сравнительно-экологический, статистический.

Полученные результаты и новизна: обобщены и проанализированы литературный и фондовый краеведческий материалы на основе которых разработано содержание двух ролевых игр для использования в учебном процессе средней школы - «Влияние теплоэнергетики на окружающую природную среду (на примере Мордовской ГРЭС)» и «Проблемы использования водных ресурсов (на примере г.Саранска)».

Содержание

Задание на дипломную работу

Реферат

Введение

1. Теоретические основы школьного краеведения

1.1. Сущность и педагогическое значение краеведения

1.2. Педагогические принципы организации краеведения

1.3. Краеведческий подход в преподавании экологии

2. Методы и формы осуществления краеведческого подхода в преподавании экологии

3. Использование краеведческих материалов на уроках экологии

3.1. Источники краеведческой информации

3.2. Использование краеведческих материалов приподготовке рефератов и докладов

3.3. Ход и содержание ролевой игры «Влияние теплоэнергетики на окружающую среду» (на примере Мордовской ГРЭС)

3.4. Ход и содержание ролевой игры: «Проблемы использования водных ресурсов» (на примере Саранска)

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1

Приложение 2

Введение

Современная общеобразовательная школа ведет интенсивную работу по совершенствованию экологического образования, формированию экологического мышления, выработке у школьника активной жизненной позиции. Одним из путей повышения эффективности экологического образования является включение в содержание урока экологии краеведческих материалов.

Актуальность исследования состоит в том, что для изучения краеведческих материалов в учебном процессе нами предложен один из педагогически активных методов обучения - ролевые игры.

Цель работы: разработка содержательной части ролевых игр, используемых в учебном процессе, на основе краеведческих материалов. Для достижения цели нами были решены следующие задачи: 1) проведен анализ теоретических основ школьного краеведения; 2) рассмотрены основные методы и формы осуществления краеведческого подхода в преподавании экологии; 3) предложены методические подходы использования краеведческих материалов на уроках экологии.

Новизна работы заключается в использовании краеведческого подхода для разработки содержания двух ролевых игр.

Работа написана на основе литературных и фондовых материалов, использованы опубликованные краеведческие материалы и статьи из местных газет.

Дипломная работа состоит из введения, 3 разделов, заключения, списка использованных источников, включающего 32 наименования, приложений.

Во введении обосновывается актуальность дипломной работы, ставится цель и выделяются задачи, которые помогли решить поставленную цель.

В первом разделе анализируются теоретические вопросы школьного краеведения.

Во втором разделе дается характеристика основных методов и форм осуществления краеведческого подхода в преподавании экологии.

В третьем разделе приводятся методические разработки по организации и проведению ролевых игр на уроках экологии.

В заключении приводятся выводы и рекомендации по использованию ролевых игр на базе краеведческих материалов в учебном процессе общеобразовательной школы.

1. Теоретические основы школьного краеведения

1.1. Сущность и педагогическое значение краеведения

Под краеведением понимается всестороннее изучение местными силами определенной территории края, осуществляемое на научной основе. Объекты для краеведческого изучения - природа, история, население, хозяйство, культура, искусство и другие стороны жизни края. При таком разнообразии объектов изучения краеведение нельзя назвать наукой (Строев, 1967).

Краеведение нельзя считать наукой и потому, что оно может преследовать очень разнообразные цели, а обобщения, какие делаются в процессе изучения, относятся к сферам определенных наук.

Исходя из задач и практических интересов, краеведение необходимо различать по формам его организации.

В процессе развития сложилось государственное, школьное и общественное краеведение (рис.1.1).

В школьном краеведении главная роль в изучении края принадлежит учащимся под руководством учителя. Система школьного краеведения включает: экологическое, литературное, историческое, географическое, природоведческое краеведение (рис.1.2).

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и, главным образом, на основе непосредственного наблюдения под руководством преподавателя.

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения - руководящее участие в нем учителя.

Организационные формы краеведения и их структура (Строев, 1967).

51

Рис.1.1.

Система школьного краеведения

51

Рис.1.2.

Роль учителя очень большая. Исходя из программы, состава учащихся класса и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует на изучение края учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависит от того, в какой степени учитель сам краевед и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Учитель должен хорошо знать край, систематически его изучать и владеть знаниями краеведческой работы со школьниками. Самому учителю краеведение также приносит очень большую пользу. Занимаясь краеведческой работой с детьми, он обогащается знаниями, улучшается и его педагогическое мастерство. Краеведение для учителя - верный путь к научно-исследовательской деятельности.

В процессе краеведческой работы происходит активное самостоятельное усвоение учащимися учебного материала, и приобретаются навыки, необходимые в жизни, идет подготовка к практической деятельности и расширяются общеобразовательные знания.

В школьном краеведении следует всегда иметь в виду его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение; его содержание и характер определяются учебной программой и непрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы.

Организация и отношение к учебной программе этих двух видов школьного краеведения различны, но, тем не менее, они друг с другом очень связаны, так как при изучении родного края для комплексного его описания в образовательных целях в процессе программной экскурсии и во время туристического похода происходит сбор краеведческого материала, проводятся всевозможные работы по наблюдению местных явлений и объектов и т.д. Общим является также обязательное руководство учителя всей работой.

Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений и дает возможность многие вопросы разных дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс.

Велико значение школьного краеведения в охране природы. Занимаясь краеведением, учителя знакомят учащихся с конкретными примерами преобразования природы края, а учащиеся обычно активно включаются в работу по ее охране. В процессе краеведения могут быть учтены все местные ценные природные объекты, исторические памятники, очаги культуры и отдыха. А это, собственно, первое условие для осуществления непосредственной работы по охране природы и рациональному использованию ее богатств.

Школьное природное краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогают правильно организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности (Краеведение, 1987).

Таким образом, школьное краеведение - важнейший фактор идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии.

1.2. Педагогические принципы организации краеведения

Школьное краеведение строится на общих принципах теории обучения и воспитания. Педагогические принципы связи обучения и воспитания с жизнью являются методологической основой школьного краеведения.

Общими принципами для организации краеведческой работы являются: принципы соответствия содержания и методов краеведческой работы уровню развития и подготовки учащихся; развитию творческих способностей учащихся и привития им навыков исследовательской деятельности и др. (Сафиуллин, 1979).

В современных условиях общеобразовательной школы, например, решение проблем охраны природы и профессиональной ориентации наряду с другими проблемами приобретает исключительно важное значение.

Нельзя представить краеведческую работу школы вне вопросов охраны природы, и экологического образования и воспитания.

Анализ методической литературы позволяет выделить основные принципы экологического краеведения, которые имеют важное значение в его организации. Такими принципами, непосредственно лежащими в основе определения содержания, организационных форм и методов проведения экологического краеведения, являются: подчинение экологического краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы и соответствие его уровню развития и подготовленности учащихся, комплексный подход в организации краеведческой работы по экологии, систематичность и непрерывность, поисково-исследовательский характер краеведения, общественно-полезная значимость, природоохранная направленность.

Краеведческая работа, основанная на этих принципах, является действительным педагогическим средством активизации учебно-воспитательной работы в школе.

Положение о подчинении краеведения содержанию и задачам учебно-воспитательной работы в школе и соответствие его уровня развития и подготовки учащихся определяет педагогическую целенаправленность краеведческой работы. Наиболее ярко это может отражаться в учебной краеведческой работе, организуемой в соответствии с дидактическими требованиями учебной программы по экологии.

Учебное и внеклассное краеведение тесно связаны между собой. Едины у них образовательные и воспитательные задачи. Внеклассная краеведческая работа диктуется дидактической необходимостью осуществления краеведческого подхода в учебном процессе. Кроме того, внеклассная краеведческая работа основана на требованиях примерных программ по воспитательной работе.

Принцип комплексного подхода в организации краеведческой работы означает всестороннее изучение родного края - его истории, природы, хозяйства, этнографии, литературы, искусства и др.

Краеведческая работа дает эффективные результаты в том случае, если в ее организации соблюдаются систематичность и непрерывность. Принцип систематичности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление краеведческих знаний и умений школьников. Он предполагает организацию краеведческой работы в определенно плановой системе в течение всего учебного года, как на уроках, так и во внеклассной работе. Краеведческий материал, собранный учащимися в процессе внеклассной работы, обогащает учебный процесс, уроки становятся интереснее и содержательнее.

Поисково-исследовательский характер краеведения является основой формирования и развития познавательного интереса учащихся. Поисково-исследовательский принцип в организации краеведческой работы предполагает вооружение учащихся элементарными приемами научного исследования, привитие им умений и навыков самостоятельного приобретения знаний, повышение познавательной активности и развития творческих способностей.

Поисково-исследовательская работа учащихся предполагает самостоятельное решение учебно-познавательных задач путем постановки проблемы, планирования поиска, нахождения приемов и способов решения различных задач в процессе наблюдений, обобщение краеведческих материалов и соответствующее их оформление.

Важной стороной краеведческой работы является его общественно полезная значимость. Практическое осуществление этого принципа предполагает активное участие краеведов в решении общественно-практических задач родного края и проявляется в проведении природоведческих наблюдений, участие в мероприятиях по охране природы.

Природоохранная направленность экологического краеведения охватывает весь комплекс природных, социально-экономических, культурных и других аспектов проблемы охраны природы.

Роль краеведческой работы в природоохранном воспитании характеризуется следующими особенностями:

а) в процессе природоохранного воспитания создается благоприятная обстановка для восприятия учащимися явлений и объектов природы в целом и во взаимосвязях между ними;

б) экономические и историко-литературные аспекты краеведения дают конкретный и убедительный материал о формах и видах взаимосвязей в системе «природа-человек-общество»; у школьников формируется убеждение в огромной и разнообразной роли природы в жизни общества;

в) краеведческие экскурсии и походы связаны с общественно полезной деятельностью учащихся;

г) краеведение способствует воспитанию экологической культуры поведения человека в природе.

Таким образом, школьное экологическое краеведение строится на основе ряда педагогических принципов. Эти принципы необходимы для сравнимости полученных результатов и дальнейшего развития краеведения.

1.3. Краеведческий подход в преподавании экологии

Понятие «краеведческий подход» представляет собой один из конкретных случаев проявления краеведческого принципа в обучении. Если краеведческий принцип как один из общепедагогических принципов означает всестороннее использование краеведческих сведений и источников в организации учебной и воспитательной работы, то краеведческий подход как конкретный методический прием проявления краеведческого принципа означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами окружающей действительности и практического осуществления связи обучения с жизнью и практикой.

Очень часто в методической литературе и в практике учебно-воспитательной работы выражение «краеведческий подход» и «краеведческий принцип» употребляются как синонимы (Сафиуллин, 1979).

Под краеведческим принципом понимается установление в процессе обучения ассоциативных связей между известными учащимся фактами из окружающей их действительности и изучаемым программным материалом в целях повышения качества усвоения знаний.

При осуществлении краеведческого принципа в обучении в сознании учащихся устанавливается связь между изучаемыми понятиями и закономерностями и их проявлениями на конкретной территории. В данном определении краеведческий принцип означает осуществление краеведческого подхода в целях раскрытия сущности изучаемых понятий фактами окружающей действительности, т.е. истолкование проявления общего на примере (краеведческий подход) процессов и явлений, происходящих в данной местности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать