Использование метода моделирования при систематизации знаний старших дошкольников об окружающем мире
p align="left">Заключение

Таким образом, результаты исследования показывают, что применение метода моделирования при систематизации заний дошкольников об окружающем дает ощутимые положительные результаты, а именно:

- позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

- положительно влияет на развитие речи, обогащает словарный запас;

- улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

- повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

- формирует цельное представление о экосистемах и временах года.

Все вышеперечисленное становится возможным прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития старшего дошкольника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления.

В ходе эксперимента было выявлено, что все формы использования моделирования, а именно: предметное моделирование, предметно-схематическое моделирование, новый, перспективный метод моделирования сказки или рассказа о природе, дают примерно одинаковые результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.

Кроме того, установлено, что применение метода моделирования является возможным и актуальным в связи с уровнем умственного развития дошкольников старшего возраста. Именно в этом возрасте дети достигают уровня умственного развития, достаточного для того, чтобы успешно применять метод моделирования для систематизации знаний дошкольников об окружающем мире.

Предлагается использовать метод моделирования шире в практике дошкольного воспитания, активно применяя эту методику во всех направлениях дошкольного воспитания и особенно в умственном воспитании, поскольку именно здесь данный метод дает наиболее ощутимые результаты.

Литература

1. А.В.Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А.В.Запорожца.-М.,1995

2. Артемова Л.В. Вчися граючись: Навколишній світ у дидактичних іграх дошкільників.-К.,1995

3. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей.-М.,1992

4. Венгер Л.А. и др.Воспитание сенсорной культуры ребенка.-М.,1988

5. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.-М.,1980

6. Виноградова Н.Ф. Умстенное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада.-М.,1982

7. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг.-М.,1993

8. Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности.-Самара,1997

9. Жуковская Р.И. и др. Родной край.-М.,1990

10. Зеньковский В.В. Психология детства.-Екатеринбург,1995

11. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных.-М.,1988

12. Икунина З.И., Антонова Н.А. К вопросу об эффективности обучения старших дошкольников в зависимости от особенностей интеллекта//Наука і освіта.-1998.-№ 4-5

13. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/ А.А.Каменева и др.-М.,1983

14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.,2000

15. Макаренко С.А. Лекции о воспитании детей//Избр.пед.соч.-М.,1977.-Т.2

16. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном дестве.-М.,1995

17. Основы дошкольной педагогики/Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой.-М.,1980

18. Поддьяков Н.Н. Особенности психического равзития детей дошкольного возраста.-М.,1996

19. Психология воспитания/Под ред. В.А Петровского.-М.,1995

20. Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.-М.,1987

21. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду.-М.,1975

22. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.-К.,1973

23. Умственное воспитание детей дошкольного возраста/ Под ред. Н.Н.Поддьякова.-М.,1984

24. Ушинский К.Д. История воображения// Избр. Пед. Соч.-М.,1954.-Т.2

25. Фунтикова О. В гостях у днів тижня: Формування знань учнів про час за допомогою моделей//Дошкільне виховання.-1994.-№ 1

26. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.,1978

27. Яришева Н.Ф. Методика ознайомлення дітей з природою.-К.,1993

Приложение 1.

Список детей, принимавших участие в эксперименте

1. Богдан Валерия

2. Волосовский Максим

3. Горбенко Родион

4. Дорофеева Света

5. Клюева Алина

6. Леонтьев Саша

7. Магерамов Роман

8. Омельченко Владик

9. Омельченко Даша

10.Пархоменко Таня

11.Погодичева Юля

12.Пономарева Диана

13.Сбитнева Вероника

14.Сидоренко Саша

15.Соколов Кирилл

16.Тихонов Женя

17.Хозай Илья

18.Шипулин Алеша

Приложение 2.

Результаты использования при систематизации знаний старших дошкольников об окружающем мире метода предметного моделирования

Таблица 2.1.

Номер ребенка в списке группы

Количество употребленных в рассказе связных полных предложений

Количество названных взаимосвязанных между собой явлений

Количество названных составных частей описываемого явления

до

после

до

после

до

после

1.

2

5

1

3

4

6

2.

3

7

1

3

4

7

3.

3

6

1

3

3

6

4.

2

5

-

2

5

6

5.

4

8

2

4

4

8

6.

3

6

1

4

3

7

7.

3

7

1

3

4

7

8.

4

7

2

4

4

8

9.

1

3

-

2

3

5

10.

5

8

2

4

5

8

11.

3

6

1

3

4

6

12.

4

7

2

3

4

7

13.

3

6

1

2

4

6

14.

3

6

1

3

5

6

15.

2

5

2

2

4

7

16.

4

5

-

3

3

8

17.

1

7

1

4

5

6

18.

3

7

2

3

4

7

Приложение 3.

Результаты использования при систематизации знаний старших дошкольников об окружающем мире метода предметно-схематического моделирования

Таблица 3.1.

Номер ребенка в списке группы

Количество употребленных в рассказе связных полных предложений

Количество названных взаимосвязанных между собой явлений

Количество названных составных частей описываемого явления

до

после

до

после

до

после

1.

2

6

1

4

4

7

2.

3

8

1

5

4

7

3.

3

6

1

5

3

8

4.

2

6

-

3

5

6

5.

4

8

2

6

4

7

6.

3

7

1

6

3

8

7.

3

8

1

5

4

7

8.

4

8

2

5

4

8

9.

1

5

-

3

3

6

10.

5

8

2

5

5

8

11.

3

8

1

4

4

7

12.

4

7

2

3

4

7

13.

3

6

1

2

4

6

14.

4

8

2

5

4

6

15

4

7

1

4

3

7

16.

3

6

2

5

5

7

17.

3

7

2

3

4

6

18.

4

8

1

4

4

6

Приложение 4.

Результаты использования при систематизации знаний старших дошкольников об окружающем мире метода моделирования апперцептивной схемы рассказа о природе

Таблица 4.1.

Номер ребенка в списке

Количество логически связанных полных предложений, составленных ребенком

Количество оригинальных признаков, отличающихся от образца воспитателя, замеченных ребенком

до

после

до

после

1.

2

4

1

3

2.

3

5

1

2

3.

3

6

1

3

4.

2

3

-

2

5.

4

6

1

2

6.

3

8

1

3

7.

3

6

1

2

8.

4

7

2

3

9.

1

4

-

2

10.

5

8

2

3

11.

3

7

1

2

12.

4

8

1

2

13.

3

7

1

3

14.

3

7

2

3

15.

4

8

1

2

16.

3

6

1

2

17.

4

7

2

3

18.

3

7

1

3

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать