Использование СИТ на уроках биологии
6
ВВЕДЕНИЕ
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения
Роль наглядности в преподавании биологии общепризнанна, наглядность обучения - это один из основных принципов дидактики. Необходимость конкретно-чувственной опоры была обоснована еще Я.А. Каменским и развита К.Д. Ушинским. Актуальны мысли последнего о роли наглядности в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся.
На выбор мной этой темы повлияло то, что в настоящее время мы являемся свидетелями растущей информатизации общества. Можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование
Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств новых информационных технологий (СНИТ), в том числе мультимедийных пособий.
По яркому замечанию А.В. Осина "... появление СНИТ должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволяют перейти учителю от изложения материала к дискуссии", и шире - от приоритета объяснительно- иллюстративных методов обучения к интерактивным. Компьютерные мультимедийные пособия в том числе по биологии обеспечивают в той или иной мере наглядность, интерактивность и другие качества, отличающие их о учебников на бумажных носителях
ГЛАВА 1
1.1 Актуальность использования СНИТ в образовании
Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты. Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии. Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя. Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ).Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе
Информатизация включает в себя:
-компьютеризацию - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации;
-интеллектуализацию - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и созданию информации;
-медиатизацию - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации
В последнее время специалисты по-новому определяют место информационных технологий и предмета информатики в образовательных учреждениях. Информатика рассматривается не как изолированная дисциплина, а в тесном переплетении с информационной учебной деятельностью во всех предметах. Информационные технологии используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательных и дидактических компонентов. Конструирование информационных предметных сред - принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления
В гимназии № 32 организация учебно-воспитательного процесса с использованием информационных и коммуникативных технологий ведется в рамках проекта «Управление гимназией на основе системной компьютеризации» . Информационные технологии позволяют:
* построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
* коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
* рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
* использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
* изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
* представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать ЭОР «Анатомия - 8», энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Уроки биологии 10-11», электронные энциклопедии «Зоология» и «Ботаника», «Открытая биология» Физикон и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:
* усвоить базовые знания по предмету,
* систематизировать усвоенные знания,
* психологически настроить на атмосферу экзамена,
* натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы,
* сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием НИТ,
* сформировать навыки самоконтроля,
* сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,
* оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,
* обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.
Использование ИКТ на уроках биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы[4].
1.2 Методические приемы использования мультимедиа на
уроках биологии.
Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.
Многие биологические процессы отличаются сложностью. Дети с образным мышлением тяжело усваивают абстрактные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.
Можно использовать следующие методические приемы:
1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить дальней шее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала: можно заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
Этапы информатизации преподавания предмета:
1 .Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.
2.Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.
3.Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.
4.Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.
5. Поиск системы. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.
Большое влияние для педагогов имело знакомство с программой «Intel» в 2003 г. С этого момента mgjgsnrb использовать компьютерные технологии в образовательном процессе получили идеологическую и технологическую поддержку, если рассматривать педагогическую технологию как выверенное описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
Метод проектов получил в последнее время широкое признание, многие педагоги считают его альтернативой классно-урочной системе. В основу образовательного проекта положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания - наблюдение, опыт, аналогия, анализ и синтез. Некоторые исследователи настаивают на принципиальном различии - по смыслу, содержанию и направленности таких видов деятельности, как исследование и проектирование, и с ними нельзя не согласиться . Тем не менее, исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и могут послужить эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей ребенка, подготовить его к реалиям взрослой жизни. Именно эти направления считаю ведущими в нашей педагогической деятельности. В профильных классах гимназии учебное проектирование и исследование надежный метод формирования устойчиво мотивации учебной деятельности. Это убедительно показал опыт проведения учебного проекта «Клетка -целостный организм» в 9 физико-математическом классе, в ходе которого учащиеся не только обобщили и систематизировали полученные знания о клетке, но и получили навыки исследовательского поиска: от постановки проблемного вопроса к формулированию гипотезы, выбору адекватных путей решения проблемы. Результаты деятельности оформлены в виде мультимедийных презентаций и печатных публикаций. Немаловажен также опыт работы в группе и представления плодов своей деятельности на конференции.
Глава 2
2.1 Тематическое планирование уроков с использованием СНИТ
Тематическое планирование по биологии 10 класс
(к учебнику В. Б. Захарова «Общая биология 10- 11 класс»)
№ урока | Раздел | Тема урока | Количес часов | Примечания | Дата проведения | |
1 | Введение | 1ч | ||||
2 | Происхождение и начальные этапы жизни на Земле. | Глава 1 Многообразие животного мира. Основные свойства живой материи. Уровни организации живой материи. | 5ч 1ч | |||
3, 4, 5 | Критерии живых систем | 3ч | ||||
6 | Обобщение. | 1ч | ||||
7 | Глава 2 Возникновение жизни на Земле. История представлений о возникновении | 12ч 1ч | ||||
8 | История представлений о возникновении жизни. Работы Л. Пастера. | 1ч | ||||
9 | История представлений о возникновении жизни. Теория вечности жизни. | 1ч | ||||
10, 11 | Современные представления о вечности | 2ч | ||||
12 | Первичная атмосфера Земли и химические предпосылки возникновения жизни. | 1ч | ||||
13 | Источники энергии и возраст Земли. Условия Среды на древней Земле. | 1ч | ||||
14 | Теории происхождения протобиополимеров. | 1ч | ||||
15 | Эволюция протобионтов. | 1ч | ||||
16 | Начальные этапы биологической эволюции. | 1ч | ||||
17 | Обобщение | 1ч | ||||
18 | Контрольная работа | 1ч | ||||
19, 20 | Учение о клетке. | Глава 3 Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клет | 10ч 2ч | |||
21,22 | Органические вещества, входящие в состав клетки. | 2ч | ||||
23 | Органические вещества, входящие в состав клетки. Углеводы. | 1ч | ||||
24 | Органические вещества, входящие в состав клетки. Жиры и липоиды. | 1ч | ||||
25, 26 27 | Органические вещества, входящие в состав клетки. Нуклеиновые кислоты. | 3ч | ||||
28 | Обобщение | 1ч | ||||
29 | Глава 4 Метаболизм - основа существования живых организмов. Анаболизм | 2ч | ||||
Энергетический обмен- катаболизм. | 1ч | |||||
30 | Автотрофный тип обмена веществ. | 1ч | ||||
31 | Глава 5 Строение и функция клеток. Прокариотическая клетка. | 7ч 1ч | ||||
32 | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. | 1ч | ||||
33 | Эукариотическая клетка. Клеточное ядро. | 1ч | ||||
34 | Деление клеток | 1ч | ||||
35 | Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория строения организмов. Лабораторная работа. Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом. | 1ч | ||||
36 | Неклеточные формы жизни. Вирусы. | 1ч | ||||
37 | Обобщение | 1ч | ||||
38 | Размножение и развитие организмов. | Глава 6 Размножение организмов. Бесполое размножение. | 4ч 1ч | |||
39, 40, | Половое размножение. | 3ч | ||||
42 | Глава 7 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Краткие исторические сведения | 6ч 1ч | ||||
43 | Эмбриональный период развития. | 1ч | ||||
44 | Постэмбриональный период развития. | 1ч | ||||
45 | Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон. | 1ч | ||||
46 | Развитие организмов и окружающая среда. | 1ч | ||||
47 | Контрольная работа | 1ч | ||||
48 | Закономерности наследования признаков | Основные понятия генетики. | 1ч | |||
49 | Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. Законы Менделя. Первый закон Менделя. | 1ч | ||||
50 | Решение задач. | 1ч | ||||
51 | Второй закон Менделя | 1ч | ||||
52 | Решение задач. | 1ч | ||||
53 | Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | 1ч | ||||
54 | Решение задач. | 1ч | ||||
55 | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование генов. | 1ч | ||||
56 | Генетика пола | 1ч | ||||
57 | Решение задач. | 1ч | ||||
58 | Генотип как целостная система | 1ч | ||||
59 | Обобщение. Итоговый тест по теме. | 1ч | ||||
60 | Контрольная работа | 1ч | ||||
61 | Закономерности изменчивости | Наследственная изменчивость | 1ч | |||
62 | Зависимость проявления генов от условий внешней среды. Лабораторная работа: »Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой» | 1ч | ||||
63 | Основы селекции | Создание пород животных и сортов растений | 1ч | |||
64 | Методы селекции растений и животных | 1ч | ||||
65 | Селекция микроорганизмов. | 1ч | ||||
66 | Достижения и основные направления современной селекции. | 1ч | ||||
67, 68 | Итоговый тест. Обобщение. | 2ч | ||||
Итого | 68ч |
Страницы: 1, 2