Использование СИТ на уроках биологии
p align="left">Поурочное планирование учебного предмета «Общая биология» 10 и 11 класса для базового уровня обучения биологии

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. Общая биология. 10 кл. Общая биология. 11 кл. (Вентана-Граф, 2002-2005).

Поурочный план учебного предмета «Общая биология» 10 класса для базового уровня обучения биологии

Для уроков, содержание которых в наших учебниках в соответствии с новыми требованиями изложено кратко или отсутствует, даем ссылку на литературу, которой могут воспользоваться ученики.

Среди предлагаемых книги: «Общая биология», под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица и А.О. Рувинского. М., Просвещение, 1996 или другие годы издания; «Общая биология», под ред. Ю.И. Полянского, М., Просвещение, 1992 или другие годы издания; «Общая биология», под ред. А.О. Рувинского, М., Просвещение, 1993 или другие годы издания. Используемая учебная литература в поурочных планах обозначена номером параграфа из наших учебников 10 и 11 классов, а включение материалов из дополнительных источников обозначено символами: «Бел» - учебник под ред. Беляева; «Пол» - Полянского; «Рув» - Рувинского, с указанием номера параграфа из этих книг.

Тема 1. Введение в курс общебиологических явлений.

Урок 1. Что изучает общая биология и как построен курс. ( § 1)

Урок 2. Основные свойства жизни. ( § 2 )

Урок 3. Уровни организации живой материи. ( § 4 )

Урок 4. Методы познания живой природы. ( § 6 )

Урок 5. Почему нужны знания биологии. ( § 8 или § 5 )

Урок 6. Живой мир в культуре. ( § 9 )

Тема 2. Биосферный уровень организации жизни.

Урок 7. Учение В.И. Вернадского о биосфере. ( § 10 )

Урок 8. Гипотезы происхождения жизни. ( § 12 )

Урок 9. Биологическая эволюция в развитии биосферы.( § 14 )

Урок 10. Биосфера как глобальная экосистема. ( § 16 )

Урок 11. Человек как житель биосферы.( § 18 )

Урок 12. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. (§ 20)

Урок 13. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. («Рув»,

§ 85, с.398-399 и § 87, с.408-409)

Урок 14. Обобщающий урок по темам 1 и 2.

Тема 3. Биогеоценотический уровень жизни на Земле

Урок 15. Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.( § 22 )

Урок 16. Понятие о биогеоценозе и экосистеме. ( § 23 )

Урок 17. Строение и свойства биогеоценоза. ( § 24 )

Урок 18. Типы связей и зависимостей в экосистеме. ( § 25 )

Урок 19. Механизмы устойчивости экосистем. ( § 27 )

Урок 20. Зарождение и смена экосистем. ( § 28 )

Урок 21. Сохранение разнообразия экосистем. ( § 32 )

Урок 22. Экологические законы природопользования. ( § 34 )

Урок 23. Лабораторная работа: 1.Выявление антропогенных изменений в экосистемах; 2. Составление цепей питания - схем передачи веществ и энергии; 3. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

Тема 4. Популяционно-видовой уровень организации жизни.

Урок 24. Вид, его характеристика и структура. ( § 36 )

Урок 25. Популяция как форма существования вида. ( § 37 )

Урок 26. Популяция как основная единица эволюции. ( § 39 )

Урок 27. Видообразование как результат эволюции и процесс увеличения видов на Земле. ( § 40 )

Урок 28. Человек как уникальный вид живой природы, его происхождение и эволюция. ( § 43 )

Урок 29. Особенности популяционно-видового уровня жизни. ( § 44 )

Урок 30. Развитие эволюционных идей в биологии от К. Линнея до Ч. Дарвина. («Пол», § 1, с.11-13; «Бел», § 39,с. 143).

Урок 31. Основные закономерности эволюции. ( § 45 )

Урок 32. Лабораторная работа: 1. Описание особей вида по морфологическому критерию; 2. Выявление приспособлений организмов к среде обитания; 3. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Урок 33. Охрана редких и исчезающих видов. ( § 54)

Урок 34. Заключение по курсу общей биологии 10 класса.

Поурочный план курса «Общая биология» 11 класса для базового уровня обучения биологии.

Тема 5. Организменный уровень организации жизни.

Урок 1. Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.(§ 1) Урок 2. Организм как биосистема. ( § 2 )

Урок 3. Жизненные процессы организма от рождения до смерти - онтогенез. (§ 6 )

Урок 4. Размножение организмов: половое и бесполое. ( § 8 )

Урок 5. Оплодотворение и его значение. Типы оплодотворения. («Бел», § 20; «Рув», § 23 )

Урок 6. Основные понятия генетики. Хромосомная теория и теория гена. (§ 9)

Урок 7. Изменчивость признаков организма и ее типы. ( § 10 )

Урок 8. Основные генетические закономерности. ( § 11 )

Урок 9. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. ( § 13 )

Урок 10. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.(§ 14)

Урок 11. Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. («Пол», § 64; «Бел», § 35 и § 36 )

Урок 12. Этические аспекты применения генных технологий. ( § 15 )

Урок 13. Мутагены, их влияние на организм человека. ( § 16 )

Урок 14. Основные факторы, формирующие здоровье человека. ( § 17 и § 18) Урок 15. Роль жизнедеятельности и творчества человека в обществе. (§ 19)

Урок 16. Вирусные заболевания и профилактика заражения ими. ( § 21)

Урок 17. Лабораторная работа: 1. Составление простейших схем скрещивания; 2. Решение элементарных генетических задач; 3.Оценка возможных воздействий мутагенов на собственный организм.

Урок 18. Обобщающий урок по теме 5.

Тема 6. Клеточный уровень организации жизни

Урок 19. Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. ( § 23 )

Урок 20. Клетка как этап эволюции живого в истории земли. ( § 24 )

Урок 21. Структура и функции клеток и внутриклеточных образований. (§ 26 )

Урок 22. Особенности доядерных и ядерных клеток. ( § 27 )

Урок 23. Деление клетки. ( § 29 )

Урок 24. Структура и функции хромосом. Современные представления о гене и геноме. ( § 31 )

Урок 25. Достижения медицинской генетики и биоэтические проблемы. (§ 32)

Урок 26. Микробиология на службе человека. ( § 39 )

Урок 27. История развития науки о клетке. Клеточная теория и ее роль в естественнонаучной картине мира. ( § 40 )

Тема 7. Молекулярный уровень проявления жизни

Урок 28. Молекулярный уровень жизни и его особенности. (§ 43 ).

Урок 29. Химический состав клетки. Основные биологические молекулы живой материи. (§ 44 ).

Урок 30. ДНК - носитель наследственной информации и процессы синтеза в живых системах. (§ 45 ).

Урок 31. Молекулярные процессы расщепления в элементарных биосистемах. (§ 46 ).

Урок 32. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. ( § 50 )

Урок 33. Время экологической культуры (§ 51 ).

Тема 8. Заключение.

Урок 34. Заключение по курсу биологии 10 -11 класса. (§ 52 ).

2.2 Пример урока с использованием ИТК.

Урок. (2 академических часа)

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Методы урока. Лекция. Сообщения учащихся.

Задачи урока:

Показать единство биологических закономерностей для всей живой природы.

Ознакомить с методами изучения наследственности человека. Раскрыть области практического значения генетических знаний для медицины и здравоохранения.

Формирование научного мировоззрения (убежденности в объективности биологических закономерностей).

Нравственное воспитание (ознакомление учащихся с успехами медицинской генетики и высокогуманной сущностью медицинской науки).

Развитие умения выделять главное (конспектирование при объяснении учителя), развитие самостоятельности в приобретении знаний и познавательного интереса (подготовка выступлений, сообщений для урока).

Оборудование.

Презентация автора урока “Генетика человека”.

Карточки с афоризмами: “Воплощение в жизнь научной истины о законах наследственности поможет избавить человечество от многих скорбей и горя” (И.П.Павлов). “Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье” (Г.Гейне).

На столы учащихся карточки с таблицами: таблица 1 “Характеристика близнецов”, таблица 2 “Нормальное и нарушенное число хромосом”, таблица3. “Отрицательные последствия родственных браков”

Самодельные таблицы “Близнецовый метод”, “Генеалогический метод”, “Цитогенетический метод”, “Доминантные и рецессивные признаки у человека”.

Литература для дополнительного чтения. Н.П. Бочков “Гены и судьбы”, М. “Молодая гвардия”, 1990 г; Ш.Ауэрбах “Наследственность”, М. “Атомиздат”, 1969 г; Ю.П.Лаптев “Занимательная генетика” М. “Колос”, 1982 г; И.П. Карузина “Биология” М. “Медицина”, 1977 г; Н. Дубинин, В. Губарев “Нить жизни” М. “Атомиздат”, 1968 г; Н.П. Дубинин “Генетика и человек” М. “Просвещение”, 1978 г; З.С. Киселева, А.Н. Мягкова “Методика преподавания факультативного курса по генетике” М. “Просвещение” 1979 г.

Усвоение новых понятий:

генеалогический метод

цитогенетический метод

близнецовый метод

биохимический метод

популяционно-генетический метод

трисомия

синдром Шерешевского-Тернера

синдром Клайнфельтера

фенилкетонурия

синдром Дауна

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Вступление в тему. Фронтальное повторение вопросов:

Основные закономерности при моно- и дигибридном скрещивании, модификационная и мутационная изменчивость.

3. Формирование новых понятий.

Вопросы на доске:

Методы изучения наследственности человека.

Примеры рецессивных и доминантных признаков у человека.

Хромосомные аномалии.

Медицинская генетика и ее задачи.

Учитель. Распространяются ли закономерности передачи наследственных свойств, открытые Г.Менделем, на человека?

Человек - сложнейшая загадка для науки и самого себя, понимание его природы было и остается предметов многочисленных исследований, в том числе и генетических.

Генетика человека - раздел науки генетики, который объясняет многое из того, что ранее было загадочным в биологической природе человека.

В настоящее время ясно, что наследственность человека подчиняется тем же самым биологическим закономерностям, что и наследственность всех живых существ. Так как генетический материал заключен в хромосомах, которых 23 пары, генетическая программа тоже подвержена мутациям.

Законы наследственности и характер наследования отдельных признаков у человека и животных едины.

Изучение наследственности имеет большое значение, так как здоровая наследственность - залог здоровья человека. (Чтение по таблице цитаты Г.Гейне о красоте человека).

У человека есть доминантные и рецессивные признаки.

Доминантные и рецессивные признаки у человека (Самодельная таблица), анализ.

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Работа по таблице “Доминантные и рецессивные признаки”.

 

Рис 1. Пример доминантного и рецессивного признака

Называют признаки

2.

У человека изучено наследование около 2000 мутационных признаков и свойств: короткопалость, шестипалость, цвет глаз, характер носа, способность ощущать горький вкус, непереносимость отдельных лекарственных веществ (аллергия), восприимчивость к заразным болезням…

Записывают в тетради.

“Мутации у человека”.

Сообщение ученика.

3.

Для человека характерно промежуточное наследование. Цвет кожи - 2 пары генов. Рост - 10 пар генов. А также действие генов зависит от окружающей среды. Так под влиянием гормонов действие генов проявляется в крайних случаях (гигантизм или карликовость). (Вопрос о норме реакции).

Наследственными являются: умственная деятельность, короткопалость, белая прядь волос, врожденная куриная слепота

Слушают, записывают.

Выступление ученика “Куриная слепота”.

4.

Наследственным является резус-фактор.

Выступление ученика “Резус- фактор”

5.

Наследственным является альбинизм.

Выступление ученика “Альбинизм”

6.

Наследуются и группы крови, что помогает установить возможность родства в спорных случаях (в судебной практике).

(Записи на доске)

- ОО

- АО, АА

- ВО, ВВ

- АВ

Выступление ученика “Группа крови”.

Методы изучения наследственности человека

Генеалогический. Цитогенетический. Близнецовый. Биохимический.

Популяцинно-генетический.

1.

Популяционно-генетический метод.

Определяют частоту тех или иных генов в человеческой популяции. Учитывается число альбиносов, дальтоников… Так в Европе по амавротической идиотии оказался в гетерозиготном состоянии каждый сотый человек, а в гомозиготном - 55 случаев на 1 млн. жителей. Выявляются отрицательные последствия родственных браков.

Слушают, записывают

2.

Биохимический метод.

Работа дома с текстом учебника.

Стр. 227 Автор Полянский, стр. 111 Автор Беляев

Домашнее задание по учебнику

3

Генеалогический метод (Самодельная таблица).

Изучение родословных линий различных семей. С помощью него получены интересные данные о доминантных и рецессивных признаках, о наследственном характере различных болезней. Проследив наследование одного или двух признаков, составляют схемы родословной. Для составления схем родословных приняты обозначения. Метод позволяет определить наследование целого ряда заболеваний:

сахарный диабет

врожденная глухота

шизофрения, катаракта…

По доминантному типу наследуется так называемая “габсбургская губа”.

Интересным является наследование гемофилии

Часто этот метод называется клинико-генеалогический метод, так как наблюдение идёт за патологическими признаками.

Рис 2. Династия Габсбургов

 

Выступление ученика “Династия Габсбургов”.

Выступление ученика “Гемофилия”.

4

Близнецовый метод (Самодельная таблица)

Основан на изучении близнецов (О. Б., Р. Б).

Изучение однояйцовых близнецов, их роста, развития позволяет выявить влияние физических, социальных условий жизни на проявление генотипа.

Работа по таблице1 “Характеристика близнецов”.

Выступление ученика “Близнецовый метод”.

 

Рис.3 Развитие разных типов близнецов

Таблица 1 “Характеристика близнецов”

Тип близнецов

Генотип, пол

 

Признаки

 

Цвет глаз и волос

Группа крови

Психическое развитие

О.Б.

Одинаковый

Одинаковый

Одна

Сходное

Р.Б.

Различный или одинаковый

Различный, но может быть сходство

Чаще разная

Различное

Неполное разделение оплодотворенной яйцеклетки на ранних стадиях бластулы приводит к множественным уродствам.

3.

Цитогенетический метод (Самодельная таблица)

Позволяет установить видимые изменения в хромосомном комплексе человека. Болезни, связанные с изменением числа хромосом, прослеживаются на стадии метафазы в делящейся клетке.

Работа с таблицей 2 на местах.

Нерасхождение 21 пары хромосом - синдром Дауна. Резкое слабоумие, скошенный разрез глаз, уродливое телосложение. Частота заболевания связана с возрастом матери. При укорочении одной хромосомы 21 пары развивается белокровие (злокачественное).

Работают с таблицей, записывают в тетради.

Изучают приложения

Таблица 2 “Нормальное и нарушенное число хромосом”

Нормальное

22+х

Ненормальное

22+ХХ

22+0

22+Х

Норма

44+Х

Норма

44+ХХХ=47

трисомия

44+Х0=45

синдром Шерешевского-Тернера

22+У

Норма

44+ХУ

Норма

44+ХХУ=47

синдром Клайнфельтера

44+ОУ

Зародыш мужского пола погибает.

Браки между родственниками повышают частоту рецессивных мутаций. Это отметил в 1814 г. лондонский врач Адамс.

Болезни по Адамсу делятся на врождённые и наследственные.

Причина наследственных - мутации (дальтонизм, шизофрения, слабоумие). Причина врождённых - факторы среды (сифилис, уродства).

Таблица 3 “Отрицательные последствия родственных браков”.

Браки

Страна

Заболевание

Смертность

Число

% больных

Число детей

% умерших

Неродственные

США, Франция

163

833

9,8

3,5

873

2745

16,0

3,9

Родственные

США, Франция

192

144

16,6

12,8

2778

743

22,9

9,3

Выводы: Все законы наследственности справедливы как для животных и растений, так и для человека. Но изучение и управление генетикой человека - вопрос сложный и имеет ряд трудностей, т.к.:

Человек - существо социальное, к нему не применимы методы экспериментальные.

Человек размножается очень медленно и дает малое число потомков.

Хромосомный комплекс содержит довольно большое число хромосом и генотип человека очень гетерозиготен. Вот почему генетика человека требует самого пристального к себе внимания. Для общей биологии и для медицины она имеет большое значение и в будущем ее роль возрастает.

Сообщение ученика по вопросу: “Медицинская генетика и ее задачи”.

Вывод по уроку.

Медицина - область научной и практической деятельности человека, направленная на укрепление и сохранение здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Знание генетики человека позволяет прогнозировать вероятность рождения детей, страдающих наследственными недугами. В ряде случаев имеется возможность прогноза вероятности рождения второго здорового ребенка, если первый поражен наследственным заболеванием.

И.П.Павлов писал: “Воплощение в жизнь научной истины о законах наследственности поможет избавить человечество от многих скорбей и горя”.

4. Применение знаний. Работа с тестами.

Задание: Выбери правильный ответ.

1. Генетика человека по-другому…

Антропогенетика. Эмбриология. Цитология. Палеонтология.

2. Определи методы антропогенетики…

Генеалогический. Цитогенетический. Экспериментальный. Близнецовый.

3. Назвать доминантные признаки…

Высокий рост. Голубоглазость. Толстые губы. Пятипалость и т.д.

5. Домашнее задание. § 59. Автор Ю.И.Полянский или §§ 32,33.

Автор Д.К.Беляев. Составить родословную своей семьи по двум признакам

Заключение

Информатизация среднего образования, проводимая в последние несколько лет, позволила увидеть и оценить положительные и отрицательные стороны использования информационных технологий. Школьный курс биологии и его преподавание обладает рядом существенных особенностей, которые затрудняют обучение и применение информационных технологий, главными из которых является слабая математизация школьного курса биологии и трудности алгоритмизации материала. Имеющаяся проблема слабого развития информационной культуры учителей биологии, и незнание ими основ работы с предметными ИТ, не является серьезным препятствием на пути внедрения современных информационных технологий. Оптимальным путем для решения существующих проблем в преподавании курса биологии и повышения информационной культуры учителей может служить использование ими на уроках интерактивного иллюстративного материала в виде мультимедиа презентаций, подготовленных с использованием легко осваиваемых программных продуктов, таких как Microsoft PowerPoint. При всей своей простоте освоения и использования они обладают широкими возможностями, достаточной гибкостью и универсальностью для применения на уроках биологии.

Наиболее оптимальным подходом для организации информационного наполнения мультимедиа презентаций является использование принципов системной педагогики. Цель их применения - повысить качественный и количественный уровень усвоение материала представленного в мультимедиа презентациях. В основе данного подхода лежит разбивка теоретического материала на небольшие логически законченные конструкции или модели с точным числом элементов и связей. Информация представленная таким образом является информационной основой урока, которая ассимилируется в сознании ученика.

Список используемой литературы.

1. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии. Международный конгресс «Информационные технологии в образовании». -- Москва, 2003.

2. Золочевская М.В., Рыкова Л.Л. Роль и место компьютера в учебно - воспитательном процессе. -- Киев, 2002.

3. Смирнов В.А. Принципы конструирования компьютеризированного курса // Информатика и образование. 1994. №2.

4. Смирнов В.А. Пути использования персонального компьютера // Биология в школе. 1995. №6.

5. Корнер Т.В., Смирнов В.А. Проблемный семинар как форма обучения учителей использованию ЭВТ в преподавании биологии // Биология в школе. 1990. №4.

6. Проблемы компьютеризации обучения предметам естествен-нонаучного цикла: По материалам телеконференции "ИН- ФОБИО-97". -- Научно-методический сборник, Сост. Смирнов В.А.. Под редакцией Соломина В.П. СПб.:РГПУ, СЗФ-ИНИНФО, 1998.

7. Смирнов В.А. Компьютеризация: от энтузиаста-учителя к коллективу единомышленников. -- Народное образование, 1992.

8. Смирнов В.А., Соломин В.П. ЭВТ на уроках биологии. Учебное пособие. -- СПб.: Образование, 1997.

9. Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании. - Красноярский государственный университет, Красноярск, 2002.

10. Никонова Е.Н. Определение количества информации в содержании урока. -- Системная педагогика. Бюллетень №3. Красноярск, 2004.

11. Смирнов В.А. Научно-методические основы формирования системы обучения биологии в открытом информационном обществе: автореф. дис. док.а пед. наук: гос.пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб.: 2000. - 42с.

12. Осин А.В. Модели образования на базе компьютерных технологий/ГНУ "Республиканский мультимедиа центр" - М., --2001.

13. Сапрыкина Г.А. Педагогические программные средства для индивидуального школьного образовательного процесса: автореф. дис. канб. пед. наук. Новосибирск. -1997. - 19с.

Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать