Исследования групповых форм работы на уроках истории
налогичную методику разработала доцент МГПИИЯ им. Мориса Тореза А.С. Границкая по иностранному языку. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении М. 1991. с.35 У нее это связано со сдачей и приемом внеаудиторного чтения.

Приемы, применяемые на коллективных занятиях при изучении истории. Перечислим не приемы, которые можно использовать при изучении истории на коллективных занятиях. Там же с.60

1) Прежде всего, это работа в паре, связанная со взаимной проверкой знаний отдельных понятий по конкретному разделу. Подходы здесь могут быть разные: один называет понятие, а другой отвечает его значение. Эти понятия могут быть записаны на карточке. Проверяющий предлагает карточку и измеряет время заполнения этой карточки другим партнерам. Если допущена хотя бы одна ошибка, то проверяющий карточку возвращает и предлагает ее доучить. Если все было заполнено правильно и быстро, то карточка заменяется со списком новых слов, увеличенных в два, три раза.

2) Совместная работа над дополнительным новым текстом: один ученик читает, а другой выделяет главную мысль. Непонятные слова каждый записывает в свой словарик.

3) Работа с новым параграфом, если один его уже знает, а другой его еще не читал. Последний читает параграф под контролем первого своего товарища и выделяет главную мысль. Если что - то не получается, то оказывается тут же помощь учителем.

4) Участники занятий имеют разный дополнительный материал, и каждый из них готовит соседа по своему материалу. После знакомства с материалом, проверки и записи понятий проводится обмен заданиями. Так весь материал ребята передают в парах сменного состава.

5) Выполнение ответов на вопросы по учебнику. Такая работа может быть выполнена в группе, и, конечно, в парах сменного состава.

6) Целесообразно учащимся, которые готовятся к выступлению перед классом, предварительно проверить свое выступление в парах. Выступление по изученной теме перед классом или группой учащихся должно быть качественно подготовлено. Но для этого лучшего способа, чем два - три рассказа своим товарищам не найти.

7) Следует давать учащимся возможность готовиться в парах к устным рассказам по самым различным темам.

8) Многие учителя разрабатывают для коллективной (групповой) учебной работы систему карточек, куда включают вопросы теории, даты. По каждому разделу составляется особый вопросник и в соответствии с ним система упражнений (заданий).

Итак, очень часто педагог прибегает к поиску средств, когда надо предложить детям иллюстрацию какого-нибудь явления. Палитра средств, крайне многообразна. Воспитательное средство является, наверно, одним из главных средств, в сфере использования его в педагогической практике. Это средство имеет несколько функций, которые помогают понять его силу воздействия на процесс деятельности учителя и на улучшение ее результатов. Пока единой общей методики изучения, какого - то учебного предмета в целом или в отдельном классе нет. Но существуют приемы групповых учебных занятий, которые используются учителями в парах сменного состава: это и прием Шаталова - Границкой, связанный с подготовкой к экзаменам: это и работа по вопросникам, где участвуют разновозрастные ученики: это и различные приемы, используемые в группах при изучении различных предметов гуманитарного и естественного блоков.

2.3 Обобщение опыта использования групповых форм работы на уроках истории

В этой последней части второй главы речь пойдет об опыте работы учителей истории, применяющих групповые формы обучения. Наверное, каждый учитель истории в сегодняшних условиях особенно напряженно размышляет о том: чему учить школьников и как их учить? Групповая форма работы дает ответ на один из этих вопросов, а именно, творческое и эффективное решение - как учить детей в школе. Многие учителя истории применяют эту форму на своих уроках в качестве наиболее удобной в плане качественного усвоения материала.

Приведенный ниже урок истории педагога Е.А. Тирской Тирская Е.А. О семинарских занятиях и групповой форме работы / ж. Преподавание истории в школе 1991 № 3 с. 115 - 116. проводился в IX классе. Данную форму работы можно применять и в более младших классах с учетом подготовленности учащихся.

Одной из активных форм обучения в старших классах, как известно, являются семинарские занятия. Их эффективность заметно повышается благодаря использованию групповой работы. В течении первых месяцев работы в классе учителем было изучено общее развитие и индивидуальные особенности учащихся. С учетом их подготовленности и межличностных отношений были сформированы группы. В каждой группе выбирается лидер. После такой предварительной работы начались проводиться семинарские занятия.

Семинар "Защита проблемы". Перечень вопросов, выносимых на семинар, сообщается учащимся заблаговременно. Указывается так же необходимая литература. В начале урока вопросы в конверте раскладываются на столе (количество вопросов больше чем количество групп). Представители групп разбирают конверты. Затем в течении пяти минут группы обдумывают вопрос, подбирают необходимые материалы из имеющихся в кабинете пособий, определяют основного докладчика. В защите вопроса участвует вся группа. Проблема считается защищенной, когда у оппонентов исчерпываются вопросы. Вместо традиционного повторно - обобщающего урока проводиться семинар "Малые круглые столы". Его отличительной особенностью является сочетание индивидуальной и групповой форм деятельности.

Наш опыт показал, что эффективность работы в группе зависит:

1) от знания учителем индивидуальных особенностей учащихся;

2) от заблаговременной подготовки учащихся к данному уроку;

3) от четких заданий на уроке как группе, так и каждому ученику;

4) от умения учителя спланировать индивидуальную работу в соответственно интересам учащихся;

5) от разнообразия практических заданий;

6) от места ученика в структуре группы;

7) от стиля педагогического общения и т.д.

Данный опыт групповой работы с классом на уроках истории позволяет проанализировать психолого-педагогический подход учителя к организации и проведению групповой учебной работы. Уроки истории в V и VII классах учителя Чорнобая П.Д. Чорнобай П.Д. Групповая работа на уроках истории / ж. Вопросы истории, 1997 г., № 5 с.130 - 134.

Нетрадиционное решение стандартных школьных ситуаций:

1) добиться нормальной рабочей дисциплины в классе из 30-40 человек;

2) достичь положительной мотивации к своему предмету;

3) дать возможность полнее проявить себя всем: отличникам и неуспевающим, лидерам и аутсайдерам.

Особенности на первых уроках: большинство учащихся стремятся проявить себя не заботясь о средствах самовыражения; магическое действие цифры "5" на всех без исключения.

Опираясь на эти психологические ресурсы Чорнобай П.Д. начал работать как психолог. Провел социометрию, выявил лидеров и классные группировки. Класс был поделен на три команды, т.к. в классе 3 ряда парт. Каждая команда выбрала себе капитана. Срок его полномочий 1 месяц, чтобы другие ребята могли тоже попробовать себя в этой роли. Перед каждым опросом на доске записываются фамилии капитанов и турнирные таблицы команд. Каждому уроку предшествовала тщательная подготовка: 20-30 вопросов, план их постановки и взаимосвязи, направленные на более полную проработку темы и усвоение материала. Вопросы, по возможности ставятся в проблемном ключе, иногда каверзные, заставляющие думать, анализировать учебный материал. Например вопрос о местоположении Древнего Рима - "Где древние греки нашли страну телят и как она называется сегодня?" (Италия, Апенинский полуостров). Отвечает та команда, которая первая подняла руку. За правильный ответ она получает 1 очко и 1 балл. Ученик, давший правильный ответ тоже получает 1 балл. За три правильных ответа он получает "5", за два "4", за один "3". В случае неправильного ответа записывается "0", который съедает один правильный ответ. Так что ребята думают прежде чем дают ответ, т.к. они отвечают за себя и свою "команду".

После неправильного ответа, право отвечать переходит другой команде и она уже получает за правильный ответ 1 очко и 2 балла. Если не справится - отвечает третья команда - 1 очко и 3 балла. В случае если никто не может ответить, говорит учитель и переходят к другому вопросу. Если вопрос важен и принципиален, то и "цена" поднимается до 2-3-х очков и баллов, побуждая класс усиленно работать с учебником и головой ища ответ. Правила просты и понятны. Побеждает та команда, которая дает больше правильных ответов и наберет большую сумму очков и баллов. Путь к победе очевиден: надо как можно лучше подготовиться к уроку дома, проработать учебный материал заранее. Таким образом, снимается психологическое давление возможности получить плохую оценку (с чем так активно боролся Амонашвили Ш.А.). Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет, м., 1986 г. Ученик идет на урок и не боится, что его спросят. Наоборот, все хотят, чтобы спросили именно их. Капитан выбирает, кому отвечать за себя и свою команду. Еще он может принести команде 2 очка и 2 балла, если победит в конкурсе капитанов. Капитаны наводят порядок в соей команде, если шумно. Для борьбы с шумом в классе используется система предупреждений (V). За WV - снижается 1 очко и 1 балл.

Внешне такая форма опроса напоминает игру - Что? Где? Когда? Но по сути, это самая тяжелая работа для учителя и учащегося. Здесь никто не боится получить "2" и каждый имеет шанс получить "5". Хотя шансы равны, но больше его используют сильные ученики. Для слабых введена система блиц - вопросов. В начале урока против каждой команды записывается фамилия 1-2 таких учеников и ставятся 3 черточки (- - - ). В любой момент учитель может спросить их сам без капитанов и за правильный ответ поставить "+", а за неправильный "-". За 3 "+" - 5; 2 "+" - 4; 1 "+" - 3; ни одного - 2. Двойку может ликвидировать правильный ответ на общих основаниях. На "блице" будут заданы простые вопросы. Главное, ответ на них должен прозвучать своевременно в ходе урока, чтобы вплестись в общую структуру изучаемой темы. Во время такой работы подсказки исчезли, потому что: 1) из другой команды давать их невыгодно, т.к. это значит подарить 1 очко или 1 балл соперникам; 2) за подсказками внутри команды ревностно следят соперники; 3) если подсказка прозвучала, то учитель озвучивает ее и вопрос снимается.

Преимущества данной системы:

1) вносит разнообразие в ход однообразного учебного процесса;

2) положительно стимулирует учебную мотивацию школьников;

3) создает раскрепощенную игровую атмосферу на уроке;

4) в равной мере включаются разные стороны личности: "Я" и "Мы", соперничество и сотрудничество, эгоизм и коллективизм;

5) способствует самоконтролю дисциплины в классе;

6) дает дополнительные возможности для реализации лидерских задатков учеников.

Недостатки:

Наиболее слабое звено - дефицит сильных стимулов для поддержки соревновательности на уроке. Для тех классов, у которых история была последним уроком, учитель использовал в качестве стимула свободное время (5-10 минут до конца урока) - отпускал команду победительницу.

Описанный ниже урок М. Руденко Руденко М. Урок - семинар / газета История №5, апрель 1997 г., проводился в VIII классе, однако такое занятие может быть организовано в VII классе где, в рамках концентрической системы (структуры) исторического образования чаще всего изучаются события XVIII столетия.

Тема: Внешняя политика России во 2п. XVIII века.

Основные задачи: обобщив знания школьников о внутренней политике Екатерины II, показать связь этой политики с политикой внешней. Раскрыть цели и основное содержание внешней политики России во 2п. XVIII века. Способствовать формированию умений работать в группах, а также обобщать знания, полученные из различных источников.

Урок - семинар рассчитан на 2,5 часа. Предполагается, что учитель тратит примерно половину урока на опрос по теме "Внутренняя политика Росси при Екатерине II", затем начинается изучение внешней политики нашей страны в царствование этой императрицы. (это первый подготовительный этап группового семинара).

Следующий урок целиком посвящен работе в группах. Каждая группа (4 группы по 5 человек) получает карточку с заданием и инструкцией. В карточке по 3 задания, количество которых можно увеличить или уменьшить. Работа с карточками начинается на уроке и продолжается дома. На завершающем занятии представители групп выступают с сообщениями, чертят на доске таблицы и т.д. Учитель дополняет и корректирует выступления учащихся. Все школьники переносят в тетрадь таблицу и основные понятия данной темы.

Преимущества данной системы:

1) Способствует последовательному и глубокому усвоению учащимися данного материала;

2) Создает раскрепощенную атмосферу и общую занятость на уроке;

3) Положительно стимулирует учебную мотивацию школьников и т.д.

Это были примеры использования опыта групповой формы работы учителей на уроках истории. В своей педагогической практике мной был использован экспериментальный урок по истории в 5 "б" классе в общеобразовательной средней школе №13 с применением групповой формы работы.

Тема: Древнерусские княжества в XII-XIII веке. Нашествие манголо-татар.

Класс по своим способностям средний. Цель урока - сформировать знания о событиях истории Руси XII-XIII веков.

Задачи: 1) добиться положительной мотивации к своему предмету; 2) дать возможность поработать в мини-группе всем учащимся и полнее раскрыть способности каждого ученика.

Особенности: такая форма работы была проведена с этим классом впервые. Учащиеся стремятся проявить себя. Было сдвинуто по 3 стола. Посадка в разноуровневые группы была осуществлена таким образом, чтобы каждому было удобно смотреть на доску.

Оборудование: рабочие атласы, копии справочного материала, дополнительная литература, специально подобранная для этого урока. В течении урока использовались следующие методы: рассказ, беседа, работа с картой, работа в группах, социометрия. Смотрите в приложении. Большую помощь оказали результаты психологической диагностики в пятых классах Там же., наблюдения за учащимися.

Класс был поделен на 5 групп с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка. В группе было по 5 человек. В каждой группе был свой капитан, которого назначил учитель (пока). Самые сильные ученики были собраны в одну группу (5 гр.). Им были даны более сложные задания, чем другим группам. Задания по карточкам для каждой группы были построены так, что весь материал был взаимосвязан. Первая группа начинала освящать первую часть темы. Вторая группа рассказывала вторую часть и так мы подходили к работе 5-ой группы, которой предстояло сделать основные выводы по всему сказанному материалу на уроке.

Данному уроку предшествовала тщательная подготовка: поиск дополнительной литературы, составление карточек, постановка вопросов с целью связать и дать полную проработку усвоенного материала.

Вопросы по возможности ставятся в проблемном классе. Например: Почему манголо-татары не дошли до Новгорода 100 км. И повернули в степи? В карточки были включены вопросы, которые предусматривали работу с картой.

Оценка работы группы проходила в таком русле: капитан руководил оценкой работы каждого члена соей группы, небольшую корректировку оценки вносил учитель.

В процессе такой работы подсказок не было совсем. Все недосказанное группами было обобщено 5-ой группой учащихся и учителем. Основные моменты темы были закреплены и подчеркнуты.

Положительные моменты данной работы:

1) было внесено разнообразие в ход однообразного учебного процесса;

2) в ходе урока задействованы были все члены класса;

3) ребята учились работать в группе коллективно. Слушать мнения друг друга и выбирать правильные ответы;

4) такая форма работы дает возможность реализовать способности каждого ученика;

5) создает "+" атмосферу взаимодействия между детьми и учителем;

6) такая работа способствует сближению коллектива;

7) положительная оценка стимулировала активную работу учащихся.

Недостатки:

1) такую форму работы надо проводить в системе;

2) в классе было шумно, т.к. такая форма работы с детьми применялась в первый раз за все время обучения;

3) учителю надо совершенствовать методику работы в группах и использовать ее на уроках в системе.

В педагогической сфере учитель использует систему методик, для проведения психодиагностического исследования личности в группе. Это и диагностика "экстраверсия - интроверсия", определение мотивов учебы и общей самооценки, межличностные отношения и т.д. С помощью использования таких методов как: социометрия, наблюдения за учащимися. Нами были сделаны выводы об уровне сплоченности класса и уровне благополучия взаимоотношений в коллективе. Из опыта работы учителей в группах было выявлено, что групповая форма работы способствует развитию каждого ученика, учит добывать знания самостоятельно. При этом дети становятся более активными и сплоченными. Групповая работа способствует развитию творческих и коммуникативных способностей детей в классе.

Вывод ко II главе:

В процессе обучения учащиеся осваивают все виды человечечской деятельности, которые происходят в процессе общения. Цель обучения достигается методом решения учебных задач. Групповая форма совместно с индивидуальной формой работы способствуют эффективному решению учебно - методических проблем. Но только отработанные технологии могут запустить весь педагогический процесс и давать положительные результаты. Таковы, например, технологии "Развивающего обучения" А.Е. Рахимова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Е. Щурковой и т.д. Они способствуют повышению творческой самостоятельности учащихся и обеспечивают эффективность педагогического процесса. В ходе педагогической работы учитель использует различные методы, приемы и средства, помогающие ему воздействовать на свой процесс деятельности и улучшать его результаты. Из опыта работы учителей в группах, с использованием методик психодиагностических исследований личности, было выявлено, что групповая форма работы способствует развитию способностей каждого ученика, а также повышает его активность и сплоченность в классе. Практика показала, что то, что было разработано учителями-новаторами не всегда дает положительные результаты в работе каждого педагога. На это влияют многие факторы: слабая материальная база, недостаток опыта работы по групповым формам самих учителей, боязнь педагогов начинать эту форму работы самостоятельно и т.д.

Заключение

Современные подходы к обучению школьников требуют пересмотра старых принципов построения учебного процесса и самого содержания образования в целом. Дидактическая система групповой работы является альтернативой классно-урочной системе обучения, которая действовала и действует сейчас в практике еще многих школ. Она прошла долгий путь от ее разработки до проверки в массовом эксперименте в 60-80х годах. На рубеже 80-90х г.г. эта форма обучения получила новый подъем. Групповая форма работы содержит в себе массу новых идей. Она решает многие воспитательные и дидактические задачи, а также создает оптимальные условия для обучения и воспитания личности. Роль учителя в этом процессе заключается в способности управлять социально-психологическим климатом группы и коллективной работой на уроке. Опросы учащихся и учителей показали, что при анализе личных взаимоотношений учеников важно установить и положение ученика в структуре группы, и влияние стиля педагогического общения. Только отработанные технологии могут запустить весь педагогический процесс и давать положительные результаты. Это, например технологии "Развивающего обучения" А.Е. Рахимова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Е. Щурковой и т.д. Они представляют возможность взглянуть с творческой стороны на внутреннюю организацию учебного процесса, тем самым способствуя повышению самостоятельности учащегося. При достижении таких высоких результатов учитель использует различные методы, приемы и средства обучения. В педагогической сфере учитель применяет систему методик, для проведения психологического и дидактического исследования личности в группе. В результате работы учащихся в группах были выявлены следующие показатели: резко вырастает интерес и занятость всех ребят в классе, снижается количество неуспевающих по предмету, появляется стимул (в плане хороших оценок) в работе, развиваются речевые способности ребят, расширяется кругозор ребенка и т.д. Но следует напомнить, что все эти показатели будут действовать в том случае, если учитель применяет групповую форму работы в системе. Практика подтвердила, что всё таки, в использовании групповой формы работы на уроке много положительных моментов, чем отрицательных. Групповая форма работы представляет богатство методических приемов, дает простор для творческих поисков учителя и раскрывает индивидуальные способности каждого ученика. Школа будущего за молодыми специалистами, поэтому не надо бояться отстаивать новые формы работы с учащимися, и применять чаще групповую форму работы на уроках.

Приложение

Исследование межличностных отношений в коллективе методом социометрии

I. Класс 5 "б"

Ф.И.

1. Березин П.

2. Барышникова Т

3.Васильев Р.

4.Завакина Д.

5.Краева В.

6.Кабаева К.

7.Карамышев Д.

8.Курило В.

9. Кабаков И.

10. Кузнецова А.

11. Косюк А.

12.Мартышенко О

13. Михеев А.

14. Михайлова К.

15. Ожгибесова Н.

16.Подымахин И.

17. Пономаренко

18. Савиных К.

19. Сарсенбаева А

20. Собянина К.

21.Трапезникова

22. Филиппова А.

23. Фокина А.

24. Чайковский Д.

25. Асылгареева Д

О.В.

В.В.

Уровень сплоченности класса- выше среднего.

II. Карта групповых взаимоотношений.

Условные обозначения:

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) - средний.

III. Наличие и количество группировок в коллективе:

1. Березин

24. Чайковский

13. Михеев

8. Курило

16. Подымахин

17. Пономаренко

3. Васильев

9. Кабанов

7. Карамышев

2. Барышникова

22. Филиппова

5. Краева

4. Зевакина

20. Собянина

14. Михайлова

19. Сарсенбаева

6. Кабаева

21. Трапезникова

12. Мартыненко

11. Косюк

15. Ожгибесова

10.Кузнецова

23. Фокина

В 5 "б" классе существуют две больших группировки: мальчиков и девочек. Отчетливо видно, что в коллективе есть 3 звезды: Краева Вика, Филиппова Аня и Карамышев Дима. Одна девочка изолирована от детей (Асылгареева Диана), потому что ее недавно перевели в этот класс и дети еще не успели подружиться с ней.

Анализ результатов психологической диагностики в пятых классах.

1. Познавательная сфера:

В целом по бальным показателям внимания от 5 "б" и 5 "в" классу наблюдается тенденция улучшения сосредоточенности и переключаемости внимания учащихся. Наилучшие результаты по классам:

5 "а" - О.Т (20б.), П.В (20б);

5 "б" - Р.В (16б), З.А (11б);

5 "в" - Б.К (14б), Б.А (14б);

5 "г" - Б.С (20б).

Худшие результаты:

5 "а"-З.А (3б);

5 "б"-Ш.К (3б);

5 "в"-К.Н (3б), К.Т (3б);

5 "г"-С.Н (7б).

Также весьма определенно от 5 "а" к 5 "г" классу прослеживаются тенденции возрастания результатов по показателям мышления. Наилучшие результаты по классам:

5 "а" - Е.В (5б), К.О (5б);

5 "б" - А.Д (7б), П.Л (7б), Ф.Г (7б)

5 "в" - К.Н (9б);

5 "г" - М.П (9б).

Худшие результаты:

5 "а"-К.И (1б), С.А (2б);

5 "б"-К.С (2б);

5 "в"-П.М (2б);

5 "г"-7 человек по 4 балла.

Слабо проявляются вышеуказанные тенденции по показателям зрительной и слуховой памяти, хотя и ниже в среднем бальной оценки по 5 "а" классу.

Таким образом, полученные результаты позволили выявить достаточно определенную тенденцию последовательного повышенного уровня познавательных процессов от 5 "а" к 5 "г" классу, что вероятно, свидетельствуют о правильно подобранном уровне и темпе обучения учащихся в классах разных типов.

2 Личностная сфера.

Изучение общей самооценки школьников позволило получить неодназначные, но интересные результаты. Так в 5 "а" классе 3 человека имеют умеренно высокую самооценку, остальные среднюю. В 5 "б" классе 6 человек имеют низкую самооценку, остальные среднюю, в 5 "в" классе всего 1 человек имеет низкую самооценку. Также результаты свидетельствуют, по-видимому, о влиянии компенсаторных психологических механизмов при самооценке некоторых ребят, о доступном уровне обучения.

Наконец в 5 "г" классе 6 человек имеют высокую самооценку, 2 человека - низкую. За относительно высоким количеством ребят с высокой самооценкой, скорее всего, просматривается тенденция, характерная для классов с повышенным уровнем обучения: переносить высокую оценку своих интеллектуальных возможностей на всю свою личность в целом.

При анализе результатов тестирования по опроснику Айзенка обращает на себя внимание большое число высоких бальных оценок по шкале социальной приемлемости, особенно в 5 "а" и в 5 "в" классах.

Список литературы

1. Аникеева Н.Т. Психологический климат в коллективе, М., 1989 г.

2. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет, м., 1986 г.

3. Бернс Р.В. Развитие Я - концепции в воспитании, М., 1986 г.

4. Бенко А. Об организации групповой работы и выборе заданий для нее / В сб. Советская педагогика и школа, VI, Тарту, 1972 г.

5. Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учащимися на уроке / ж. Вопросы психологии, 1986 г. №3

6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе, М., 1999 г.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений, М., 1982 г.

8. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения, М., 1995 г.

9. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности, Томск, 1992 г.

10. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении / М., "Просвящение", 1991 г.

11. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности, М., 1986 г.

12. Заиков Л.В. Избранные педагогические труды, М., 1990 г.

13. Карамкова З. Дифференцированная групповая работа, как эффективное средство для развития познавательной активности и самостоятельности учащихся / В сб. Советская педагогика и школа, VI, Тарту, 1972 г.

14. Лийметс Х.Й. Групповая работа на уроке / Изд. "Знание", М., 1975 г.

15. Лийметс Х.Й. Место групповой работы среди других форм обучения / В сб. Советская педагогика и школа, V, Тарту, 1971 г.

16. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива, М., 1988 г.

17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, М., 1977 г.

18. Мясищев В.Н. Психология отношений, М., 1995 г.

19. Мухина А.А. и Голунцова С.А. Из опыта организации коллективных занятий в начальной школе / В сб. Начальная школа, 1998 г.

20. Немов Р.С. Психология образования / кн.2 Изд. "Владос", М., 1998 г.

21. Николаева Т. Групповая работа на уроке / ж. Народное образование, 1970 г. №12

22. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий, М., 1984 г.

23. Рахимов А.З. Психодидактика / Изд. "Творчество" Уфа, 1996 г.

24. Ривин А.Г. Общие формы организации процесса обучения / Красноярск, 1984 г.

25. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий в процессе обучения, М., 1987 г.

26. Руденко М. Урок истории в VIII классе / газета История №15, 1997 г.

27. Родина Н. Урок истории в X классе / газета История №42, 1997 г.

28. Реан А.А. Психологические познания педагогом личности учащихся, М., 1990 г.

29. Сепа Э. Об эффективности групповой работы на уроках математики / В сб. Советская педагогика и школа, VI, Тарту, 1972 г.

30. Тирская Е.А. О семинарских занятиях и групповой форме работы / ж. Преподавание истории в школе, № 3, 1991 г.

31. Уринг Р. Факторы различной информированности учащихся средней школы / В сб. Советская педагогика и школа, VIII, Тарту, 1973 г.

32. Христоматия по педагогической психологии, М., 1995 г.

33. Чорнобай П.Д. Групповая работа на уроках истории / ж. Вопросы истории, №5, 1997 г.

34. Шаталов В.Ф. урок истории / Учительская газета, 1987 г. - 9 мая

35. Щуркова Н.Е., Залекер О.П. Педагогическая студия / М., 1993 г.

36. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел, М., 1996 г.

37. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии, М., 1998 г.

38. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды, М., 1995 г.

39. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах, М., 1995 г.

40. Эльконин Д.Б. Размышление над проектом / ж. Коммунист, №3, 1984 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать