Исследование ценностных ориентаций старшеклассников

Исследование ценностных ориентаций старшеклассников

Содержание

Введение

1. Трудовое развитие личности старшеклассника

1.1 Психология и трудовое воспитание

1.2 Психологические особенности трудовой деятельности

1.3 Становление экономической компетентности у старших школьников

2. Исследование формирований ориентаций старшеклассников

2.1 Формирование гуманистических ориентаций

2.2 Формирование нравственных ценностей в новом информационном пространстве

2.3 Духовность как ценностная ориентация старшеклассников лицея

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Введение

Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов Философский энциклопедический словарь. М., 2001. С.732..». «Развитые ценностные ориентации - признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций - признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…»

“Ценностные ориентации - это, прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизненно организующих начал и не готовность или готовность вести себя в соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного «проекта жизни Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Минск, 2001. С.1199».

Говоря образно, это пора смятений, открытий, утверждений, проверок и утрат. В это время самые светлые убеждения, вынесенные из детства, проходят суровые испытания. Оптимизм уступает место трезвой оценке. Сила неприятия в оценках сильнее, чем стремление и умение создавать свое, главный стимул поведения к деятельности - доверие и справедливая мера вознаграждения, подкрепляющее чувство собственного достоинства и независимость от окружающих. Сильное желание самовыражения, ирония как средство самозащиты.

Л.И. Божович подчеркивала, что выражая определенные отношения между людьми, нравственные нормы реализуются в любой деятельности, которая требует общения.

Усвоение юношей нравственного образа происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Но усвоение этого нравственного образа не всегда проходит гладко. Совершая различные поступки, подросток больше поглощен частным содержанием своих действий. В результате он приучается вести себя соответственно данному частному образу, но не может осознавать его обобщенный нравственный смысл.

Процессы эти весьма глубинные, поэтому часто изменения, происходящие в области нравственности, остаются незамеченными ни родителями, ни учителями.

Нравственные убеждения возникают и оформляются, только в переходном возрасте, хотя основа для их возникновения была заложена гораздо раньше. В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм, и убеждения становятся специфичными мотивами поведения к деятельности школьников.

Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка. Под влиянием развивающегося мировоззрения происходит иерархизация в системе побуждений, в которой ведущее место начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, определяя ее направленность, позволяет человеку в каждой конкретной ситуации занять свойственную ему позицию. Особенно важным для подростка является мировоззренческий поиск, который включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

Обзор результатов научных исследований социологов по поводу трагедийного положения значительных слоев молодежи: роста преступности, алкоголизма, наркомании, проституции, массовой безработицы, бессмысленности существования - очень часто обвиняют в сгущении красок, излишней катастрофичности и т.д. «Потерянное поколение», «поколение пепси», «поколение Х», «поколение некст» - вот такие ярлыки "приклеены" молодежи массовым обыденным сознанием. СМИ запускают такую информацию, например, что профессия проститутки престижнее у молодежи профессии дипломата, или что многие преступления в среде подростков совершаются из-за голода, или молодежь вообще ленива по своей природе Так ли это?!

1.Труд и развитие личности старшеклассника

1.1 Психология и трудовое воспитание

Как и в любом другом деле, в процессе воспитания есть еще не использованные резервы. Над их вскрытием работают педагогические коллективы, социологи. Особая роль в этом отношении принадлежит психологической науке.

В психологических знаниях в обобщенном виде отражены уже познанные психологические закономерности обучения и воспитания, формирования личности ребенка на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра, учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических явлений.

Прежде всего, здесь следует выделить проблему главного психологического «ядра» в трудовой подготовке школьников. Такое «ядро», как показали исследования Т.В. Кудрявцева, Э.А. Ферапоновой и других психологов, составляют формирование обще трудовых умений интеллектуального характера, умение выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческой способностей и других качеств личности, важных для профессионального самоопределения школьников. Поскольку творчество является наиболее значительным проявлением человека.

Особенно важным в трудовом обучении школьников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду как главной ценности.

Психика работающего человека, особенно его отношение к труду, очень заметно проявляется в продуктах его деятельности. Как школьник реагирует на неудачи и успехи в труде, на оценку качества его работы, когда его личные интересы сталкиваются с общественными.

Наиболее распространенными методами исследования психологических проблем трудового воспитания являются наблюдение, эксперимент, опрос, тесты с помощью наблюдения изучаются важные в любом виде труда черты характера: самостоятельность, внимательность, аккуратность и ряд других.

Богатым источником психологических знаний является эксперимент. Однако его использование связано с большими трудностями. Во-первых, изменение в личности происходит постепенно, а исследователь не всегда располагает временем. Во-вторых, изменения в личности являются функцией не одного, а многих факторов, действующих в условиях трудового воспитания.

В результате проведенного эксперимента было установлено, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес старшеклассников к труду. Другая разновидность эксперимента предполагает самооценку через сравнение себя с другими. Результаты этого сравнения человеку небезразличны: он ими доволен или недоволен, успокаивается или начинает беспокоиться. Эту методику применяли для изучения отношения испытуемого к своим достижениям в трудовой деятельности, а также для выявления сдвигов в этом отношении при переходе к другим видам деятельности, например от учебной к трудовой. Для этого предлагается сравнить свои успехи с успехами других учащихся. Таким образом, каждый оценивает не только других, но и самого себя. Эта самооценка проводится не прямо, а косвенно. На основе ответов определяются ранговые места по самооценке.

Для выявления основных тенденций в исследуемом поведении (например, типичных мотивов трудовой деятельности или выбора профессии, престижности различных профессий среди детей одного и того же возраста и др.) широко используется анкетирование, успех которого зависит от компетентности составителя анкеты в изучаемой проблематике. Например, при изучении основных мотивов трудовой деятельности старшеклассников с помощью закрытой анкеты составляют перечень наиболее распространенных побуждений к труду.

Для психологического изучения личности школьника широко применяется метод обобщения независимых характеристик, предложенный психологом К.К. Платоновым. Он предусматривает сбор и обобщения сведений о личности, получаемых различными лицами при наблюдении за ней в различных видах деятельности. В различных условиях общие свойства и качества личности (моральные качества, черты характера, темперамент) проявляются по-разному, поэтому сведения собираются от различных лиц. Оценки этих людей будут различны. Это является достоинством данного метода, позволяющим более полно охарактеризовать личность, определить ей зону ближайшего развития.

В чем конкретно состоит развивающая роль труда. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.

Включение старшеклассника в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемостью

Важной производной этих социально-психологических факторов является формирование ответственности за результат труда коллектива. Исследования показали, что большинство старшеклассников - членов бригад готовы отвечать за результаты звена своего труда. У школьника во всех видах труда формируется важное качество личности - практичность, позволяющее свободно ориентироваться на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде, индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективе. Но в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего, изменяется отношение ребенка к себе, а затем отношения коллектива и педагогов. Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладения трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логическое.

1.2 Психологические особенности трудовой деятельности старших школьников

Решение многих вопросов трудового воспитания подрастающего поколения существенно зависит от правильного понимания функций, целей и психологического содержания детского труда. Труд школьника имеет свою специфику. Прежде всего труд учащихся отличается от труда взрослых тем, ради чего он организован. Детский труд организуется, прежде всего, с воспитательными целями. Формирование у школьника психологической готовности к труду происходит в таких видах деятельности как: игра, учение, бытовой и производительный труд, техническое творчество.

Как показывают наблюдения, выпускник учебных заведений практически и психологически не готовы к участию в производственном труде.

Для изучения ценностных ориентаций старшеклассников, мотивов, интересов, склонностей иногда применяют проективный метод (тест на завершение незаконченных предложений, изображений и др.).

В основе этих методик лежит несознательная склонность человека к проекции, то есть к приписыванию другим людям собственных черт, стремлений и интересов.

Активное участие самого школьника в учении, труде, а также в преобразовании своей личности - важнейшая цель обучения и воспитания. Учет роли самого ребенка в формировании его личности необходим еще потому, что у него есть свои потребности, стремления и интересы. Несовпадение планов взрослых и детей объясняет трудности в воспитании. Поэтому основная задача педагога состоит в том, чтобы роль самовоспитания в формировании личности была как можно большей.

Оптимальным периодом для самовоспитания является старший школьный возраст, когда у детей свого рода «расположенность к самовоспитанию». В этом возрасте перед подростком стоит ряд жизненно важных вопросов: «Кем быть?», «Куда пойти?», и другие, происходит переоценка ценностей. Подросток готов изменить себя, готов к самовоспитанию.

Одним из видов самовоспитания является профессиональное самовоспитание. Это стремление юношей и девушек к усовершенствованию своей пригодности к той или иной профессии.

Как показали исследования психологов, представление у школьников о будущей профессии смутное: слабы представления о трудностях, социальной значимости. Важной предпосылкой самовоспитания является адекватная оценка своего соответствия требованиям профессии. В этом старшеклассники испытывают трудности потому, что у некоторых не сформирована самооценка своих способностей и своей профессиональной пригодности. Чтобы ученики правильно оценивали свои способности, необходимо проводить психологические факультативы, на которых рассказывать учащимся, как выбирается профессия, какую роль в этом играют интересы, склонности и способности человека, о критериях оценки своих возможностей, о роли и способах самовоспитания Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоритический аспект) // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. ст. - М., 2001. - Вып 4, ч.1. - .147-165. .

Психологический аспект деятельности педагога при воспитании средствами труда состоит в воздействии личным примером, в управлении воздействием среды на личность, а также управлении трудовой деятельностью личности. Педагог согласовывает содержание и формы труда с педагогическими целями, направляет трудовую деятельность таким образом, чтобы она требовала от учеников проявления тех или иных качеств, оценивает эффективность воспитательных воздействий. Роль педагога состоит также в помощи ученику повысить свой авторитет у сверстников.

В трудовом обучении многие учащиеся добиваются более значительных результатов, чем в общеобразовательных предметах. В связи с этим у ребенка возникает потребность в признании. Если он добивается повышения своего авторитета, то его активность повышается и в других видах деятельности. И одна из главных задач педагога сформировать и направить эту активность.

Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Труд является важнейшим фактором, влияющим на ценностные ориентации старшеклассников. Главной развивающей функцией труда является переход от самооценки к самопознанию. Кроме того, в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию в обществе.

1.3 Становление экономической компетентности у старших школьников

Неуклонно происходящие изменения в обществе привели к изменению понятия образованности. Все в большей степени его определяют нормы, ценностные ориентации личности, способность адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям, что, в свою очередь, обусловливает все возрастающие потребности общества в совершенствовании экономического образования, направленного на формирование экономического мышления, экономической компетентности, развитие предприимчивости, инициативы, способности принимать нестандартные решения в экономической деятельности. Анализ обсуждаемой темы мы начали с изучения понятия «компетентность» в целом. В литературе «компетентность» трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, осведомленность, правомочность, авторитетность, полноправность». Отсюда -- «компетентный» в своем деле человек означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный». В педагогической литературе толкование терминов «компетентность» и «компетенция» обнаружено не было. Это свидетельствует о том, что компетентность специалиста в психолого-педагогическом контексте приобретает особую актуальность. Вопросы экономической компетентности специалиста привлекают внимание не только отечественных ученых, но и зарубежных. Так, например, в американской теории «компетентного работника» важнейшим компонентом его квалификации становится способность быстро и бесконфликтно приспосабливаться к конкретным условиям труда, а также к той экономической и политической ситуации, которая действует на данный момент времени. Большое место отводится разработке методов и способов формирования экономически компетентного работника в той или иной области современного производства. Не менее важной для нашего исследования является концепция «интегрированного развития компетентности», разработанная совместно шведскими и американскими учеными. Они определяют «экономическую компетентность» как сумму знаний, умений и навыков в широком смысле, приобретаемых в процессе школьного и внешкольного образования.

Развитие экономической компетентности личности происходит и обусловливается всем процессом образования и является интеграцией интеллектуальных, моральных, социальных, эстетических, политических и экономических аспектов знаний. Мы считаем, что все содержание школьного образования (учебные программы, учебники и т.д.) должно быть разработано с позиций широкого понимания экономической компетентности, включающей знания из разнообразных сфер жизнедеятельности человека, необходимые для формирования умений и навыков осуществления собственной деятельности. Формирование экономической компетентности у старшеклассников включает разносторонние знания, управление и разрешение проблемных ситуаций, возникающих в учебном процессе и жизни детей, выявление ценностных ориентаций, мотивов, интересов. Развитие экономической компетентности у учащихся старших классов является также личностным образованием, промежуточным этапом на пути к самостоятельному выбору будущей профессии. Это отражает не только глубину познаний экономики у детей, но и помогает повысить уровень умений, навыков, совершенствовать личностные качества учащихся. В соответствии с выше сказанным, мы предполагаем, что становление экономической компетентности у старшеклассников в общеобразовательной школе должно происходить следующие этапы Ваторпин А.С. Политические ориентации студенчества: Социол. исслед. // Социол. исслед. - 2000. - №6. - С.39-43. .

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать