Исследование ценностных ориентаций старшеклассников
p align="center"> 2.3 Духовность как ценностная ориентация старшеклассников лицея

Проанализированы подходы к понятию «духовность», которые являются необходимыми для формирования высококультурной личности. Приведены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций лицеистов.

В настоящие время российское образование, как и общество в целом, вступило в новый этап своего развития. Этот период напрямую связан с переменами менталитета общества и личности, а также изменением ценностных ориентаций, в первую очередь, у подрастающего поколения.

Измененная система ценностей приводит к необходимости осмысления такого базового компонента, как духовность. Именно духовность является той поступательной сущностью человека, которая обеспечивает ему полноценное развитие и саморазвитие, усвоение социального опыта с целью преобразования собственной природы. Выступая стержневым компонентом личностной системы ценностей, духовность, по мнению Л.П. Буевой, становится «показателем существования определенной иерархии ценностей, целей и способностей» Буева Л. П. О ценностях духовной культуры. - СПб., 2000.

Направленность современного образования на формирование духовных ценностей у детей и подростков способствует созданию условий к укреплению базовых общечеловеческих ценностей. Для более четкого представления определенных человеческих условий, стимулирования духовного развития человека обратимся к уточнению понятия «духовность». Само по себе оно многогранно. И все же существует ряд определений, позволяющих выделить базовые критерии и признаки духовности.

В исследовании Л. Степаненко «Философия и история образования» подчеркивается, что философское понятие «духовность» включает в себя прежде всего устремленность к возвышенному, идеалам, высшим ценностям, нравственным императивам. Такую позицию мы находим в работе И.М. Ильичевой, где духовность рассматривается как «постоянный возврат человека к человеческому в себе» и как способность создавать внутренний мир, мир индивидуальных смыслов Степаненко Л. М. Философская история образования. - М., 2000. Опираясь на индивидуальные смыслы, личность получает возможность преодолевать жестокость жизненных ситуаций, проблем. Именно в этот период появляется готовность подняться из состояния повседневности в сферу достойного, истинно человеческого.

Здесь можно говорить уже о духовном саморазвитии личности, что связано, в первую очередь, с умениями преодолевать одномерности духовного мира, приобретать все новые духовные ценности. Это и есть процесс формирования нравственной самостоятельной, духовно богатой личности. Ядром же духовности считается сформированная система ценностей. Термином «ценность» обозначается природное свойство человека в его отношении к миру, окружающем его людям, к самому себе, в котором присутствует оценка субъекта, проявление избирательности, предпочтения по отношению к другим объектам. Осваивая ценности, человек приобретает такие свойства, которые характеризуют его как активную личность, субъект жизнедеятельности.

Разрабатываемые концептуальные основы духовного развития в процессе образования юношества решают, прежде всего, задачи интеграции знаний о духовной сфере человека и ее развития, о ценностях как фундаментальных основах человеческой культуры. В связи с этим отметим, что актуальной проблемой педагогики на современном этапе является определение в содержании образования его аксиологически ценностных аспектов, создающих в образовательном пространстве условия для развития у учащихся гуманистических ценностных ориентаций. Таким образом, результат воспитания духовности усматривается в развитии позитивных гуманистически ориентированных чувств и их тенденций к высшему проявлению, духовному развитию личности ребенка.

В контексте вышесказанного на базе лицея-интерната было проведено изучение исследования ценностных ориентаций старшеклассников. Данные для научной рефлексии были получены с помощью использования u1090 таких комплексных методов, среди которых: наблюдение, беседа, «незаконченные предложения», эссе на тему: «Я в мире человек». Респондентам предлагалась серия незаконченных предложений, состоящих из одного или нескольких слов, с тем, чтобы они завершили их по своему усмотрению. Предложения формировались таким образом, чтобы была возможность стимулировать лицеистов на ответы, относящиеся к определенным исследовательским задачам. Эта работа позволила выявить наличие у подростков проблем духовного самоопределения, ожидания психолого-педагогической помощи со стороны взрослых, возможности раскрытия внутреннего мира личности старшеклассника лицея.

Результаты диагностики ценностных ориентаций лицеистов свидетельствуют о довольно высоком уровне осознания значимости общечеловеческих ценностей в процессе жизнедеятельности во всех социальных сферах. Однако отметим, что полученные результаты могут быть широко интерпретированы в зависимости от выбранного предмета исследования. Особое значение приобретает тот факт, что ценности, относящиеся к области духовной сферы личности, не смогли занять ведущих мест по результатам диагностики. ?Так, «уверенность в себе», характеризующаяся внутренней гармонией, свободой от внутренних противоречий и сомнений была поставлена на 4 место (в общей выборке);?свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) - 5 место; ?«красота природы и искусства», которая связана с переживанием прекрасного в природе и искусстве - 10 место.

Наиболее значимыми для лицеистов явились: здоровье - 1; материально обеспеченная жизнь - 2; общественное признание - 3. Такие данные свидетельствуют о превалировании тех ценностей, которые смогут способствовать укреплению социального положения, основанного на материальном превосходстве и общественном признании. Это положение во многом отражает особенности u1089 социальной стратификации современного российского общества, подчеркивает кризис духовного развития подрастающего поколения.

На основании вышеизложенного отметим, что проблема развития ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте является на современном этапе одной из актуальных. В структурной иерархии диспозиций личности ценностные ориентации занимают высший уровень, так как ценности играют важную роль в изменении личностных пространств в период ранней юности. Данные диагностического исследования показали, что подросток нуждается в косвенной помощи взрослого при формировании ценностных ориентаций на этапе ценностного самоопределения. Однако эффективность в значительной мере определяется характеристиками взаимодействия, предполагая преодоление авторитарности и выработку новых конструктивных стилей равноправного общения. Потребность в установлении ценностей в качестве жизненных ориентиров претерпевает существенные трудности в период ценностного, духовного кризиса в обществе. Развитие ценностных ориентаций предполагает освоение культурного опыта, что делает наиболее важными в этом отношении содержательный компонент ряда предметных блоков в образовательном пространстве лицея. Ильичева И. М. Психология диагностики. - СПб., 2003.

Выявленные особенности ценностного ряда старшеклассников лицея позволяют сделать вывод о необходимости проводить коррекционную работу как со старшеклассниками, так и методов взаимодействия и обучения педагогов лицея.

В заключение отметим, что развитие духовности старшеклассников, основанное на приоритете общечеловеческих ценностей, становится той платформой, на которой происходит становление личности, способной гуманно функционировать в социуме, целесообразно преобразовывающей действительность на принципах творческой реализации внутреннего потенциала.

Заключение

В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, этики, морали, религии. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы. Переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста). Важнейшими детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении.

Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности. Общение способствует включению личности в социум, в группу, что дает ощущение собственной защищенности, сопричастности к жизни группы, чувство эмоционального благополучия и устойчивости, значение которого особенно велико для старшеклассников, так как именно в этом возрасте возрастает роль понимания, сопереживания, эмоционального контакта в общении. Обособление личности позволяет ей персонифицировать себя, осознать свою индивидуальность.

Современный период развития психологии характеризуется напряженным вниманием исследователей к смысловой сфере человека, в том числе ценностным ориентациям. Ценностные ориентации относятся к наиболее сложным социально-психологическим образованиям личности, оказывающим существенное влияние на все стороны жизни человека. Выражая сознательное отношения ко всем явлениям действительности, они определяют его позицию по отношению к другим людям, обществу и самому себе, во многом обуславливая направление и содержание развития личности. Формирование ценностных ориентаций, как известно, интенсивно происходит в раннем юношеском возрасте - этапе, являющемся значимым для становления мировоззрения, поиска в смысле жизни, самоопределения в обществе. Это позволяет предположить, что кардинальные сдвиги в жизни общества должны повлечь за собой существенные изменения в ценностных ориентациях современных старшеклассников.

Проводилось сравнительно-историческое исследование ценностных ориентаций подростков и юношей, полностью повторяющее эмпирическую схему работ, проведенных в лаборатории научных основ детской практической психологии. Психологического института РАО в 70 - 80х Лукин В. Гадкие лебеди: Жизненные ценности современной молодежи // Культура. - 2001. - №16. - С.4. . годов прошлого века проявляются как в отношении терминальных, так и инструментальных ценностей (прил.В).

Современные старшеклассники среди терминальных отдают предпочтения таким ценностям, как «любовь», «наличие хороших верных друзей». В конце прошлого века эти ценности имели средний рейтинг. Напротив, в 70-80е годы, доминировала такая ценность, как «счастье других», а сегодня относится к наименее значимым. Подобная тенденция, хотя и в менее яркой форме, проявилась в отношении таких терминальных ценностей, как «творчество», «красота природы и искусства».

Среди инструментальных ценностей современные юноши и девушки выделяют «образованность» и «рационализм», занимающее у старшеклассников 70-80х годов прошлого века одно из последних мест.

Такие первостепенные инструментальные ценности для старшеклассников прошлого века, как «высокие запросы» и «непримиримость к недостаткам», в настоящее время занимает одно из последних мест.

Незначимыми сегодня являются и такие инструментальные ценности, как «аккуратность», «исполнительность», имевшее в конце ХХ века рейтинг несколько выше среднего. Современные данные характеризуются также значительно большей индивидуальной вариативностью результатов.

Можно сделать вывод, что современные старшеклассники ориентированы на терминальные ценности межличностного общения, реализуемые в ближайшем окружении, в то время как их сверстники прошлого столетия - на общественно значимые и гуманистические ценности. Преобладающие сегодня инструментальные ценности характеризуют тип «современного предпринимателя», в то время как ценности 70 - 80х годов характеризуют тип «исполнителя»

Таким образом, существенные сдвиги в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных старшеклассников, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности индивидуальных систем ценностных ориентаций.

Глоссарий

№ п/п

понятие

содержание

1

2

3

1

Мировоззрение

Взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека.

2

Подростковый возраст (отрочество)

Период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности

3

Юность

Период развития человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни

4

Ценность

Абстрактный или общий принцип относительно моделей поведения в рамках определенной культуры или общества, рассматривается как очень значимый в процессе социализации

5

Инструментальные ценности

Используемые для достижения обычных целей, рассматриваются личностные положительные черты, которыми должен обладать человек (вежливый, ответственный, способный и т.д.)

6

Терминальные ценности

Ценные сами по себе, к чему стоит стремиться в жизни (комфортная жизнь, внутренняя гармония, признание, уважение, надежная семья, и т.д.)

7

Компетентность

Психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящее из чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением

8

Самооценка

Ценность, которая приписывается отдельным качествам индивида, оценка своих возможностей качеств и места среди других людей

9

Нравственность

Принципы или модели поведения, которые являются проявлениями принципов, оцениваемые с точки зрения их правильности и неправильности

10

Ценностные ориентации

Важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения или стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных ценностей

Список использованных источников

1. Философский энциклопедический словарь. М., 2001. С.732.

2. Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: Минск, 2001. С.1199

3. Кожеурова Н.С. Роль идеала в становлении жизненной позиции молодежи (теоритический аспект) // Культура. Политика. Молодежь: Сб. науч. ст. - М., 2001. - Вып 4, ч.1. - .147-165.

4.Ваторпин А.С. Политические ориентации студенчества: Социол. исслед. // Социол. исслед. - 2000. - №6. - С.39-43.

5.Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопр. психологии. - 2000. - №4. - С.29-37.

6.Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности // Обществознание в школе. - 1999. - №2. - С.50-52.

7. Коптев-Дворников В.Е. Молодежная субкультура и Церковь: Православные ценности близки психотипу подрастающего поколения // Независимая газ. - 2002. - 17-18 мая. - С.2.

8. Буева Л.П. О ценностях духовной культуры. - СПб., 2000

9. Степаненко Л.М. Философская история образования. - М., 2000

10. Ильичева И.М. Психология диагностики. - СПб., 2003.

11. Лукин В. Гадкие лебеди: Жизненные ценности современной молодежи // Культура. - 2001. - №16. - С.4.

Список сокращений

Пи РАО - психологический институт Российской Академии Образования

И т.д. - и так далее

Т.е. - то есть

Прил. - приложение

Спб - справочное пособие

Т.к. - так как

СМИ - Средства Массовой Информации

И др. - и другое

Приложение А

Распределение учащихся на группы в зависимости от уровня сформированности ценностных ориентаций (в % к числу опрошенных)

Уровни ценностных ориентаций

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Низкий

22,5

Не выявлено

21,4

19,9

Ниже среднего

26,1

14,7

27,0

26,5

Средний

38,5

35,7

40,3

41,6

Выше среднего

8,7

36,2

7,9

8,5

Высокий (творческий)

4,2

13,4

3,4

3,5

Приложение Б

Сфера интересов учащихся (в % к количеству опрошенных)

Сферы интересов

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Общение в семье

2,9

8,7

2,7

4,0

Телевидение

20,3

5,8

20,0

16,0

Музыка классическая

2,9

5,8

4,0

4,0

Музыка популярная

14,5

5,8

13,3

12,0

Литература классическая

2,9

7,2

2,7

5,3

Литература развлекательная

11,6

4,3

12,0

12,0

Компьютер

10,1

7,2

9,3

12,0

Спорт

10,1

11,6

10,7

8,0

Живопись

2,9

11,6

4,0

4,0

Театр

2,9

10,1

2,7

4,0

Общение с природой

1,4

8,7

2,7

4,0

Общение с друзьями

17,4

13,0

16,0

14,7

Приложение В

Методика ценностные ориентации М. Рокич

Терминальные ценности

Инструментальные ценности

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

воспитанность (хорошие манеры);

Здоровье (физическое и психическое)

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);

интересная работа;

жизнерадостность (чувство юмора);

красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

исполнительность (дисциплинированность);

любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

непримиримость к недостаткам в себе и других;

наличие хороших и верных друзей;

образованность (широта знаний, высокая общая культура);

общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

счастливая семейная жизнь;

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

честность (правдивость, искренность);

творчество (возможность творческой деятельности);

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

чуткость (заботливость).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать