История женского образования в России с древнейших времен до начала XX века

История женского образования в России с древнейших времен до начала XX века

- 36 -

Омский государственный педагогический университет

Курсовая работа по педагогике

(истории образования):

«История женского образования в России

с древнейших времен до начала XX века»

Выполнила: студентка 3 курса химико-биологического факультета з/о группа32 Азаматова Зульфия Равилевна

Проверила: Калинина Светлана Васильевна

ОМСК 2005 Содержание

Введение……………………………………………………………………………..

3

Глава 1. Общее описание истории женского образования в России с

древнейших времен до начала XX века………….………………………………..

4

§ 1. Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя…………...

4

§ 2. Воспитание и обучение в Киевском государстве………………………..…..

5

§ 3. Просвещение в XVI - XVII вв.……………………………………..…..

6

§ 4. Воспитание и образование при Петре I………………………….…..

7

§ 5. Женское воспитание и образование при Екатерине II……………………....

8

§ 6. Образование женщин в XIX веке…………………………………………..…

8

§ 7. Женское образование в России в конце XIX начале XX вв…………………

14

Глава 2. Характеристика некоторых учебных заведений для девушек…….…...

16

§ 1. Воспитательное общество благородных девиц

(Смольный институт)………………………………………………………...……..

16

§ 2. Мариинское женское училище……………………………………...………...

27

§ 3. Петербургский воспитательный дом ………………………………...………

29

Глава 3. Понятие роли женщины в обществе. Трансформация задач

воспитания соответственно этой роли.....................................................................

31

Заключение………………………………………………………………………….

32

Приложение…………………………………………………………………………

33

Литература…………………………………………………………………………..

35

ВВЕДЕНИЕ

Педагогика и ее история как отрасли научного знания о человеке начали формироваться только в XIX веке в общем, контексте развития науки. Уже с самого начала стало принятым расширенное понимание предмета педагогики: не только рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и методы воспитания («философия воспитания»), но и самой практики воспитания, образования и обучения. С этим в значительной степени связаны и различные трактовки фундаментальных понятий педагогики - «воспитание» и «образование».

В конце XIX - начале XX века в России историки педагогики, ранее ограничивавшиеся в основном описанием прошлого, начали предпринимать попытки объяснения причин изменений в развитии взглядов на воспитание и его практику. Это было связано как с развитием собственно педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе. Но основные функции истории педагогики остаются неизменными: это осмысление причин возникновения воспитания как социального явления и закономерностей его развития; раскрытие разносторонних связей цели, конкретных задач организации и содержания воспитания и образования с особенностями отдельных исторических периодов.

История педагогики тесно связана с историей многих других наук о человеке, особенно таких, как философия, психология, физиология. Учет этого обстоятельства помогает правильному пониманию эволюции и трансформации педагогических идей и разнообразных форм организации воспитания, обучения и образования.

Осмысление исторического опыта человечества в области воспитания, образования и обучения подрастающего поколения помогает осознать значимость индивидуального стиля работы учителя с учащимися, понять, что его деятельность не может ограничиваться простым следованием набору рецептурных рекомендаций, от кого бы они ни исходили.

Вместе со всем обществом педагогическая наука и педагогическая практика участвуют в переоценке прошлого и попытках прогнозировать с его учетом будущее. В такой сложной обстановке историко-педагогические знания позволяют мыслящему педагогу разумно действовать в современных условиях, учитывая будущее.

Судьба XXI века - в руках образованных женщин. Образованные женщины, которые сейчас составляют половину выпускников университетов, играют все большую роль в различных областях управления бизнесом, в сфере экономики и политики. В российском высшем образовании 55% всего числа работников составляют женщины. Они преобладают в таких областях, как экономика, здравоохранение, образование. Женщины составляют 28% общего числа кандидатов наук и 13% докторов наук. В наши дни обучение женщин в институтах и университетах - дело обычное. Однако история женского образования в России уходит корнями глубоко в прошлое.

Глава 1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ИСТОРИИ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО НАЧАЛА XX ВЕКА

§ 1 Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя

В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания - специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, имевшие место, как свидетельствуют данные фольклористики, и у предков восточных славян. В первобытных родовых общинах подростки, достигшие половой зрелости, проходили специальную подготовку, в ходе которой их учили охотиться и изготовлять орудия труда, развивали волю и выносливость, приучали быть дисциплинированными, приобщали к религиозным тайнам. Эта подготовка завершалась обрядом инициаций, в ходе которого подростки должны были показать свою физическую и социальную зрелость. Прошедшие испытания признавались полноправными членами общин, получали статус взрослого человека. Инициации обеспечивали усвоение подростками важнейших трудовых знаний, умений и навыков, системы ценностей, правил поведения и мировоззренческих представлений, принятых в общине.

В первобытных родовых общинах воспитание носило общественный характер. Все дети без исключения воспитывались в духе взаимопомощи, коллективизма, подчинения личных интересов интересам общины. Община выступала как совокупный воспитатель. На каждом ее члене лежала обязанность заботиться о детях, руководить их поведением. Основные педагогические функции выполняли, как правило, ближайшие родственники и наиболее опытные, авторитетные сородичи.

Различия в воспитании детей определялось их полом. Мальчиков готовили преимущественно к мужским видам деятельности (охота, изготовление орудий труда), а девочек - к женским (собирательство растительной пищи, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми). Это обусловливалось господствующей системой половозрастного труда и соответствовало потребностям производственной жизни.*

В VI-IX вв. педагогическая практика восточных славян претерпела заметные изменения. Хотя воспитание детей по-прежнему осуществлялось главным образом в процессе включения их в различные виды деятельности, хотя продолжали существовать обряды инициации и различия в воспитании девочек и мальчиков продолжали оставаться очень существенными, на характер воспитания оказывали сильное внимание процессы, связанные с разложением первобытнообщинного строя и формированием раннеклассового общества. В основе этих процессов лежал переход к земледельческо-скотоводческой экономике, возникновение общественного разделения труда.

Зарождение имущественного и социального неравенства, постепенное дробление общин на семьи, становившиеся самостоятельными хозяйственными ячейками, приводило к превращению воспитания из всеобщего, равного, контролируемого общиной в семейно-сословное. Основные функции воспитания, цели, содержание и формы которого все больше различались для разных социальных групп населения, сосредоточивались в семье. Инициации утратили свой всеобщий характер и стали достоянием элиты, институтом, закрепляющим ее привилегированное положение, возвышающим над основной массой общинников, подчеркивающим исключительность элиты.

________________________________________

* - Фроянов И. Я. История России с древнейших времен до начала XX века. М., 1992

В VI-IX вв. у восточных славян уже вполне сформировалось четыре социальных слоя - общинники-земледельцы, ремесленники, племенная феодализирующаяся знать и языческое жречество. Воспитание представителей каждой общественной группы имело свои специфические черты.

Цели воспитания и соответственно средства, используемые для их достижения, определялись теми конкретными потребностями, которые обусловливали необходимость воздействовать на психику детей, руководить их поведением, передавать детям знания, прививать умения и навыки, формировать ценностные ориентиры. Общая направленность воспитания, осуществляемого в конкретных жизненных ситуациях, была неразрывно связана с образом идеального героя, специфического для каждой социальной группы. Этот образ воплощал в себе как бы высшую цель воспитания, в принципе недостижимую, но определяющую его общую конечную направленность.

Идеалы различных социальных групп, получая педагогическое преломление, помогали взрослым придать соответствующую направленность развитию личности ребенка, обратить его преимущественно к производственной (сельскохозяйственной или ремесленной), военно-политической, или религиозной культовой деятельности.

Воспитание детей основной массы населения - крестьян-земледельцев, живших в VI-IX вв. соседскими общинами, осуществлялось в семье. Роль родителей в воспитании детей заметно возрастала. В патриархальных семьях мальчики и девочки, достигнув определенного возраста, воспитывались главой семьи и его женой.

С момента рождения и до 3-4 лет ребенок преимущественно находился на попечении матери, что, однако, не исключало участия отца и других членов семьи в его воспитании. Мать, а вместе с ней и другие члены семьи заботились о ребенке, обеспечивали по мере его взросления усвоение им элементов жизненно необходимого опыта. На этом этапе жизни ребенка его воспитание было тесно связано с уходом за ним.

К 3-4 годам ребенок начинал выполнять посильную работу, помогая старшим, главным образом матери. Воспитание осуществлялось в практике повседневной жизнедеятельности. Старшие члены семей поощряли игры, развивающие у детей ловкость, силу, смекалку, формирующие умения и навыки, необходимые для будущей производственной деятельности.*

С семи лет начинался новый период в жизни ребенка, новый этап в его воспитании. Девочки, осваивали «женские» виды работ - учились вести домашнее хозяйство, прясть, ткать, лепить горшки и т.п.

Воспитание у восточных славян в VI-IX вв. все более приобретало семейно-сословный характер и определялось общественным разделением труда.

§ 2 Воспитание и обучение в Киевском государстве

Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне Добром, митрополите русском, и построил при церкви оной монастырь женский, в котором постриглась первая дочь его девица Анка. Собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят».** В Суздале в XII веке также было учреждено женское училище. Дочь полоцкого князя Ефросиния в основанных ею монастырях обучала не только монахинь, но женщин-мирянок.

_______________________________________

* - Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР//с древнейших времен до конца XVII века п/р Э.Д.Днепрова. М., Педагогика, 1989

**-История отечественного образования. Учебное пособие. Хрестоматия /стр.18

На основании этих и других данных можно считать, что в X-XIII веках при церквах и монастырях учреждались училища для подготовки духовенства и грамотных людей, необходимых государству. В первой половине XVI века митрополит Данил в своих поучениях говорил, что обучение необходимо не только монахам, но и мирянам - «отрокам и девицам».

Крупнейшим памятником педагогической литературы XVI века является впервые напечатанная в 1574 году кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова. Эта учебная книга, содержащая усовершенствованную систему обучения грамоте и элементарную грамматику, пронизана гуманными педагогическими идеями.

К XVI веку относится также сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье - «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» целиком посвящены вопросам воспитания детей.

«Домострой» требует воспитания детей в «страхе божиим», выполнения религиозных обрядов, беспрекословного повиновения старшим, говорит о суровой дисциплине, советует применять телесные наказания. Но наряду с требованиями строгости и суровости по отношению к детям «Домострой» призывает родителей любить детей, заботиться об их нормальном росте и развитии, требует воспитания в детях мужества, настойчивости, трудолюбия, бережливости, хозяйственности, «вежества» (т.е. вежливого обращения): «А пошлет Бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитать в добром навыке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку. А со временем, по детям смотря и по возрасту их, учить рукоделию, отец - сыновей, мать - дочерей, кто к чему способен, какие кому Бог способности даст».*

§ 3 Просвещение в XVI - XVII вв.

В XVI - XVII вв. интерес к причинам, определяющим различия между людьми, сильно возрос. В это время борьба против религиозного догматизма и феодализма слилась с критикой теории «врожденных идей» и пропагандой идей всесильности образования. Взгляды на факторы формирования личности тесно связывались со взглядами на место человека в обществе, с вопросом о равенстве людей. На основе учения о природном равенстве отечественные просветители делают вывод, что все люди рождаются одинаковыми, и различия между ними зависят от воспитания и окружающей среды. Наиболее полно в соответствии с духом своего времени учение о факторах, влияющих на формирование личности, разработано Симеоном Полоцким («Вечеря душевная»). Почти на 12 лет раньше Джона Локка он выступил против теории «врожденных идей». Особенно сильно, по его мнению, среда и воспитание влияют на человека в годы ранней юности. Он сравнивал сердце ребенка с воском и считал, что воспитатель может из легко поддающегося его влиянию ребенка воспитать и светолюбивого орла и землеточивого крота. Ни злоба, ни добродетель не приходят по наследству от родителей к детям. «Итак, смотрите, родители, как вы должны воспитывать своих детей: добрые слова и примеры хороших дел отпечатывайте на том воске, слова божественные, а не мерзкие и кощунственные, на тех досках и закон божий пишите».**

_______________________________________

*-История отечественного образования. Учебное пособие. Хрестоматия / стр.33

**-История педагогики в России. Хрестоматия / стр.48

§ 4 Воспитание и образование при Петре I

К началу XVIII века в экономической и культурной жизни России произошли серьезные изменения, но все-таки страна продолжала отставать в своем развитии от западноевропейских государств. Сохранение национальной независимости выдвигало необходимость проведения реформ в государстве. Развитие промышленности, введение новых форм производства, реорганизация администрации, упорядочение государственных дел, создание самой мощной в Европе армии требовали более высокого уровня образования и развития науки. Поэтому Петром I одновременно были проведены реформы и в области просвещения. Особенность этих реформ в том, что они носили разносторонний характер: создавали условия для получения массового образования, специального и профессионального обучения и подготовки научных кадров.

Реформы Петра I косвенно помогли образованию женщин. В дворянские семьи стали приглашать учителей для обучения девочек иностранным языкам, танцам, музыке, гувернанток и бонн для обучения светским манерам, рукоделию. При этом главное внимание обращалось на внешнее воспитание, заключавшееся в «политесе» - обходительности в обращении. Встречались единичные школы для девочек в Прибалтийском крае России, в Москве при лютеранской церкви (с 1694 г.) и Петербурге при церкви святого Петра (с 1703 г.). Это были смешанные школы для детей иностранцев. Появились и частные школы, где девочек обучали «Для домашнего обихода» чтению (письму обучали только в некоторых школах). Среди указов Петра I один касался вопросов обучения женщин. В этом указе (1724 г.) монахиням предписывалось воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек сверх того прядению, шитью и другим мастерствам.*

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать