История женского образования в России с древнейших времен до начала XX века
p align="left">Во 2-ой половине XVIII века для девочек из привилегированных семей создавались частные пансионы, большинство которых содержали иностранцы, преимущественно французы и француженки, среди которых нередко попадались малообразованные, невежественные люди, приехавшие в Россию за наживой.

Как правило, пансионы предназначались для детей одного пола и лишь в некоторых случаях мальчики и девочки обучались вместе. Большинство пансионов находились в Москве и Петербурге. Курс обучения определялся содержателем.

И все же, несмотря на открытие отдельных частных пансионов, образование женщин во второй половине XVIII века оставалось преимущественно домашним, считалось делом семьи, заботой родителей, нередко вынужденных пользоваться услугами невежественных иностранцев. Указ 1755 года, запрещавший иностранцам, не выдержавшим специальный экзамен, обучать детей, остался на бумаге.

Усиление в стране просветительного движения и распространение прогрессивных идей оказали свое влияние на развитие школы и, в частности, на женское образование. В своих проектах И.И. Бецкой вынужден был поставить вопрос о женском образовании, хотя и был убежден, что женщина предназначена для семейной жизни. Идея формирования «новой породы людей» привела к учреждению особых учебных заведений для женщин.

В 1754 году были учреждены первые акушерские школы в Москве и Петербурге, а затем в других городах. В раскольничьих скитах имелись частные школы, в которых преподавали «мастерицы».*

_______________________________________

* - Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР//XVIII - первая половина XIX века п/р М.Ф.Шабаева. М., Педагогика, 1972

§ 5 Женское воспитание и образование при Екатерине II

Екатерина II начала в 1762 году свое царствование с обещаний улучшить государственные законы и положение различных сословий, обещала улучшить воспитание и школы. Для этой цели был привлечен И.И. Бецкой (1704-1795 гг.), который много лет провел во Франции, встречался с французскими просветителями, знакомился с учреждениями просветительного характера. В 1763 году в Москве по его инициативе открылся воспитательный дом с госпиталем для родильниц. Позже был создан Петербургский воспитательный дом и воспитательные дома в провинциальных городах.

И.И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей. Доклад был опубликован в 1764 году под названием «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» и получил силу закона. В нем говорилось о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, в которых дети должны пребывать с 5-6 лет до 18-летнего возраста. Все это время они должны быть изолированы от окружающей жизни, чтобы не подвергаться «развращающему» влиянию простых людей. «По сему ясно, что корень всему злу и добру воспитание: достигнуть же последнего с успехом и с твердым исполнением не инако можно как избрать средства к тому прямые и основательные. «Держась сего неоспоримого правила, единое токмо средство остается, то есть произвести сперва способом воспитания, так сказать, новую породу или новых отцов и матерей, которые могли бы детям своим те же прямые и основательные воспитания правила в сердце вселить, какие получили они сами, и от них дети передали бы паки своим детям; и так следуя из родов в роды в будущие веки».*

Сторонник женского образования Бецкой признавал важную роль женщин в деле воспитания детей, особенно раннего возраста, говорил о необходимости создания в обществе уважения к женщине, как матери и воспитательнице.

Началом общественного образования женщин в России принято считать 1764 год, когда в Петербурге по проекту И.И.Бецкого было основано Воспитательное общество благородных девиц.

Тогда же было предписано открыть привилегированные учебные заведения для детей дворянства во всех губернских городах. В созданных по уставу 1786 года малых народных училищах допускалось обучение девочек, однако, число девочек в них было намного меньше, чем мальчиков (в 1800 г. В 315 училищах было 18128 мальчиков и только 1787 девочек, причем 2/3 из них приходилось на столичное народное училище). Школьная реформа 1804 года, несмотря на показанный либерализм, обошла молчанием вопрос о женском образовании, которое продолжало развиваться вне общей системы народного образования.**

§ 6 Образование женщин в XIX веке

После устройства екатерининской школы общественное образование стало силой, которую государственная власть могла употребить на служение своим целям. Соответственно тому, как менялись эти цели, менялись и способы их достижения. История школы и просвещения XIX века яркий тому пример. Четыре раза в течение четырех царствований XIX века русская высшая и средняя школа подвергались коренной перестройке. И, совершенно очевидно, что вызывались они не одними педагогическими соображениями.

______________________________________

* - История отечественного образования. Учебное пособие. Хрестоматия

** - Российская педагогическая энциклопедия. Т.1, Т.2., М., 1993

С 1843 года начинают создаваться епархиальные училища - средние учебные заведения для дочерей духовенства. В 1844 году местным властям было предписано открыть особые женские школы в тех районах, пунктах, где имелось не менее 25 девочек, соответствующего возраста. Однако в условиях крепостной России школы эти не могли привлечь значительного числа учащихся. Для развития женского образования в России, особенно в первой половине XIX века характерно стремление утвердить сословную организацию женских школ.

В середине XIX века среднее женское образование пришло в полное противоречие с требованиями жизни. Выдающиеся русские педагоги-демократы К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Н.А.Вышнеградский, революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев резко критиковали систему закрытого привилегированного женского образования, её косность, узко-сословный характер, отрыв от реальной жизни, иноязычность обучения (чаще всего обучение происходило на французском языке), пренебрежение к русской культуре. Они требовали воспитания женщины как человека, имеющего равное с мужчиной право на образование. Защищали общеобразовательный, открытый характер воспитания женщины, его бессословность, доступность.*

Под влиянием общественного движения в России в 60-е годы XIX века несколько расширилась сеть женских учебных заведений, возросла возможность получения девочками общего образования в совместных школах. К середине 60-х годов XIX века Россия стояла на 1-м месте в Европе по развитию среднего женского образования. Однако по-прежнему, средние школы в основном оставались доступными только для девочек из состоятельных семей.

В 60-е годы XIX века всё активнее обсуждался вопрос о необходимости обучения в начальной школе девушек из народа. В 1861 году был учрежден особый орган по изучению проблемы совместного обучения в школе мальчиков и девушек. Девочек стали обучать в бесплатных воскресных школах совместно с мальчиками, однако девочек в школах обучалось еще крайне мало. Так в 1863 году во всех низших учебных заведениях обучалось 708018 мальчиков и 157833 девочек.

Под давлением требований демократической общественности министерство народного просвещения вынуждено было признать необходимость открытия, хотя бы в губернских городах, таких женских учебных заведений, которые приближались бы по характеру и уровню образования к обычным гимназиям. В 1856 году, приступая к подготовке школьной реформы, царское правительство предложило попечителям учебных округов представить свои соображения по этому вопросу.

Реформа женского образования встретила сопротивление со стороны представителей консервативных кругов, полагавших, что старая система закрытых сословных воспитательных учреждений обеспечивает родителям «уверенность, что их дочери будут встречаться в школе с равными им и что на их успехи, приемы, поведение и манеры будет обращено особое внимание»**.

Для детей средних слоев населения, по мнению большинства попечителей, было бы достаточно создать элементарные четырехклассные школы без иностранных языков.

30 мая 1858 года было утверждено «Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения», согласно которому эти учебные заведения должны были содержаться преимущественно на средства общественности, благотворительных организаций и частных лиц, получая денежные субсидии от правительства лишь в отдельных случаях.

_______________________________________

* - Константинов В.М., Недосекина И.Б. У истоков женского образования в России // Высшее образование в России - 1992, №4

** - История педагогики и образования п/р А.И. Пискунова, М., «Сфера», 2001

Женские училища предназначались в основном для девочек городских сословий «среднего достатка». Согласно «Положению», женские училища делились на два разряда - шестигодичные и трехгодичные. В училищах первого разряда преподавались закон божий, русский язык, арифметика, основы геометрии, география, общие сведения из естественной истории и физики, всемирная и русская история. Желающих, кроме того, обучали за дополнительную плату чистописанию, рисованию и рукоделию, иностранным языкам (французскому и немецкому), танцам, музыке, пению. В училищах второго разряда воспитанницам преподавали закон божий, краткую грамматику русского языка, сокращенную русскую историю, географию, начала арифметики, чистописание и рукоделие. Училища обоих разрядов преследовали одну и ту же цель: «сообщить ученицам то религиозное, нравственное и умственное образование, которого должно требовать от каждой женщины, в особенности же от будущей матери семейства».

После издания «Положения» 30 мая 1858 года женские училища были открыты во многих городах - Вологде, Тотьме, Усть-Сысольске, Твери, Самаре, Моршанске, Ржеве, Чернигове, Туле, Смоленске, Нижнем Новгороде и др. Инициатива их открытия принадлежала местным обществам. К 1865 году в России насчитывалось уже 176 женских училищ.

В 1858 году по инициативе инспектора Павловского женского института Н.А. Вышнеградского ведомства учреждений императрицы Марии открыло в Петербурге первое женское училище для приходящих учениц, названное мариинским. В училище принимались девочки от 9 до 13 лет всех сословий, за исключением крепостных. Однако большинство поступивших принадлежало к господствующим классам. Из 162 принятых в 1858 году 97 были дочерьми дворян и чиновников (около 70%), 20 из купеческих семей (14%), 12 - дети духовенства (8%), 10 - из мещан (7%) и только одна крестьянка (менее 1%). Примерно такое же процентное соотношение состава учащихся в учебных заведений этого ведомства сохранялось и позже.

В том же 1858 году открылось еще 3 мариинских женских училища в Петербурге, одно - в Твери, а через год - в Вышнем Волочке и Саратове. Всего до конца века было открыто 31 училище, из них 6 - в Москве, 11 - в Петербурге, остальные - в западных губерниях.

Передовые педагоги во главе с Вышнеградским стремились не только дать воспитанницам училищ общее образование, но подготовить их к участию в общественной деятельности. В связи с тем, что по окончанию училищ воспитанницы получали звание домашней наставницы, по инициативе Вышнеградского в 1860 году при Петербургском мариинском училище был открыт педагогический одногодичный класс, через три года преобразованный в двухгодичные педагогические курсы для подготовки учительниц и воспитательниц. Курсы имели два отделения: естественно-математическое и гуманитарное. К обучению допускались не только выпускницы женских училищ, но и окончившие институты благородных девиц и т.п. Эти курсы положили начало женскому педагогическому образованию в России.*

Период общественного подъема 60-х годов, вынудивший царское правительство пойти на известные уступки общественной инициативе в области образования вообще и женского в частности, сменился эпохой реакции. Еще в 1864 году специальным циркуляром было предписано преподавать естественные науки «не иначе, как с всегдашним указанием на премудрость божию как естественный источник блага». На педагогических курсах при мариинских гимназиях анатомия и физиология были исключены из преподавания.

_______________________________________

* - История педагогики М., Мысль, 1976

**- История педагогики М., Просвещение, 1983

Реакционный курс, взятый правительством, особенно обозначился со времени назначения министром народного просвещения Д.А.Толстого, который считал, что женщина лишь тогда выполнит свои обязанности матери семейства, «если воспитание ее будет направлено сообразно с видами и желаниями благомыслящего правительства».*

В 1870 году было утверждено «Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения», по которому женские училища первого разряда переименовывались в женские гимназии, а второго разряда - в женские прогимназии. Те и другие содержались в основном на средства земств и городских обществ. Государственные субсидии не превышали 1/10 всего их бюджета.

Новое «Положение» было шагом назад по сравнению с «Положением» 1858 года. Оно резко ограничивало инициативу общественности. Компетенция попечительского совета теперь сводилась лишь к изысканию материальных средств и наблюдению за хозяйственной стороной деятельности женских учебных заведений. Педагогический совет был лишен права определять объем преподавания каждого предмета и утверждать учебные пособия и учебники. Все это перешло в ведение министерства.

Сохраняя в учебном плане деление предметов на обязательные и необязательные, новое «Положение» стремилось придать преподаванию «более практичный характер, применяясь к будущему предназначению женщины - хозяйке, матери». Так в четвертом классе необходимо было усвоить «приложение арифметики к счетоводству», в курсе естественной истории - необходимые сведения по домашнему хозяйству и гигиене.

Чтобы придать единое направление учебной работе и оградить учащихся от «опасных влияний», министерство подготовило и утвердило в 1874 году учебные планы и программы. Это были первые общегосударственные программы для женских гимназий и прогимназий. По новому учебному плану в курс обучения включалась алгебра, а в число необязательных предметов - педагогика, не предусмотренная ранее «Положением». В качестве необязательных предметов вводились также древние языки. Однако они преподавались лишь в 9 женских гимназиях.

Присвоение женским училищам названия гимназий и прогимназий, якобы на том основании, что они соответствуют мужским, создало лишь видимость такого равенства. На самом деле женские гимназии (и министерские, и мариинские) давали меньший объем знаний, чем мужские, хотя количество часов, отведенных на общеобразовательные предметы было примерно одинаково (за исключением математики).

В программах женских гимназий отсутствовал такой предмет, как «краткое основание логики», зато много времени отводилось рукоделию. Женские гимназии, по словам известного педагога П.Ф.Каптерева, являлись «сколком с мужских», но курс женских гимназий был значительно облегчен и «разжижен».

В период правительственной реакции 80-х годов началось наступление и на женскую школу. И.Д.Делянов неоднократно пытался лишить женские гимназии права присваивать выпускницам звание домашних учительниц, дабы не привлекать в гимназии тех, кому «свойственно было бы искать элементарного образования».

Охранительная политика царского правительства привела к тому, что женские гимназии превратились в привилегированные учебные заведения, в которых могли учиться в основном дети имущих классов. Ведомство учреждений императрицы Марии также, вопреки своим декларациям о всесословности гимназий, принимало все меры к тому, чтобы уменьшить в них число «лиц низшего и беднейшего слоев общества». С этой целью постоянно повышалась плата за обучение. К 1879 году в столичных мариинских гимназиях она возросла с 25 до 65-70 рублей, в провинциальных - до 40 рублей в год. К 1887 году плата за обучение уже доходила до 100 рублей в год.

________________________________________

* - История педагогики М., Мысль, 1976

И все же, несмотря на чинимые самодержавием препятствия, сеть женских гимназий расширялась довольно быстро.

Во второй половине 19 века появляются частные женские гимназии, по своему курсу обучения соответствующие мужской средней школе. Так в 1872 году в Москве была открыта женская гимназия Фишер с полным курсом мужской классической гимназии. Общеобразовательное женское училище Спешневой, открытое в 1868, давало окончившим свидетельство, позволявшее поступать на медицинские и другие высшие курсы. Учебный план гимназии Оболенской (открыта в 1870 году), где работали выдающиеся педагоги А.Я.Герд и А.Н. Страннолюбский, совпадал с учебным планом мужских реальных гимназий.

Наряду с женскими гимназиями существовали закрытые женские учебные заведения - институты. По уставы 1855 года они подразделялись на три разряда: первый - высший - предназначался для детей потомственных дворян и тех, кто приобрел гражданские и военные чины не ниже штаб-офицерского; второй - средний - «для дочерей личных дворян, военных и гражданских обер-офицеров, почетных граждан и купцов». В учебные заведения третьего - низшего - разряда могли поступать дочери лиц прочих неподатных сословий. По окончании институтов первых двух разрядов воспитанницы (как и окончившие женскую гимназию) получали звание домашних наставниц и учительниц. В этих институтах большое место отводилось обучению рисованию, пению, музыке, танцам; в институтах третьего разряда главными предметами обучения были рукоделия и различные хозяйственные работы.

Наряду с гимназиями и женскими закрытыми учебными заведениями во второй половине 19 века продолжался рост женских средних учебных заведений учебного ведомства - епархиальных училищ, открывавшихся с разрешения синода. В 1868 году был утвержден единый устав для епархиальных училищ, который требовал «внушить и воспитать в детях преданность престолу и отечеству».

Епархиальные женские училища были полузакрытыми учебными заведениями, где наряду с интернатными воспитанницами обучались и приходящие. С конца 60-х годов в епархиальные училища принимались не только дети духовенства. Для них была установлена двойная плата. В 1889 году в 41 епархиальном училище обучалось 8478 девочек из семей духовенства и 1387 детей из других семей.

Учебный план епархиальных училищ, предусматривавший шестилетний курс обучения, включал: закон божий, русский язык, теорию словесности, историю, русскую литературу, арифметику, общие основания геометрии, общие сведения из физики, географию, практическое ознакомление со славянским языком, педагогика, чистописание и церковное пение, которому придавалось большое значение. Обязательными предметами было также ведение домашнего хозяйства и рукоделие. К необязательным предметам, преподававшимся за особую плату, относились новые языки, музыка, рисование. Приложенная к уставу программа отличалась необычайной краткостью. Составление подробных программ возлагалось на училища. Программы утверждались епархиальными властями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать