Четвертая группа. Характерна незавершенная ориентировка по двум параметрам. Обычно дети, выполняющие задания по этому типу, правильно решают первые шесть задач. В последних четырех задачах они действуют верно, лишь в начальной фазе, учитывая только одно или два сочетания поворотов пути и нужного ориентира, на последних участках пути дети опять соскальзывают на учет только одного параметра.
Пятая группа. Это высший тип ориентировки для данных задач, который характеризуется детальным соотнесением с одновременным учетом двух параметров. Дети, решающие задачи, таким образом, могут учесть одновременно два параметра, и все предложенные задачи решают в основном верно.
2.2 Анализ полученных результатов
Таблица 2.1 Сводная таблица по результатам диагностики детей
№ | Имя испытуемого | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Количество набранных баллов | Уровень развития | |
1 | Маша С. | 4 | 4 | 4 | 3 | 2 | 0 | 2 | 2 | 2 | 0 | 23 | средний | |
2 | Рома Н. | 4 | 4 | 1 | 4 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 16 | низкий | |
3 | Диля Н. | 4 | 4 | 1 | 2 | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 16 | низкий | |
4 | Ильяс С. | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 | 0 | 25 | средний | |
5 | Андрей А. | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 17 | низкий | |
6 | Маша М. | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0 | 17 | низкий | |
7 | Катя Ф. | 3 | 3 | 1 | 4 | 4 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 16 | низкий | |
8 | Амирхан Г. | 4 | 4 | 4 | 3 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 17 | низкий | |
9 | Алсу Ш. | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 15 | низкий | |
10 | Диана М. | 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 15 | низкий | |
11 | Настя К. | 3 | 2 | 1 | 4 | 0 | 1 | 2 | 0 | 0 | 0 | 13 | низкий | |
12 | Настя М. | 4 | 4 | 4 | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 18 | средний | |
13 | Булат С. | 4 | 4 | 1 | 3 | 0 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0 | 17 | низкий | |
14 | Давид М. | 2 | 2 | 1 | 0 | 2 | 1 | 0 | 2 | 0 | 0 | 10 | низкий | |
15 | Азалия Н. | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 0 | 4 | 34 | высокий |
Таблица 2.2 - Шкала оценок (в баллах) по каждой задаче к методике «Схематизация»
№№ домиков | №№ задач | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 4 | 0 | |
2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | |
3 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 4 | 0 | 2 | |
4 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | |
5 | 2 | 0 | 0 | 2 | 4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
6 | 2 | 0 | 0 | 2 | 3 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | |
7 | 4 | 0 | 0 | 4 | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | 2 | |
8 | 3 | 0 | 0 | 3 | 2 | 0 | 0 | 2 | 0 | 4 | |
9 | 0 | 2 | 4 | 0 | 0 | 1 | 2 | 0 | 4 | 2 | |
10 | 0 | 2 | 3 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 2 | 2 | |
11 | 0 | 3 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 4 | |
12 | 0 | 4 | 2 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | |
13 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 3 | 4 | 0 | 0 | 4 | |
14 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 4 | 2 | 2 | 0 | 6 | |
15 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | |
16 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 2 | |
17 | 2 | 2 | |||||||||
18 | 2 | 4 | |||||||||
19 | 0 | 0 | |||||||||
20 | 2 | 0 | |||||||||
21 | 6 | 0 | |||||||||
22 | 4 | 0 | |||||||||
23 | 2 | 2 | |||||||||
24 | 2 | 0 | |||||||||
25 | 0 | 0 | |||||||||
26 | 2 | 4 | |||||||||
27 | 0 | 0 | |||||||||
28 | 2 | 0 | |||||||||
29 | 0 | 2 | |||||||||
30 | 0 | 0 | |||||||||
31 | 4 | 0 | |||||||||
32 | 2 | 0 |
Исследуя уровень развития наглядно-образного мышления, мы получили следующие результаты:
высокий уровень развития наглядно-образного мышления выявился у 10% детей;
средний уровень - 30% детей;
низкий уровень - 60% детей.
Мы видим связь данных полученных по таблице 2.1 и 2.2. Это говорит о том, что ориентировка в решении поставленных задач напрямую связана с уровнем развития наглядно-образного мышления. Исходя из этого, мы проводим выборку детей из общей экспериментальной группы по показателю уровня мышления, а точнее детей со средним и низким уровнем которых в данной группе 90%.
На втором этапе после обработки полученных результатов и опираясь на теоретическую часть, изложенную в главе 1, мы пришли к выводу, что внешние действия с предметами в процессе их интериоризации преобразуется в действия внутренние. Данное положение определило направление психолого-педагогического исследования - в процессе обучения детей особое значение приобрело формирование действий мышления на основе материализованных форм познавательной деятельности, задачей корой является получение новых сведений о том или ином предмете. При этом у детей ярко выражена установка на получение чего-то нового, неожиданного.
Именно поэтому для успешного перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению необходима деятельность ребенка с моделями сначала в плане материализованных, а затем умственных действий.
Материальная модель, схематически изображающаяся возможность ребенку действовать с ней и улавливать связь между ней и оригиналом (объекта), являются тем средством, с помощью которого у ребенка можно сформировать и развить наглядно-образное мышление. В процессе действий с материальной моделью у детей формируется образ этой модели - модель мысленная, внутренняя, выступающая уже как продукт данной познавательной деятельности.