Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников

Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников

2

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение

Высшего профессионального образования

Южный Федеральный Университет филиал

Институт “Педагогики и психологии”

Кафедра “Педагогика и методика начального образования”

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников»

Выполнил: студентка 2 курса

Проверил:

2008

Содержание:

Введение:

Глава I. Концептуальные взгляды на феномен игры

1.1 Человеческая игра

1.2 Взгляды зарубежных исследователей

1.3 Взгляды отечественных исследователей

1.4 Общая дефиниция игры

Глава II. Игра в жизни ребенка

2.1 Игра и эмоциональное развитие детей

2.2 Игра и учебная деятельность младших школьников

Глава III. Практическая часть игрового подхода в обучении

3.1 Классификация игр

3.2 Цель, задачи и принципы организации игровой деятельности

3.3 Диагностическая основа включения игры в образовательный процесс

3.4 Методика создания и воплощения игровых программ

Заключение

Список литературы:

Введение

Переход от индустриального общества XX века к постиндустриальному или информационному XXI века, а также прогрессивные тенденции развития глобализации и, как следствие, социально-экономические, научно-технические, политико-правовые, культурно-информационные, национально-этнические, профессионально-кадровые интеграции мирового сообщества предъявляют иные, качественно новые требования к образованию в целом, что приводит к возникновению конкурентоспособных специалистов в той или иной области деятельности человека. Усложнение общественных отношений и их непрерывное развитие требуют комплексной и в то же время узконаправленной профориентации специалиста, а также его перманентное осваивание все новых и новых бурно развивающихся знаний.

В этом контексте, совершенно очевидно, что способности личности как индивидуума играют приоритетную роль в предопределении степени интеллекта, эрудиции и профессионализма человека не только в качестве специалиста, но и как полноценного человека. Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка. Необходимо также отметить, что многие специалисты подчеркивал на крайнюю значимость младшего школьного возраста в становлении личности человека и формировании у него продуктивного интеллекта. Существенную роль играет участие младших школьников в играх, способствующее их самоутверждению, развивающее настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Поэтому условия обучения на начальной ступени школы во многом определяют успешность дальнейшего образования личности, а также продуктивность интеллектуального труда будущего специалиста.

Из психологии известно, что за время обучения в начальной школе ребенок переживает несколько психических кризисов. Первый их них, кризис семи лет, связан с переходом от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Второй кризис связан с началом полового созревания, сменой мотивов и ведущей деятельности.

Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе которых при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.

Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психологическая напряженность, которая отражается не только на физическое здоровье, но и в поведении. Несоответствие психофизиологического состояния учащихся формам и методам обучения приводит к тому, что у значительной части детей снижается желание учиться, от класса к классу падает мотивация учения личности, у некоторых учащихся возникает синдром разочарования в школе. Поэтому адекватное обстоятельное рассмотрение ресурсов детской игры и изучение тех условий, которые позволяют ей максимально эффективно воздействовать на самые разные стороны детского развития, и в первую очередь - на формирование у младших школьников творческой и социальной активности, становление навыков учебной деятельности и всех тех качеств и способностей, которые в совокупности обеспечивают успешность их развития, обучения и воспитания. Присущие игре диагностическая, дидактическая, воспитательная, развивающая и другие функции должны быть с обязательностью осознаны и освоены всеми специалистами начальной школы для того, чтобы избежать многочисленных случайностей, нелепостей и грубых ошибок, которые возможны при бессистемном, некорректном и просто неразумном включении игры в педагогический процесс.

Актуальность моей работы выражается в вышесказанном и в этом заключается основание выбора темы. В этом смысле однозначно разделяю мысли Абдульменовой, «что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету».

Объектом исследования является игра в учебном процессе младших школьников.

Предметом исследования выступает процесс развития познавательной и учебной мотивации под влиянием комплексов деятельности, имеющих характер игровой функции.

Цель исследования состоит в раскрытии самого механизма стимулирующего влияния игровой деятельности, а также в выявлении его роли на освоение предметов и в формировании мотивации учения младших школьников. Кроме того, целью исследования является разработка методов использования наиболее практичных и универсальных игр.

Исходя из этого, можно сформулировать следующую гипотезу: развитие учебной и познавательной мотивации, формирование психики, мышления и самосознания младших школьников методом использования игры даст наиболее продуктивный эффект при применении:

· наиболее адекватных игр с учетом возрастных, психологических, половых и национальных (актуально в многонациональных регионах) специфик детей младшего школьного возраста;

· систематического использования игровых приемов и способов в образовательном процессе;

· дуалистического подхода: сочетания и синтеза игры с обучением.

· Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:

· изучение теоретических положений самой теории игры;

· проведение характеристики современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста и их обобщение;

· определение требований к играм в зависимости от особенностей детей;

· разработка методов использования игр.

Методологической основой исследования являются изучение, анализ и дальнейшее обобщение достижений психологической и педагогической наук из различных литератур (учебные, монографические, периодические, методологические, статистические и пр.). Также беседа, наблюдение и анкетирование.

Научна новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что на основании изученного материала и проведенного исследования выработан наиболее аргументированный и экспериментально апробированный вариант использования игры с учетом местных особенностей и специфик.

Практическая значимость исследования, несомненно, заключается в дальнейшем использовании его результатов и рекомендаций учителями начальных классов в учебно-воспитательной работе.

Глава I. Концептуальные взгляды на феномен игры

1.1 Человеческая игра

Игра помогает делать урок живым,

а общение искренним, дойти до ума и

сердца каждого ребенка, вызвать

творческий интерес к предмету.

Абдульменова З.З. (37, С.29)

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. «Игра - вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе»(1, С.475). Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военным и другими тренировками, искусством, в особенности исполнительскими его формами. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра - неотъемлемая часть человеческой культуры.

В современной теории вопросы об историческом происхождении игры являются одним из главных, потому что проливает свет на природу. И по сей день высказываются взгляды на игру как деятельность обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный внеисторический характер. Но в этом отношении некоторые социологи пошли ещё дальше. Яков Кротов указывает в своей статье о том, что «стремление к контакту с Богом заложено в природе человека. Но уже древнехристианские богословы подчеркивали, что в раю не будет пространства и времени. Это свойство падшего мира, это ограничение, которое Бог заложил на человеческую свободу. Но ведь именно это и есть определение игры как чего-то, что происходит в ограниченном пространстве и в ограниченном времени, по определенным правилам. И то, что часто называют проклятием человеку за грехопадение, то, о чем рассказывает Книга бытия, описывая изгнание людей из рая, больше все-таки похоже на благословение Боже на игру: «Идите, я представляю вам вот это довольно небольшое пространство, я предоставляю вам время, сколько - не скажу это одно из правил нашей с вами игры, благодаря которой вы должны вернуться ко мне. Я даю вам заповеди, я даю вам определенные ограничения на ваши творческие способности. Но зато у вас появляется возможность обрести меня вновь, возможность открыть меня». Вот к чему направлена та игра, которая зовется историей человечества после грехопадения». Подход с теологической точки зрения довольно интересен, но с таким же успехом можно проецировать или провести аналогию с различной человеческой деятельностью, явлениями и понятиями, пытаясь объяснить ее суть.

1.2 Взгляды зарубежных исследователей

Феномен детской игры изучен исследователями довольно широко и разносторонне, как в отечественных разработках, так и за рубежом.

А. Фромм, одни из ведущих специалистов США в области детской психологии, педиатрии, психиатрии, в книге: «Азбука для родителей» (33) пишет о значимости игры в жизни ребенка, говоря о том, что точно так же как взрослый человек должен работать, ребенку необходимо играть.

Характерной особенностью подавляющего большинства психологических теорий, распространенных на Западе, является, как уже ранее отмечалось биологизация человеческой психики, отрицание качественно нового типа психического развития на стадии человека. В понимании игры этот выражается двояко. С одной стороны, игра рассматривается как деятельность, в равной мере присущая животным и человеку. Здесь выделяются два традиционных направления. Первое из них развивалось под влиянием теории К. Гросса (2), в которой основным является положение об игре как предварительном упражнении будущих функций. С теми или иными модификациями такой взгляд на игру характерен и для В. Штерна (3), К. Бюлера (4) и ряда их современных последователей. Второе традиционное направление связано с теорией Ф. Бойтендайка, понимающего игру как выражение ряда особенностей детского возраста, как проявление некоторых исходных влечений, например влечения к освобождению, к слиянию, общности с окружающим и тенденции к повторению. Собственно этим исходным позициям забавы котенка с клубком ниток, борьба молодых животных, лепет ребенка, постукивание ложкой по тарелке, игра - явление одного порядка. Все они характеризуются как игра.

Современные зарубежные исследователи зачастую электрически объединяют положения этих двух направлений, тогда игра рассматривается, например, как «разносторонний» вид исследования («Что я могу делать с этим объектом?»), отличный от «специфического» исследования («Что может делать этот объект?») (5,6). В других случаях подчеркивается, что игровое манипулирование предметами и словами характеризуется эмоциональным удовольствием, поэтому уменьшает влияние неуспеха на действия играющего: предоставляя возможности для сочетания предметов и действий в необычной последовательности, оно ведет к лучшему познанию этих предметов и свойств. Благодаря всем этим особенностям предварительное манипулирование в игровой форме является более эффективным для решения ребенком той или иной проблемной ситуации, чем другие виды знакомства с ней. Таким образом, игра не создает ничего нового. Она выступает как средство, облегчающее решение ребенком частных проблем, тем самым лишь способствует реализации того, что у ребенка уже имеется.

С другой стороны, игра понимается как специфическая деятельность, связанная с развитием психики человека. Однако само это развитие трактуется как следствие борьбы между врожденными влечениями и потребностями ребенка и социальными влияниями, направленными на подавление этих потребностей и влечений. Так, у З. Фрейда (7), и особенно у его последователей и продолжателей, (Г. Гуг-Гельмут, М. Клейн и др.), игра - один из способов выхода либидозной энергии наряду с творчеством, сновидениями, описками и т.д. Ребенок в символической форме разыгрывает травмирующую его ситуацию, снимая тем самым напряжение, появившееся в результате конфликта его внутренних, агрессивных, сексуальных в своей основе влечений с барьерами, которые ставит общество на пути выхода этих инстинктов. Современные последователи психоанализа (А. Фрейд (8), Р.К. Эйфманн (9) и др.) рассматривают игру как проекцию трех трудностей и конфликтов, которые существуют в реальной жизни ребенка, в его взаимоотношениях с близкими взрослыми. Путем символического разыгрывания травмирующих ситуаций ребенок может успешно преодолеть реальные конфликты. Таким образом, игра рассматривается как способ, обеспечивающий успешную адаптацию ребенка к социальному миру, но не обуславливающий качественных изменений в психике.

Взгляды З. Фрейда в той или иной степени оказали влияние на ряд концепций игры. Так, в концепции Пиаже жизнь ребенка подчинена принципу удовольствия в противоположность принципу реальности, в соответствии с которым организована жизнь взрослых. Общество взрослых оказывает на ребенка постоянное воздействие, но ребенок не может сразу к нему приспособиться в силу особенностей своих интеллектуальных структур, только начавших путь развития. Во избежание нарушения равновесия с окружающей средой ребенок наряду с аккомодацией своих структур к внешним воздействиям вынужден ассимилировать, уподоблять себе, включать свои структуры оказываемые на него внешние воздействия, что происходит в форме символической игры. Игровые символы, по Пиаже, - это особый язык ребенка, на который он переводит все влияния внешнего мира (10,11). Таким образом, в игре ребенок приспосабливает враждебную ему реальность к специфическим потребностям своего «Я».

К. Коффка в своей концепции детской игры также исходит из основных положений психоанализа. «Игра ребенка, - отмечает он, - представляет собой особую реальность, причем нужно помнить, что «настоящая» действительность, противоположностью которой она является, для ребенка гораздо менее «настоящая», чем для нас» (12, С.232). Игра возникает в период перехода ребенка от рядоположенных, равноправных структур поведения к единой целостной структуре. Ребенок, воспринимая взрослые формы поведения, прежде должен перевести их в свой, детский мир, чтобы полностью их освоить.

Сторонники названных теорий считают игру характерным явлением детства и придают ей большое значение в развитии ребенка. Но их позиция отличается натуралистическим биологизаторским подходом к вопросу о происхождении игры и значении ее в психическом развитии ребенка.

Внимания заслуживают также другие исследователи (К. Леви-Стросс (35), В. Тернер), которые игру рассматривали с точки зрения его происхождения с ритуальных игр, объясняя заключения её сущности в противопостановлении организованных действий стихиям и неудачам. Тернер, в частности, рассматривает структуру ритуала с четырех точек зрения: символической, ценностной, телической и ролевой. В первом случае ритуал выступает как собрание символов, во втором - как передача информации о важнейших ценностях и их иерархии, в третьем - как система целей и средств, в четвертом - как продукт взаимодействия различных социальных статусов и положений. Таким образом, ритуальные игры и обряды несли в себе, по мнению исследователей, функцию особого средства преодоления критических ситуаций за счет придания им иного статуса, характеризующегося возникновением иной точки зрения на саму кризисную ситуацию.

Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы:

· имитация реальной трудовой деятельности;

· осуществление совместной деятельности по поиску выхода из кризисной ситуации;

· разыгрывание ролей;

· наличие магического смысла.

Несомненно, такой подход в понимании игры с позиции его возникновения с ритуальных игр необъективен, так как игра в своем роде всегда сопровождала человечество с начала его эволюции. Можно с уверенностью предположить, что дети наших древних предков, не знающие ритуала (дриопитеки, австралопитеки и пр.), находили способы порезвиться. Просто с течением времени игры развивались и усложнялись, как и общественно - экономические формации.

1.3 Взгляды отечественных исследователей

Советские психологи (Л.С. Выготский (13), А.Н. Леонтьев (14), С.Л. Рубинштейн (15), Д.Б. Эльконин (16) и др.) и педагоги (Н.К. Крупская (17), Е.А. Аркин (18), М.Я. Басов (19), А.С. Макаренко (20) и др.) всегда уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание. Их исследования показали, что сюжетно-ролевая игра социально по своим мотивам, по происхождению, содержанию, структуре и функциям. Д.Б. Эльконин, проанализировав большое количество этнографического материала, пришел к выводу, согласно которому сюжетно-ролевая игра возникает в обществе не сразу, а по мере усложнения производства и является организуемой взрослым формой подготовки ребенка к будущей жизни в человеческом обществе.

Д.Б. Эльконин в книге «Психологические игры» предполагает, что возможны два варианта возникновения и становления игровой деятельности. На заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни перевобытно-общинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача в охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Кроме того, молодые юноши также должны были пройти через предварительную репетицию правильных действий охотников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать