Идивидуальный подход к детям в процессе занятий по развитию речи
p align="left">Всего выделяется 4 функции:

1) организационная - организация деятельности, в которой развивается и формируется личность;

2) ценностно-ориентировочная - определение жизненных ценностей, установок для развития и саморазвития личности воспитанника;

3) профилактическая - профилактика негативных влияний на развитие и формирование личности;

4) превентивная (предупредительная) - изолирование личности от неблагоприятных условий её развития.

Что такое личность? Личность - это человек как субъект отношений и осознанной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчива система социально значимых качеств, отношений, мотивов, которая характеризует человека как члена общества.

Вот какое определение личности давали некоторые учёные, педагоги, психологи:

Л.С. Выготский

Личность - социальное понятие, которое выражает всё, что есть у человека сверх природного, исторического; личность не есть врождённой, она возникает в результате культурного и социального развития.

С.Л.Рубинштейн

Личностью является человек со своей позицией в жизни, к которой он пришёл в результате большой сознательной работы… Личностью является лишь тот человек, который относится определённым образом к окружающему миру, сознательно выражает это своё отношение так, что оно проявляется во всей его сущности

К.К. Платонов

Личность - субъект перестройки мира на основы его познания, переживания и отношения к нему.

А.Н. Леонтьев

Личность - это ценностное образование, относительно поздний продукт социально-исторического развития и особенный уровень онтогенетического развития человека.

Г.С. Костюк

Индивид становится общественным существом (т.е. личностью) по мере того, как у него формируется сознание, образуется система психических особенностей, способность принимать участие в жизни общества, выполнять социальные функции.

Л.И. Ботович

Личность - человек, который достиг определённого уровня психического развития, у которого уже сложились собственные взгляды на окружающее и определённый уровень самопонимания, а все психические процессы и особенности приобрели определённую структуру.

Д.И.Фельдштейн

Личность - субъект деятельности, интегратор психических процессов человека, системная особенность индивида как социального существа; особенное социальное качество, что формируется в системе социальных отношений, которую нельзя вводить и нельзя выводить из биологических особенностей человека.

Исходя из этого, мы видим, что каждая личность не может быть похожа на другую, т.е. индивидуальна. Индивидуальность - это общее и особенное, что отличает одного человека от другого, делает его неповторимым; своеобразие психики и личности индивида.

И неудивительно, что вопрос индивидуального подхода к детям волновал великие умы во все времена. В опытах общественного воспитания детей, проведенных Робертом Оуэном. И Песталоцци и Оуэн практически доказали важность индивидуального подхода в перевоспитании детей с дурными наклонностями, причём, что особенно важно, они подчёркивали силу воздействия на детей доброты, чуткости, участия воспитателя, уважения им личности ребёнка, говорили о влиянии примера педагога.

Рудольф Штейнер назвал время, которое ребёнок проживает от рождения до 7 лет «возрастом подражания». Он - один из первых педагогов, сумевших показать, какое решающее воздействие могут оказать первые годы жизни на всё последующее внутреннее развитие человека. Он хотел обратить особое внимание воспитателей на то, что их личный пример, их манера речи и поведения влияют индивидуально на каждого ребёнка по-разному и гораздо сильнее, чем какое бы то ни было обучение.[15.с.6] Американский детский психиатр, профессор Сельма Фрайберг большое внимание уделяла развитию детей в первые годы жизни и особенно - умственному развитию, в первую очередь - развитию речи. Результаты исследований развития ребёнка на протяжении первых лет жизни обобщены ею в книге «Магические годы» следующим образом: …Человеческая разумность в значительной мере зависит от умения использовать символы; и прежде всего нельзя считать речь продуктом только высокоразвитого человеческого мозга и органов речи, речью овладевают в раннем возрасте через опирающийся на чувство со взрослыми. Понятие «Я», идентичность собственной личности, также как и осознание человеком самого себя как индивидуума, приобретаются на ранних стадиях контакта между родителями и детьми»[15, с.33]. Ребёнок дошкольного возраста рассматривается как единый орган чувств, причём очень тонкий и ранимый, со своими индивидуальными особенностями.

Проблема индивидуального подхода к детям получила развитие и в учении прогрессивных педагогов в России.

Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек, но в то же время высказывал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребёнку нельзя дать каких-то определённых советов и рецептов. Тем самым он подчеркнул творческий характер проблемы, предложив воспитателю самому выбирать из имеющегося арсенала педагогических средств те, что наиболее помогут ему подойти к данному ребёнку в данной ситуации.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой в журнале «Ясная Поляна» делится своими педагогическими размышлениями о своеобразии индивидуальных проявлений его учеников. Со свойственным ему талантом писателя и педагога он подмечает каждый штрих в характере воспитанников. Тревожная любовь к детям лежит в основе индивидуального подхода в педагогическом учении Толстого.

Немалый вклад в развитие вопроса об индивидуальном подходе к детям внесли революционные демократы А.И. Герцен и В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Что особенно важно, они рассматривали вопрос об индивидуальности человека, о развитии его задатков, о воспитании стойкости в связи с общими задачами подготовки людей, способных вести решительную борьбу с общественным злом, крепостничеством.

Для нас чрезвычайно интересным является то, что педагоги и общественные деятели дореволюционной России придавали значение разработке теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, и это в свою очередь находило отражение в работе детских садов.

Прежде всего, нужно назвать имя Е.Н. Водовозовой, ученицы и последовательницы К.Д. Ушинского. Она указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребёнка для того, чтобы уметь всесторонне анализировать поступки детей, которые по её мнению, являются верным зеркалом их умственного кругозора и направленности.

Большое внимание к индивидуальному подходу уделялось в практической работе отдельных детских садов в России, руководителями которых были такие педагоги, как А.С. Симонович, С.А. Люгебиль, М.А. Кудрянова, М.Х. Свентицкая. Они стремились предоставить детям возможность проявить свои интересы и активность при выборе занятий и игр.

Критически используя педагогическое наследие прошлого, выдающиеся педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко разработали теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям.

При этом Н.К. Крупская считала особенно важным изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей. Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка она рассматривала как обязательное и необходимое условие его всестороннего развития.[26]

А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Именно А.С. Макаренко разработал и внедрил в жизнь педагогику «прикосновение к личности», правда, применял её к трудновоспитуемым детям уже школьного возраста. Придавая большое значение индивидуальному подходу, А.С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы.

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее и оригинальное развитие в практическом опыте талантливого педагога, пытливого исследователя и учёного В.А. Сухомлинского. Сам термин воспитание В.А. Сухомлинский рассматривал именно с этих позиций. «Воспитание, - писал он, - это прежде всего человековедение. Без знания ребёнка - его умственного развития, мышления интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей - нет воспитания».[59, с.9]

Вопрос об индивидуальном подходе к детям занимает значительное место в трудах и других советских педагогов. Е.А. Аркин говорит об индивидуальном подходе к дошкольникам в физическом воспитании, Р.И. Жуковская - в игровой деятельности, А.П. Усова - в процессе в процессе обучения и умственного развития детей на занятиях. В произведениях Е.А. Флёриной, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной рассматриваются методы и приёмы индивидуального подхода к детям в развитии их творческих способностей и дарований. Я.И. Ковальчук считал, что индивидуальный подход к детям дошкольного возраста оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка, если он осуществляется в определённой системе: изучение проявлений ребёнка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, чётких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребёнку в общей педагогической работе со всеми детьми. При этом необходимо помнить, что индивидуальный подход имеет смысл только при всестороннем, моральном и нравственном развитии личности ребёнка. [25]

Как известно речь - функция высшей нервной деятельности. Ни одно другое существо более не обладает этим Божьим даром. И у каждого ребёнка он развивается особенно, по-своему. Эти индивидуальные различия просто необходимо учитывать. В этом мнении сходятся такие учёные как Т.А. Гербова, А.П. Усова, Ф.А Сохин, А.И. Максаков, А.М. Бородич, А.М. Богуш, Е.И. Тихеева и многие другие.

Особенность мышления ребёнка-дошкольника такова, что он усваивает любой учебный материал гораздо лучше, если он связан с деятельностью и игрой. Для обучения родному языку прекрасно подходит драматизации: как игры и как элементы во время занятия.

А.К. Бондаренко отмечает, что дети среднего возраста с удовольствием драматизируют художественные произведения (целиком или в отрывках). Они увлекаются поиском передачи образа героя, интонации.[5, с.37]

Через художественное произведение «происходит активное усвоение слов и понятий. Если к тому же повторять закрепляемые слова, показывая картинку, игрушку, предмет, к которым данные слова относятся, они надолго войдут в активный словарь ребёнка».[52, с.151]

Благодаря рассказыванию, рассказыванию наизусть, пересказыванию развивается связная речь. В посвящённых развитию связной речи исследованиях Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, О.И. Соловьёвой и других учёных отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путём систематического обучения на занятиях.

Э.П. Короткова пишет: «Начиная со средней группы, в детском саду проводятся занятия по пересказу литературно-художественных произведений. Занятия занимают значительное место в системе работы по формированию связной речи дошкольников. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевое развитие усиливается.

Очень важно, чтобы дети глубоко осмысленно и эмоционально воспринимали литературный материал».[31,с.12-13] В драматизации эмоции выражаются ярче всего, кроме того, дети заинтересованы.

Важность элементов драматизации на занятиях по развитию речи отмечает А.М. Бородич: « Если в произведении есть диалог, то на помощь педагогу, особенно в деле формирования выразительности детской речи, приходит пересказ по ролям (в лицах)… Как приём на некоторых занятиях после словесных пересказов может быть использована игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов».[6,с. 66-67]

В книге Г.С. Швайко отмечается, что при помощи игр-драматизаций дети упражняются в умении интересно и подробно рассказывать, у них развивается внимание, мышление, память, логика.[64,с. 5-6]

Таким образом, при анализе методик по развитию речи дошкольников было выявлено, что недостаточно внимания уделяется элементам драматизации на занятии как метода индивидуального подхода к детям на занятиях по развитию речи. Анализ показал, что в методиках развития речи детей элементы драматизации, как метод индивидуального подхода, носят эпизодический характер. Следовательно, занятия имеют слабо выраженную эмоциональность и рассчитаны на основную массу детей, т.е. в незначительной мере присутствует индивидуальный подход к каждому ребёнку. Это отражается на внимательности детей, их заинтересованности в учебной деятельности и, как следствие, на речевой активности детей. Эмоциональная насыщенность на занятии, учёт индивидуального уровня развития речи каждого ребёнка, активное практическое взаимодействие способствует наиболее эффективному развитию связной речи, обогащению и активизации словаря у детей 5 года жизни.

Итак, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать следующие выводы, что рациональное использование элементов драматизации, как метода индивидуального подхода в процессе обучения детей позволяет повысить эффективность восприятия, усвоения и активизации информации. Использование эмоциональной насыщенности, в сочетании с индивидуальностью каждого ребёнка, с умственной деятельностью должно носить систематический характер и распределяться в зависимости от тематики и цели занятия. В методиках недостаточно учитывается влияние практического взаимодействия (т.е. элементов театрализации с учётом индивидуальности каждого ребёнка) на активизацию речевой деятельности детей. На наш взгляд, активное практическое взаимодействие - предпосылка активной речевой деятельности. Этот фактор полностью реализуется в элементах драматизации на занятиях. Систематическое введение элементов, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в процесс обучения будет благоприятно отражаться на эмоциональном состоянии детей, что повысит уровень заинтересованности, внимательности детей на занятиях, в результате чего будет способствовать более эффективному развитию речи детей, активизации речевой деятельности каждого ребёнка.

1.3. Основы индивидуального подхода на занятиях по развитию речи в средней группе детского сада.

Как мы уже говорили, индивидуальный подход к детям имеет огромное значение особенно на занятиях, однако только в связи со всеми принципами воспитания и обучения дошкольников.

Принципы дошкольного обучения.

Принцип воспитывающего обучения

Правильно организованный процесс обучения влияет на формирование личности ребёнка в целом.

Принцип развивающего обучения

Требует ориентации процесса обучения на потенциальные возможности ребёнка.

Принцип наглядности

обучения

Выражает «золотое правило» дидактики, сформулированное Я.А. Коменским: «Всё, насколько возможно представлять ощущениям, а именно: видимое - зрению, слышимое - слуху, нюхательное - нюху, вкусовое - вкусу, ощутимое прикосновением - прикосновению, а если что-то может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то должно одновременно подавать несколько чувств».

Принцип научности и доступности.

Ребёнок должен усваивать реальные знания, которые правильно отображают действительность и не противоречат научному толкованию понятий, явлений. В обучении нужно идти от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Принцип сознательности и активности.

Связанный с использованием таких методов, которые дают возможность ребёнку стать действительным субъектом процесса познания.

Принцип систематичности и последовательности.

Обеспечивается рациональным планированием, обозначением количества познавательного материала разного содержания и установлением логической последовательности в подаче его детям, в характере повторений того, что изучается, с целью улучшения его усвоения.

Принцип позитивной мотивации обучения.

Создание позитивного эмоционального климата, гуманных отношений педагога и детей в процессе обучения, атмосферы делового сотрудничества.

Принцип индивидуального подхода.

Изучение и учёт индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка с целью всестороннего развития детей.

Хотя занятия занимают небольшую часть общего бюджета времени пребывания ребёнка в детском саду, но их воспитательное значение велико.

«…Учение есть индивидуальная деятельность детей, - писала А.П. Усова. - Здесь каждый ребёнок проделывает определённую умственную или физическую работу индивидуально. Для той или иной работы тратятся индивидуальные усилия. Поэтому необходимо рассматривать процесс обучения во взаимодействии индивидуальных усилий и усилий детского коллектива».[62, с.120]

Индивидуальный подход на занятиях способствует раскрытию индивидуальности ребёнка, которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания.

Индивидуальными особенностями детей следует руководствоваться при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом. При этом нужно учитывать особенности их физического развития, и своеобразие психического развития, и поведения. Если у ребёнка пониженный слух или зрение, то его надо обязательно посадить поближе к воспитателю. Постоянного внимания воспитателя требуют и очень подвижные дети, непоседы. Их тоже следует посадить поближе. Недалеко от воспитателя должны сидеть и тихие, пассивные, молчаливые ребята. При рассаживании необходимо учитывать также дружеские взаимоотношения детей, но всё-таки в первую очередь руководствоваться педагогическими ценностями, подбирать соседей по столу, исходя из возможностей их благотворного влияния друг на друга.

При общении с детьми в быту, в играх, на занятиях педагог непременно обнаруживает особенности их речевого развития: образность и выразительность или, наоборот, невыразительность языка; навыки связной речи или неумение связно выразить свою мысль, богатство или бедность словарного запаса; недостатки произношения отдельных звуков. Индивидуальный подход на специальных занятиях позволяет воспитателю исправить недостатки речевого развития детей, способствует усвоению лексических единиц родного языка и повышению речевой активности детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать